Рабочая программа дисциплины




Скачать 240.18 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации17.03.2013
Размер240.18 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Ивановский государственный университет

Физический факультет

Утверждаю:

Декан физического факультета

______________________ Минеев Л.И.

«_____» ______________________ г.

Рабочая программа дисциплины

Современные информационные технологии в учебном процессе

Направление подготовки

011200.62 Физика

Профили подготовки:

  1. Фундаментальная физика

  2. Физика конденсированного состояния вещества

  3. Физика наносистем

  4. Образовательные технологии в физике

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

Иваново, 2012

  1. Цель освоения дисциплины

Дисциплина «Современные информационные технологии в учебном процессе» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 011200.62 Физика.

Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области современных информационных технологий в учебном процессе.

Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

1. Сформировать у студентов системное представление о современных информационных технологиях;

2. Создать условия для развития познавательных, коммуникативных, рефлексивных способностей личности и коллектива студентов;

      1. Обеспечить развитие умений использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе.



  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современные информационные технологии в учебном процессе» относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин (Б-2.В) и осваивается. на 2-ом курсе в 4-ом семестре, она тесно связана с дисциплиной «Педагогика», которая изучается параллельно в 4 семестре (Б-2.В).

Ведущими требованиями, предъявляемыми к студенту перед началом изучения курса, является его готовность к саморазвитию, освоению новых знаний, умений, навыков и возможному самоопределению в профессиональной деятельности. Для освоения дисциплины студент должен отвечать следующим характеристикам:

  • уметь соотносить и систематизировать полученные знания и практический опыт с изучаемой дисциплиной;

  • уметь работать в группе, эффективно использовать время, планировать свою деятельность с целью получения максимального результата;

  • выбирать информационные ресурсы согласно указанным критериям;

  • уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное;

  • уметь использовать дистанционные технологии в организации самостоятельной работы;




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);

  • способностью добиваться намеченной цели (ОК-6);

  • способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-9);

  • способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-10);

  • способностью овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке

(ОК-13);

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыков работы в компьютерных сетях; умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-17);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-20);

  • способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1).

В результате обучения студент должен

знать:

  • возможности современных информационных технологий в учебном процессе (ОК-4, ОК-13);

  • называть признаки информационных технологий в учебном процессе (концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность) (ОК-13);

  • давать общую характеристику идей информационного общества и информатизации образования (ОК-4, ПК-1);

  • различия понятий «информационные технологии», «информационно-компьютерные технологии», «образовательные технологии», «дистанционные технологии» (ОК-4, ПК-1);

  • современные идеи организации образовательного процесса на основе информационно-компьютерных технологий (ОК-9, ПК-1);

  • называть правовые нормы организации образовательного процесса на основе современных информационных технологий (ОК-13, ОК-16, ОК-20);

  • понимать особенности медиаобразования (ОК-16);

  • понимать роль Интернета в построении личной образовательной стратегии и развития системы образования (ОК-3, ОК-10, ОК-12);


уметь:

  • ориентироваться в современных информационных технологиях (ОК-4, ОК-12, ОК-16);

  • анализировать эффективность информационных технологий в учебном процессе (ОК-4, ОК-12, ОК-13);

  • приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4, ОК-6, ОК-10);

  • осуществлять совместную дистанционную деятельность (ОК-3, ОК-9);

  • выбирать информационные ресурсы согласно выработанным или указанным критериям (ОК-10, ОК-16);

  • применять знания на практике (ОК-6, ОК-12, ОК-13);


владеть:

  • опытом использования информационных технологий в учебном процессе школы и вуза (ОК-3, ОК-12, ОК-17, ПК-1);

  • опытом анализа эффективности использования и выбора информационных технологий (ОК-6, ОК-10);

  • опытом организации коллективно-творческой деятельности (ОК-6 (ОК-9);

  • опытом сетевого взаимодействия и осуществления индивидуальных или коллективных дистанционных проектов (продвинутый уровень) (ОК-9, ОК-13, ОК-17);

  • опытом исследовательской деятельности (продвинутый уровень) (ОК-6, ОК-10, ОК-13).




  1. ^ Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 54 аудиторных (30 часа – лекции; 24 часа – практических занятий), 54 часа – самостоятельная работа студентов, форма отчетности – зачет. Курс изучается в 4-ом семестре.


№ п/п

Раздел дисциплины


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра).

Лекц.

Практ

С/р

1

Тема 1. Модель курса

1

2




4

Тест «Нормы образовательного процесса».Электронная ведомость

2

Тема 2 . Феномен информационных технологий

2,3

2

2

4

Контроль преподавателяЭлектронная ведомость

3

Тема 3.Информационные технологии и информационное общество XXI века.

4,5

2

2

4

Контроль преподавателя. Взаимоконтроль.

4

Тема 4. Информатизация образования

6,7

4

2

4

Контроль преподавателя. Взаимоконтроль.Электронная ведомость

5

Тема 5.Информационное пространство

8,9,

2

2

4

Сетевая контрольная работа.

6

Тема 6. Современные информационные технологии в образовании.

10,11,12

4

4

8

ВзаимоконтрольЭлектронная ведомость

7

Тема 7. Роль программного обеспечения в развитии ИТ.

13,14,

4

4

8

ВзаимоконтрольЭлектронная ведомость

8

Тема 8. Дистанционное обучение

15,16

4

4

8

ВзаимоконтрольЭлектронная ведомость

9

Тема 9. Феномен медиаобразование

16,17

4

4

6

Контроль преподавателя

10

Тема10. Образовательный продукт обучения

18

2




4

ВзаимоконтрольЭлектронная ведомость




108

30

24

54




Содержание дисциплины

Тема 1. Модель курса

Тема 2 .

Феномен информационных технологий

Тема 3. Информационные технологии и информационное общество XXI века.

Тема 4. Информатизация образования

Тема 5. Информационное пространство

Тема 6. Современные информационные технологии в образовании.

Тема 7.

Роль программного обеспечения в развитии ИТ.

Тема 8. Дистанционное обучение

Тема 9. Феномен медиаобразование

Тема10. Образовательный результат обучения

Разработка и описание модели курса. Самоопределение в стратегии изучения курса и проектах. Общая характеристика учебного курса и особенности преподавания. Создание условий для самоопределения студентов в ходе изучения курса. Информационное обеспечение курса с помощью интернет-ресурсов. Особенности очно-дистанционного обучения. Проектная деятельность. Самоопределение в проектах. «Портфель достижений» студента. Практическая подготовка и реализация проектов.

Возможные направления для реализации проектов (темы проектов согласуются с условиями параллельного изучения курсов «Педагогика» и «Современные информационные технологии в учебном процессе» ):

  • Педагогические системы и технологии;

  • Информатизация образования;

  • Права участников образовательного процесса;

  • Стандартизация в образовании: сравнительный анализ;

  • Тестирование как образовательная технология;

  • Открытое образовательное пространство;

  • Свободное программное обеспечение в образовательном процессе и др.

Особенности организации коллективно-творческой деятельности. Контроль на основе е-mail «Нормы образовательного процесса».
Феномен информационных технологий. История информационные технологий. Ручной, механический, электрический и компьютерный этапы развития ИТ. История информационный технологий в образовании.

Информационные технологии и информационное общество XXI века. Правовые аспекты развития ИТ. Федеральная целевая программа «Информационное общество». Элементы и перспективы. Информационная культура личности.

Информатизация образования. Методологические, правовые, экономические, технические, технологические и методические аспекты. Информатизация образования 21 века: правовые аспекты. Создание единой информационно-образовательной среды. Федеральные программы развития образования (2006-2010, 2011-2015). Информационные технологии в ФЗ «Об Образовании в РФ» (2012) и ФГОС школы и вуза.

Информационное пространство: локальное, региональное, федеральное, международное. Сайт образовательного учреждения как важный элемент информационного пространства. Открытое образовательное пространство: основные признаки и перспективы. Нормативные требования к открытому образовательному пространству. Сетевая контрольная работа off-line «Экспертиза деятельности образовательного учреждения».

Современные информационные технологии в образовании. Основные признаки (концептуальность, системность, воспроизводимость, управляемость и эффективность). Роль ИТ в организации и контроле психических процессов: восприятие, внимание, память и др. Классификация ИТ на основе основных каналов восприятия информации (визуальной, аудио и кинестетической). Работа с обучающими программами, поиск информации, моделирование процессов и т.д. Использование мультимедийного проектора, интерактивной доски, мобильного компьютерного класса в образовательном процессе. ИТ как потенциал в развитии межпредметных связей.

Роль программного обеспечения в развитии ИТ. Проприетарное и свободное программное обеспечение (ПО). Облачные технологии. История конкуренции ПО. Аналоги программного обеспечения, офисный пакет, графические редакторы, браузеры. Правовые аспекты СПО. СПО как инструмент развития качества образования.

Феномен дистанционного обучения. Факторы, способствующие становлению дистанционного обучения в России и за рубежом. Международные тенденции развития образования. Болонский процесс. Единое европейское образовательное пространство. Технологии off-line и оn-line. Электронный документооборот в образовании. Базы данных в образовании. Услуги системы образования в Интернете. Дистанционные конкурсы и олимпиады. Электронный дневник и электронный журнал. Дистанционный урок и вебинары. Электронные библиотеки. Роль РИНЦ в развитии научной деятельности вузов. Сетевые сообщества. Примеры использования сайтов социокультурной сферы в учебном процессе школы и вуза.

Феномен медиаобразование. Художественные и публицистические фильмы как средство активизации познавательной активности. Презентация: плюсы и минусы использования в образовательном процессе. Возможности программного обеспечения. Создание школьной и предметной медиатеки.

Сетевая и очная рефлексия Анализ индивидуальной и коллективной деятельности, представление портфолио.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Специальности: 080507. 65 «Менеджмент организации»
Конфликтология [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»,...

Рабочая программа учебной дисциплины гидравлика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины теплотехника Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины механика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа дисциплины Компьютерные издательские системы, индекс...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
Мировая экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» очной и заочной...

 рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социального образования. Для достижения этой цели преподавание...

Рабочая программа учебной дисциплины гидрогазодинамика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Рабочая программа учебной дисциплины механика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница