По предмету «Информатика и икт»




Скачать 186.04 Kb.
НазваниеПо предмету «Информатика и икт»
Дата публикации18.03.2013
Размер186.04 Kb.
ТипПрограмма
odtdocs.ru > Информатика > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №4»

ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ

«Информатика и ИКТ»



Преподаватель:

Касаткина Т.Ю

Астрахань - 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних общеобразователтных учебных заведений по дисциплине «Информатика и ИКТ».

Данная программа направлена на реализацию общего уровня – базовой подготовки школьников в области применения средств вычислительной техники. Общий уровень предусматривает дать учащимся начальные сведения по теоретической информатике и вычислительной технике, а также научить практически пользоваться средствами ПЭВМ.

В условиях «информационного общества» одним из основных элементов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент обработки информации. Поэтому для современного выпускника в немалой степени важно умение использования знаний ПЭВМ в учебной и будующей профессиональной деятельности.

Определяющее назначение курса информатики - завершить формирование основ владения ПЭВМ, начатое в начальной и средней школе, и заложить основы практического владения ПЭВМ.

Так как уровень знаний учащихся неоднороден, поэтому в организации учебной работы необходимо обеспечивать гибкость в планировании учебного процесса и выполнении целей и задач обучения информатике.

В течении всего курса обучения предусматривается применение технических средств обучения, лабораторных и самостоятельных (без помощи преподавателя) занятиях, а также различные виды наглядных пособий. Для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий, таких как презентации, дистанционное обучение, OnLine-тестирование и т.п.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса или практических и заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными и тестовыми работами. В конце курса проводится зачет.

Учебная программа «Информатика и ИКТ» является естественнонаучной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения других дисциплин.

Преподавание дисциплины «Информатика и ИКТ» осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами.

Программа расчитана на 68 часа: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
^




Цели и задачи обучения



Целью обучения информатике в с является практическое овладение учащимися средствами информационно-вычислительной техники, дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

    иметь представление:

  • о сущности информации;

  • об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;

  • о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;

  • о методах защиты информации;

знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПЭВМ;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

  • работать с графической оболочкой ОС Linux, знать её достоинства;

  • использовать изученные прикладные программные средства.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


разделов




Наименование разделов и тем

^ Количество часов

всего

В том числе

теория

практика

1

2

3

4

5

Введение

Техника безопасности.

2

2




Раздел 1.

Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология.

2

1

1

Тема 1.1.

Информация, информационные процессы и информационное общество.

1

1




Тема 1.2.

Технологии обработки информации, управление базами данных; компьютерные коммуникации.

1




1

Раздел 2

Общий состав и структура ПЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение.

18

8

10

Тема 2.1.

Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники.

4

2

2

Тема 2.2.

Операционные системы

2

2




Тема 2.3.

Операционная система Linux.

8

2

6

Тема 2.4.

Прикладное программное обеспечение:

программы-архиваторы, утилиты.

4

2

2

Раздел 3

Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.

4

2

2

Раздел 4

Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации.

4

2

2

Раздел 5

Автоматизированные системы: понятие, состав, виды.

4

2

2

Раздел 6

Прикладные программные средства. OpenOffice.org

25

6

19

Тема 5.1.

Текстовые процессоры. OpenOffice.org Writer.

6

2

4

Тема 5.2.

Электронные таблицы. OpenOffice.org Calc.

5

1

4

Тема 5.3.

Графические редакторы. OpenOffice.org Draw.

4

1

3

Тема 5.4.

Средства мультимедиа OpenOffice.org Impress.

5

1

4

Тема 5.5.

Базы данных. OpenOffice.org Base.

5

1

4

Раздел 6

Создание веб страниц. Редактор веб страниц Bluefish.

5

1

4




Контрольная работа.

4




4




Зачет

2




2

Всего по дисциплине:

68

24

46

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

^

ВВЕДЕНИЕ.

(1 час)



Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров. Техника безопасности.

^

Раздел 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ (3 часа)



Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное

общество

Ученик должен:

иметь представление:

  • об информационных системах и их структуре;

  • об обработке сообщений и информации, кодировании;

  • об основных информационных процессах;

  • об обществе информационных технологий;

знать:

  • единицы измерения информации;

  • принципы ввода и обработки информации.


Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение информации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вычислительной техники.
Тема 1.2. Технологии обработки информации, управления базами данных;

компьютерные коммуникации

Ученик должен:

иметь представление:

  • о назначении персонального компьютера;

  • о технологиях обработки текста, графики, числовой информации;

  • о системах управления базами данных;

  • о компьютерных сетях;

уметь:

  • включить и перезагрузить компьютер;

  • ввести информацию с клавиатуру.

Персональный компьютер – устройство для обработки информации. Назначение и основные функции текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, систем управления базами данных. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Раздел 2. ОБЩИЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭВМ

^ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ИХ

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (18 часа)
Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера,

структура вычислительных систем.

Программное обеспечение вычислительной техники.

(4 часа)

Ученик должен:

иметь представление:

  • о принципе построения компьютера и вычислительных систем;

  • о структуре программного обеспечения персонального компьютера;

  • об операционной системе, программах-оболочках, прикладных и специальных программных средствах компьютера;

знать:

  • общую функциональную схему компьютера;

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • определение файла. каталога, диска;

  • правила задания имен каталогов, файлов и их шаблонов;

уметь:

  • перечислять состав и назначение устройств и программного обеспечения компьютера;

  • работать с носителями информации;

  • вводить команды в компьютер, вводить и выводить данные;

  • работать с файлами и каталогами: создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск.


Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера: процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблоны имен файлов. Путь к файлу. Ввод команд. Работа с каталогами и файлами.

Тема 2.2. Операционные системы.

(2 часа)

Ученик должен:

иметь представление:

  • различных операционных системах (ОС), история развития ОС.

знать:

  • Операционные системы и их возможности.

уметь:

  • выбирать нужную ОС, взависимости от параметров компьютера и поставленных задач ;



Операционная система. Виды ОС. Интерфейс.
Тема 2.3. Операционная система Linux.

(8 часов)

Ученик должен:

иметь представление:

  • о номенклатуре, возможностях и отличиях существующих графических оболочек;

  • о возможностях графической оболочки Linux;

знать:

  • понятие: ядро Linux.

  • правила работы с меню и запросами;

  • способы переключения между программами;

  • организацию и способы обмена данными между программами;

  • правила создания, открытия и сохранения документов в программном приложении;

  • методику выполнения операций редактирования документов в программном приложении;

уметь:

  • выбирать команды меню и работать с окнами запросов;

  • переключаться между программами;

  • производить обмен данными между программами;

  • создавать, открывать и сохранять документы;

  • копировать, перемещать и удалять фрагменты данных в документе;

  • настраивать параметры печати и выполнять печать документов.


Ядро Linux. Меню и запросы. Справочная система. Работа с пиктограммами программ. Переключение между программами. Обмен данными между приложениями. Операции с каталогами и файлами. Печать документов.


Тема 2.4. Прикладное программное обеспечение:

программы-архиваторы, утилиты.

(4 часа)
Ученик должен:

иметь представление:

  • о прикладном программном обеспечении;

  • о назначении программ архиваторов, специальных программных средств (утилит);

  • о типах программ-архиваторов и утилит, получивших наиболее широкое распространение среди пользователей;

знать:

  • возможности и порядок работы с прикладным и специальным программным обеспечением;

уметь:

  • применять прикладные и специальные программы.


Программы-архиваторы. Общий обзор. Назначение и возможности. Порядок работы.

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПОИСКА,

^ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. ЗАЩИТА

ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА.

АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
(4 часа)

Ученик должен:

иметь представление:

  • о способах хранения информации и типах носителей;

  • об организации размещения информации на дискетах и жестких дисках;

  • о порядке обработки информации центральным процессором и организации оперативной памяти компьютера;

  • о способах защиты информации от несанкционированного доступа;

  • о методах распространения компьютерных вирусов и профилактике заражения;


знать:

  • современные типы носителей информации;

  • способы защиты информации;

  • способы профилактики вирусов и борьбы с ними;

уметь:

  • работать с дисками и дискетами;

  • осуществлять защиту данных каким-либо из способов;

  • проводить тестирование компьютера на наличие компьютерных вирусов.

Компьютер – устройство для накопления, обработки и передачи информации. Обработка информации центральным процессором и организация оперативной памяти компьютера. Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт- диски. Организация размещения информации на дискетах и дисках.

Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Защита информации в сетях. Архивирование информации, как средство защиты.

Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.

Раздел 4. ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ,

^ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

(4 часа)
Ученик должен:

иметь представление:

  • о работе электронной почты;

  • о структуре основных информационных ресурсах и технологии поиска в сети Internet;

знать:

  • назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

  • основные принципы технологии поиска информации в сети Internet;

  • как по заданному адресу находить ресурс в сети Internet;

  • как отправлять и принимать электронную информацию.


Передача информации. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, файловые архивы. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Информационные ресурсы. Поиск информации.

Раздел 5. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ:

^ ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ВИДЫ

(4 часа)
Ученик должен:

иметь представление:

  • об автоматизированном рабочем месте специалиста;

знать:

  • виды профессиональных автоматизированных систем;

  • назначение, состав и принципы организации профессиональных автоматизированных систем.


Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации профессиональных автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке.

Раздел 6. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА.

^ OPEN OFFICE. ORG.

(25 часов)
Тема 6.1. Текстовые процессоры. OpenOffice.org Writer.

(6 часов)

Ученик должен:

иметь представление:

  • о видах текстовых редакторов и их возможностях;

знать:

  • назначение элементов окна текстового процессора;

  • правила создания, открытия и сохранения документов;

  • порядок работы с командами меню и инструментами;

  • способы форматирования символов и абзацев;

  • основные операции при работе с рисунками и таблицами;

  • методику выполнения операций при подготовке документа к печати;

  • правила задания параметров печати;

уметь:

  • создавать, открывать и сохранять документы;

  • вводить и редактировать текст;

  • выбирать команды меню;

  • выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;

  • оформлять текст шрифтами, устанавливать параметры, выравнивание и междустрочные интервалы;

  • вставлять в документ и редактировать рисунки и таблицы;

  • задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц;

  • выполнять предварительный просмотр документа;

  • распечатывать документы.


Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.


Тема 6.2. Электронные таблицы. OpenOffice.org Calc.

(5 часов)
Ученик должен:

иметь представление:

  • о видах и возможностях электронных таблиц;

знать:

  • назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы;

  • понятие и определение ячейки, адреса, блока;

  • правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;

  • методику оформления электронной таблицы;

  • порядок применения формул;

  • методику поиска и обработки информации в электронной таблице;

  • графические возможности электронной таблицы;

уметь:

  • вводить информацию и редактировать электронные таблицы;

  • форматировать и оформлять таблицу;

  • сохранять созданную или отредактированную таблицу;

  • работать с деловой графикой электронной таблицы;

  • производить расчеты с использованием формул.


Основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Наглядное оформление таблицы. Расчеты с использованием формул.

^ Тема 6.3. Графические редакторы. OpenOffice.org Draw.

(4 часа)
Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика.

Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, работа с текстом.

Форматы графических файлов. Печать графических файлов.
^ Ученик должен:

иметь представление:

  • о теоретических основах построения графических изображений;

знать:

  • технологию создания, хранения, вывода графических изображений;

уметь:

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений.


Тема 6.4. Средства мультимедиа OpenOffice.org Impress.

(5 часов)
Ученик должен:

иметь представление:

  • о теоретических основах построения презентации;

знать:

  • технологию создания, хранения, вывода, управления презентацией;

уметь:

  • применять средства мультимедиа OpenOffice.org Impress.


Средства мультимедиа OpenOffice.org Impress. Формы презентаций. Типовые структуры слайда. Построение последовательности слайдов. Назначение эффектов перехода от слайда к слайду. Настройка режима демонстрации. Управление показом.

Тема 6.5. Базы данных. OpenOffice.org Base.

(5 часов)
Ученик должен:

иметь представление:

  • о теоретических основах баз данных;

знать:

  • технологию создания, хранения, вывода, управления базами данных;

уметь:

  • работать с OpenOffice.org Base.


Базы данных. Управление базами данных.

Раздел 7. СОЗДАНИЕ ВЕБ СТРАНИЦ.

^ РЕДАКТОР ВЕБ СТРАНИЦ BLUEFISH.

(5 часов)
Ученик должен:

иметь представление:

  • о различных редакторах веб страниц;

знать:

  • технологию создания веб страниц;

уметь:

  • работать в едакторе веб страниц Bluefish.


Веб страница. Назначение, пользовательский интерфейс, основные функции Bluefish. Создание и редактирование веб изображений.
Контрольная работа.

(4 часа)

Ученик должен:

иметь представление:

  • о сущности информации;

  • об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;

  • о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;

  • о методах защиты информации;

знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПЭВМ;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

  • использовать изученные прикладные программные средства.


Зачет.

(2часа)

Ученик должен:

иметь представление:

  • о сущности информации;

  • об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;

  • о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;

  • о методах защиты информации;

знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПЭВМ;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

  • работать с графической оболочкой Linuх;

  • использовать изученные прикладные программные средства.

Приложение № 1: Календарно- тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ» 10-11 классы.
Список используемой литературы


  1. Богумирский Б.С. «Руководство пользователя ПЭВМ», часть1 и 2,С.-Пб. «Печатный двор»,1995г.

  2. «Методические указания по использованию ВТ в учебном процессе», 1 и 2 части, РГПИ им. А.И.Герцена, 1991-92г.

  3. Моисеева М.В. «Компьютеры в системах передачи информации», программно-методический комплекс 5, Москва, 1993г.

  4. Методика преподавания информатики ,Под ред. Лапчика М.П., М., «АКАДЕМА»,2006г.

  5. Байков В.Д., Сафонов И.К.,Уроки Интернета для школьников,С.-Пб., «БХВ-Петербург»,2003г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович (умк угринович Н. Д.  20112012 уч год)
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...

Календарно-тематическое планирование по икт 3 класс
Рабочая программа «Информатика и икт» составлена на основе программы по информатике авторов Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова

Рабочая программа по информатике и икт 8 класс Угринович (умк угринович Н. Д.  20112012 уч год)
Икт составлена на основе авторской программы  Угриновича Н. Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...

Основные сведения о гиа
Гиа в новой форме по этому предмету. Сдать экзамены гиа выпускников 9 классов в новой форме можно по предметам: русский язык, математика,...

Литература, информатика и икт

Название Кол-во экз
Босова Л. Л. Информатика и икт: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010

Тема «Моделирование физических процессов»
Информатика и икт учеб для 10 кл общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни, А. Г. Гейн, 2008

Тематическое планирование по предмету «Информатика и икт» 10-11 классы

Календарно-тематический план по предмету «информатика и икт» для 10 класса составлен
Программой по информатике и икт в 10 классе отводится 70 часов, 2 урока в неделю из них 22 практических работ и 4 контрольных

Календарно-тематический план по предмету «информатика и икт» для 7 класса составлен
Программой по информатике и икт в 9 классе отводится 68 часов, 2 урока в неделю из них 20 практических работ и 4 контрольных

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница