Лекция №1




Скачать 457.1 Kb.
НазваниеЛекция №1
страница1/3
Дата публикации05.10.2013
Размер457.1 Kb.
ТипЛекция
odtdocs.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3
3урсы повышения квалификации Здоровье^emeu 19, 1-15 октября/2005

Педагогический университет «Первое сентября»

Марьяна БЕЗРУКИХ,

доктор биологических наук, профессор, академик РАО

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Курс лекций

Учебный план курса


газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

18

Лекция № 2. Понятие о школьных трудностях и школьных факторах риска (ШФР). Методы оценки и выделения школьных факторов риска

19

Лекция № 3. Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска ^ Контрольная работа № 1. Проанализировать учебную и внеучебную нагрузку учащихся в течение учебного дня (недели), используя метод анкетного опроса (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция № 4. Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста.

21

Лекция № 5. Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекват­ности учебной нагрузки. Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления

^ Контрольная работа № 2. Оценить степень функционального напряжения учащихся и эффективности адаптации (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция № 6. Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации. Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного разви­тия. Закономерности адаптации и организация учебного процесса

23

Лекция № 7. Психофизиологические основы формирования базовых учебных навыков пись­ма и чтения. Анализ существующих методических подходов, их адекватность возрастным особенностям

24

Лекция № 8. Физиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения

^ Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.) представляет собой проведение сравнитель­ного анализа организации учебного процесса, напряженности двух исследуемых коллективов, различающихся по используемым методикам, программам, профилям, возрасту (можно выбрать любой вариант). Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения.

1
fgopofk^emeu №19, 1-15 октября/2005







ЛЕКЦИЯ 3

Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска







Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:

  • рациональность организации процесса;

  • общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;

  • внеучебная нагрузка или перегрузки;

  • организация режима дня, учебных и внеучебных занятий.

Рассмотрим, как можно оценить эти показатели и как можно интерпретировать результаты и использовать их в работе руководителей образовательных учреждений, классных руководителей и педагогов.

В наших лекциях мы не останавливаемся на ги­гиенических параметрах, необходимых для организации учебного процесса. Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образователь­ным учреждением. Соблюдение гигиенических требова­ний к состоянию, содержанию и оснащению школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функ­циональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как про­ветривание помещений на перемене, важна и необходи­ма, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Заня­тия в непроветренном помещении ухудшают кровоснаб­жение мозга, снижают работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не ме­нее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утом­ление, но и существенно снижает общую работоспособ­ность. В последние годы мало внимания уделяется под­бору школьной мебели, соответствующей росту детей.

Несоблюдение гигиенических норм даже при рацио­нальной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.

Анализ общей учебной нагрузки может проводиться:

  • у каждого ученика - для этого используются анке­та № 1, содержащая информацию об общей учебной (школьной и внешкольной) нагрузке, а также данные о продолжительности приготовления уроков и дополнитель­ных домашних заданий. Эта же анкета позволяет про­анализировать распределение учебной нагрузки в тече­ние недели;

  • в каждом классе - в этом случае мы используем анкету № 1 каждого ученика или расписание занятий в школе, выявляем индивидуальные различия в объеме на­грузки у разных учеников, а также определяем сред­нюю нагрузку учеников в течение дня и недели;

  • в целом по параллелям (например, в 1, 3, 5, 7, 9, 11-х классах);

  • в целом по начальной, основной, старшей школе.

Рекомендуется проводить анализ общей учебной на­грузки несколько раз в течение учебного года. Это по­зволяет не только понять, как распределяется нагрузка в течение учебной недели, но и как изменяется нагрузка на протяжении учебных четвертей, учебного года, в раз­ных классах и т.п. Например, для того чтобы получить данные об общей учебной нагрузке в классе и ее осо­бенностях у разных учащихся, можно составить сводную таблицу (см. табл. 1).

Средняя суммарная дневная нагрузка определяет­ся делением суммы нагрузки у всех учащихся на количе­ство учащихся (см. табл. 2).

Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома).

Данные о недельной учебной нагрузке можно сопо­ставить с нормативами, регламентированными СанПиНа- ми. Для такого сравнения мы приводим данные макси­мально допустимой (недельной) нагрузки (сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные и фа­культативные занятия) и время на приготовление домаш­них заданий.

Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе, по­лученные по каждому ученику, классу (классам), школе с нормативами, можно определить:

  • классы (возраст), количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соот­ветствующий нормативам;

выделить те классы (возможно, занимающиеся по разным программам, учебникам, методикам и т.п.), у которых школьная нагрузка превышает допустимые нор­мативы (важно определить и насколько превышена на­грузка в день, в течение недели и т.п.).

Полученные в ходе такого анализа данные позволя­ют сравнивать разные виды нагрузок, проследить:

  • как меняется школьная нагрузка от 1-го к 11-му классу;

как растет время внеурочной школьной нагрузки (факультативы, дополнительные занятия) от 1-го к 11-му клас­су, и что происходит в средней и старшей школе;

  • как меняется (и меняется ли?) время приготовле­ния домашних заданий от класса к классу;

какие предметы занимают основную часть време­ни приготовления домашних заданий;

  • каковы различия во времени приготовления до­машних заданий у разных учащихся в классе (какие пред­меты для каких учеников наиболее сложные).

Возможны и другие варианты анализа. Например, два параллельных класса работают с разными учебниками и программами, количество уроков при этом одинаково, но успевают ли ученики усваивать основной учебный ма­териал в школе или для этого необходимы дополнитель­ные часы занятий дома? Или еще один пример. Начи­нается изучение иностранного языка или второго иност­ранного языка, при этом важно понять, насколько увели­чивается время домашней работы.

|урсы повышения квалификации fдоробье^етей 19, 1—15 октября/2005

Педагогический университет «Первое сентября»

^ АНКЕТА № 1

Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка

Школа класс

возраст дата заполнения

дополнительная информация


Виды

учебной

нагрузки

Дни недели






















Уроки (часы)

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

1. Уроки в школе, кол-во






















2. Дополнительные занятия, кол-во






















3. Факультативы, кол-во






















4. Индивидуальные дополнительные занятия, кол-во






















5. Занятия

на продленном дне, кол-во






















6. Выполнение домашних задании






















7. Какие предметы потребовали наибольшего времени






















8. Дополнительные домашние задания

  • сочинения рефераты

  • чтение дополнительнои литературы






















9. Общая учебная

нагрузка

по дням недели
























1

Общая учебная нагрузка учащихся класса

(понедельник)

Общая (суммарная) учебная нагрузка учащихся класса

в течение недели
ifgopofibe^emeu № 19, 1-15 октября/2005


Таблица 1

Фамилия,

имя учащегося

Виды учебной нагрузки (см. анкету № 1)

Суммарная нагрузка в течение дня

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Иванов Коля




























2. Петров Саша




























3. Сидоров Ваня


























































Итого

уроков (часов):




























Примечание: средняя величина нагрузки (уроков, часов) может быть рассчитана по каждому виду нагрузки (для этого итог по каждому столбцу нужно разделить на количество учащихся, нагрузка которых внесена в таблицу).







Таблица 2

Дни недели

Виды учебной нагрузки (суммарная нагрузка у всех учащихся

Суммарная нагрузка за день

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник




























Вторник




























Среда




























Четверг




























Пятница




























Суббота




























Общая недельная нагрузка по каждому виду*

























Общая недельная по всем видам нагрузки***

Средняя недельная по каждому виду нагрузки**

























Средняя недельная по всем видам нагрузки** * *

Примечание: среднюю недельную нагрузку (**) по каждому виду определяем как результат деления суммарной недельной нагрузки (*) на число анализируемых дней недели;

среднюю недельную нагрузку по всем видам (****) определяем как результат деления общей недельной нагрузки по всем видам (***) на количество анализируемых дней недели.







  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №01 Введение в курс "Базы Данных"
Описание: Вводная лекция. Понятие данных. Предшественники баз данных. Назначение и основные компоненты среды базы данных. Системы...

Моделирование, лекция (08. 11. 10)

Лекция 20. 10. 2007
Макроэкономическая нестабильность. Цикличность воспроизводства и экономические тезисы. 5

Лекция «Этап конструкторского проектирования изделий электронно-вычистительной техники (эвт)»

Лекция №1
Суммирующая машина Паскаля. Арифмометр – от машины Лейбница до электронного калькулятора

12. 09. 09 Лекция №1
Учебник: хороший, одобряет. Википедия – пользоваться осторожно, не совсем подходит

Лекция №5
В процессе осуществления любого предпринимательского проекта можно выделить 7 основных этапов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница