Доклад Миницер Е. Д., зав сектором нбо на науч практ конф. «Молодёжь в библиотечном пространстве: настоящее и будущее»




Скачать 105.96 Kb.
НазваниеДоклад Миницер Е. Д., зав сектором нбо на науч практ конф. «Молодёжь в библиотечном пространстве: настоящее и будущее»
Дата публикации26.03.2013
Размер105.96 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Информатика > Доклад
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Доклад Миницер Е.Д., зав. сектором НБО на науч.-практ. конф. «Молодёжь в библиотечном пространстве: настоящее и будущее», 1 окт. 2007 г., СОУНБ.
Библиотека университета как современный информационно-культурный центр является важной составляющей в формировании информационной культуры пользователей и призвана обучать умению искать, критически оценивать и эффективно использовать информацию в учебной и последующей научно-исследовательской или профессиональной деятельности.
Именно такие задачи всегда ставятся во главу угла в научно-технической библиотеке Самарского государственного технического университета при проведении занятий с первокурсниками как наиболее нуждающейся в обучении категорией пользователей.
Эта направление работы имеет в библиотеке давние традиции, занятия проводились сотрудниками научно-библиографического отдела на протяжении более 30 лет.

Для активизации процесса обучения сотрудниками всегда использовались наглядные пособия, эффективность занятий достигалась сочетанием учебных блоков: теория- практика- контроль.
Внедрение современных информационных технологий в библиотечную среду вообще и в НТБ СамГТУ в частности - автоматизация многих библиотечных процессов, активное развитие электронного каталога, появление высокоскоростного доступа в Интернет, установка значительного количества современных компьютеров, создание электронного читального зала, приобретение сотрудниками опыта в области современных библиотечных сервисов — все вышеперечисленное создало условия для изменения как содержания, так и формы проведения занятий.
В настоящее время занятия по курсу «Основы информационной культуры» для первокурсников проводятся по 2-х часовой программе в течение осеннего семестра и являются частью общевузовского процесса адаптации студентов в университете, в новой среде общения и обучения.

В учебном плане вуза не предусмотрена соответствующая дисциплина, поэтому организация занятий осуществляется путем включения в учебные часы гуманитарных дисциплин - «Русский язык и культура речи» и «Отечественная история» обязательного занятия в библиотеке.

В соответствии с расписанием этих дисциплин с преподавателями согласуется время проведения занятий. А местом их проведения в течение последних 5 лет является электронный читальный зал, рассчитанный на 35 мест, являющийся структурным подразделением научно-библиографического отдела.

В целях обеспечения скорейшей адаптации первокурсников к информационной среде библиотеки в ходе обучения ставится задача обеспечения принципа динамичности — в минимальный срок — максимум знаний, необходимых первокурсникам с первых шагов обучения в вузе.
Так, в течение сентября текущего года силами 6-х сотрудников научно-библиографического отдела было проведено 76 занятий с 83 группами (для сравнения - в 2005г. было проведено 115 занятий). В 2006г. в вузе произошло значительное сокращение набора первокурсников, в этом году ситуация повторилась, это, вероятно, коснулось и в других вузах и будет продолжаться и в последующие годы.

Лекция является наиболее удобной формой обучения, позволяющей за достаточно короткий промежуток времени передать большой аудитории студентов новую информацию. Однако, с внедрением новых технологий в практику работы библиотеки лекция в ее традиционном варианте уже не перестала отвечать современным требованиям.
В 2006г. была разработана принципиально новая по форме и по содержанию лекция с использованием мультимедийной технологии обучения — лекциия-презентация, полностью отражающая весь ход занятия, в которой мы постарались за максимально короткое время (1 час) отразить показать студентам весь спектр современных информационных ресурсов и услуг библиотеки, которые они могут использовать в учебных целях.

С использованием программы Power Point были подготовлены слайды с фотографиями подразделений библиотеки, иллюстрациями, анимацией, статистическими данными, что обеспечило наглядность, красочность, привлекательность подачи материала и способствовало его лучшему восприятию.

При использовании презентации существует возможность менять слайды в прямом и обратном направлениях, комментировать каждый кадр, экономить время, затрачиваемое на многократное проговаривание текста для конспектирования. Так, например, студенты могут одновременно автоматически списывать со слайдов адреса подразделений библиотеки и слушать информацию о правилах пользования ими.

В этом году занятия проводились с применением проекционной техники.
Лекция по курсу «Основы информационной культуры» начинается с перечисления его основных целей и задач, чтобы сразу предварить возможные вопросы студентов: «Зачем нам это?»:
- ориентация в информационном пространстве библиотеки;

- выработка навыков самостоятельного поиска информации;

- навигация в мировых информационных ресурсах.
Рассказ о библиотеке начинается с демонстрации Web-сайта библиотеки как источника полезной информации о библиотеке – ее истории, структуре, ресурсах и услугах, предлагаемых пользователям.
Чтобы студенты получили представление о библиотеке как учебно-информационном центре в начале лекции приводятся самые общие сведения о ней — основные показатели работы, состав фонда, структура.
Знакомство со структурой библиотеки осуществляется посредством виртуальной экскурсии по ее подразделениям, сопровождающейся фотографиями отделов с перечислением их местонахождения, графика работы и основных функций.

Одно из подразделений, на которое мы обращаем внимание студентов – научно-библиографический отдел, фонд которого включает реферативные журналы ВИНИТИ по всем отраслям знаний.

Наиболее подробно останавливаемся на системе обслуживания библиотеки - абонементах и читальных залах, поскольку именно в эти подразделения чаще всего обращаются первокурсники.

Экскурсия по читальным залам помогает студентам сориентироваться в их структуре, поскольку их в библиотеке много, они подразделяются по профилю факультетов, типам и видам изданий, расположены в разных корпусах университета.

Информация о каждом читальном зале, обязательно включает сведения о графике работы, специфике фонда, наличии в нем открытого доступа, услугах, предоставляемых пользователям.

В последние годы наряду с читальными залами, в которых пользователи работают с различными видами печатных изданий, в библиотеке организованы электронные залы, в которых пользователи работают с информационными ресурсами в электронном виде.

В процессе знакомства с этими залами, перед студентами раскрывается весь спектр услуг, предлагаемый в них – доступ к электронному каталогу, самостоятельная работа на компьютере, информационный поиск в Интернете, работа с электронными учебными изданиями на компакт-дисках.
Значительное место в структуре занятия отводится обучению студентов поиску информации в информационно-поисковых ресурсах библиотеки.

К сожалению, в связи с дефицитом времени у нас нет возможности подробно знакомить студентов с традиционными каталогами библиотеки, поэтому мы даем им только общие сведения о них и советуем обращаться за консультациями к дежурному библиографу зала каталогов в случаях затруднений при поиске.


Первокурсники подробно знакомятся с электронным каталогом библиотеки и программой Библиотекой 5.3, на основе которой он создается.

В ходе лекции мы даем информацию обо всех основных базах данных, которые могут использоваться в процессе поиска, но наиболее подробно знакомим с 3-мя, к которым наиболее часто обращаются студенты в учебных целях и с помощью которых они выполняют практическую работу.

На примере базы данных «Книги» студентам демонстрируется интерфейс программы, ее поисковые возможности, приводятся примеры различных вариантов поиска информации - простого - поиска конкретной книги по фамилии автора или книг по теме, и сложного- поиска по нескольким поисковым элементам сразу (например: автор, заглавие, год издания).

Знакомя студентов с библиографическим описанием книги, мы обращаем их внимание на необходимость уточнения лишь основных сведений о ней для получения ее в библиотеке.

Чтобы получить издание в библиотеке, необходимо определить его местонахождение, а значит, уточнить количество экземпляров в фонде. Поэтому мы демонстрируем также такую возможность программы, как определение экземплярности книги

Разъясняем также правила заполнения требования на издание для получения его в читальном зале.
В процессе знакомства с базой данных «Статьи», мы обязательно останавливаемся на том, что она создается на корпоративной основе - на базе Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС), в которой участвуют более 150 библиотек России, наша библиотека является членом этой корпорации с 2001 года. Студенты знакомятся со спецификой этой базы данных (наличие аннотаций, включение в нее описаний статей из журналов не только по фонду библиотеки), особенностями аналитического описания , включающего основные сведения о статье из журнала.
Обучение студентов поиску информации в базе данных «Методические указания» включает информацию о возможности ее использования для уточнения наличия методических указаний в фонде библиотеки по таким поисковым признакам, как фамилия составителя, заглавие либо ключевые слова. Приводятся также основные сведения о методических указаниях, необходимые для получения.

Говоря об электронном каталоге, обращаем внимание студентов на возможность поиска информации в базах данных не только непосредственно в библиотеке, но и на ее сайте (в разделе «Ресурсы» - поиск в ЭК).
В последние годы в содержании лекции все больше превалирует обучение эффективному использованию электронных информационных ресурсов, умению искать данные в сети Интернет и оценивать качество информации на сайтах.

Еще несколько лет назад студенты свой первый выход в Интернет осуществляли именно на наших занятиях и основной акцент делался именно на обучению информационному поиску. Опыт же занятий прошлого года показал, что большинство первокурсников имеют высокий уровень компьютерной грамотности и подготовленность к работе с сетевыми ресурсами, поэтому затруднений в процессе самостоятельного поиска при выполнении практической работы у них не возникало.

Этот момент был учтен при корректировке лекции в части навигации в ресурсах Интернета, она была значительно дополнена Интернет-ресурсами, которые студенты могут использовать в учебном процессе.

Форма лекции-презентации позволяет не только называть адреса сайтов Интернета, но и открывать каждый, чтобы студенты наглядно получили представление о его возможностях.

Помимо поисковых систем и образовательных ресурсов на занятии рекомендуются также библиографические ресурсы Интернета — электронные каталоги крупнейших библиотек России и библиографические базы данных, т.е студенты готовятся к тому, что они могут стать удаленными пользователями практически любой библиотеки независимо от ее местонахождения .

Логическим продолжением становится знакомство первокурсников с полнотекстовыми ресурсами Интернета как отечественными, так и зарубежными. Получение университетом доступа к зарубежным полнотекстовым базам данных позволяет выпускать специалистов с уровнем профессиональной подготовки, идентичным уровню не только столичных, но и зарубежных вузов. И хотя вряд ли к таким ресурсам студенты будут обращаться уже на 1 курсе, но мы ставим задачу показать им возможность использования такого ценного источника информации в учебном процессе.

Учитывая то, что наш вуз является многопрофильным (11 факультетов), поэтому мы рекомендуем еще и отраслевые сайты для каждого факультета, дифференцировать же ресурсы по специальностям не представляется возможным (на каждом факультете их около 10).

В целях закрепления знаний, полученных на занятии и приобретения навыков самостоятельного поиска информации занятие в качестве его составной части включает обязательное выполнение студентами практической работы.

В билете для практической работы студентам предлагается выполнить 4 поисковых задания.

Три вопроса билета посвящены поиску в базах данных электронного каталога. 1-й вопрос предполагает поиск конкретной книги в соответствующей базе данных по фамилию автора и заглавию с приведением основных сведений о ней). По 2-му вопросу необходимо найти статью по теме и указать основные сведения о ней. 3-й вопрос предполагает обращение к базе данных «Методические указания» и поиск как конкретных изданий, так и тематический поиск.

Выполнение 4-го вопроса билета связано с поиском фактографической информации в любой поисковой системе Интернета и способствует выработке у студентов умений правильно сформулировать свой запрос, ориентироваться в ссылках, предлагаемых поисковой системой с целью отбора необходимой информации.

Практическая работа выполняется студентами в письменном виде, в конце занятия каждый студент отчитывается перед сотрудником о выполненной работе и получает соответствующую отметку о выполнении.
В целях облегчения студентам процесса адаптации в библиотеке и ориентации в ее информационном пространстве нами была также разработана «Памятка первокурсника СамГТУ», которая используется в процессе проведения занятий, а также имеется во всех обслуживающих подразделениях библиотеки. Изданная в компактной форме буклета, она содержит необходимый студентам минимум знаний о библиотеке — ее структуре, ресурсах и услугах.
Динамическое обновление, постоянное изучение новых возможностей, появляющихся в библиотечной сфере, анализ ресурсов Интернета, современное программное обеспечение, профессионализм сотрудников — в этом залог эффективности работы по формированию информационной культуры.
Мы не можем требовать от студентов знаний о том, о чем сами узнали только вчера. Наша задача — передать им знания, заинтересовать и научить самостоятельно добывать и применять информацию как в учебном процессе, так и в производственной деятельности. Тогда можно говорить о том, что мы подготовили грамотного пользователя и радоваться его успехам и достижениям.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чувашской республики
Современные аспекты организации медицинской помощи населению: материалы межрегиональной науч практ конф. Чебоксары: гоу иув, 2009....

Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Актуальные проблемы прикладной информатики, математики и методики обучения информатике и математике : материалы молодеж всерос науч...

Доклад Миницер Е. Д., зав сектором нбо на науч практ конф. «Молодёжь в библиотечном пространстве: настоящее и будущее» iconК вопросу подготовки, совершения и сокрытия компьютерных преступлений...
Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики: Материалы международ науч практ конф. Ч. 2 /...

Информатика Математика Геометрия Физика Методика преподавания физики Химия
Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике : материалы молодеж всерос науч практ конф. (Шадринск,...

Вопросы к зачету по теме "Векторы и координаты в пространстве"
Прямоугольная система координат в пространстве. Определение координат точки и координат вектора в пространстве. (гл. 5 пар. 1 п....

Вопросы к зачету по теме «Перпендикулярность в пространстве»
...

Протокол №
Ппс, зав кабинетом, зав лабораторией, мастер производственного обучения, ст лаборант, препаратор, лаборант

Вопросы к зачету по теме «Параллельность в пространстве»
Аксиомы стереометрии. Способы задания плоскости в пространстве. (А1, А2, А3, Т1, Т2; пар. «Введение»)

Доклад на тему: «Роль школьной библиотеки в информационном пространстве...
Подготовила Бокова Татьяна Владимировна – заведующая библиотекой моу пичаевской сош им. В. П. Беляева

Доклад Вялковой Н. Х., зав. Окол нтб самгту сегодня можно с уверенностью...
Создание электронной коллекции вузовской библиотеки : формирование и использование фондов в новой информационной среде

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница