С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки




Скачать 99.66 Kb.
НазваниеС решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки
Дата публикации29.03.2013
Размер99.66 Kb.
ТипРешение
odtdocs.ru > Информатика > Решение
Организация и проведение самоподготовки

Содержание

  1. Введение. Коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.

  2. Оптимальная дозировка домашнего задания.

  3. Дифференцированный подход к учащимся в процессе самоподготовки.

  4. Компьютер, как вспомогательное средство при выполнении домашнего задания.

  5. Речевой словарь для занятий на самоподготовке.

  6. Методы проверки выполненного задания.

  7. Заключение.



Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке.

В условиях школы-интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.

С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.

  1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

  2. Формирование у воспитанников устойчивого желания трудиться, пробуждение у них чувства долга по отношению друг другу, к коллективу класса, к учителю и воспитателю.

  3. Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.

  4. Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.

  5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.

К задачам воспитателя при проведении самоподготовки относится также формирование у учащихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку и определить порядок выполнения домашних заданий, воспитание у них чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

    Главной задачей воспитателя во время самоподготовки является закрепление у воспитанников знания, полученные на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдать режим работы. Успешное выполнение уроков находится в прямой зависимости от 3 компонентов: условий организации работы, качества урока и проведению самоподготовки.

    Установлению преемственности в выработке единых требований к учащимся способствует посещение воспитателем уроков.

Посещая уроки по развитию речи, грамматике, чтению я фиксирую внимание на следующие аспекты:

    1. на проверку домашних заданий, повторение пройденного материала для установления связи с изучаемым учебным материалом; изложение новой темы, закрепление только что полученных знаний, объяснение домашнего задания, соответствие всех этапов урока, их основным дидактическим и коррекционно-воспитательным целям.

    2. на индивидуальный и дифференцированный подход, использование наглядных средств, методы активизации мыслительной деятельности учащихся.

    3. интересуюсь видами проверки знаний, умений и навыков, сочетанием индивидуальной и фронтальной работы.

    Совместная деятельность воспитателя и учителя дает возможность выработать единые требования к учащимися, развить у них навыки самостоятельной работы, научить их к рациональным методам выполнение заданий.

    Организуя самостоятельную работу глухих детей во внеклассное время успех и результат можно добиться при соблюдении целого ряда условий. Одним из них является создание атмосферы доверия и взаимопонимания, обеспечивающих первоначальный контакт с учеником.

    Воспитание интереса к учению одно из важных условий, способствующих активизации самостоятельной работы школьников. С целью повышения интереса к домашней учебной работе(разнообразить задания) чаще давать практические работы, в процессе которых глухие дети приобретают опыт самостоятельного решения наглядно-действенных задач(сравнение предметов, установление между ними соотношений, выделение части предметов).

    Подготовка домашних заданий школьников в интернате тесно связана с их работой на уроке. Успех выполнения домашних заданий во многом зависит от того, как прошел урок, что было задано на дом, насколько понятен детям способ выполнения домашнего задания. Следовательно, подготовка школьников к выполнению домашнего задания начинается на уроке и является прямым его продолжением, но уже в форме самостоятельной работы. Например, беседа «Как мы отдыхали после уроков в школе». На уроке дети свои устные ответы иллюстрировали картинками, в заключение составили устный рассказ. На дом они получили задание: написать рассказ «Наш отдых», опираясь на те картинки, которые они использовали на уроке в своих ответах. Таким образом, обеспечив сознательное усвоение материала и в известной степени закрепив его на уроке, учитель подготовил детей к новому виду работы – письменному рассказу, который они выполняют самостоятельно.

    Большое значение имеют дифференцированные задания. Они способствуют тому, что каждый ученик учится в меру своих способностей, у него формируется уверенность в себе.Сама форма дифференцированных и индивидуальных заданий благоприятствует воспитанию навыка самостоятельной работы. Чтобы создать условия для активного и самостоятельного выполнения домашних заданий учащимся, воспитателю необходимо прежде всего позаботиться об их активном отдыхе на воздухе после напряженного учебного дня.

    Подготовка домашних заданий начинается точно по расписанию. Систематическое и каждодневное начало работы в одно и то же время воспитывает сначала привычку, а затем потребность в своевременной подготовке домашних заданий, способствует появлению желания и интереса к работе. Все это, в свою очередь, воспитывает у детей активность и самостоятельность.

    Домашние задания выполняются каждым учеником самостоятельно. Воспитатель следит за тем, чтобы дети начали подготовку математики или русского языка с повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике. И только после этого, переходили к письменной работе.

    Важно учить детей в работе с учебниками, прививая им навык самостоятельно пользоваться учебником, наглядными пособиями, со словарями, разъяснить им значение и цель выделенного в тексте абзаца, отдельных слов и фраз.

    Информационные компьютерные технологии(ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь, изменилась и направленность образования и воспитания. Использование ИТ в образовании обогащает среду учебной деятельности, расширяет круг доступных для решения задач, помогает сделать процесс обучения интересным, познавательным. Использование компьютеров в учебной и внеучебной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

    Необходимо преодолеть ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некое техническое средство обучения. Роль компьютера может быть намного шире, что связано с такими его принципиально важными возможностями, как:

    - оптимизация темпа работы ученика;

    - уровневая дифференциация обучения;

    - возможность моделировать, создавать с помощью компьютерной анимации на уроке и во время самоподготовки игровую познавательную ситуацию;

    - повышение у большинства детей мотивации учебной деятельности, так как диалог с программой приобретает характер учебной игры;

    - наличие обратной связи;

    - обеспечение динамической наглядности.

    Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного, треть увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина. А при вовлечении обучаемого еще и в активные действия(например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного может составить 75%. Таким образом, компьютерные технологии значительно повышают эффективность самостоятельной работы.

    Самостоятельная домашняя работа выполняет следующие функции:

  • увеличение познавательной активности и организация учебно-познавательной поисковой деятельности учащихся, полностью контролируемой и направляемой воспитателем;

  • осуществление полной индивидуализации и дифференциации на основе выполнения подготавливаемых учителем индивидуальных заданий, обеспечивающих соблюдение принципа посильности и развития интереса к предмету, контроль за выполнением которых выполняет компьютерная программа;

  • Формирование информационной культуры учащихся.

    Обязательными компонентами занятия с применением ПМК(программно-методических комплексов) и КП(компьютерных программ) должны стать:

    1. Пропедевтический(мобилизация внимания учащихся, психологическая подготовка к восприятию материала, подготовка к работе с компьютером, инструктаж по технике безопасности, установка на успех выполнения работы).

    2. Ситуация «мозгового штурма»(использование тестов-тренажеров разных уровней сложности).

    3. Организация творческой деятельности учащихся.

    4. Контрольно-оценивающий этап(проведение контрольного тестирования).

    Современный человек живет в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносится в жертву практической пользе. Поэтому компьютер не только инструмент, с помощью которого учитель может добиться более динамичного и яркого знакомства с учебным материалом, а воспитатель провести закрепление и контроль знаний во время самоподготовки.

    При выполнении домашнего задания не забыть про речь учащихся, который актуально особенно для глухих детей. Особое внимание уделяю словарю специфическому для занятий на самоподготовке, выделяя тот материал, который дети должны использовать в своей самостоятельной речи. Это наиболее употребительные необходимые вопросы, просьбы, с которыми учащиеся обращаются к воспитателю и друг другу.

  • Посмотри в дневнике, что задано на дом по...

  • Спроси у Оли, что сегодня задано по....

  • Каковы твои успехи в учебе?

  • Мне кажется(я думаю), что решил(а) задачу неправильно.

  • Нина Алексеевна, помогите(объясните) решение уравнений; я непонял(а)(не помню, забыл(а)).

  • Я выучил уроки на завтра(приготовил).

  • Произведения какого жанра мы изучаем?

    Обязательно предусматриваю материал, характеризующий отношение учащихся к работе, их взаимоотношение, бытовой словарь.

  • Алена работала быстрее, а Ольга медленнее. Не отвлекайся.

    В процессе подготовки домашних заданий общение учащихся с воспитателем происходит в основном по ограниченному кругу тем(обращение к воспитателю или товарищу за помощью; сообщение о выполнении работы или части ее; ответы на вопросы; просьба о чем-либо; взаимопомощь и т.д.) Поэтому воспитателю следует предусмотреть необходимые для этой цели фразы и выписать их в таблицу, которая окажет глухим школьникам существенную помощь в словесном общении с воспитателем и товарищами.

    Во время подготовки домашних заданий воспитатель учит детей общению. Для того, чтобы показать школьникам пример правильной речи, я слежу за тем, чтобы моя речь служила образцом для подражания(была эмоциональной, внятной и т. д.) Если ученик не знает, как обратиться к товарищу или ко мне, ему помогаю: спрошу, кто из детей знает, как нужно сказать правильно.

    При подготовке к занятию я подумываю организация и содержание слуховой работы с учащимися, предусмотрев при этом разумное чередование фронтальной и индивидуальной работы.

    На фронтальных занятиях создаются благоприятные условия для использования слухового восприятия глухих. Фронтальная работа, как правило, может проводиться в организационной части занятия и при проведении его итогов. Воспитанникам для различения на слух в основном предлагается программный материал, звуковой образ которого хорошо им знаком. Полезно, чтобы речевые задания, которые дети учатся слушать, писались на табличках. Когда речевой материал свободно опознается на слух всеми учащимися класса, таблички убираются.

    В помощь восприятию используются различные дидактические пособия(картинки, таблички, разрезной текст) и записи на доске, которые значительно облегчают процесс различения и опознавания материала на слух Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока ученики не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. Важно, чтобы порядок предъявления речевого материала все время менялся.

  • Например: 1. Кто сегодня дежурный? 2. Встаньте; 3. Возьмите; 4.Как вы слышите? 5. Откройте...;6. Читайте9пишите). 7. Возьмите...; 9.Что мы делали?

    Или такая: 1. Как вы слышите?2. Что мы будем делать? 3. Возьмите...; 4. Откройте..; 5. Кто сегодня дежурный? 6. Как вы слышите? 7. Напишите...; 8. Какая сегодня погода? 9. снимите картинки.

  • Или такая: 1. Как вы слышите? 2. Что мы будем делать? 3. Возьмите....4. Откройте...5. Кто сегодня дежурный? 6. Как вы слышите? 7. Напишите....8. Какая сегодня погода? 9. Снимите наушники.

    Помимо материала программы, в упражнении по восприятию речи на слух воспитатель группы включает дополнительный материал, связанный с проведением подготовки уроков(или других внеклассных занятий). Этот материал планируется воспитателем с учетом особенностей и состояния знаний воспитанников его группы.

Даже при активном вмешательстве воспитателя часть задания ученик должен выполнить самостоятельно. На это я обращаю большое внимание. Для проверки выполненных заданий применяю различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, как было сказано выше, использование компьютерной технологии помогает закреплять и провести контроль знаний, активизировать ощущения и восприятия; также проверяю сама.

Взаимопроверку организую по устным предметам среди сильных и средних учеников. Дети очень любят читать наизусть друг другу стихотворение, направляя друг друга. Они оценивают знание своего товарища критичнее, чем, например, я.

Систематическое проведение взаимопроверку способствует воспитанию у детей привычки помогать друг другу, доброжелательного отношения к товарищам.

В процессе подготовки уроков я проверяю знания детей. Проверяю выполнения заданий прежде всего у слабых, при этом добиваюсь, чтобы воспитанник осознал ошибку и сам исправил ее, применяя правила и знания полученные на уроках. Но, а почтению стараюсь проверять у всех.

В заключении хочется сказать. что самостоятельная работа учащихся как на уроках, так и внеурочное время способствует сознательному и прочному усвоению знаний, учит их пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в жизни, в общественно-полезном труде, развивает познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, творческую активность. Умение работать самостоятельно особенно важно для глухих детей, так как после окончания школы самообразование является для них одной из основных форм работы над собой.

Таким образом, успешное воспитание самостоятельности школьников при подготовке домашних заданий возможно при условии, если оно становится предметом внимания учителя, работающего в содружестве с воспитателем. Важно пробудить у учащихся интерес к работе. Что часто достигается использованием разнообразных видов и форм домашних заданий, творческим подходом воспитателя к организации этих заданий.

Литература.

  1. Рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса(методические рекомендации).

  2. Примерное содержание работ по развитию речи глухих школьников в воспитательной группе(методические рекомендации).

  3. Е.К. Речинская. Развитие творческого воображения глухих школьников.

  4. Журнал «Дефектология».№5 1982г.

  5. Речевой материал по развитию слухового восприятия для общеобразовательных уроков школы для глухих детей.

  6. Использование информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) в учебном процессе: http://iva-school.narod.ru/Dok/vistup.dok



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удалось ли достичь поставленной цели и решить воспитательные задачи?
Перечень вопросов для собеседования с классными руководителями об итогах воспитательной деятельности

Исследование конкретного вопроса
Знакомит учеников с темой проекта, ставит перед ними определенные цели и задачи, показывает вводную презентацию, в которой отражены...

Урок математики «Составляем и решаем задачи.» 1-й класс. Цели: Учить...
Цели: Учить составлять задачи по модели (схеме); совершенствовать навык решения задачи с опорой на рисунок и часть условия; закреплять...

Цели и задачи функционирования групп предшкольной подготовки детей
Группы, реализующие предшкольную подготовку, являются одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей старшего...

Праздник олимпийских колец для учащихся 5-7 классов. Цели и задачи
Цели и задачи: познакомить с историей Олимпийских игр, рассказать об Олимпийской символике; совершенствовать развитие физических...

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя Целью
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении...

 рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социального образования. Для достижения этой цели преподавание...

 рабочая программа курса «Социальная педагогика»
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социальной педагогики. Для достижения этой цели преподавание...

16. Требования к компонентам понятия «алгоритм»
Алгоритм – точное предписание для свершения некоторой последовательности элементарных дискретных действий над исходными данными любой...

Цели: Совершенствование знаний детей о значимости хлеба. Формирование...
Задачи: Закрепление знаний детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о том, что он достаётся трудом многих людей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница