Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся




Скачать 208.04 Kb.
НазваниеУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Дата публикации21.05.2013
Размер208.04 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Информатика > Урок


Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся

Костенко Светлана Леонидовна

учитель математики и физики,

МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода»

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

Данный опыт сформировался в МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода», расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Бульвар Юности, д.14. Условия общеобразовательного учреждения: для внедрения информационно-коммуникационных технологий имеется два компьютерных класса, каждый учебный кабинет оснащен мультимедийным оборудованием, имеется пять интерактивных досок. Учащиеся и педагоги имеют возможность выхода в Интернет, функционирует электронная почта, в гимназии создана локальная сеть. Кадровый состав: 69 педагогов: из них 46 имеют высшую категорию, 20- первую, 3- вторую.

В 2004 году автором проводилось первичное диагностическое исследование. Цель данного исследования: выявление эффективности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Метод проведения диагностического исследования – анкетирование, составленное автором (Приложение 1) осуществлялось на 4 параллельных классах. Результаты анкетирования 2004 года (Приложение 1) показали, что более половины детей от общей выборки – 53%, отмечают не частое использование учителем мультимедиа-технологий на уроке математики. На вопрос «Как ты думаешь, какая польза от компьютера на уроке?» 64% опрошенных отмечают высокую значимость использования компьютера. На вопрос «Если бы ты был учителем, с чем бы ты работал на уроке?» 45% учащихся ответили с использованиями информационно-коммуникационных технологий, а 39% ответили с использованием учебника. Необходимо отметить, что этот показатель желания использовать компьютер на уроках в 2004 году довольно низок, так как оснащенность компьютерной техникой была невелика. На вопрос «Как ты относишься к использованию компьютера на уроке?» почти все ученики классов ответили положительно. В 2004 году была проведена диагностика по росту мотивации к изучению предмета математики, которая показала: 42% учащихся выделяют познавательный интерес к предмету, 47%-отношение к преподавателю, 68%- практическая направленность предмета. Автором в 2004 году производился анализ настроения учеников, с которым они идут на урок математики, ученикам задавался вопрос: «C каким настроением вы обычно идете на урок математики?»: 53% ответили, что «с хорошим настроением чаще, чем с плохим»; 26% - «всегда с хорошим настроением», 17%- « с равнодушием». В 2005 году проводилось тестирование о росте интеллектуального потенциала (тест П. Н. Ржичан) [12], который показал 35%.

Таким образом, учащиеся хотели бы чаще наблюдать применение мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, они положительно относятся к использованию компьютера на уроках и практически все дети считают, что компьютер приносит большую пользу и наглядность.

^ Актуальность опыта

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сформулировал требования к современной школе. «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств информационных и коммуникационных технологий.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Противоречие опыта заключаются между потребностями учащихся в реализации их познавательной активности в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью системы информационно-коммуникационных технологий в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания.

^ Ведущая педагогическая идея опыта: повысить инициативность учащихся для эффективного использования своих навыков и умений при выполнении различных математических тестов и итоговых заданий посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

^ Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение 8 лет (2004-2011 г.г.) и была разделена на несколько этапов.

На первом этапе (2004-2005 уч. год) изучалось современное состояние проблемы опыта, выполнялся анализ психолого-педагогической литературы. В результате выполненной работы были выяснены исходные особенности психики учащихся, разработана методика использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

На втором этапе (2005-2010 уч. года) реализовались формирующие и развивающие приемы основных теоретических положений опыта на основе систематического включения элементов методик и технологий для повышения познавательной активности учащихся при внедрении информационно-коммуникационных технологий.

На третьем этапе (2010-2011 уч. год) оценивалась эффективность и результативность условий активизации познавательной деятельности учащихся, систематизировались и обрабатывались результаты.

^ Диапазон опыта представлен дидактической системой работы учителя по развитию познавательной активности учащихся, включающей в себя построение системы формирования умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

^ Теоретической базой педагогического опыта являются идеи И.Ф. Исаева[14], В.А. Сластёнина[14], Г.И. Шукиной[16], А. К. Марковой[10]. При работе над данной темой были использованы следующие научные издания: «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат[11] и другие.

Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. [1,24].

Познавательная активность - «это ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности»[16].

А.К. Маркова под проявлением познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания, все виды познавательных мотивов…»[10]. Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, школьник формируется как субъект учебной деятельности. Информационные и телекоммуникационные технологии можно классифицировать согласно разным критериям. Выделяют технологии хранения, представления, ввода, вывода, обработки и передачи информации[10,168].

^ Новизна опыта заключается в систематической работе учителя по развитию познавательной активности учащихся, включающей в себя построение системы формирования умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Учебно-методический комплекс по математике для 5-11 классов представлен учебниками и программами основного и общего образования (Приложение №2).

^ Раздел II.

Технология описания опыта.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель опыта: создать психолого – педагогические условия для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  1. изучить теоретическую и методическую литературу по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся»;

  2. изучить методику и технологию подбора аудиовизуальных технических средств;

  3. включить средства информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

  4. подобрать условия для положительной динамики познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время посредством использования информационно-коммуникационных технологий;

  5. выявить результативность работы с использованием средств информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока и внеурочной деятельности.

^ Методы исследования: изучение методической литературы по изучаемой теме, наблюдение, анализ, сравнение, анкетирование, работа со школьной документацией.

Изучение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий при обучении школьников на уроках математики должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.

Традиционные аналоговые технические средства: аудиосредства, графические и фотографические средства, кинопроекционная техника, видео и телевизионные средства. Цифровые технические средства: аудиосредства, графические и фотографические средства, проекционная техника, видео и телевизионные средства. Компьютерные средства информатизации: компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звук; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео.

При всем многообразии информационных и телекоммуникационных технологий, а также способов организации данных при их пересылке по каналам связи всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Более того, на сегодняшний день, это практически единственная глобальная телекоммуникационная сеть, повсеместно используемая в системе общего среднего образования. Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Основными дидактическими целями использования подобных ресурсов, получаемых по телекоммуникационным каналам, в обучении школьников математике являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах: полная или частичная замена деятельности учителя; фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, использование диагностических и контролирующих материалов, выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий, использование игровых и занимательных материалов, использование Интернет-сети.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. Автор предлагает рассмотреть этапы урока.

  1. Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения. Затем идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения материала ученики решают устные упражнения, затем – в тетрадях задания более сложные (Приложение 3).

  1. Решение задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

В работе использую CD-диски «Уроки алгебры» Кирилла и Мефодия для 5-9 классов, «Виртуальная школа» 5-11 классы, «Живая геометрия» для 7-11 классов, «Умник» 5-9 классы и другие.

  1. Контроль знаний.

При контроле применяю тесты. Для их создания использую специализированную программу «ДО. Тестирование». Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ, таким образом, осуществляются межпредметные связи (Приложение 4).

На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий Процессы рефлексии и самооценивания включаются в урок с помощью оценочных таблиц и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия. Анализ основных содержательно-методических линий школьного курса математики позволяет выделить темы, в рамках которых целесообразно осуществлять применение информационно-коммуникационных технологий (Приложение 5).

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. В обучение учащихся применяются такие специализированные программы по математике, как:

  • «Отличник» - решение различных видов уравнений и задач, контроль вычислительных навыков (примеры на арифметические действия) для 5 класса.

  • «Универсальный Математический Решатель UMS» – решение уравнений, неравенств, построение и анализ графиков, разложение на множители, упрощение выражений для 7-11 классов (поэтапное решение на примерах и самостоятельное выполнение дифференцированных заданий повышенной сложности).

  • «Решатель квадратных уравнений» – решение квадратных и биквадратных уравнений для 8 класса (поэтапное решение на примерах и самостоятельное выполнение дифференцированных заданий).

  • «Математика 5-11. Практикум» - практические задания по всем разделам математики для 5-11 классов.

  • «Построение графиков функций», 5-9 классы- учащиеся вводят координаты для построения графика и по уравнениям строятся графики функций.

Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на своих уроках автор старается чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использует упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения [7,49]. В течение урока обязательно проводит физкультурную минутку с комплексом упражнений для снятия усталости глаз и улучшения зрения (Приложение №6).

Информационно-коммуникационные технологии успешно применяется и во внеурочной деятельности школьников (Приложение №7). В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию об ученых-математиках (интересные факты жизни) и составить мультимедийную презентацию Power Point из пакета программ Microsoft Office. Созданная презентация – творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Ребята разбились на группы и работали в командах, каждая из которых пыталась найти как можно больше информации, проанализировать, систематизировать и выстроить её в нужном порядке. Умение разработать и интересно представить результаты своей деятельности - вопрос престижности участников группы. Каждая команда хотела стать лучшей и показать своё мастерство.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет: развить коммуникативные умения обучающихся, повысить интенсивность учебного труда, развить познавательную активность, а, следовательно, желание изучать предмет, приучить обучающихся к самостоятельной работе с материалом, организовать моментальную обратную связь с обучающимися, вовлечь в учебную деятельность пассивных обучающихся, привить обучающимся навыки сотрудничества, обеспечить учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают обучающимся проявлять их творческие способности.

^ Раздел III.

Результативность опыта

Результативность опыта  может быть оценена по двум основным критериям: по степени научной новизны и практической значимости. Степень научной новизны выражается в том, что в работе исследованы и установлены причинно-следственные связи, имеющие место между спецификой используемых методов и средств повышения уровня базовой математической подготовки учащихся, степенью применения информационно-комуникационных технологий при решении практических задач по математике и повышением уровня образования учащихся.

Практическая значимость работы выражается в том, что в ней продемонстрирован регулярный, закономерный путь достижения несомненно актуального для учебных заведений конечного результата – значимого повышения уровня образования учащихся.

Управление обучением с помощью компьютера привело к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности, рост числа участников и призеров предметных олимпиад.

Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к  овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.

Применяя информационные технологии на уроках математики и во внеурочное время автору удалось:

  • индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

  • информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность;

  • повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);

  • использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений;

  • снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;

  • создать условия для развития самостоятельности учащихся, ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища),

  • повысить интерес к предмету, уверенность в том, что ученик может усвоить предмет;

  • итогом внедрения информационно-комуникационных технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

Высокая результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

Показателями результативности опыта можно считать:

  • ежегодные контрольные срезы показывают высокий и оптимальный уровни усвоения знаний по математике;

  • позитивная динамика учебных достижений учащихся;

  • высокая доля выпускников, сдавших итоговую аттестацию на «4» и «5» по алгебре (62 %);

  • положительные результаты сдачи обязательного экзамена по математике за курс средней школы в форме и по материалам ЕГЭ в 2008 – 2009 уч. году;

  • успешность учащихся, занимавшихся на элективных курсах, участвовавших в школьных и районных олимпиадах;

  • высокий уровень учебных достижений учащихся, осознанное профессиональное самоопределение и продолжение математического образованиях в вузах.

По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету. Динамика показателей роста мотивации к предмету математики посредством применения информационно-комуникационных технологий представлена на рисунке 1.



Рис.1. Рост мотивации к изучению предмета математики за 2004-2011 гг.

Познавательный интерес к предмету за 2004-2011 гг. вырос с 42% до 72%, значимость личности учителя математики для ученика увеличилась с 47% в 2004 году до 89% в 2011 году, а практическая направленность предмета возросла с 68% в 2004 году, до 73% в 2008 году и 98% в 2011 году соответственно, что свидетельствует о высокой эффективности внедрения информационно-комуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

По данным диагностического исследования по Жедуновой Л.Г. автором производился анализ настроения учеников, с которым они идут на урок математики, данные этого исследования представлены в таблице 2. Ученикам задавался вопрос: «C каким настроением вы обычно идете на урок математики?»

^ Таблица 1.

Результаты диагностического исследования настроения


учеников по Жедуновой Л.Г.

Вариант ответа

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Всегда с хорошим настроением

26%

28%

29%

37%

50%

69%

73%

82%

2. С хорошим чаще, чем с плохим

55%

53%

52%

50%

48%

30%

26%

18%

3. С равнодушием

17%

18%

19%

13%

2%

1%

1%

0%

4. С плохим чаще, чем с хорошим

2%

1%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

5. Всегда с плохим настроением.

0

0

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Из таблицы 1 следует, что за исследуемый период показатели ответа «с равнодушием» снизились с 18% в 2005 году до 2% в 2008 году и 0% в 2011 году; показатели ответа «с хорошим чаще, чем с плохим» снизились с 53% в 2005 году до 48% в 2008 году и 18% в 2011 году; показатели ответа «всегда с хорошим настроением» возросли с 28% в 2005 году до 50% в 2008 году и 82% в 2011 году.

О высоком уровне мотивации к изучению математики свидетельствует и участие детей в олимпиадах, конкурсах, викторинах. Способность учеников логически мыслить, определять цели и определять пути её достижения, воспринимать информацию проверялась посредством тестирования интеллектуального потенциала (тест П. Н. Ржичан). Анализ диагностики учащихся 7-11 классов за 2005-2011 гг. представлен на рисунке 2. 



Рис.2. Рост интеллектуального потенциала учащихся 2005-2011 гг.

Рисунок 2 наглядно подтверждает увеличение роста интеллектуального потенциала учащихся, а, следовательно, и эффективность применения информационно-комуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. В течение нескольких последних лет учащиеся под руководством автора занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, успешно защищают творческие проекты (Приложение 8). Из данной таблицы видно, что в период становления опыта с 2004 по 2009 года шестнадцать учащихся участвовали в двенадцати конкурсах, но призовых мест не занимали, только с 2009 года по математике появились победы. В 2010-2011 годах учащиеся активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, викторинах и имеют одиннадцать призовых мест.

Свой педагогический опыт автор представляет для разных категорий участников образовательного процесса, его работы и выступления представлены в таблице 2.

Таблица 2.

^ Выступления и опубликованные труды по теме опыта

№ п/п

Наименование работы

Формы работы

1.

Информатизация образовательного процесса

Выступление, Международный семинар «Особенности реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Борисовском районе» , 16.11.2007 г.

2.

Управление информатизацией образовательного процесса в школе

Статья, Международная научно-практическая конференция «Формирование единого информационного пространства образовательного учреждения», г. Белгород, 2010 г.

3.

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках математики

Выступление, ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, научно-практическая Internet-конференция «Педагогические инновации в преподавании естественно-математических дисциплин, информатики и ИКТ в школе: теория и практика», г. Белгород, 2010 г.

4.

Интернет в учебном процессы школы

Статья, Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Интернет-технологии в образовании» г. Чебоксары, 25 апреля - 1 мая 2011 г.

5.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся

Статья, III Всероссийская научно-практическая конференция «Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении» г. Белгород, 2011 г.

Результаты опыта свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, что доказывает эффективность образовательного процесса.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках математики и во внеурочное время, можно сделать вывод: мультимедийные технологии и информационно-коммуникационные технологии ускоряют процесс обучения; они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности оценки.

Библиографический список

  1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2008. — 216 с.

  2. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, - 2009, 241 с. Часть 1. 72 с.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 2005. 336 с.

  4. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. // Педагогика. / М., - 2008, №2. С. 12-17.

  5. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995. 220 с.

  6. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. // М.: Наука, - 2007, 255 с.

  7. Грачева А.П. Формирование адекватного отношения к информации как фактор здоровьесбережения школьников при обучении информатике. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, - 2006, №2 (7). С. 48-52.

  8. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

  9. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.

  10. Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. // М.: Изд-во МГУ, - 2009.— 185 с.

  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009. —176 с.

  12. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008, 225 с.

  13. Сергеева Т.К. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 2008. №1. С. 3-10.

  14. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф.Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.Издательский центр «Академия», -2008.-576 с.

  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.; Педагогика, 2007. —211 с.

  16. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.- М., - 2007. — 329 с.

  17. Эрдниев П.М. Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: книга для учителя. М.; Просвещение.;-2008. . — 271 с.

Приложение к опыту

1.Приложение №1- Входное диагностическое исследование.

2.Приложение №2- Учебно-методический комплекс по математике для 5-11 классов.

3.Приложение №3 - Метапредметный урок (математики и краеведения) в 5 классе «Действия с десятичными дробями».

4. Приложение №4- Пример компьютерных тестов.

5. Приложение №5 – Темы курса математики, позволяющие осуществлять применение информационно-коммуникационных технологий.

6. Приложение №6- Комплексы упражнений для снятия усталости глаз, профилактики близорукости и улучшения зрения.

7. Приложение №7- Внеклассное мероприятие по математике: «Великие математики мира».

8. Приложение №8 - Результаты участия учащихся в конкурсах и викторинах.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики средство воспитания самостоятельности как черты личности
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

Тема проекта
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках информатики на основе технологии самоорганизации

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение мбдоу...
Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Уроках математики
«Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с овз на уроках математики»

Современные педагогические технологии как средство повышения качества...
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В россии проблемы результативности обучения активно разрабатываются...

В основе познавательной деятельности лежит
Организация познавательной деятельности учащихся 7-го класса на уроках литературы

М. Ю. Кочеткова Руководитель физической культуры гбоу со нпо «Профессиональное училище №77»
«Внедрение различных режимов двигательной активности в процессе физического воспитания как средство повышения интереса к занятиям...

Уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших...

Предметные олимпиады; нетрадиционные уроки по предмету; внеклассные...
Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими кафедрами с целью повышения профессиональной компетенции учителей в...

Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема: "Площадь...
Способствовать развитию мышления, познавательной активности, самостоятельности, организованности, коммуникативных и творческих способностей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница