Урок на тему: «Книги, спасибо за то, что вы есть»




Скачать 152.13 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Книги, спасибо за то, что вы есть»
Дата публикации23.03.2013
Размер152.13 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Введение

Работа над темой моего исследования началась с того, что в нашем классе прошел библиотечный урок на тему: «Книги, спасибо за то, что вы есть». Мы долго разговаривали о роли книги в нашей жизни с одноклассниками, школьным библиотекарем, а после занятий и дома с родителями. Я решила изучить эту тему: « Какое значение имеет книга в жизни современного человека?». Часто слышится вопрос: «Зачем нужно читать? Зачем нужны книги?» На мой взгляд, это актуальная и тревожная проблема современного общества.

Цель моего исследования – проанализировать роль книги в жизни человека.

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

- найти в научно-популярной литературе, энциклопедии и рассмотреть сведения об истории возникновения книги;

- выявить практическую значимость книг;

- проанализировать, с чем взаимосвязаны читательские навыки (успеваемость, культура);

- провести анализ результатов исследований Международной программы PISA по оценке читательской грамотности учащихся России;

- разработать рекомендации по воспитанию читательской культуры;

-разработать перечень произведений для учащихся начальной школы.

Объект исследования – учащиеся начальной школы, родители, учителя.

Предмет исследования – отношение человека к книге.

Гипотеза – я считаю, что книга была и будет первоисточником в формировании человека и становлении его, как личности. Если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными.

В работе я использовала следующие методы исследования:

- обзор теоретической литературы и анализ научных источников;

- наблюдение за динамикой успеваемости учащихся, связанной с уровнем читательских навыков;

- консультация со школьным библиотекарем;

- анкетирование учащихся, родителей.

Глава I. История создания книги
Изучив теоретический материал, хочу отметить, что история появления книг очень интересна.

Откуда пришла к нам книга? В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы. Первым этапом создания книги было изобретение свитка из папирусных листов, которые подклеивались один к другому. На таких свитках записывались эпические литературные произведения, прекрасным примером которых являются поэмы «Одиссея» и «Иллиада». Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей, начиная с 3 века до новой эры, использовали пергамент – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.

Следующее перевоплощение книги стало возможным именно благодаря дешевизне и прочности пергамента. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.

Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешевого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей. Начиная с 14 столетия, доступ к чтению был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел.

В 863 году славянские просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, а первый человек, который начал печатать книги в России - Иван Федоров. Первая книга "Апостол" напечатанная на русском языке появилась в Москве 1 марта 1564 года. До этого времени в России были только рукописные книги.

К 16-му веку книги выглядели почти так, как сегодня, и с тех пор очень мало изменений было внесено в их внешний вид.

Проанализировав теоретический материал о пользе книг, высказывания великих людей можно смело сказать, что, чтение книг дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми.

Вывод: книга была и будет первоисточником в формировании человека и становлении его, как личности.

Глава II. Экспериментальное исследование
2.1. Сравнительный анализ читательских навыков

В ходе исследования я провела сравнительный анализ читательских навыков учащихся 3-4 классов (технику чтения) и их четвертные оценки. В итоге была замечена прямая пропорциональность: чем лучше ученик читает, тем лучше оценки в его дневнике, тем лучше он пишет диктанты, тем грамотнее его речь, выше интеллект. Вывод: чтение положительно влияет на учебу.
2.2.Схемы общения одноклассников
В течение месяца я наблюдала за учащимися 3-4 классов, составляла схемы их общения и выявила круг детей, являющихся лидерами или предпочитаемыми в общении, ознакомилась с посещением учащихся в школьную, сельскую библиотеки. Такими детьми оказались те, которые много читают. Вывод: чтение помогает в общении, с читающим человеком очень интересно общаться.

К сожалению, в наше время интерес к книге и чтению резко снижается. Сейчас у печатных изданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, телефон… Школьники читают только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой, Но, я считаю, книга по-прежнему необходима. В нашем классе есть много читающих ребят, которые посещают не только школьную, но и сельскую библиотеку. Но я знаю, что не у всех ребят такое отношение к книге и чтению. Эта проблема навела меня на мысль провести анкетирование среди учащихся 2-5 классов нашей школы и их родителей.

2.3. Результаты анкетирования
Проанализировав результаты анкетирования, я получила следующие результаты:

У 98% опрошенных ребят дома есть книги. Но, читают эти книги лишь 62% опрошенных.

Ежедневно читают книги 29%

Несколько раз в неделю -30%

По выходным 19%

Иногда -12%, остальные читают от случая к случаю, либо не читают вообще

В ходе анкетирования выяснилось, что:

38% любят читать рассказы о детях.

25% сказки.

14% любят читать рассказы о животных

13% стихи

10% детскую энциклопедию.

Любимую книгу смогли назвать не все ребята. Чаще всего называли книги из школьной программы.

Анкетирование родителей показало, что родители стараются покупать, дарить детям книги. Не все родители знают, о чем любят читать их дети, какая книга у их ребенка любимая.

Я побеседовала о проблеме своего исследования со школьным библиотекарем. Она предложила организовать выставку рисунков «Герои любимых книг», викторину, конкурс пословиц, поговорок о книге. Много ребят приняло участие в этих конкурсах, самые активные были награждены грамотами.

Мною было проведено анкетирование учащихся 2-5 классов, родителей, вывод: к сожалению, чтение книг для учащихся входит в число нелюбимых занятий, уступая общению с друзьями, телевизору и компьютеру. Лишь 12% учащихся нравится этот процесс. Да и взрослые сами мало читают.
2.4. Исследования Международной программы PISA
Теперь об анализе результатов исследований Международной программы PISA по оценке читательской грамотности учащихся России.

Целью данного исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15- летнего возраста. По итогам исследования результаты российских учащихся в области грамотности чтения ниже, чем результаты других стран участниц: 41-43 место в 2009 году.

В национальной программе поддержки развития чтения указано, что чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. От чтения зависит интеграция личности в культуру, от уровня культурного развития зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. Проследим эти взаимосвязи на основе исследований 2010 года.

Страны-лидеры по уровню жизни:1. Норвегия, 2.Дания, 3.Финляндия, 4.Австралия, 5.Новая Зеландия. Среднее значение уровня читательской грамотности в этих странах - 11 место.

Уровень жизни страны -13 место.

Страны с низким уровнем жизни:51. Таиланд, 53. Мексика, 58. Китай,

63. Россия, 65. Колумбия.

Средний уровень читательской грамотности -29 место,

Уровень жизни страны -66 место.

Да цифры неутешительные. Но вы только представьте, что же произойдет с людьми и страной, если мы перестанем читать?

Выбирайте сами - читать или не читать. Я уже свой выбор сделала!
Заключение

Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить - век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок». Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА!

«Книга-учитель

Книга-наставница

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

В своей работе я рассмотрела историю возникновения книги, выявила практическая значимость книги.

В практической части моего исследования доказано, что успеваемость и успешность современного человека и даже благосостояние государства напрямую зависит от уровня читательских навыков.

Мы совместно с библиотекарями выпустили памятку «Воспитание читательской культуры» и распространили его среди учащихся 2-7 классов.

Задачи, поставленные, в моей работе я выполнила.

Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод: моя гипотеза о том, что книга была и будет первоисточником в формировании человека и становлении его, как личности подтвердилась. Если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными.

Я предлагаю:

1.Провести в нашей школе классный час по теме: «23 апреля – всемирный ДЕНЬ КНИГИ» в 1-7 классах.

2.Провести родительское собрание совместно с учащимися, дать рекомендации - памятки по воспитанию читательской культуры; ознакомить с приблизительным перечнем произведений для учащихся начальной школы.

3.Продолжить традицию проводить в школе конкурсы «Самый читающий класс», «Самый активный читатель библиотеки», литературные викторины, праздники детской книги и т.п.

Неслучайно грамотность в широком смысле включена всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации, а ООН взяла этот показатель в качестве индекса продолжительности жизни населения.

Литература

1. История: дет. энциклопедия [Текст] / сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов. – М.: АСТ, 1998. – 512 с. – (Я познаю мир).

2. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. – М.: ШБ, 2006. – 104 с.: ил.

3. Кабачек О. Между Интернетом и печатной страницей [Текст] / О.Кабачек // Первое сентября. — 2000. — N 8. — С. 3

4. Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. - № 13.

5. Филиппова М.А. Что такое книга? [Интернет ресурс]. - www.openclass. ru/node/26098.

6. 5ballov.com.ru/s/3/4633.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



п/п


класс

Ф.И.учащегося

Кол-во слов в минуту

Средняя оценка за диктант

Успеваемость



4

М.К.

81

«4»

хорошистка




4

С.Ш.

59

«3»

троечник



4

З.Р.

91

«4»

хорошистка




3

А.А.

82

«4»

хорошист



3

Д.А.

90

«4»

хорошист



3

С.Ю.

84

«5»

отличница



3

К.Р.

74

«5»

отличница



3

И.Т.

67

«4»

хорошист



3

З.Р.

41

«3»

троечница



3

К.Р

39

«3»

троечница


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уважаемые ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Цель анкеты: выяснение значения книги в жизни учащихся третьих классов.

(на вопросы №1,2,7 дайте 1 ответ)

1. Что тебе больше нравиться делать в свободное время?

А) смотреть телевизор;

б) играть в компьютер;

в) общаться с друзьями;

г) читать книги;
2. Какие книги ты читаешь с удовольствием?

А) фантастику;

б) детективы;

в) ужасы;

г) сказки;

д) стихи;

е) юмористические рассказы;

ж) научно-познавательные рассказы;
3. Назовите три своих любимых произведения:
4. У вас дома много книг?

А) да;

б) нет;

5. Кто дома читает больше всех?________________________________________________

6. Читают ли вам родители книги?

А) да;

б) нет;

7. откуда вы получаете интересные и полезные сведения?

а) по радио;

б) по телевизору;

в) из газет, журналов;

г) из книг;

д )из учебников;

е) из Интернета;

8. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

а) да;

б) нет;

9. Нравится ли тебе читать книги?

а) да;

б) нет;

10. Что дает тебе книга?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста ,на анкету,.

Цель: определение значения книги в жизни человека.
1. Нравиться ли читать вашим детям??

а) да;

б) нет;

2. Читаете ли вы в семейном кругу?

а) да;

б) нет;

3. Назовите три любимых произведения вашего ребенка:
4. У вас дома много книг?

а) да;

б) нет;

5. Кто дома читает больше всех?________________________________________________

6. Читают ли вы книги своим детям?

а) да;

б) нет;

7. откуда вы получаете интересные и полезные сведения?

а) по радио;

б) по телевизору;

в) из газет, журналов;

г) из книг;

д ) из учебников;

е) из Интернета;

8. Как вы считаете, может ли человек жить без книги?

а) да;

б) нет;

9. заставляете ли вы своего ребенка читать дополнительную литературу, кроме учебной?

а) да;

б) нет;

10. Что дают Вам книги?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендации по воспитанию читательской культуры

Памятка для детей

  1. Ежедневное чтение дополнительной литературы не менее 1часа.

  2. Обсуждение прочитанного в семье или кругу друзей.

  3. Систематическое посещение библиотеки.

  4. Читать книги, о которых мы слышали положительные отзывы.

  5. Читать полезные книги.

  6. Совершенствование техники чтения.

  7. Ведение читательского дневника.


Памятка для родителей

1.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

2.Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

3.Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

5.На видном месте повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок).

6.В доме должна быть детская библиотекарей.

7.Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развивать их навык в чтении и уверенность в себе.

8.Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, писем к издателю.

9.Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворенности.

10.Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Перечень произведений для учащихся начальной школы

Список литературы

2 класс

Русские народные сказки

Зарубежные народные сказки

А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"

Бр. Гримм, сказки

А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька"

Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей"

А. Милн "Винни Пух и все-все-все"

И. Крылов, басни

В. Драгунский "Денискины рассказы"

С. Маршак, стихи

Список литературы

3 класс

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук"

Б. Житков, рассказы

А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"

Гаршин "Лягушка - путешественница"

И. Крылов "Басни"

Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", любые другие сказки

Р. Киплинг "Рикки - Тикки - Тави"

В. Одоевский "Городок в табакерке"

Е Шварц "Сказка о потерянном времени"

Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

А. Платонов "Разноцветная бабочка"

Список литературы

4 класс

Зарубежные народные сказки

Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"

П. Ершов "Конек - Горбунок"

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"

П. Бажов "Каменный цветок"

А.И. Куприн "Слон"

А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"

Ю. Олеша "Три толстяка"

В. Гауф "Калиф - аист"

Дж. Свифт "Остров сокровищ", "Черная стрела"

М. Зощенко, рассказы

Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе"

Губарев В. « Королевство кривых зеркал»

Куприн А. «Белый пудель»

Лагин Л. «Старик Хоттабыч»

Линдгрен А. « Ронья, дочь разбойника»

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

Олеша Ю. «Три толстяка»

Родари Дж. «Приключение Чиполлино «

Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот»

Чуковский К. «Чудо-дерево и другие сказки»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект на тему: «Современный урок русского языка»
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность...

Урок на тему: Что проверяем в корне? (Обобщающий урок)
Текинский филиал муниципального образовательного учреждения Сампурская средняя общеобразовательная школа

12. Х / Х 2012 / Спасибо Алёнушке за её терпение, понимание и за...
Спасибо В. Бутусову и гр. Ю- питер за моральную поддержку))) пишите письма, возможно есть обновлённый вариант! Отблагодарить меня...

Г. Жердевка Спасибо, мама, за чудо! Спасибо за чудо, что мне подарила....
Суицид связан с высоким уровнем тревоги, агрессией, направленной как на себя (аутоагрессии), так и на окружающих. Наличие у детей...

Не надо думать, что книги всегда были такими, какими ты видишь их теперь перед собой
В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило иногда пять-семь лет. Писец должен...

Доклад на тему: «работа над морфемным составом слова»
В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что

Классный час круг общения Урок, посвящённый 1 сентября. Тема : «Своей семье я говорю: «Спасибо!»
Годе семьи, проходящем в России в 2008 году, о мерах государственной поддержки семей

Учитель Белова Н. В. Воспитатель Мацегорова З. В
Вот я и заканчиваю начальную школу. Я так не хочу уходить, очень жаль, что наша школа не до 11 класса. Спасибо Вам, кто учит нас....

Постмодернизм был в 20 веке, то есть относительно недавно. Многие...
Все эти вопросы ещё не имеют ответов. Различные мнения учёных на этот счёт – вот всё, что у нас есть

Название книги, укажите после двоеточия
Для того чтобы заказать книги, необходимо заполнить заявку по следующей форме (см приложение 1), один бланк заявки заполняется на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница