Рабочая программа «Педагогика»




Скачать 238.65 Kb.
НазваниеРабочая программа «Педагогика»
Дата публикации18.03.2013
Размер238.65 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > История > Рабочая программа
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан__________________________________факультета

________________________________________________

подпись ФИО

«_______»________________________ ________200__.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Педагогика»

наименование дисциплины
Специальность (направление) 020700 – История и

Бакалавр истории 520800


Факультет исторический

Курс 2-3 Семестр IV -V

Кафедра педагогики

Общая трудоемкость дисциплины (в часах по учебному плану дневной формы обучения) 92

В том числе:

Лекции 38

Семинарские занятия 32

Самостоятельная работа 22
Рабочая программа принята на заседании кафедры

«______»______________ 200_г.

Заведующий кафедрой____________________ ^ Воронова Т.В.

подпись ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Педагогика»


  1. Объяснительная записка

Курс педагогики является частью реализации Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям 020700 — История и 520800 - бакалавр истории. В стандартах этот курс представлен в цикле общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ), но в учебном плане университета этот курс стоит в рамках общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Эта норма может предполагать возможность для курсовых работ по данной дисциплине, но в практике факультетского планирования такая возможность не представлена, что существенно ограничивает формирование исследовательской компетентности студентов, ориентированных в будущем на образовательную деятельность.

В стандартах для специалистов и бакалавров истории предусмотрены одинаковое требования к содержанию учебного предмета:

«Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, мето­ды педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспи­тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое вза­имодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образо­вания, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе­ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагоги­ческим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами».

Курс соотнесен с общими целями образовательной, профессиональной программы, рабочая программа составлена с учетом авторских разработок, представленных в кандидатской диссертации С. В. Ниловой «Сотворчество в образовательном процессе университета».

В пределах отводимого на изучение курса учебного времени (92 часа) намечается решение следующих задач:

  1. Обеспечить освоения каждым студентом содержания курса педагогики.

  2. Создать условия для развития мыслительных, рефлексивных, коммуникативных способностей личности.

В ходе курса студент имеет право согласовать возможную стратегию его изучения, которая опирается на особенности личного образовательного маршрута студента и специфику преподавания.

^ Формы и особенности организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов

Ориентация современной системы образования на потребности конкретной личности открывает новые возможности в организации учебного процесса в высшей школе. ФЗ РФ «Об образовании» (1996 г.) и ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) создают для этого правовую основу. В курсе педагогики обучающийся, исходя из своих способностей и возможностей, имеет право выбора собственной стратегии изучения курса.

Для изучения курса студентами могут быть использованы следующие стратегии:

  1. Сдача зачета и экзамена по курсу, используя форму экстерната.

  2. Изучение курса как самостоятельно, так и совместно с преподавателем. Отчетность – традиционная форма зачета и экзамена на основании контрольных вопросов по курсу. Итоговая оценка зависит от результатов деятельности студента во время текущего контроля.

  3. Изучение курса совместно с преподавателем на семинарах и лекциях, положительные оценки во время текущего контроля и выполнение самостоятельного педагогического исследования или (и) реализация индивидуального или коллективного проекта. Отчетность: зачет ­– коллективное или индивидуальное собеседование по организации исследования (или проекта) и материалам курса; экзамен – индивидуальное собеседование по решению исследовательской задачи и подготовка тезисов для научно-исследовательской конференции студентов ИвГУ «Молодая наука» или реализации индивидуального или коллективного проекта. Тема исследования и проекта согласуется с преподавателем и ориентирована на личный интерес студента.

Курс предполагает использование дистанционных образовательных технологий, образовательных ресурсов Интернет, в том числе, материалов сайта «Дистанционное сотворчество» (http://ivanovo.ac.ru/distant). "Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием" (п. 5 в ред. Федерального закона "Об образовании" от 10.01.2003 N 11-ФЗ. ).

В учебном курсе, наряду с классическими лекциями предполагается организация коллективных лекций с участием студентов.


  1. Содержание учебного материала

  1. Общие основы педагогики. Концепция курса и особенности преподавания. Создание условий для самоопределения студентов в ходе изучения курса. Информационное обеспечение курса с помощью интернет-ресурсов. Особенности очно-дистанционного обучения. Целеполагание в педагогике. Педагогика, ее предмет и место в системе наук о человеке. Основные категории педагогики. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы. Целостность образовательного процесса: обучение, развитие и воспитание. Методология педагогики. Исследование в деятельности учителя. Методы педагогических исследований. Особенности педагогического исследования. Самоопределение студента в педагогической деятельности.


2. Личность в истории педагогики. Коменский Ян Амос (1592–1670); Руссо Жан–Жак (1712–1778); Песталоцци Иоганн Генрих (1746–1827); Гербарт Иоганн. Фридрих (1776–1841); Ушинский Константин Дмитриевич (1824–1870); Лесгафт Петр Францевич (1837–1909); Корчак Януш (1878–1942). Дьюи Джон (1859–1952), Френе Селестэн (1896–1966), Толстой Лев Николаевич (1828–1910), Шацкий Станислав Теофилович (1878–1934), Сорока–Росинский Виктор. Николаевич(1882–1960), Макаренко Антон Семенович (1888–1939), Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970), Гальперин Петр Яковлевич (1902–1988), Иванов Игорь Петрович (1923–1989).
3. Проблема педагогической парадигмы. Сравнительная характеристика традиционной педагогики (педагогики формирования) и педагогики сотрудничества. История основных идей, сущность, принципы, методические концепции. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия в образовательном процессе: сравнительный аспект стилей организации педагогического процесса. Педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Осознание личного педагогического опыта – один из путей получения педагогических знаний. Форма организации – коллективная лекция.
4. Общество и образование в начале XXI века. Мировой кризис образования, его особенности в России. Общая характеристика системы образования России и перспективы ее развития. Модернизация образования РФ. Модернизация педагогического образования, профильное образование, ЕГЭ, информатизация образования. Особенности современной ситуации в обществе и ее отражение в нравственном развитии личности. Современная модель образования, ориентированная на инновационное развитие экономики.
5. Законодательная основа образования. Образовательная система России. Федеральные и локальные образовательные акты. Принципы государственной политики в области образования. Феномен «детства» в международном, федеральном и региональном законодательстве. Проблема профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальные институты как участники воспитания.
6. Феномен «система» и «технология» в педагогической теории и практике. Системный подход. Общая характеристика педагогической системы. Примеры педагогических систем. Педагогическая система В. С.  Библера, И. П. Иванова, система вальдорфских школ. Педагогическая система и педагогическая технология. Модель В. Ф. Шаталова. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса на примере модели саморазвития человека К. Я. Вазиной. Система воспитательной работы: история и современность, проблемы и поиски. Понятие педагогической технологии. Современные педагогические технологии. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса.
7. Теория воспитания. Воспитание как целенаправленный процесс. Содержание, методы и средства воспитания. Самовоспитание и перевоспитание. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Вопросы теории групп и коллективов в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова. Личность в системе коллективных отношений. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия.


  1. Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Проблемы дидактики. Типы обучения. Дидактические модели и системы. Цели и содержание образования. . Отражение содержания образования в Базисном учебном плане, образовательных стандартах, программах и учебниках. Процесс обучения. Виды обучения: сообщающее, проблемное, программированное, развивающее, личностно-ориентированное обучение. Разнообразие подходов к обучению в личном опыте студентов. Методы и средства обучения. Формы организации учебной деятельности (урок, лекция, семинар, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация и т. д.). Урок как целостная система. История развития классно-урочной системы образования. Особенности урока как формы организации обучения. Требования к современному уроку. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Система уроков по теме. Анализ урока. Самооценка урока. Особенности организации проверки и оценки хода и результатов обучения. Рефлексия в учебном процессе. Роль рефлексии в различных дидактических системах. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения и особенности их взаимодействия. Дистанционное обучение. Предпосылки, сущность, основные формы образовательных телекоммуникаций. Особенности дистанционного урока. Дистанционная контрольная работа и сетевая рефлексия.


9. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Семейная педагогика: проблемы и решения. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили о семейном воспитании. Трудные ситуации семейного воспитания. Работа с трудными семьями и детьми.
10. Рефлексия в образовательном процессе. Образовательные итоги курса. Особенности личной образовательной стратегии изучения курса.


  1. ^ Тематическое планирование, ОДО





п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов (общая трудоемкость)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекция

семинары, практич. зан.

лабораторные работы

1.

Общие основы педагогики. Концепция курса.

4

2

2









Личность в истории педагогики.

8

2

4




2



Проблема педагогической парадигмы. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия в образовательном процессе

6

4

2









Общество и образование в начале XXI века. Модернизация российского образования.

10

6

2




2



Законодательная основа образования.

12

4

4




4



Феномен «система» и «технология» в педагогической теории и практике.

10

6

2




2



Теория воспитания. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия

14

4

6




4



Дидактика.

16

6

6




4



Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания

6

2

2




2



Рефлексия в образовательном процессе.

Образовательные итоги курса. Особенности личной образовательной стратегии изучения курса

6

2

2




2




Итого

92

38

32




22


^ Тематическое планирование, ОЗО





п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов (общая трудоемкость)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекция

семинары, практич. зан.

лабораторные работы

1.

Общие основы педагогики. Концепция курса.

4

2







2



Личность в истории педагогики.

8

2







6



Проблема педагогической парадигмы. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия в образовательном процессе

6

2







6



Общество и образование в начале XXI века. Модернизация российского образования.

10

2

2




6



Законодательная основа образования.

12

2

2




8



Феномен «система» и «технология» в педагогической теории и практике.

12

2







10



Теория воспитания. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия

14

2







12



Дидактика.

16

2

2




12



Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания

6










6



Рефлексия в образовательном процессе.

Образовательные итоги курса. Особенности личной образовательной стратегии изучения курса

2










2




Итого

92

16

6




70


^ IV. Формы промежуточного и итогового контроля

Промежуточный контроль осуществляется систематически посредством обратной связи через небольшие творческие работы студентов, текущий контроль за деятельностью на семинарских занятиях и рефлексию.

Во время изучения курса предусмотрены две контрольные работы:

  1. Педагогические идеи и их практическая реализация. Основные категории педагогики.

  2. Теория и практика модернизации российского образования.

Итоговый контроль включает индивидуальную и коллективную рефлексию курса (предусмотрена форма off-line). Форма зачета и экзамена зависит от выбранной студентом стратегии изучения курса педагогики.

Текущие оценки выставляются в электронной ведомости электронного учебно-методического комплекса по адресу: www.ivanovo.ac.ru/distant

В оценке студенческих работ преподаватель учитывает систему европейских оценок. Система европейских оценок "А" – "отлично"; "В"– "очень хорошо"; "С" – "хорошо"; "D"– "удовлетворительно"; "Е" –"посредственно"; "FX" –" неудовлетворительно" (с правом пересдачи); "F"– "неудовлетворительно" (без права пересдачи, необходимо повторить курс).
Источник: "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс (Сборник информационных материалов) / Под ред. проф. А.Ю.Мельвилля.-М,2005. Проект «Содействие интеграции российских региональных вузов в европейское образовательное пространство («Болонский процесс»)» .

  1. Учебно-методическое обеспечение

^ 5.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Балакирев А.Ф., Нилова С.В. Социальная педагогика. Хрестоматия Иваново: ИвГУ, 2002.

  2. Батищев Г. Три типа педагогики // Учит. газ. 1988. 14 апреля.

  3. Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.

  4. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород.1994.

  5. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М. , 1997. –146 с

  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

  7. Декларация прав ребенка (1959 г.) // Народное образование. 1993. № 5.

  8. Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История. Приложение к газете “Первое сентября”. 1997. № 40.

  9. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.

  10. Коменский Я.А. Великая дидактика.: Изб. пед. соч. Т. 1, М.: Педагогика, 1985.

  11. Конвенция "О правах ребенка" (1989 г.) // Народное образование. 1993. №5.

  12. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

  13. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989.

  14. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1993.

  15. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М., 1989.

  16. Нилова С.В., Смирнова Н.В. Демографический компонент в региональной системе образования//Вестник Ивановского государственого университета 2002. вып. 2 .С. 115-125

  17. О высшем и послевузовском професиональном образованиии: Закон РФ. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5.

  18. Об основах гарантии прав ребенка в РФ: Закон Российской Федерации (1998).

  19. О защите прав ребенка. Закон Ивановской области //Собрание законодательства Ивановской области. 1997. № 9.

  20. Об образовании: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.

  21. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Закон Российской Федерации (1999 г.)

  22. Оконь В. Введение в общую дидактику (пер. с польского). М.: Высшая школа, 1990.

  23. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

  24. Педагогика сотрудничества. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов //Учительская газета. 1986, 18 октября или //Первое сентября. 1993, 26 августа.

  25. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1990.

  26. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И. Дика, А. В. Хуторского, Москва 2003.

  27. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1990.

  28. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

  29. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1989, С. 3- 24

  30. Шнекендорф З. Права ребенка в законодательных актах // История. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1997. № 40.

^ 5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994.

  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметка. Оценка. М.,1980.

  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1997.

  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. :ЛГУ, 1968.

  6. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Владос – Пресс, 2002

  7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989

  8. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века. М.: Педагогика, 1998.

  9. Введение в научное исследование по педагогике./ Под ред. Журавлева В.И. М.: Просвещение, 1988.

  10. Гераунский Б.С. Философия образования XXI века. М., 1998.

  11. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогки. СПб., 1992.

  12. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.

  13. Давыдов В.В. Теория развивавшего обучения. М., 1996.

  14. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.

  15. Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избр. пед. тр. М.: Педагогика, 1990.

  16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1997.

  17. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

  18. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс: Избр. пед. соч. Т.1, М.: Педагогика. 1982.

  19. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

  20. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссий (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.

  21. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

  22. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - М.,1989;

  23. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1994.

  24. Морозова М.И., Нилова С.В. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов по выполнению заданий практики. Иваново. 2002.

  25. Морозова М.И., Нилова С.В. Творческое взаимодействие в образовательном процессе: Поиск гармонии личности и коллектива. Методические рекомендации для преподавателей и студентов. Иваново: ИвГУ, 2001.

  26. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс (Сборник информационных материалов) / Под ред. проф. А.Ю.Мельвилля.-М,2005. Проект «Содействие интеграции российских региональных вузов в европейское образовательное пространство («Болонский процесс»)»

  27. Отчеты о встречах учителей экспериментаторов. Демократизация личности. Отчет о второй встрече учителей-экспериментаторов // Учительская газета.1987, 17 октября. Методика обновления. Отчет о третьей встрече педагогов-экпериментаторов в Москве //Учительская газета. 1988, 19 марта. Войдем в новую школу. Отчет о четвертой встрече педагогов-экспериментаторов, педагогов-ученых и публицистов //Учительская газета. 1988, 18 октября.

  28. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: РПА, 1997.

  29. Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток // Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

  30. Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. М., 1989.

  31. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

  32. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

  33. Унт Е.И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

  34. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания /Пед. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика. 1990.

  35. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987.

  36. Цукерман Г.А. Виды обшения в обучении. Томск, 1996.

  37. Щацкий С. Т. Работа для будущего. М., 1989.

  38. Щуркова Н.Е. и др. Новые воспитательные технологии. - М.,1996

  39. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995, № 2. С. 31 – 42.

^ 5.3. Другие источники информации по изучаемому курсу. Ресурсы Интернет

  1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. www.mesi.ru/Pedagogika/pvsah/main.htm

  2. Сайт «Дистанционное сотворчество»: http://ivanovo.ac.ru/distant

  3. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г

  4. Федеральные программы "Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)" и "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002–2006 гг."

  5. Педагогический словарь http://www.dictionary.fio.ru/

  6. О развитии идей коммунарского движения. Сайт альтруистов http://altruism.ru

  7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. http://www.akdi.ru/econom/program/demogr

  8. О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы. Постановление от 25 августа 2000 г. N 625. http://www.ed.gov.ru/science/ntp/fp/dr.html

  9. Российское образование к 2001 году http://www.ed.gov.ru/obzor.html

  10. О профильной школе http://www.profile-edu.ru

  11. Информационные ресурсы Интернет по темам курса.

  12. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика //Официальный сайт http://www.kommunarstvo.ru/

  13. Интернет-журнал "Эйдос" - http://www.eidos.ru/journal/

  14. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г

  15. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» // http://www.ed.gov.ru/news/obnews/1437/ рекомендована 27 сентября 2004 г. № 1244-р.

  16. Комплексный проект модернизации образования// Официальный сайт проекта http:// www.kpmo.ru

  17. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/konslo.html

  18. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики// Проект www.mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc

  19. Список призеров конкурса “КОД СВОБОДЫ”/ конкурсные работы http://freecode.pspo.perm.ru/

  20. СПО в российских школах// http://freeschool.altlinux.ru/

Вопросы для подготовки к зачету по курсу "Педагогика"

  1. Общество и образование в начале XXI века. Мировой кризис образования, его особенности в России. Общая характеристика системы образования России и перспективы ее развития.

  2. Педагогика, ее предмет и место в системе наук о человеке. Основные категории педагогики.

  3. Методология педагогики. Исследование в деятельности учителя. Методы педагогических исследований. Особенности педагогического исследования.

  4. Сравнительная характеристика традиционной педагогики (педагогики формирования) и педагогики сотрудничества. История основных идей, сущность, принципы, методические концепции.

  5. Системный подход в педагогической теории и практике. Общая характеристика педагогической системы. Примеры педагогических систем.

  6. Педагогические идеи Каменского Я.А., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. и их современное воплощение.

  7. Педагогические идеи Гербарта И.Ф., Дьюи Д., Гальперина П.Я. и их современное воплощение.

  8. Рефлексия в учебном процессе. Роль рефлексии в различных педагогических системах.

  9. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Методика коллективного творческого воспитания: истоки, теория, практика КТД.

  10. Семейная педагогика, ее предмет, задачи, специфика. А.С. Макаренко, В .А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили о проблемах родительской педагогики.

  11. Основные тенденции развития системы образования в России в современных условиях. Закон "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании".

  12. Права ребенка в международном, федеральном и региональном законодательстве.

  13. Права и обязанности участников образовательного процесса (на примере федеральных, местных и локальных правовых документов).

  14. Теория воспитания. Сущность воспитательного процесса.

Вопросы для экзамена по курсу "Педагогика"

  1. Общество и образование в начале XXI века. Мировой кризис образования, его особенности в России. Общая характеристика системы образования России и перспективы ее развития.

  2. Педагогика, ее предмет и место в системе наук о человеке. Основные категории педагогики.

  3. Методология педагогики. Исследование в деятельности учителя. Методы педагогических исследований. Особенности педагогического исследования.

  4. Сравнительная характеристика традиционной педагогики (педагогики формирования) и педагогики сотрудничества. История основных идей, сущность, принципы, методические концепции.

  5. Системный подход в педагогической теории и практике. Общая характеристика педагогической системы. Примеры педагогических систем.

  6. Дидактика, ее развитие. Современные проблемы дидактики.

  7. Педагогические идеи Каменского Я.А., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. и их современное воплощение.

  8. Педагогические идеи Гербарта И.Ф., Дьюи Д., Гальперина П.Я. и их современное воплощение.

  9. Содержание образование как педагогическая категория. Отражение содержания образования в Базисном учебном плане, образовательных стандартах, программах и учебниках.

  10. Процесс обучения как дидактическая система. Его характеристика в статике и динамике. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения и особенности их взаимодействия.

  11. Урок в системе работы учителя. Типы и структура урока. Замысел урока особенности его разработки в практике современной школы.

  12. Понятие педагогической технологии. Современные педагогические технологии. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса.

  13. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса. Основные идеи В.А. Шаталова.

  14. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса. Модель саморазвития человека К.Я. Вазиной.

  15. Развивающее и личностно-ориентированное обучение, характеристика, основные черты.

  16. Дистанционное обучение. Предпосылки, сущность, основные формы образовательных телекоммуникаций. Особенности дистанционного урока.

  17. Особенности организации проверки и оценки хода и результатов обучения. Рефлексия в учебном процессе. Роль рефлексии в различных педагогических системах.

  18. Теория воспитания как отрасль теоретической педагогики и раздел учебной дисциплины "Педагогика". Сущность, содержание и принципы воспитательного процесса.

  19. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Методика коллективного творческого воспитания: истоки, теория, практика КТД.

  20. Семейная педагогика, ее предмет, задачи, специфика. А.С. Макаренко, В .А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили о проблемах родительской педагогики.

  21. Нравственное и эстетическое воспитание. Азы моральной культуры личности. Моральные привычки, особенности их формирования. Формы и методы эстетического воспитания личности.

  22. Правовая культура личности. Взаимодействие школы и правоохранительных учреждений. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  23. Основные тенденции развития системы образования в России в современных условиях. Закон "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании".

  24. Права ребенка в международном, федеральном и региональном законодательстве.

  25. Права и обязанности участников образовательного процесса (на примере федеральных, местных и локальных правовых документов).

  26. Преподаватель: профессионализм, творчество, мастерство. Требования к профессиональной компетентности школьного учителя.

Автор (автор – составитель) программы_________________________________

подпись ФИО

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Педагогика»
Общая трудоемкость дисциплины (в часах по учебному плану дневной формы обучения) 52

Рабочая программа дисциплины
Дисциплина «Педагогика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 011200....

Рабочая программа «Педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
«Педагогика», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31. 01. 2005 г. №728

Рабочая программа дисциплины
Дисциплина «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению...

Рабочая программа дисциплины
Дисциплина «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению...

Программа XVII i всероссийской научно-практической конференции «Педагогика...
Красноярске проводится 18-я ежегодная Всероссийская конференция «Педагогика развития». Ведущая тема

 рабочая программа курса «Социальная педагогика»
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социальной педагогики. Для достижения этой цели преподавание...

Рабочая программа дисциплины
Дисциплина «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом впо по направлению 010200...

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...

Рабочая программа по математике для 3 класса
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница