Лекция «Диалектика. Её основные законы и категории»




НазваниеЛекция «Диалектика. Её основные законы и категории»
Дата публикации13.04.2013
Размер18.7 Kb.
ТипЛекция
odtdocs.ru > История > Лекция
Курсив — мои неудержимые примечания. С ними веселее :)

Будет 5 контрольных. Необходимо 8-10 оценок в журнале.

Вместо реферата (15-20 стр.): рецензия на книгу (12-15 стр.) или эссе (8-10 стр.).

Философия.


Лекция 1. «Диалектика. Её основные законы и категории»

  1. Сущность диалектики. Основные исторические формы диалектики. Антиподы диалектики.

  2. Объективное и субъективное в диалектике. Основные принципы диалектической логики.

  3. Сущность закона, указывающего источник развития: «единства и борьбы противоположностей».

  4. Закон перехода количественных изменений в качественные. Понятие скачка.

  5. Закон отрицания отрицания...

  6. Значение диалектической логики для человечества и отдельного человека.

1. Сущность диалектики. Основные исторические формы диалектики. Антиподы диалектики.

Диалектика — учение о том, как бывают и становятся одним противоположности.

Эклектика — смешение того, что не смешивается.

Пример.

Ленин: «Профсоюзы — школа коммунизма».

Троцкий: «Профсоюзы — аппарат администрирования».

Бухарин: «Профсоюзы — с одной стороны аппарат управления, с другой — школа коммунизма» (эклектика).

Парадокс — диалектическое на уровне обыденного сознания.

В работах Лао Цзы — первая форма диалектики.

^ 2. Объективное и субъективное в диалектике.

Объективная диалектика царит в мире независимо от желаний человека.

Субъективная диалектика — отражение объективной диалектики, отраженной в голове отдельных людей — диалектическое логика.



Иллюстрация 1: Соотношение теории познания и диалектики


Основные принципы диалектической логики.

Два принципа:

  1. Принцип развития

  2. Принцип всеобщей связи

Категории:

  1. форма — содержание

  2. материальное — идеальное



^ 3. Сущность закона, указывающего источник развития: «единства и борьбы противоположностей»

Источник развития в саморазвитии — самодвижении, сам предмет. В борьбе порожденных противоположностей происходит развитие.

Человек черпает силы из окружающего мира, но преобразовывая воспринятое, саморазвивается.

4 принципа диалектической логики:

  1. Надо рассматривать предмет изучения в развитии

  2. Искать варианты проверки на практике

  3. Максимальное количество оснований (максимальная эмпирическая база) в индукции

  4. Истина конкретна (нет истины вообще)

Единство противоположностей кратковременно. За ним следует рождение новых противоположностей.

4. Закон перехода количественных изменений в качественные. Понятие скачка.

Механизм развития.

Мера — те границы, в пределах которых изменение количества не влечет изменения качества.

Скачок — изменение качества.

5. Закон отрицатия отрицания …

Триада Гегеля: тезис, антитезис, синтез — частный случай.

Развитие происходит не по спирали, а как бы по спирали.

Нужно умело отбирать и использовать лучшее из прошлого. Развитие с сохранением лучшего.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №01 Введение в курс "Базы Данных"
Описание: Вводная лекция. Понятие данных. Предшественники баз данных. Назначение и основные компоненты среды базы данных. Системы...

Программа «Экология и диалектика». Май 1995 год. Городской семинар...
Май 1995 год. Городской семинар для заместитель директоров по апробации модели «Экология и диалектика» по теме Интегративно-гуманитарный...

Законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения
Директор больницы (дома) сестринского ухода (хосписа) относится к категории руководителей

Законы и иные нормативные правовые акты в области профессиональной
На должность профконсультанта I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое,...

Основные понятия и законы химии (уровень в)
Из 120 г серного колчедана, содержащего 20% примесей, можно получить 100%-ю серную кислоту массой, кг

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Темы семинарских занятий: 1 семинар (2 часа) Развитие социологии...
Теоретические предпосылки социологии. Социологическое знание в эпоху античности и средневековья

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница