О роли личности в истории или о необходимости изменений в методике преподавания истории




НазваниеО роли личности в истории или о необходимости изменений в методике преподавания истории
Дата публикации24.04.2013
Размер26.5 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > История > Документы
О роли личности в истории или о необходимости изменений в методике преподавания истории.

Одним из важнейших вопросов истории, актуальность которых, на мой взгляд, не устаревает, продолжает оставаться вопрос о воспитании и формировании Человека. Как воспитать высоко нравственную личность и социально активного гражданина? Думается, необходимо для начала определить условия решения этой задачи. А для этого следует вначале ответить на ряд вопросов, под каким углом зрения следует изучать историю? Какими качествами должен обладать современный человек? Как сделать усвоенные на уроках истории идеи убеждениями учащихся?

Как известно, роль человека в истории можно рассматривать под разными углами. Если проанализировать социологический взгляд на проблему, то он основывается на мыслях философов о соотношении объективного исторического процесса и человеческого индивида как субъекта этого процесса. Поэтому важно научить «знать» действительных людей той или иной эпохи, так как это помогает понимать и саму эпоху, и роль в ней человека.

Значит, на этом этапе роль учителя в обучении истории состоит не только в усвоении существенных черт каждой эпохи или общих характеристиках всего исторического процесса, но и черт индивида. А значит, обучение истории призвано содействовать формированию активной социальной силы, что является наиважнейшим требованием современного общества. Но как быть с тем, что учащиеся принимают исторические факты избирательно, в зависимости от общего умонастроения, от своих социальных потребностей и интересов. Так, в годы Великой Отечественной войны Александр Невский или Дмитрий Донской виделись через призму происходивших тогда событий. Не сами факты из жизни и правления обусловили становление исторического сознания, а обстоятельства военного времени определили интерес к событиям на Руси в XIII – XIV веках. И сейчас, мы оцениваем многое из того времени субъективно. Таким образом, процесс формирования исторического сознания неизбежно приобретает особенный характер — маятника от современности к истории, от истории к современности). Возникает два вопроса. Во-первых, как быть с теми частями исторического материала, которые не перекликаются с современностью? Все вроде бы достаточно ясно, не допускать искусственных связей, научить учащихся понимать то, что история и как наука, и как отрасль знаний перекликается с их интересами, потребностями, и способна быть интересной, занимательной и увлекательной.

Вопрос второй: как быть с научными фактами, изложенными в истории, если их оценка субъективна. Мы либо превозносим реформы Петра I, либо ищем оправдания сталинским репрессиям, либо критикуем СССР и т. д. Так вот чтобы избежать произвольного выбора, потакая интересам и настроениям масс необходимо строго, научно и доказательно изучать и рассматривать события, формируя критическое мышление у школьников.

Осознание роли человека в историческом процессе — не самоцель, а средство формирования исторического сознания. Понимание роли человека как субъекта истории связано не только с уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и с самовосприятием на фоне социальной действительности. А значит, учащиеся, изучая историю, должны оценивать себя как личность, которой отведена определенная, пусть небольшая, роль в современной истории.

Если вернуться к началу проблемы, то становиться, очевидно:

  • необходимо помочь ученику осмыслить роль человека в истории, осознать свое право на выбор способа социального поведения;

  • постараться сформировать чувство ответственности каждого перед лицом истории;

  • научить школьников ретроспективно рассматривать свой социально-психологический опыт, искать свои корни в истории, в традициях;

  • создать предпосылки для становления единого взгляда на такие простые и важные понятия как патриотизм, гуманизм, долг, ответственность на основе чувства привязанности к конкретной исторической среде.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема методической работы мо учителей истории, Биологии, химии, географии
...

9 января 2012 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев,...
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом...

Администрации рассказовского района тамбовской области приказ
Об апробации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по истории «Перечень важнейших событий истории...

Тамбовской области отдел образования прика з
Об апробации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по истории «Перечень важнейших событий истории...

«Титаник» — это действительно глобальный диагноз, а не эпизод в истории...
«Титанике», трудно припомнить даже в истории отечественного, насквозь идеологизированного, кинематографа. Как вам такие откровения...

Рабочая программа по истории для 6 класса разработана основе требований...
Основные даты и ключевые события истории Руси и средних веков с древности до середины 16 века

Тема: «Краеведческий подход в преподавании истории»
С. Верхнеспасское 2009 год Мой взгляд на преподавание истории в современной школе

«День Победы» Подготовительная группа Задачи
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны

Учителя Игра «Колесо истории»
Конкурс «Самый аккуратный, грамотный и культурный» (Ведение тетрадей по русскому языку, литературе, истории)

«Средняя общеобразовательная школа №8» о. Муром Из опыта преподавания истории в 5 классе
В условиях модернизации российского образования как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у учащихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница