Рабочая программа по учебному предмету «Технология»




Скачать 321.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Технология»
страница1/3
Дата публикации05.06.2013
Размер321.29 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3

Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол № ___

от «__»__________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/______________/ ФИО

«__»__________2012г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/______________/ ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2012г.




Рабочая программа по учебному предмету

«Технология»

3 «Л» класс

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с.Малая Зверяевка

2012-2013 уч.год
Мещерякова Е.В. учитель начальных классов

Токарёвка, 2012

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по технологии для  3  класса разработана на основе требований ФГОС НОО, на основе авторских программ Н.М. Конышевой и авторской программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышева «Трудовое обучение» «Школа России»), в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения МБОУ Токаревской СОШ №1.

   Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

 Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, физического, эстетического.

Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Курс  в начальных классах опирается на жизненный опыт ребёнка, расширяется за счёт пополнения и накопления новых знаний и приобретения новых умений в школе.

Особое место в программном содержании 3 класса занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приёмами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях – основных, крепёжных, украшающих; обучать детей технологическим операциям – видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки; закреплять навыки культуры труда. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий.

Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Для развития конструкторских способностей, технического и художественного творчества необходимо включать задания по условию и по замыслу.

Требования к выполнению заданий должны учитывать индивидуальные особенности и возможности младшего школьника.

Значительное место на уроках  занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Занятия по техническому моделированию предоставляют широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.

В рамках предмета «Технология» представлен учебный модуль «Информатика».

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

^ Содержание программы.

Содержание раздела «Бытовой труд» в 3 классе предусматривает ознакомление с приёмами обработки ткани, элементами самообслуживания, а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе; в домашних условиях при согласовании с родителями  предусматривается приобретение навыков ухода за обувью, приготовления пищи, мытья посуды, уборки помещения.

При изучении раздела «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся овладевают простейшими способами и приёмами работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы), приобщаются к различным видам народного творчества.

Содержание занятий по сельскохозяйственному труду обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, желание охранять и преумножать её красоту.

Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план в трудовом обучении учащихся 3 класса вопросы, связанные с формированием культуры личности ребёнка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления, потребностей.

^ План действий и его описание (2 ч.)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
^ Отличительные признаки предметов. (5)

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение предметов. Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
^ Логические модели. (4 ч.)

Истинное или ложное высказывание. Логические рассуждения и высказывания. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.

Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
^ Приемы построения и описания простых моделей. (9ч.)

 Также в процессе трудового обучения осуществляется профессиональная ориентация, которая  направлена  на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интереса к профессиям родителей.

Технико-технологические сведения. Виды картона, его основные свойства и назначение. Правила и приёмы разметки с помощью линейки, угольника, циркуля, циркуля-измерителя в миллиметрах по базовой линии по образцу и заданным размерам.

Сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью фальцлинейки. Крепление деталей различными способами: клеем, нитками, мягкой тонкой проволокой, щелевым замком.

Элементы графической грамоты: осевая линия, обозначение радиуса, диаметра. Понятие «силуэт». Правила чтения эскиза, простейшего чертежа.

Правила и приёмы изготовления папье-маше. Крепление деталей из бумаги и картона клеем, нитками, проволокой, щелевым замком.

Тема для беседы: «Что делают из картона», «Различные виды бумаги и их назначение».

Опыты и наблюдения. Сравнение бумаги и картона разных видов по прочности, толщине, гибкости, ломкости, отношению к влаге. Отличие бумаги от картона по внешнему виду, строению, технологии обработки, назначению.

Практические работы. Анализ рисунка, эскиза изготавливаемых изделий, составление плана работы; исполнение трудовых действий: разметка с помощью чертёжно - измерительных инструментов и контроль; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцлинейки; сборка изделия. Проверка его в действии.

Технико-технологические сведения. Набор металлических деталей конструктора-механика, их название, основные свойства материала, из которого изготовлены детали и инструменты: отвёртка и гаечный ключ; способы крепления деталей винтами и гайками. Применение шайб. Правила и приёмы работы инструментами. Правила организации рабочего места.

Элементы графической грамоты – распознавание рисунков моделей в альбоме к конструктору-механику.

Представление о трении. Виды соединений: разъёмные, неразъёмные.

Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их название и назначение. Приёмы сборки из деталей металлического конструктора.

Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по образцам, рисункам, эскизам, заданным размерам, условиям, словесному описанию и конструированию по собственному замыслу учащихся.

Темы для бесед: «Техническое моделирование », «Транспортирующие устройства и машины».

Опыты и наблюдения. Сравнение наборов конструкторов из пластмассовых и металлических деталей: нахождение общего и различного во внешнем виде деталей, их названии и конструктивных возможностях. Выявление способов крепления деталей при разъёмном и неразъёмном видах соединений. Определение способов устранения трения.

Практические работы. Чтение рисунков, эскизов. Планирование предстоящей работы. Сборка технических моделей из деталей конструктора. Разборка их после обыгрывания. Изготовление технических моделей из различных материалов, включая пластические, и использование полуфабрикатов, самостоятельно изготовленных профилей. Демонстрация технических игрушек в действии, регулировка их, обнаружение ошибок и исправление их.

Экскурсия. Ознакомление с трудом людей и их профессий ( в микрорайоне школы), работающих на технических типовых объектах, аналогичных тем моделям, которые дети будут создавать на уроках технологии для оборудования сюжетных игр, проводимых во внеурочное время, предлагаемых взрослыми или самими детьми.

 Первоначальные сведения о тканях и нитках, изготовленных из волокон животного происхождения: шёлк, шерсть и их основные свойства; об изделиях текстильной промышленности: тесьма, лента. Шнур и др.

Виды стежков и швов: строчка, стебельчатый, тамбурный, назначение их и способы выполнения.

Изготовление выкройки по обмерам, выполненным под руководством учителя, по эскизу, инструктивной карте. Понятие «припуск».

Темы для бесед: «Назначение шёлковых и шерстяных тканей», «Какие текстильные изделия мы знаем».

Опыты и наблюдения. Рассматривание и сравнение строения тканей, ниток, ленты, шнура и т. п. Сравнение ткани и бумаги по внешнему виду, прочности, строению, технологии обработки.

Практические работы. Изготовление выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое, раскрой её, сшивание деталей из ткани швом «строчка» по прямым срезам, после предварительного смётывания их.

Разнообразие кнопок, крючков, петель по размеру, материалу, форме, цвету, конструкции. Правила и приёмы пришивания кнопок, крючков, петель. Изготовление петли из ниток.

Тема для беседы: «Назначение и использование кнопок, крючков и петель».

Опыты и наблюдения. Выяснение условий, от которых зависит прочность пришитых кнопок. Крючков и петель. Поиск вариантов создания воздушных петель из ниток.

Практические работы. Разметка места пришивания кнопок, крючков и петель. Выбор способа пришивания их. Подбор ниток в тон ткани. Пришивание кнопок, крючков и петель.

^ Основы художественной обработки различных материалов.

Местные природные и искусственные материалы: солома, мех, кожа, кожезаменитель, древесина, металл – тонкая проволока.

Инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток; для проволоки: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, киянка; назначение, приёмы работы ими, правила безопасности труда и способы хранения.

Технология обработки различных материалов и сборки изделий. Художественная обработка древесины и природных материалов. Приёмы работы с проволокой и фольгой. Плетение плоское и круглое.

Декоративные швы: мережка «столбик», «тамбурный», «стебельчатый».

Темы для бесед: «Народные художественные промыслы Тамбовской области»», «Умельцы родного края».

Опыты и наблюдения. Выявление отличительных свойств металла (проволоки и фольги) от бумаги, ткани. Сравнение бумаги, ткани, древесины, проволоки по внешнему виду, толщине, прочности, отношению к влаге, к технологии разметки, обработки, отделки.

Практические работы. Творческие игры и упражнения в приёмах обработки различных материалов с целью достижения декоративно-художественного эффекта.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Уборка урожая. Подготовка почвы к зиме: уборка мусора, перекопка.

Тема для бесед: «Сельскохозяйственные машины, используемые на полях».

Опыты и наблюдения. Выявление значения внесения органических удобрений в почву.

Практические работы. Сбор семян, подготовка их к зимнему хранению. Очистка учебно-опытного участка от остатков растений, перекопка почвы.

Весенние работы.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Подготовка почвы к посеву: внесение органических удобрений, перекопка, рыхление, разбивка грядок и рабаток, разметка рядков.

Семена корнеплодов – редиса, свёклы, моркови и однолетних цветочно-декоративных растений – космеи. Люпина; подготовка их к посеву; правила ухода за растениями.

Тема для беседы: «Значение корнеплодов в жизни человека»

Опыты и наблюдения. Влияние густоты посева на урожай корнеплодов. Влияние сроков посева на урожай корнеплодов и на время цветения цветочно-декоративных растений. Влияние органических удобрений на урожай корнеплодов, на рост и развитие растений.

Практические работы. Посев семян корнеплодов и цветочно-декоративных растений в грунт: разравнивание грядок (рабаток) граблями, проведение бороздок по шнуру, полив их, посев семян с последующим заделыванием, установка этикеток. Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прополка, установка опорных колышков.

Подготовка к посадке черенков ягодных культур (смородина, виноград).

Работа в классе .

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила и приёмы размножения комнатных растений листьями и ухода за ними.

      Тема для беседы: «Значение размножения  комнатных растений».

Опыты и наблюдения. Выявление условий для приживания черенков.

Практические работы. Организация трудовой деятельности учащихся. Заготовка и посадка черенков комнатных растений: традесканции, бегонии, фуксии, герани и др. Уход за посаженными черенками: полив, притенение. Пересадка укоренившихся черенков в цветочные горшки – вазоны.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии

-метод сотрудничества

-методики проектирования

- дифференцированный подход

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

^ Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе :

К концу третьего года обучения дети должны:




знать

уметь

По техническому труду:




название,  назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов, предусмотренных программой;

   правила безопасности труда и личной гигиены

при обработке различных материалов;

   правила чтения графических изображений;

  правила и приёмы проверки исправности инструмента;  

правила и приёмы разметки по линейке, угольнику, циркулем;

способы контроля размеров детали, изделия;

Общие сведения о профессиях: столяр, плотник, слесарь, агроном, растениевод.

Пословицы, поговорки о труде

   правильно называть и самостоятельно, без напоминаний, использовать их в работе строго по назначению;  

самостоятельно и безукоризненно выполнять их;

     

понимать элементы графической грамоты; правильно читать эскиз; название детали, развёртки, форму, размеры, технологические операции;

 проверять исправность инструмента;    

выполнять разметку в миллиметрах чертёжно-измерительными инструментами;

проверять точность выполненной разметки; самостоятельно изготовлять изделие, из предусмотренных программой, по образцу, рисунку, эскизу;

уважать их труд; по возможности принимать посильное участие в их труде.

     

Составлять небольшие рассказы об изделиях народного промысла Тамбовской области.

По сельскохозяйственному труду:




    правила безопасности труда, личной гигиены

во время с/х работ;

    правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время;

   особенности выращивания цветочно-декоративных и овощных растений в открытом грунте и правила наблюдений за ростом и развитием растений;

  название и назначение сельскохозяйственных машин для обработки почвы.

 

    безукоризненно соблюдать их;

   собирать семена и готовить их к зимнему хранению;

  выращивать сельскохозяйственные растения, предусмотренные программой, от посадки до уборки урожая с соблюдением всех правил;

 

различать машины по внешнему виду и принципу действий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии, Федеральных государственных стандартов общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»
Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по учебному предмету
...

Рабочая программа по учебному предмету
...

Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра»
...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница