Доклад на тему: «Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы»




Скачать 53.89 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы»
Дата публикации18.03.2013
Размер53.89 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Информатика > Доклад
Доклад на тему:
«Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы»


2010 год.


Подготовила Бокова Татьяна Владимировна – заведующая библиотекой МОУ Пичаевской СОШ им.В.П.Беляева

«Роль школьной библиотеки в информационном пространстве школы.»
В условиях информационного общества складывается новый образ школьной библиотеки и школьного библиотекаря.

На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». Причина такой замены обусловлена вхождением человечества в информационное общество. Оно характеризуется усилением роли информации и знаний в современной цивилизации, стремительным развитием новых информационных технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека. Учёные всё ещё продолжают спорить о преимуществах и пагубных последствиях грядущего информационного общества, но бесспорным остаётся его неотвратимость и неизбежность. Следовательно, сам собой напрашивается вывод о необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией.

Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко сформулированы в единственном пока обновленном документе «Примерном положении о библиотеке ОУ», вышедшем в 2004 году. Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях» Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки:

• комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;

• пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

• осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов;

• организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и на электронных носителях.

И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы. Этот вопрос сегодня, практически решен и документально. Еще в 1995 году было издано письмо Министерства образования РФ «О создании медиацентров ОУ» (от 04. 01. 95 № 5/11), где указывалось, что «медиацентры могут создаваться, как правило, на базе библиотек». В помощь работникам ОУ, библиотекарям школ разработано «Положение о школьной медиатеке», выпущено методическое пособие Е.П. Ястребцевой «Медиатека! Как создать в школе медиатеку». Как показывает практика, представленная на страницах педагогических, библиотечных изданий, наиболее эффективным является создание медиатек, медиацентров именно на базе библиотек ОУ. Самая распространенная форма модели школьной библиотеки – библиотека - информационный центр.

Составными частями такой библиотеки - медиатеки являются:

  • библиотека с ее традиционным печатным книжным фондом, периодическими изданиями, читальным залом и местом для просмотра микрофиш и тиражирования материалов на множительной технике. Здесь же должен быть помещен компьютер с целью АРМ библиотекаря, принтер , сканер, ксерокс;

  • компьютерная зона-место или помещение с 2-3-мя компьютерами, где учителя, учащиеся могут самостоятельно или с помощью библиотекаря, медиаспециалиста получать информацию, используя фонд электронных документов и возможности Интернет-ресурсов; компьютеры должны быть подключены к Интернету.

  • медиатека - включает в себя как электронные учебники, так и другие электронные документы.

  • видео-,аудио- и фонотека, а также техника и места для работы с данными документами.

Таким образом библиотека превращается в информационный центр, где пользователи могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD-дискам, прослушивать и просматривать видео- и аудиозаписи для подбора материалов к докладам, сочинениям, рефератам, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Одновременно школьник учится работать с «ключами» медиатеки: электронными каталогами, банками данных и другими программными средствами, справочными и энциклопедическими изданиями. Сотрудничая с учителями, библиотечный специалист содействует им в развитии учебных программ, разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, по формированию информационной культуры.

Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «культуру чтения», и это не случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями. Информационная культура личности – это одна из составляющей общей культуры человека. Её важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий), является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе.

И вот тут свою миссию, свою роль должна выполнить школьная библиотека. Иными словами, речь идёт об особой роли школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения. Действительно, где, как не в школьной библиотеке, юные граждане могут получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную связь учёбы, образования с многообразными современными источниками информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной библиотеке им предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки: «Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется истина о том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации?

Конечно, школьные библиотеки сталкиваются с серьёзными проблемами, решение которых сегодня – это перспективное видение будущего развития образования в целом. Для получения реальных качественных изменений в развитии школьных библиотек необходимо пополнять ресурсную базу, потому что без богатых информационных ресурсов, как и без новых информационных технологий, школьная библиотека будет ассоциироваться со скучным, убогим, архаичным и малоинтересным для учащихся местом. На современных юных потребителей информации вовсе не действуют лозунги и призывы, им подавай Интернет и персональный компьютер.

Наша школа всегда находила и внедряла передовое в педагогической практике, а школьная библиотека всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Сначала планировали о создании школьного информационного пространства и роли библиотеки в этом пространстве.

Пришлось приложить немало совместных усилий, чтобы расширить помещение обычной школьной библиотеки и организовать место для двух компьютеров. Постепенно собирается и систематизируется видео-, аудио-фонд.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа инновационного развития школьной библиотеки Тема программы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Цнинская средняя общеобразовательная школа №1 Тамбовская область, Тамбовский район,...

Библиотека
Пользователями школьной библиотеки могут быть учащиеся 1-9 классов, педагоги, сотрудники школы, родители. Им предоставляется право...

Программа инновационного развития нб кгпу им. В. П. Астафьева до 2020 года
Программа инновационного развития научной библиотеки кгпу им. В. П. Астафьева до 2020 года

План работы библиотеки моу «ксош №3» на 2012 2013 учебный год. Основные задачи библиотеки
Создание условий для разностороннего развития личности школьника, устремлённого на успех в различных аспектах школьной жизни, формирования...

Тема: «Работа школьной библиотеки по привлечению и продвижению чтения»
Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека

Программа развития основного общего и среднего (полного) образования...
Содержание Программы развития школы является ориентировочным пространством, задающим стратегию инновационного развития образовательного...

Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы,...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...

План работы школы-лаборатории инновационного развития
Формирование системы непрерывного образования и воспитания подрастающего поколения

О школьной библиотеке моу «Енинская основная общеобразовательная школа»
Данное положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле» и определяет...

Скоординированный план работы школы-интерната в марте 2011-2012 учебного года
Роль библиотеки в приобщении воспитанников к чтению. Совместная работа библиотекаря с учителями гум цикла

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница