Цель программы : Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций




Скачать 74.07 Kb.
НазваниеЦель программы : Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций
Дата публикации09.05.2013
Размер74.07 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Информатика > Документы

Цель программы:

1. Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.

2. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций.

Задачи программы:

  • знакомство с понятиями традиционной и современной семьи;

  • эмоциональное и когнитивное включение в процесс саморазвития;

  • разрушение стереотипов восприятия, возникших во внутрисемейных контактах;

  • примерка роли партнёра в семейных отношениях.

Вся программа проходит в форме тренинговых занятий.

Методы и техники работы:

  • мини-лекции;

  • беседы;

  • групповая дискуссия;

  • упражнения тренингового характера;

  • психологические игры;

  • работа в малых группах;

  • выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге.

Ожидаемые результаты реализации программы.




По окончании ознакомления с курсом занятий по психологии семьи учащиеся должны:

  • уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;

  • иметь осознанное желание планировать семью;

  • иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;

  • быть толерантным по отношению к людям противоположного пола.




Тренинговое занятие “Ведение в психологию семьи”. 1,5 часа.

Цель: сформировать важность семьи в развитии личности человека.

Задачи:

  • дать понятие “семья”;

  • знакомство с функциями семьи;

  • развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;

  • формирование осознанности в выборе спутника жизни;

  • развитие навыков партнёрского взаимодействия.

Структура занятия.

Этап

Методы и формы

Время

1. Введение. Актуализация темы.

Постановка проблемы. Информирование. Игра “Ассоциации”.

5 минуты

2. Определение понятий.

Упражнение “Фотошоп”. Мозговой штурм “Зачем человеку нужна семья?”

15 минут

3. Изучение проблемы.

Учащиеся получают информацию о функциях семьи. Упражнение “Скульптура семьи”.

15 минут

4. Программирование будущего.

Разговор о ролях в семье. Упражнение “Сиамские близнецы”. Обсуждение словаря здоровых отношений. Упражнение “Остров везения”.

40 минут

5. Итоговая дискуссия

Дебаты на тему “Готовность к семейной жизни”.

15 минут

6. Заключение

Обобщение.

3 минуты

^ Ход занятия

1. Введение в тему.

Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок.

В произведении Юрия Куранова “Тепло родного очага” так раскрывается понятие “семья”:

“Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

А второй смысл у этого слова такой: Я есть семя жизни земной, и заронил я его в жену свою. А она это семя выпестовала в себе всей своей душой, всей кровью, лаской и самоотверженностью женской. И семя это моё даёт росток на всю жизнь родни моей сегодняшней и той, с которой я через деток своих и их деток породнюсь, и так далее, до того, что я стану родным через них со всем народом и со всем земным человечеством.

Так молодой человек о своём семени и заботиться должен, чтобы оно чистым было, оно-то ведь не только твоё личное”.

^ Игра: “Ассоциации”.

“Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.

Вопросы-задания могут быть такими:

  • если семья – это постройка, то она…

  • если семья – это цвет, то она…

  • если семья – это музыка, то она…

  • если семья – это геометрическая фигура, то она…

  • если семья – это название фильма, то она…

  • если семья – это настроение, то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

^ 2. Определение понятий.

Мозговой штурм “Зачем современному человеку нужна семья?”.

“А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого из сидящих в кругу познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, каждый по очереди отвечает на вопрос, зачем нужна семья.

Учитель записывает ответы на доске.

Информирование. Мотивов для вступления в брак очень много. Все они нужны, но если один из мотивов становиться приоритетным, значит в браке возникают серьёзные проблемы и конфликты.

Упражнение “Фотошоп”.

Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру.

Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью.

Например:

  • Найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова “любовь”!

  • С помощью фотографий вам предстоит познакомить нас с тем, как вы ощущаете себя в собственной семье. Найдите один лист, который мог бы образно представить ваши чувства!

Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.

^ 3. Изучение проблемы.

Игра “Скульптура семьи”. Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.

А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной семьи.

Обсуждение игры.

  • Что легче – быть скульптором или материалом?

  • Какая скульптура была более точной и красивой?

Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.

В здоровой семейной системе – функциональной семье – каждый человек уникально связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В дисфункциональной системе всё наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.

^ 4. Программирование будущего.

В семье супруги являются прежде всего партнёрами, которые должны уметь общаться, договариваться, оказывать друг другу поддержку и конструктивно решать возникающие конфликты. Это оказывается иногда довольно сложно, потому что идеально совместимых людей не существует. Попробуйте в следующем упражнении примерить на себя роль партнёра и почувствовать, в чём сложность партнёрских отношений.

^ Упражнение “Сиамские близнецы”. Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает “близнеца” через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…

Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий:

  • завязать шнурок на ботинке;

  • застегнуть пуговицу;

  • вдеть нитку в иголку;

  • зажечь спичку от спичечного коробка!

При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а “свободные” руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.

Обсуждение понятия – партнёрство в семье.

^ Информирование. Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его.

1. Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.

2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.

3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.

4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.

5. Умение принимать человека таким, какой он есть.

6. Компромисс. Умение уступать друг другу.

7. Признание. Уважение и благодарность.

8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.

9. Любовь. Нежная забота друг о друге.

10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.

11. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.

12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.

13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.

14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.

15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.

16. Совместное времяпровождение. Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.

Игра “Остров везения”.

Задание: представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоём провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.

Первый этап. Вы (как семейная пара) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих.

Второй этап. Согласуйте список с другим членом семьи. На поиски компромисса у вас есть 5 минут.

Подведение итогов.

Что за предметы находились в вашем индивидуальном списке? Почему именно они?

Какие проблемы возникли у вас при составлении списка для другого члена семьи?

Насколько ваши предложения подтвердились реальными пожеланиями партнёров?

Как происходило обсуждение?

А самое главное, теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?

5. Итоговая дискуссия.

Дебаты на тему “Готовность к семейной жизни”.

Заключение.

В целом повышение культуры взаимоотношений. Воспитание в себе (прежде всего в себе, а не в другом) уживчивости, доброжелательности. Чуткости. Тактичности, сдержанности – магистральный путь подготовки к семейной жизни.

Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого – вот путь к счастью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи урока : знакомство с понятиями традиционной и современной...
Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций

Пояснительная записка. Цель -создать условия для систематизации,...
Цель –создать условия для систематизации, повторения и закрепления знаний и умений детей в процессе чтения, письма и счета

Урок Тема: Разнообразие клеток. Биологическая мембрана
Цель: создать условия для формирования навыков сравнительного анализа у учащихся

«Деепричастие» ипрезентация учащегося
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения

Урок 10. Зачет «Клетка как система органоидов»
Цель: создать условия для проверки качества обученности по теме «Структурная организация клетки»

Обереги внутри дома
Цель: Создать условия для изучения оберегов, которые славяне использовали дома

Внутреннее убранство дома
Цель: Создать условия для изучения особенностей убранства домов на руси, изучить мебель славянского дома

Начальник управления социальной политики
Укрепление семьи, основанной на сохранении семейных традиций и духовной связи между поколениями, стимулирование интереса к поиску...

Урок физики в 7 классе по теме «сила трения»
Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков

Презентация Power Point. Аннотация: Четыре года назад в моу «тсош»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница