Урок 3 тема: «Формулы. Абсолютная и относительная адресация»




Скачать 126.32 Kb.
НазваниеУрок 3 тема: «Формулы. Абсолютная и относительная адресация»
Дата публикации21.03.2013
Размер126.32 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Информатика > Урок

Табличный процессор OpenOffice.org Calc Урок 3

ТЕМА: «Формулы. Абсолютная и относительная адресация».


Цель урока:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; осознание роли информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.

Задачи:

  • дать понятие относительной и абсолютной адресации в электронной таблице;

  • формировать практические навыки использования относительной и абсолютной адресации при записи формул;

  • вырабатывать устойчивые навыки по использованию маркера автозаполнения.


План урока:

№ п/п

^ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ



Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Обсуждение

1 МИНУТА



Целевая установка

Беседа для понятия актуальности темы

Обсуждая, отвечают на поставленные вопросы

3 МИНУТЫ



Повторение

Беседа в режиме вопрос- ответ

Обсуждая, отвечают на поставленные вопросы

1 МИНУТА



Объяснение нового материала

Лекция-беседа

Восприятие

25 МИНУТ



Закрепление. Практическая работа

Наблюдает за процессом выполнения. Отвечает на индивидуальные вопросы.

Решают самостоятельно

12 МИНУТ



Задание на дом

Разъяснения работы на дом

Запись в тетрадь.

2 МИНУТЫ



Итог урока

Беседа

Обсуждение

1 МИНУТА


Ход урока:
I. Повторение

    • В каких случаях вы будете использовать электронную таблицу?

    • Как запустить электронную таблицу?

    • Из каких элементов состоит таблица?

    • Какие типы данных «понимает» электронная таблица?


II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы изучаем возможность выполнения арифметических операций с помощью формул и адресации в электронной таблице.
^ III. Изучение нового материала

Запишите дату и тему урока: «Формулы. Относительная и абсолютная адресация».
Электронная таблица может содержать как основные (исходные), так и производные (вычисляемые) данные. Достоинство электронных таблиц заключается в том, что они позволяют организовать автоматическое вычисление производных данных. Для этой цели в ячейках таблицы используют формулы. При этом ячейки, содержащие формулы, называются зависимыми, а ячейки, от которых зависит значение формулы, называются влияющими.

Формула— это выражение, начинающееся с символа «=», по которому выполняется вычисление в ячейке.

Давайте вспомним, что знак равенства означает, что введена именно формула, а не текст. В формулах вы можете использовать операции сложения «+», вычитания «–», деления «/», умножения «*», возведения в степень «^». Можно также использовать операцию взятия процента «%».

Результатом работы формулы является новое значение, которое выводится как результат вычисления формулы по уже имеющимся данным. Если значения в ячейках, на которые есть ссылки в формулах, меняются, то результат изменится автоматически.

При нажатии на клавиатуре клавиши <=> Calc переходит в режим ввода формулы. Главное отличие этого режима от простого ввода заключается в том, что в режиме ввода формул щелчок указателем мыши на любую ячейку не завершает ввод, а записывает в формулу ссылку на эту ячейку. Поэтому завершать ввод формулы можно ТОЛЬКО нажатием клавиши .

Формула может содержать ссылки.

Ссылка— это формализованное обращение к другой ячейке.

Ссылка однозначно определяет ячейку или группу ячеек рабочего листа и указывает, в каких ячейках находятся значения, которые нужно использовать в качестве аргументов формулы. С помощью ссылок можно использовать в формуле данные, находящиеся в различных местах рабочего листа, а также использовать значение одной и той же ячейки в нескольких формулах.

Можно также ссылаться на ячейки, находящиеся на других листах рабочей книги, в другой рабочей книге. Ссылки на ячейки других рабочих книг называются внешними.

^ Перемещение и копирование формул. После того как формула введена в ячейку, вы можете её перенести, скопировать или распространить на блок ячеек.

Мы с вами знаем, что адрес ячейки формируется из имени столбца и номера строки, например, D15. При использовании маркера автозаполнения адрес ячейки автоматически изменяется в прогрессии D16, D17 и т.д. Такая адресация называется относительной

^ Запишите определение.

Относительная адресация обозначает, что адреса ячеек, используемые в формулах, определены относительно места расположения формулы.





А

В

С



число А

число В

Сумма А и В



4

5

=A2+B2



6

10

=A3+B3



8

15

=A4+B4



10

20

=A5+B5



12

25

=A6+B6



14

30

=A7+B7

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить относительную адресацию, чтобы при тиражировании формулы адрес ячейки не менялся. Например, таблица стоимости бензина в зависимости от цены за один литр. Цена может измениться, а стоимость зависит от нее, т.е. в этой таблице мы должны каждый раз умножать количество литров на цену в ячейке В1 (показать на ПК, изменить цену).





А

В



Стоимость одного литра бензина

23,30р.



Количество литров

Стоимость



1

23,30р.



2

46,60р.

























^ Запишите определение.

Абсолютная адресация позволяет при смещении формулы не менять адрес ячейки.

В этом случае используют прием, который называется «замораживанием» адреса и выполняется с помощью значка $. Если нужно заморозить ячейку В1, в формуле записывают $B$1. Как бы вы ни тиражировали эту формулу, всегда будет использоваться ячейка В1 (показать на ПК).

Демонстрационная таблица 2 в режиме отображения формул:




А

В



Стоимость одного литра бензина

23.3



Количество литров

Стоимость



1

=A3*$B$1



2

=A4*$B$1



3

=A5*$B$1



4

=A6*$B$1



5

=A7*$B$1


А теперь поиграем в менеджера продуктового магазина. Вы попробуете составить учетную таблицу продажи молочной продукции. Таблицу будете составлять по образцу.

^ IV. Закрепление. Практическая работа

«Таблица учета продажи молочных продуктов»

Создайте таблицу по образцу:

Таблица учета продажи молочных продуктов



Продукт

Цена за единицу товара

Поставлено

Продано

Осталось

Выручка

1

Молоко

27.5

100

100







2

Сметана

34

85

80







3



















4



















5



















6






















  1. Строки 3-6 заполните самостоятельно.

  2. Отформатируйте таблицу по приведенному образцу (все выполняется через Формат - Ячейки):

  • Заголовок таблицы – полужирный и коричневые буквы;

  • Шрифт для всей таблицы – 12 пт., Times New Roman;

  • Шапка таблицы – выравнивание текста по центру ячейки;

  • Заливка для ячеек – оранжевая и желтая;

  • Граница – двойная коричневая линия;

  • Отрегулировать ширину столбцов, как на образце, 3 по 7 столбец равная ширина столбцов;

  • В столбце «Цена» отформатируйте числовые значения по образцу – 27,50 р. (денежный формат, два знака после запятой);

  1. В столбец «№» проставьте порядковые номера 1 по 6, используя маркер автозаполнения;

  2. В столбец «осталось» запишите формулу для вычисления остатков продукции, растиражируйте ее с помощью маркера автозаполнения.

  3. В столбец «выручка» запишите формулу для вычисления прибыли магазина, растиражируйте ее с помощью маркера автозаполнения.

  4. Под таблицей оформите строку «ВСЕГО» как показано на образце





Продукт

Цена за единицу товара

Поставлено

Продано

Осталось

Выручка

1

Молоко

27.5

100

100







2

Сметана

34

85

80







3



















4



















5



















6



















ВСЕГО:













7. В строке «ВСЕГО» запишите формулы в соответствующий столбец для нахождения количества поставленных товаров, сколько продано товара, сколько осталось, общую выручку.

8. Обязательно сохраните файл в своей папке.

^ V. Самостоятельная работа

«Относительная и абсолютная адресация».



1) Скопируйте файл «Таблица», находится в сетевой папке в свою папку. Откройте его, приступайте к работе.

^ 2) Рассчитайте с помощью ссылок незаполненные столбцы по формулам:

Остаток=коэфф.1 + приход-расход

Стоим=остаток*0,3+приход

Ком. Сбор=коэфф.2 * стоим.

Налог=0,1*стоим.

Коэффиц.=(ком. Сбор + налог)*0,24

3) Сохраните файл в своей папке

VII. Домашнее задание.
Охотник Пулька всегда берет с собой на охоту собаку Бульку, которая загоняет для него зверя. Для того чтобы загнать зайца, Булька должна пробежать 8 км, чтобы загнать волка – 15 км, лису – 10 км. За декабрь месяц Пулька добыл 5 зайцев и одного волка, за январь – 8 зайцев, 2 волков и 2 лис, за февраль – лису, 6 зайцев и 2 волков, за март – 4 волков, 3 лис и 5 зайцев.

Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько зверей каждого вида добыл Пулька за сезон; сколько всего зверей он добыл за каждый месяц и сколько – за весь сезон; сколько километров пришлось Бульке пробежать на охоте за каждый месяц, сколько – за весь сезон и сколько – в погоне за зверями одного вида.

VI. Итог урока:с какими новыми возможностями адресации в электронной таблице познакомились сегодня на уроке?.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема
Специфические качества Вариационной формы тематическое единство и целостность, и, вместе с тем, замкнутость частей и относительная...

Лабораторная работа №4-1 Математические формулы
Вставка» и использовать кнопку «Формула» на этой панели. После нажатия кнопки или выбора пункта меню на месте курсора появится рамка,...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Урок литературы 10 класс тема: какова же русь гоголя?( заключительный...
Тема: какова же русь гоголя?( заключительный урок по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

Урок по теме: “ слово веселит, огорчает, утешает
Дети! У нас сегодня необычный урок! У нас гости, родители! И тема урока необычная!

Урок по теме «Поэтическая тетрадь» д\з составить акростих тема «Снег»
Тема «Правописание окончаний имен существительных 1 и 3 скл в родительном и дательном падежах»

Урок музыки, 2-й класс. Тема "Колыбельные"
...

Урок №2 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
В формулах могут использоваться ссылки на адреса яче­ек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия...

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Урок  в 8-классе.  Тема:  Обобщающий урок
Слово учителя. Итак, мы прочли  последнее  большое произведение  А. С. Пушкина,  которое было завершено   19 октября 1836 года. На...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница