Урок  в 8-классе.  Тема:  Обобщающий урок




Скачать 97.94 Kb.
НазваниеУрок  в 8-классе.  Тема:  Обобщающий урок
Дата публикации20.03.2013
Размер97.94 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Обобщающий урок  в 8-классе.

 Тема:  Обобщающий урок.

Литературная игра по повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка».

                                                             Молодой человек!

                               Если записки мои попадутся в твои руки,

                               Вспомни,  что лучшие и  прочнейшие изменения,

                               которые происходят…    для улучшения нравов,

                               без всяких насильственных потрясений.                                                                                                 А.С.Пушкин.

 

                                  В  «Капитанской дочке» все не только самая

                                   правда, но еще как бы лучше ее.

                                                                                        Н.В.Гоголь.

 

Цель:

1. углубить понимание идейно – художественного богатства романа;

2.учить разгадывать замысел автора;

3.хорошо ориентироваться в тексте.

 

Оборудование:

1. портрет А.С.Пушкина (1799-1837г.)

2.иллюстрации и выставки

На доске: Эпиграф книг о Пушкине.

короткий текст  (цитата, изречение и т. д. ( см. стр. 95)

 

                                  Ход урока:

^ Слово учителя. Итак, мы прочли  последнее  большое произведение  А.С.Пушкина,  которое было завершено   19 октября 1836 года. На этот день как раз  приходилось очередная  притом торжественная  25 летняя годовщина открытия  Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной?

Простой?

- И все ли  так  просто в романе,  как кажется на первый взгляд?

(ответы учащихся).

Учитель:

Наша задача  сегодняшнего урока – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки»

-загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял  Пушкин в конце своего творческого пути;

- учиться  хорошо  ориентироваться в тексте и попробовать самим себе дать оценку в том,  как  мы  разобрались в этом произведении.

-еще раз напоминаю, ребята. Перед вами  лежат  «Рабочие карты урока»,  в них запишите свои фамилии.

Мы начинаем урок с 1ого задания «Блиц – опрос» т.е. отвечать быстро, про себя. А те, кто не будет отвечать вслух, отвечают мысленно.

Проверяете, сами себя.

Показать одну карту и объяснить, как выполнять.

 

^ Первое задание – Блиц – опрос.

Я  задаю вопросы вам, а вы должны ответить на него  самостоятельно, вслух не произносим

Итак, 1 – 1б

          2 – 1б

          3 – н

А по завершению всех вопросов мы проверим с вами, посчитаем, сколько заработали баллов, каждый из вас.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2.Служил при графе (Минихе)

3.Сыну был пожалован в дядьки…..

(стремянный Савельич)

4.Выучился Петруша грамоте (на 12-м году)

5….. и мог очень здорово судить о (свойствах  борзого кобеля)

6.Был нанят француз (мосье Бопре)

7… который в отечестве своем был  (парикмахером)

8….в Пруссии (солдатом)

9….а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая этого слова)

10.Батюшка вошел на урок (географии)

11.В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

12. Шаматон –это (бездельник, шалапай)

14.Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные)

15.Иван Кузьмич вышел в офицеры (из солдатских детей)

16. Он был необразованный и простой, но самый (честный и добрый человек)

17. В Марье Ивановне «Я нашел…» (благоразумную и чувствительную девушку)

18.Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег)

20. Что ответил Гринев? – («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым  бесстыдным образом!»)

21.Позднее  он скажет:  «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его  гнусных словах…(обдуманную клевету)

22. « Я должен сказать несколько слов о положении в котором находилась  Оренбургская губерния в конце… года ( 1773год)

 23. С некоторого времени я……     казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).

24.Последовало усмирение бунта ( картечью и жестокими наказаниями)

25. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший  из – под караула  донской казак…» ( Емельян Пугачев)

26…учинил непростительную дерзость « принятием на себя имени покойного императора Петра III)

27. Закончил слова  Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?...Умирать, так умирать…» (дело служивое)

28. О ком писал: « Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась». (Пугачев)

29.Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо» (Капрал Белобородов).

30.  «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами… нос без ноздрей.» ( Афанасий Соколов – Хлопуша)

31. «Схвачен был башкирец с…» (возмутительными листами)

32. « Я взглянул на него и содрогнулся… Ему показалось лет  семьдесят. У него не было…» ( Ни носа ни ушей)

33. «Но узенькие глаза его еще..» ( сверкали огнем)

34. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот…» (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

 

а) Подсчет баллов и запись в «Рабочей карте» в графе NL «Блиц – опрос» (каждого учащегося)

б) Подсчет баллов по командам.

 

I  ряд -  Кончакова Т.                                               

II ряд – Пустовалова Р.

III ряд – Балабаева И.

 

^ Второе задание аргументированного ответа; т.е. доказать, если да, то почему?

1 - ой  команде – Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом, т. е. романом, который  показывает общий уклад жизни, повседневную жизнь.

(Да, поэт изображает в повести уклад жизни русского общества в период царствования Екатерины  II)

^ 2 - ой команде – нравоучительным романом?

(Да,  вместе с историческим ходом событий мы  проходим путь испытаний, ошибок,  неудач,  побед с героями  этой повести таких как, Маша Миронова, Петр  Гринев и др. Как эти герои выходят из сложных жизненных ситуаций

^ 3-ей команде – историческим?

Да, во-первых, Пушкин работал, как над историческим. Он посетил места, где произошли главные события той эпохи, которую описывает сравнивает документы с воспоминаниями сторожил, которые жили во времена Пушкина.

 

Вывод:  О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, и третье, как в жизни.

Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и что плохо, осознать жизнь как течение истории.

А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее  зависят от того, что происходит в настоящем.

 

Ставим баллы за ответы во вторую графу. За правильный ответ по 3 балла каждой команде.

Учитель:

 Итак, в центре истории человек. Давайте  отгадаем героев романа:

1)… убежавший из-под караула донской казак и раскольник ….. собрал злодейскую шайку, произвел возмущение  в яицких селениях,  учиняя непростительную дерзость принятием на себя имени покойного  императора Петра III (Емельян Пугачев)

2) Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка  имели прелесть неизъяснимую…

3)А сейчас отгадаем, кто  этот человек:

1)     «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и  затрепещется». ( О Маше  - Василиса Егоровна)

 2)      Давайте поговорим о ней поподробней. Загадочным ли вам кажется ее характер?

 

(Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою»

     Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер                                                         удивительный)

3)     –Кто первым найдет, как Маша отвечает на слова Гринева: «Я готов на все,  кинешься в ноги к твоим родителям, они нас благословят, мы обвенчаемся»?

(«Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.  Без  их благословения  не будет тебе счастья»)

4)     Кто  точнее назовет черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации, (чувство долга, самоотверженность).

5)     Но вот она в заточении у Швабрина. Что  отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?

(«Он - мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят»

6)Какие черты характера здесь проявляются?

(Твердость, решительность, смелость)

7) Интересует ли характер Маши Пушкина? (Да)

Почему?

(Несомненно, Пушкина привлекает образ Маши. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей. Она   победила свою горькую судьбу, обрела счастье, дом, семью. Она преодолела все невзгоды. Любящая, стойкая в минуты опасности жила по правильным, благородным законам. Эти законы делают жизнь более значительной скромной капитанской дочки, помогают ей, окружающим ее людям, спасают их. Неслучайно повесть носит такое название – «Капитанская дочка». Пушкин любит свою героиню. Она – его любимый женский образ. Она человек, прекрасный. Человек, которого  помогает нам увидеть Пушкин.

Екатерина II, Петр III…и Маша Миронова.

Государственные лица и человек.

Что важнее для Пушкина?

Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно – Человек.

 

 Учитель: Человек, даже самый скромный, иногда загадка

И Пушкин дает нам подсказку Эпиграф

Давайте вспомним, что такое эпиграф?

^ На доске написаны:

1)     Эпиграф к нашему уроку. Им являются слова Н.В.Гоголя. Как вы понимаете его слова?

 (Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и  помогает нам понять правду человеческую, что человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть – лучшая правда.

 

Учитель: Возвращаемся к доске, что же такое эпиграф, хотя мы знакомы с этим понятием.

На доске:  Эпиграф – короткий текст (цитата, изречение, поговорка и т. д. , предписанный художественному произведению, помещенный перед текстом.

 

Учитель: Эпиграф часто выражает основную мысль автора, идею произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий «Капитанская дочка», мы знаем, предваряется эпиграфом «Береги честь смолоду». Эта пословица не только определяет кодекс поведение молодого человека, но и  характеризует человека, позволяет сделать нравственный выбор в трудные минуты испытаний.

Из 17  эпиграфов, данных в  «Капитанской дочке», - 10, т.е. большая часть, взятые  из народного творчества.

 

Задания: Разгадайте эпиграф

Первой команде – к VII главе «Приступ»

                                         Голова моя, головушка

                                         Голова полуслуживая…. и т. д.

(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков.

Эти сострадания звучат у Пушкина в эпиграфе, народной песне, которая учит нас видеть человека за должностью и мундиром.

^ Второй команде: - к главе XII «Сирота»

                                          Как у нашей у яблоньки

                                        Ни верхушек нет,  ни отросточек..

(Отношение к человеку беззащитному оценивает Пушкин человека Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком, Гринев- защищает, Пугачев –берет под  покровительства)

 

^ Третьей команде:  к XIV главе «Суд»

                                         Мирская молва-

                                         Морская волна.

                                                          (пословица)

(Мирская, то есть мира людей. В этом мире – ничему не верящие судьи,  которые Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом  мире и императрица, уверенная, что Гринев безнравственный, вредный негодяй.

^ К главе «Мирская власть» - нет  человечности у высших мира сего: до Бога высока, до царя далеко).

 

Учитель: 

Вывод: Посмотрите, ребята: личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину.

Задание:  Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?

 

а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гриневым и Пугачевым Маши Мироновой».

Слова автора (Гринева) – сама

 Швабрин –

Пугачев –

Маша Миронова –

б) Инсценирование  эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II

Автор –КончаковаТ.

Екатерина II – Пустовалова М.

Маша Миронова – Балабаева И.

 

Учитель: Дайте аргументированный ответ, какая мысль повести кажется вам самой важной и почему?

1)О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни;

2)о возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо  жизнь научила его ненавидеть.

3)капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни слова, ни богатства, ни любви солдат.

4) Пугачева в которой Пушкин  помогает нам  увидеть не только «исчадие зла», но и человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.

 

Учитель: А теперь посчитайте, сколько  баллов у вас получилось в каждой графе вашей карты (рабочей)

Если у вас – Максимальный  - 60 б

                     Средний - от 30 до 60

                     Низкий  - от 1 до 30

Командам подсчет баллов.

^ Обобщение урока.

Итак, ребята роман Пушкина внешне прост как, на первый взгляд, и наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева,

Екатерины II;

Учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простой.

Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», А.С.Пушкин хотел тем самым подчеркнуть, что его  интересуют в первую очередь человеческие отношения.

Даже историческое лицо представлено с неожиданной стороны: устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.

Задание: 1.прочитать рекомендательный список литературы;

               2.К внеклассному чтению прочитать «Повести Белкина».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: Что проверяем в корне? (Обобщающий урок)
Текинский филиал муниципального образовательного учреждения Сампурская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Тезисы работы “Детская фантазия”
Этот урок обобщающий, проводится после усвоения учащимися определенных навыков работы с простейшим графическим редактором «gimp»,...

Урок по русскому языку в 7 классе (урок развития речи)
Оборудование: интерактивная доска, текст Б. Полевого «Спасение детей», оформленная доска

Урок литературы в 10 классе учитель русского языка и литературы моу...
Продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать...

Урок по русскому языку в 6 классе ( урок развития речи) сочинение...
Мы узнали много интересного о создании букета цветов, о том,что в каждой стране существуют свои традиции

Урок по теме: “ слово веселит, огорчает, утешает
Дети! У нас сегодня необычный урок! У нас гости, родители! И тема урока необычная!

Урок технологии в 7 классе Тема: «Нарезание наружной и внутренней резьбы»
В чем сходство и различие фрезерного, токарно-винторезного, сверлильного станков?

Обобщающий урок «Праздники Великобритании и России» ( 8 класс)
Проверка знаний учащихся о праздниках Великобритании ( What do you know about ?)

План-конспект урока обобщающий урок по теме «Русские народные сказки»
С каким жанром русского народного творчества мы знакомились несколько последних уроков?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница