3. Вопросы для самопроверки




Скачать 143.2 Kb.
Название3. Вопросы для самопроверки
Дата публикации13.04.2013
Размер143.2 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > История > Документы
ЗАНЯТИЕ №  24, №25. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Содержание:

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕН-КА

3. Вопросы для самопроверки.

4. Домашнее задание

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

Правильные варианты ответов

Случай 1. Наташа, 15 лет - Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

^ Правильные ответы:

физическое развитие - 6-12 лет

эмоциональное/ социальное развитие - 4-6 лет

Интеллектуальное развитие - 4-6 лет

Случай 2. Миша - 5 лет - Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова "НЕТ", Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других

^ Правильные ответы:

физическое развитие - 2-3 года

эмоциональное/ социальное развитие - 14-24 месяца

Интеллектуальное развитие - 2-3 года
2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.

^ ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ


ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

НАЛИЧИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ЗАМЕЩАЮЩИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УХОД, ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СОБСТВЕННУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗНАКОМЫЕ УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
^ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

ВЫРАЖАЕТСЯ В СОСАНИИ, КОНТАКТЕ "ГЛАЗА В ГЛАЗА", УЛЫБКЕ, "ГУЛЕНИИ", РЕАКЦИЯХ НА ЗНАКОМЫЕ СИТУАЦИИ, УДОВОЛЬСТВИИ ОТ КУПАНИЯ, УХОДА ЗА НИМ, ПОЗЖЕ - В МАНИПУЛИРОВАНИИ ПРЕДМЕТАМИ, РАЗЛИЧЕНИИ СВОИХ И ЧУЖИХ, ЛЕПЕТЕ
^ РЕБЕНОК К 3-М ГОДАМ

Ребенок до года.

САМ ЕСТ, КОНТРОЛИРУЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПОМОГАЕТ В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ, ИГРАЕТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ, ПОНИМАЕТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАСТОЯЩИМ И ПРОШЛЫМ, УМЕЕТ ОТЛОЖИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ НА БУДУЩЕЕ (МОЖЕТ ПОДОЖДАТЬ).

НАЧИНАЕТ ОВЛАДЕВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С ВЗРОСЛЫМ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЕРИТЬ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, ВОЗНИКАЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ; РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА И СТРЕМЛЕНИЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВЗРОСЛЫХ. 

В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ДОВЕРИИ И СИМПАТИИ К БЛИЗКИМ, В ПОТРЕБНОСТИ В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ ВЗРОСЛОГО, ОБЩЕНИИ С НИМ ПО ПОВОДУ ИГРУШЕК, ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ; В НАЧАЛЬНОМ УМЕНИИ ВЕЖЛИВО СЕБЯ ВЕСТИ; УМЕНИИ СЛУШАТЬ ВЗРОСЛОГО, ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБУ, ПОРУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.
^ РЕБЕНОК К 4-М ГОДАМ

РЕБЕНОК УЖЕ УМЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ, САМ РАЗДЕВАЕТСЯ И ОДЕВАЕТСЯ, НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ, ЛЮБИТ ИГРЫ С ВООБРАЖАЕМЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПЕРЕОДЕВАНИЕМ. ЗНАЕТ ПОНЯТИЯ "ПО ОЧЕРЕДИ", "ДЕЛИТЬСЯ",  "ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ". ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ. ПОНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ СЛОВ, ЧЕМ ИСПОЛЬЗУЕТ

^ РЕБЕНОК К 5 ГОДАМ

ДЕЙСТВУЕТ В СОГЛАСИИ С ДРУГИМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА, ЗАЩИЩАЕТ МЛАДШИХ И ЖИВОТНЫХ, УЧАСТВУЕТ В СЛОЖНЫХ ГРУППОВЫХ ИГРАХ; ИМЕЕТ ОБШИРНЫЙ ЗАПАС СЛОВ, РАССКАЗЫВАЕТ ДЛИННЫЕ ИСТОРИИ, ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ, ЧТОБЫ ИЗОБРЕТАТЬ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПО ОЧЕРЕДИ, СПОРИТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ; ПРОВОРНО ЛАЗАЕТ, ИЗОБРЕТАЕТ ТРЮКИ, ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ.

ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, ОСОЗНАЕТ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИХ. ЗАМЕЧАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПРОЯВЛЯЕТ ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ; МОЖЕТ ВХОДИТЬ В УСТОЙЧИВЫЕ ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЕТ В ОБЩЕНИИ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, ГРУСТЬ И Т. П.        В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ИНТЕРЕСЕ, ВНИМАНИИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ОКРУЖАЮЩИМ, В ИСКРЕННЕМ ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, В ПОНИМАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ("Я ХОРОШИЙ").
^ РЕБЕНОК К 6 ГОДАМ

ХОЧЕТ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ.

ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ (ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ КАК "ДОЛЖЕН"), ОН ИСПЫТЫВАЕТ ГОРДОСТЬ И ГНЕВ. ОН ЗНАЕТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, У НЕГО НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРИВЫЧКА ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СТИМУЛИРУЕТ ЕГО К НОРМАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

^ В БОРЬБЕ "ХОЧУ" И "НАДО" ОСОЗНАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА "НАДО".

ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК УЖЕ ЗНАЕТ О СВОЕЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОЛУ И СТАРАЕТСЯ УТВЕРДИТЬСЯ В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ.
^ РЕБЕНОК К 7 ГОДАМ

ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПОНИМАЕТ РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ; СПОСОБЕН УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШО ДЕЙСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И СВЕРСТНИКОВ; ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; СТРЕМИТСЯ ЗАНЯТЬ В ОБЩЕСТВЕ ПОДОБАЮЩЕЕ МЕСТО, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

^ СВОБОДНО ВЫРАЖАЕТ СВОИИ ЖЕЛАНИЯ, АКТИВЕН, ГОТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБЕН К ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, К ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ.

ПРИ ПРАВИЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНОК ОСТОРОЖЕН, ИЗБЕГАЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗНАЕТ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В НЕЗНАКОМОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПРОЯВЛЯЕТ РАЗУМНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.

^ ИМЕЕТ ЗАВЫШЕННУЮ САМООЦЕНКУ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СВОБОДНО ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ СФЕРЫ.

ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ОТСТАИВАЕТ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.
ВНИМАНИЕ!!!

^ ИТАК, К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА РЕБЕНОК:

  •        ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СВОЕ МЕСТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЗНАЕТ, КАКОЕ МЕСТО ЕМУ ПРЕДСТОИТ ЗАНЯТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ - СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ;

  •        УМЕЕТ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ, С РОВЕСНИКАМИ И ПОСТОРОННИМИ ВЗРОСЛЫМИ;

  •        ПОНИМАЕТ, ЧТО ЕГО ОЦЕНИВАЮТ ПО ПОСТУПКАМ, У НЕГО РАЗВИТА СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ;

  •        ПОНИМАЕТ, ЧТО МОТИВУ "Я ДОЛЖЕН" ПОЛАГАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАТЬ НАД "Я ХОЧУ"; 

ВАЖНЕЙШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
^ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ

ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС, КАК УСТРОЕНЫ ВЕЩИ И КАК ИХ МОЖНО ПРИСПОСОБИТЬ К ЧЕМУ-НИБУДЬ.

ГЛАВНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕТИ УЧАТСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА И СЕБЯ, ОЦЕНИВАТЬ, УСВОЕНО ИЛИ НЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.

^ ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНОЕ И ПОСТОЯННОЕ, А НЕ ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ЕГО ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ БЫ УВЛЕКАЛ ЕГО СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ, ПРОЦЕССОМ РАБОТЫ И КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ САМАЯ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ РЕБЕНКА, КОТОРОЙ ОН СТРЕМИТСЯ ОВЛАДЕТЬ. ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ РЕБЕНКУ. ЕЕ НАЛИЧИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕЛОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ, ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.

ОСОБЕННО ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ТРУДА. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ И РАБОТА ДЛЯ НЕГО - ПРОСТО НЕПРИЯТНАЯ ПОВИННОСТЬ, КОТОРУЮ ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО ПОД УСИЛЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, ТО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАВНО НУЛЮ (ЕСЛИ НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ) - РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ ПОСКОРЕЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ НЕЕ, ЗАБЫТЬ О НЕЙ.

^ РЕШАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К ТРУДУ: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.
ИГРА - ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.

ДЕТИ ПРИУЧАЮТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, В НИХ НАХОДИТ ВЫХОД НЕУЕМНАЯ ТЯГА ДЕТЕЙ К ДВИЖЕНИЮ, К СОРЕВНОВАНИЮ. ИГРА СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНОЙ, ЕЩЕ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЙ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, КОГДА В НЕЙ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ВЗРОСЛЫЙ.

С 7 ЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБРАЗУЮТ ОДНОРОДНЫЕ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ ГРУППЫ СО СВОИМИ РИТУАЛАМИ И НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ. ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ГРУППОЙ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ХАРАКТЕР ПРОТИВОСТОЯНИЯ. У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ С ВЗРОСЛЫМ СВОЕГО ПОЛА.
^ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - ЭТО ПЕРИОД МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ.

ДОСТИЖЕНИЕ "ВЗРОСЛОЙ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ", ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПРИЗНАНИИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

^ ПОДРОСТКУ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЗА НИМ ПРИЗНАЛИ НЕ ТОЛЬКО "ВЗРОСЛЫЕ" ОБЯЗАННОСТИ, НО И "ВЗРОСЛЫЕ" ПРАВА.

СТРЕМЛЕНИЕ ПОДРОСТКА К ЗАНЯТИЮ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, БОЛЕЕ "ВЗРОСЛОЙ" ПОЗИЦИИ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ (РОДИТЕЛЯМИ, ЗАМЕНЯЮЩИМИ ИХ ЛИЦАМИ) - ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

^ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ ЗАМЕЩАЕТСЯ ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ.

В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) И ВХОЖДЕНИЕ В ГРУППУ СВЕРСТНИКОВ. В  ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТОК ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ.

^ МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ И К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХ НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (РАСКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ), ЛИБО УТРАЧИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС.

^ ПОДРОСТОК НАЧИНАЕТ ОПРОБОВАТЬ ВЗРОСЛОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВОИ БУДУЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ.

ПОДРОСТОК ОСОЗНАЕТ СВОЮ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, Т.Е. ОТ ДЕТСКОГО ПРОШЛОГО ДО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕБЯ В БУДУЩЕМ.

^ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЫБОРЫ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ).

РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА

В 10-11 ЛЕТ У ПОДРОСТКА ПРЕОБЛАДАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОТРЕБНОСТЬ В САМООЦЕНКЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С НЕУМЕНИЕМ ОЦЕНИТЬ СЕБЯ, МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТОЛЬКО СВОИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ.

В 12-13 ЛЕТ ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ СОЧЕТАЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОЦЕНКАМИ СЕБЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, ЗАВИСЯЩИМИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТ ОЦЕНОК ОКРУЖАЮЩИХ, ОСОБЕННО СВЕРСТНИКОВ. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ  ЧЕРТЫ СОБСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

^ В 14-15 ЛЕТ ВОЗРАСТАЕТ КРИТИЧНОСТЬ К СЕБЕ.

ФОРМИРУЕТСЯ "ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ": ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ, ДОВЕРИИ, ПРИЗНАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА И ПРАВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЯ ОГРАДИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВОИ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.

^ ПОДРОСТОК СТРЕМИТСЯ К ОВЛАДЕНИЮ ГЛУБОКИМИ ЗНАНИЯМИ, ХОТЯ БЫ В КАКОЙ-ЛИБО ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЛАСТИ.

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ!!!
^ Юношеский возраст

ЗАДАЧА ВОЗРАСТА - ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

СТАРШЕКЛАССНИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ ВСЕ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ О СЕБЕ, ЧЕМ ОТ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  •        РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И САМОПРИНЯТИЕ,

  •        РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ,

  •        РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

ПРИЧИНОЙ НЕПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОГУТ БЫТЬ КАК ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПО ИНТЕРЕСАМ, ТАК И ВНУТРЕННИЕ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ОСОЗНАНИЕМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СОДЕРЖАНИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ:

  • ВЫБОР УЧЕБЫ, ТРУДА, ДРУГА, ОБРАЗА ЖИЗНИ, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И Т. Д.;

  • ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК - ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ СОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ, ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖА, ОТЦА, ЖЕНЫ, МАТЕРИ;

  • СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ.

^ РЕЗУЛЬТАТОМ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГОТОВНОСТЬ СВЯЗАТЬ СЕБЯ КОНКРЕТНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ "ЛЮБИТЬ И РАБОТАТЬ".

ЮНОШИ ЗАМЕНЯЮТ КОЛИЧЕСТВО ДРУЗЕЙ КАЧЕСТВОМ БЛИЗКОЙ ДРУЖБЫ С НЕМНОГИМИ СВЕРСТНИКАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ ИХ ЦЕННОСТИ. ДРУЖБА УЧИТ СОИЗМЕРЕНИЮ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ЖЕЛАНИЙ, ПЛАНОВ С ПОСТУПКАМИ, ЖЕЛАНИЯМИ И ПЛАНАМИ ДРУГОГО, ЗАБОТЕ И ЧУТКОСТИ. ЛЮДИ, НЕ ИМЕВШИЕ ПОДОБНОГО ОПЫТА, НЕРЕДКО НЕУДАЧЛИВЫ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОНИ НЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. РЕБЯТ МЕНЬШЕ ЗАНИМАЕТ ВНЕШНОСТЬ И БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ.

ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, РАЗБИРАТЬСЯ В ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И КАЧЕСТВАХ ЛЮДЕЙ, СОЗНАТЕЛЬНО ПОДЧИНЯТЬСЯ НОРМАМ, ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ, ДАЮТ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ:

  •        ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  •        СПОСОБНОСТЬ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

  •        ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К БЫТОВОМУ ТРУДУ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ СУММОЙ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

  •        ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ И УВЕРЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ И ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.

ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ, ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

  •        СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ;

  •        СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮ-ЩИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ВЗАИМНУЮ ПРЕДАННОСТЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ;

  •        УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;

  •        ГОТОВНОСТЬ СОВЕРШАТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ОСНОВАННАЯ НА УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ОЧЕНЬ МНОГОЕ В ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ;

  •        ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ;

  •        УМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСТУПАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К 3-М ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        
Ключ:

Правильный ответ - №2, 5 баллов
2.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  4  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        
^ Ключ:

Правильный ответ - №2, 5 баллов

3.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ У РЕБЕНОК ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ
1        К 5 ГОДАМ        

2        К  6  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        
Ключ:

Правильный ответ - №2, 5 баллов
^ 4.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  6  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        
Ключ:

Правильный ответ - №3, 5 баллов
^ 5.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО

1        ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

^ Ключ:

Правильный ответ - №3, 5 баллов
6. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕОБРЕТАЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

1        ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        
^ Ключ:

Правильный ответ - №2, 5 баллов
7. ПОДРОСТОК МОЖЕТ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ, ЕСЛИ

1        ВЗРОСЛЫЙ ПОСТОЯННО КОНТРОЛИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА        

2        ПОДРОСТОК ЗНАЕТ СВОИ ПРАВА        

3        ВЗРОСЛЫЙ ПРИЗНАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ        
Ключ:

Правильные ответы - №2, 3. За каждый правильный ответ оценка - 5 баллов.
^ 8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАДАЧЕЙ РАЗВИТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПО-ЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ ГРУППОЙ СВЕРСТНИКОВ
1        ОТ 16 ДО 18 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

^ Ключ:

Правильный ответ - №3, 5 баллов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: "ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА НА ЕГО ВХОЖДЕНИЕ В НОВУЮ СЕМЬЮ"
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С МАТЕРИАЛОМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ТАБЛИЦЕ


Младенец (возраст ребенка от 0 до года)

ДО 6 МЕСЯЦЕВ помещение ребенка в НОВУЮ семью может пройти достаточно безболезненно, если семья готова к приему ребенка.

С 6 МЕСЯЦЕВ, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с теми, к кому он привязан, включение ребенка в семью может быть осложнено из-за разрыва привязанности.

Особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (это происходит примерно в 8 МЕСЯЦЕВ). Страх является показателем, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к разлуке с тем, к кому он привязан и временно снижаются возможности для формирования новой привязанности.

РЕБЕНОК НЕГАТИВНО РЕАГИРУЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ, ПО КОТОРОМУ ЖИВЕТ НОВАЯ СЕМЬЯ, ЕГО МОГУТ РАЗДРАЖАТЬ НОВЫЕ ЗВУКИ, ЗАПАХИ, ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОМЕЩЕНИИ, СТИЛЬ ПРИКОСНОВЕНИЙ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ и т. д. Проблемы могут возникать и в интеллектуальной сфере, так как в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.


Дети от 1 года до 3 лет

У этих детей отделение от тех, к кому он привязан, может проявляться либо в "цеплянии" за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в новую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого из него делали "козла отпущения", этот стереотип он будет пытаться перенести и в новую семью и провоцировать ее обращаться с ним как с "козлом отпущения".

Новая семейная роль может вызвать у него протест. Появление старших и / или младших братьев и сестер также может быть для него неожиданным.

При помещении в новую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с "переводчиком", с тем, кто "лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты и соответствующим образом реагировал на них".

Если в семье существует тайна усыновления ребенка, то лучше сказать ему об этом сейчас. Но лучше всего в ситуации, в которой участвуют и другие усыновленные дети, для которых это не является тайной.


Дошкольный возраст

В этом возрасте дети считают, что смена семьи - РЕЗУЛЬТАТ ИХ МЫСЛЕЙ, ФАНТАЗИЙ ИЛИ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Особенно важна проработка его чувства "вины". Обычно ребенку в доступной для него форме сообщается, что он не виноват, что покинул родную семью. Однако утверждение, что ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить, что произошло, в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности. Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для их удовлетворения помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых.



Младший школьный возраст

У детей этого возраста за помещением в новую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о "хорошем" и "плохом". С одной стороны, детям этого возраста легче переносить разлуку. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с тем, к кому привязан, прерваны, поэтому и через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде.



Подростковый возраст

В этом возрасте потеря значимых лиц и помещение в новую семью может спровоцировать депрессию.

Даже, если ребенок давно живет в семье, то в подростковом возрасте у него может  обостриться потребность в чувстве принадлежности своей культуре, роду, кровной семье. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией "признаков крови", что может привести к конфликтам с приемными родителями. Если родители понимают состояние подростка, то отношения налаживаются.

В подростковом возрасте ребенок крайне болезненно реагирует на вдруг раскрывшуюся тайну усыновления.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ

1        НЕГАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ, НОВЫЕ ЗВУКИ, ЗАПАХИ, ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОМЕЩЕНИИ        

2        "ЦЕПЛЯНИЕ" ЗА ВЗРОСЛОГО        

3        СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ        

2. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС-ТА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ

1        "ЦЕПЛЯНИЕ" ЗА ВЗРОСЛОГО        

2        ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ        

3        СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ        
3. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ

1        КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О НОВЫХ И СТАРЫХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ        

2        ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ        

3        "ЗОВ КРОВИ"        

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3.        Вопросы для самопроверки
Посмотрите на рисунки семьи в настоящее время и выберите, пожалуйста, верные для Вас ответы, отметьте их галочкой (V)

2.        Вопросы для самопроверки
Новый материал "семейные роли, препятствующие успешному воспитанию приемного ребенка"

3. Вопросы для самопроверки
Какие методы воспитания чаще всего применялись Вашими родителями в отношении Вас и других детей в Вашей семье

2.        Вопросы для самопроверки
Новый материал "что такое семейное воспитание. Стили воспитания. Особенности семейного воспитания приемных детей"

Содержание: Работа с домашним заданием. Вопросы для самопроверки
В нашей семье есть правило, что члены семьи собираются вместе (едят, отдыхают, решают важные проблемы)

Вопросы 
 для самопроверки усвоения материала по курсу
...

2.        Вопросы для самопроверки
Ощущения ребенка-сироты в приемной семье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода,...

Урок русского языка в 6 классе Тема «Вопросительные местоимения»
...

Вопросы, задания для проверки остаточных знаний по дисциплине «Инженерная...
Содержание рабочего чертежа (требования : изображения, условные обозначения, текстовые надписи)

Младшие школьники очень часто задают вопросы: Как?
Эти вопросы в рамках школы порой бывает очень сложно. Именно поэтому на родительском собрании я предложила организовать для детей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница