Интерактивная доска и операционная система Linux на уроках информатики




Скачать 87.89 Kb.
НазваниеИнтерактивная доска и операционная система Linux на уроках информатики
Дата публикации25.03.2013
Размер87.89 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Информатика > Урок


Интерактивная доска и операционная система Linux на уроках информатики

Ушаков А.А. (ic99aau@mail.ru),

учитель информатики,

Гимназия №42, г.Барнаул
Работаю с интерактивной доской третий год, использую на уроках информатики и одновременно являюсь консультантом для учителей других предметов. C Linux знаком намного дольше, т.к. в Гимназии №42 под этой операционной системой работают прокси и вебсервер. Давно, уже почти десять лет. Последние два года Linux управляет и файловым сервером гимназии. Если к многолетнему опыту использования Linux в гимназии я имею небольшое отношение, в период нестрогого соблюдения лицензионных соглашений, выбор Linux был скорее делом вкуса системного администратора, то решения по выбору программного обеспечения для школы в последние два года принимались уже мной. Ситуация изменилась — я был назначен ответственным за информатизацию гимназии и одновременно возникла необходимость более строгого подхода в выбору ПО, учитывая необходимый функционал и стоимость владения.

Прошедший год стал годом экспериментов, я пробовал заменить на уроках информатики, и между делом и в общей практике гимназии, как можно больше количество коммерческих программ на свободные и бесплатные. Результатом стало изучение понятия операционной системы на примере Linux, текстового редактора и электронных таблиц на примере офисного пакета OpenOffice.org. В целях предосторожности выбирались «надежные» классы, классы, в которых учились дети, выражавшие осознанное желание изучить что-то новое. Нужно учитывать, что в тех же восьмых классах дети часто уже умеют работать с операционной системой MS Windows и когда по программе подходит время изучения ОС, выбор именно MS Windows вызывает у них чувство отторжения, причем не к самой ОС, а к изучаемой теме. Дети не видят разницы между темой «операционные системы» и MS Windows, и видя знакомое окружение, часто пропускают слова учителя и учебника, в которых говорится о фундаментальных вещах. Детям кажется, что они «все это давно знают». Конечно же, они ошибаются. Linux для большинства из них пока является новой операционной системой, поэтому и изучение теории на ее примере проходит значительно интереснее, как для детей, так и для учителя.

В качестве примера графического редактора удалось использовать GIMP. Хорошим примером стала практика работы с Linux для учащихся на факультативе вебдизайна, дети поняли, почему так важно давать файлам корректные имена, научились редактировать код HTML с помощью программ входящих в большинство дистрибутивов Linux по умолчанию.

С интерактивной доской я тянул, откладывал процесс ее настройки под Linux до последнего. Пугали слухи о сложностях настройки, которые циркулируют в сети Интернет. Программное обеспечение под Linux для моей интерактивной доски Smart Board, так же как и для InterWrite, есть на дисках, прилагающихся к доскам, но не хотелось тратить дефицитное время, нужно было так много всего сделать.

Это привело к тому, что достаточно долго моя доска работала в интерактивном режиме только под MS Windows, в Linux она была просто экраном. Достаточно неудобно.

Это стало тем более забавно, когда выяснилось, сколько нужно времени, чтобы установить все необходимое программное обеспечение. Около двух минут. Это время, прошедшее с момента завершения процесса копирования файла с инсталлятором на компьютер и началом использования программы.
^ Процесс установки программного обеспечения интерактивной доски Smart Board

Программное обеспечение с диска, полученного вместе с интерактивной доской, устарело. За последние годы вышло несколько новых версий программы Smart NoteBook, в которых не только исправляются некоторые ошибки, но вводятся новые, полезные функции. Поэтому рекомендую скачать свежий инсталлятор с сайта фирмы: www2.smarttech.com/st/en-US/Support/SBS/

Архив небольшой, поэтому на его скачивание уйдет немного времени, однако придется потратить несколько минут на заполнение небольшой анкеты.

Скачанный архив я скопировал на рабочий стол. Я не знал, что лежит в архиве, в каком формате распространяется программа, будет ли она совместима с AltLinux, поэтому был готов к работе с командной строкой, выполнению каких-то инструкций из документации программы.

Однако для начала я начал действовать наиболее «естественным» способом и не ошибся.

Правый щелчок по файлу smartboardsoftware9.7.68.0.package.tar.gz, выбор в контекстном меню [Распаковать] — [Распаковать в эту папку].

На рабочем столе появилась папка SMARTBoardSoftware.



Иллюстрация 1: Запуск инсталятора Smart NoteBook

Внутри папки привлек внимание файл Installing97LinuxReadme.txt

В документе содержится указание «double-click SMART Essentials for Educators 1.1.x.x.package (located on the second CD, SMART Essentials for Educators), and follow the on-screen instructions», т.е. дважды щелкнуть по файлу ”Essentials for Educators” и следовать дальнейшим инструкциям.

Выполнение данной инструкции показало, что этих действий достаточно, программа установилась без сбоев и каких-либо подводных камней. Краткий алгоритм установки: 1) скачать архив, 2) распаковать, 3) двойным щелчком запустить процесс инсталляции, 4) ответить на формальные вопросы. При установке программы потребуется знание пароля администратора операционной системы. После завершения инсталляции программы в главном меню AltLinux появился новый пункт [SMART Board Software].



^ Иллюстрация 2: Процесс инсталляции

Опыт использования этой программы в MS Windows позволяет мне говорить, что в AltLinux Junior она устанавливается идентично. Как по затратам времени, так и по алгоритму. У меня сложилось впечатление, что с процессом установки справился бы и пользователь MS Windows, не имеющий навыков работы в Linux. Вероятно, я ошибаюсь, т.к. типичный пользователь какой-то одной операционной системы мыслит не понятиями, а операциями, он не распаковывает архив, он щелкает так и так, часто не совсем понимая, что именно он делает и зачем. Гибкости его мышления может не хватить для самостоятельной (или по крайне мере быстрой) адаптации своих умений к аналогичной, но выглядящей немного по другому ситуации. Однако очевидно, что процесс переобучения пользователя уже знакомого с работой какой-нибудь операционной системы, например, MS Windows, будет быстрым.

Имеет смысл обратить внимание на лицензию программы Smart NoteBook. Она не свободная, но довольна либеральная. Разработчики программы разрешают устанавливать ее на все компьютеры учебного учреждения, в том числе компьютеры учителей и детей, имеющих отношение к учреждению, владеющего интерактивной доской Smart Board. Эта лицензия, вместе с хорошей поддержкой трех операционных систем: MS Windows, Mac OS и Linux является козырем данной доски в конкурентной борьбе с аналогичными изделиями других фирм.
^ Особенности программы Smart NoteBook



Иллюстрация 3: Окно программы Smart NoteBook

Программа Smart NoteBook позволяет не только сохранять или распечатывать все написанное на интерактивной доске в течение урока, но и позволяет готовить к уроку интерактивные презентации. Интерактивные презентации Smart NoteBook отличаются от созданных в OpenOffice.org Impress тем, что в них уже в процессе создания закладывается необходимость их изменения в процессе урока.

Учитель разрабатывает слайды планируя, что на уроке будут перемещаться его отдельные фрагменты, дописываться слова и предложения, или дорисовываться недостающие фрагменты схем и рисунков. Такие презентации не только ускоряют темп представления учебного материала, но и оживляют его, повышая наглядность, привлекая внимание учащихся. При правильном использовании интерактивная доска положительно влияет на усвоение нового материала, поэтому было так важно подключить ее к компьютеру, работающему под управлением Linux.



^ Иллюстрация 4: Панель инструментов Smart NoteBook

На панели инструментов Smart NoteBook не так уж и много кнопок, однако они позволяют создавать все необходимые учителю эффекты. Многие функции реализуются в процессе непосредственной манипуляции объектами на поверхности доски.

Значение кнопок последовательно, слева-направо: предыдущий слайд, следующий слайд, новый слайд, открыть документ, сохранить документ, вставить содержимое буфера обмена, отменить последнее действие, вернуть последнее действие, удалить выбранный объект, шторка (затемнение), развернуть во весь экран, сфотографировать доску, выбрать-переместить, карандаш, выделение (творческий карандаш), ластик, линии, геометрические фигуры, текст, цвет, прозрачность, свойства линии, перемещение панели инструментов. На иллюстрации №3 мы видим, что справа от поверхности документа в Smart NoteBook размещаются сортировщик слайдов, галерея (коллекция предустановленных картинок) и вложения.

Даже простое перечисление явных, очевидных функций занимает довольно много времени, однако я не ставлю своей целью научить пользоваться интерактивной доской Smart Board, мне достаточно добиться понимания того, как именно я использую интерактивную доску на уроках изучения информатики.
^ Образцы интерактивных слайдов для уроков информатики



Иллюстрация 5: Слайд к уроку по теме "Технология обработки текстовых данных"
На иллюстрации №5 мы видим слайд, подготовленный к урокам по изучению текстового редактора в восьмых классах. В зависимости от класса уроки строятся или на основе обращения к опыту учащихся, если в классе большинство учащихся уже умеет работать в MS Office, или при помощи имеющегося учебника, в котором данная тема предполагает знакомство с текстовым процессором Microsoft. В обоих случаях я опираюсь на уже имеющийся у детей опыт общения с компьютерными программами по обработке текста. Изучение с помощью поиска различий и общего в функционале и интерфейсе MS Office и OpenOffice.org дает хороший результат, дети с увлечением изучают возможности OpenOffice.org Writer, с удовольствием делятся друг с другом информацией о найденных новых полезных или необычных функциях.

Такая методика кажется мне оптимальной в переходный период. Дети фактически втягиваются в поисковую работу, и одновременно остаются актуальными уже имеющиеся у них знания. Рассматриваемый слайд специфичен, он создавался именно под мои классы, на нем вы видим отражение наших бесед с детьми, в том числе и о необходимости соблюдать законы об авторском праве, необходимости знать несколько альтернативных программ для решения одной и той же задачи, чтобы уметь выбрать наиболее оптимальную программу или о необходимости расчета экономической целесообразности вложения средств в ту или иную программу.

Слайд предлагает правильно рассортировать фрагменты. Для решения задачи можно вызвать ученика к доске или переместить слова в нужный столбец таблицы самостоятельно, обсуждая каждое действие с учащимися. Выбор способа зависит от конкретной ситуации. Самостоятельное решение задачи учащимся стоит так же обсудить с классом. Обсуждение — истинный смысл этого задания. «doc» — учитель настаивает на том, что правильным решением является его перемещение в правый столбец. Почему? Ведь OpenOffice.org Writer работает с этим форматом текстового документа. Кстати, все понимают, что может означать «doc» в данном контексте?

«Экспорт в PDF» - вспоминаем о том, что да, функционал программ сравним, однако есть некоторые отличия, иногда OpenOffice.org Writer не имеет нужных и привычных функций, но бывает и наоборот. Кстати, все помнят, что может означать «PDF»? Где применяется данный формат файлов?

И т.д., за каждым словом на этом слайде стоят смыслы, к которым апеллирует учитель.

Следующий слайд относится к теме «Технология обработки числовых данных», в качестве основной программы используется OpenOffice.org Calc. Возможности программы полностью соответствуют материалу учебника, учащиеся могут решить все задачи, в том числе и из собственной методической копилки учителя. На слайде предлагается повторить материал первого урока темы.

Учащиеся должны показать знания форматов данных, которые могут обрабатываться в OpenOffice.org Calc и основных функций, которые потребуются на уроке для решения задач .



^ Иллюстрация 6: Слайд к теме "Технология обработки числовых данных"
Все текстовые и графические элементы на слайде закреплены, перемещение возможно только для слов, размещенных в нижних фреймах. Однако и для этих слов выбран режим закрепления с возможностью движения (Allow move), в результате слова теряют возможность вращения и редактирования, но сохраняют способность перемещаться по поверхности доски. Для усложнения задачи в качестве вариантов предлагаются неправильные, но правдоподобные ответы. Слайд развернут во весь экран, поэтому отсутствуют все лишние элементы интерфейса, более эффективно используется площадь интерактивной доски, внизу слева появилась сокращенная панель инструментов, которая позволяет управлять сменой слайдов интерактивной презентации.

Существуют слайды, посвященные другим темам информатики, однако я надеюсь, что мне уже удалось продемонстрировать, что в Linux можно не только полноценно изучать все обязательные темы информатики, но и делать это с помощью любимого инструмента — интерактивной доски.

Вывод

Настройка интерактивной доски Smart Board в операционной системе AltLinux Junior оказалась не сложнее аналогичной работы под MS Windows.

Документы, созданные в Smart NoteBook под Linux и MS Windows, доказали свою совместимость.

AltLinux Junior может быть использована как основная ОС — абсолютно все текстовые материалы, картинки, скрипшоты, интерактивные презентации, представленные на конкурс, сделаны только в этой операционной системе. Чтобы сохранить чистоту эксперимента были полностью, от белого листа, воспроизведены документы Smart NoteBook.
Примечание

Все представленные на конкурс материалы подготовлены на компьютере, работающем под управлением операционной системой AltLinux.

Фрагмент презентации Smart NoteBook прилагается.


Ушаков Алексей Александрович (ic99aau@mail.ru), Гимназия 42, г.Барнаул

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы, подготовленные в рамках школьного проекта...
Операционная система Linux: Курс лекций. Учебное пособие / Г. В. Курячий, К. А. Маслинский — М.: Alt linux; Издательство дмк пресс,...

Урок информатики в 8-м классе по теме "Компьютерная графика"
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, компьютерная презентация, раздаточный материал – кроссворды,...

Урок по русскому языку в 7 классе (урок развития речи)
Оборудование: интерактивная доска, текст Б. Полевого «Спасение детей», оформленная доска

Операционная система alt linux
Собственные команды – это средства управления самой оболочкой и операторы языка программирования

Лабораторная работа №1 Тема: Операционная система Windows
Операционная система это программа, которая осуществляет управление всеми устройствами компьютера и процессом обработки на нем информации....

Учебный модуль «Хранение и обработка информации в базах данных»
В разработке уроков №5,6 предусмотрена защита проектов. Предполагается, что на уроках будет использована интерактивная доска, но...

Пояснительная записка gnu/Linux свободная unix-подобная операционная...
Целью деятельности школы является создание условий для творческого роста учеников школы, овладения высоким уровнем гражданской зрелости,...

Linux — как полноценная домашняя система
Добрый день. Своим докладом я представлю операционную систему Linux, как систему для решения повседневных задач. В последнее время...

План-конспект урока многочлен и его стандартный вид
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска,персональный компьютер

Уроку №20 Тема: Дисковая операционная система
Цели: Закрепить понятие системного программного обеспечения пк, назначения, функций и структуры ос linux; формировать навыки работы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница