Скачать 53.89 Kb.
|
Доклад на тему: «Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы» 2010 год. Подготовила Бокова Татьяна Владимировна – заведующая библиотекой МОУ Пичаевской СОШ им.В.П.Беляева «Роль школьной библиотеки в информационном пространстве школы.» В условиях информационного общества складывается новый образ школьной библиотеки и школьного библиотекаря. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». Причина такой замены обусловлена вхождением человечества в информационное общество. Оно характеризуется усилением роли информации и знаний в современной цивилизации, стремительным развитием новых информационных технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека. Учёные всё ещё продолжают спорить о преимуществах и пагубных последствиях грядущего информационного общества, но бесспорным остаётся его неотвратимость и неизбежность. Следовательно, сам собой напрашивается вывод о необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией. Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко сформулированы в единственном пока обновленном документе «Примерном положении о библиотеке ОУ», вышедшем в 2004 году. Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях» Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки: • комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях; • пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов; • организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и на электронных носителях. И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы. Этот вопрос сегодня, практически решен и документально. Еще в 1995 году было издано письмо Министерства образования РФ «О создании медиацентров ОУ» (от 04. 01. 95 № 5/11), где указывалось, что «медиацентры могут создаваться, как правило, на базе библиотек». В помощь работникам ОУ, библиотекарям школ разработано «Положение о школьной медиатеке», выпущено методическое пособие Е.П. Ястребцевой «Медиатека! Как создать в школе медиатеку». Как показывает практика, представленная на страницах педагогических, библиотечных изданий, наиболее эффективным является создание медиатек, медиацентров именно на базе библиотек ОУ. Самая распространенная форма модели школьной библиотеки – библиотека - информационный центр. Составными частями такой библиотеки - медиатеки являются:
Таким образом библиотека превращается в информационный центр, где пользователи могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD-дискам, прослушивать и просматривать видео- и аудиозаписи для подбора материалов к докладам, сочинениям, рефератам, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Одновременно школьник учится работать с «ключами» медиатеки: электронными каталогами, банками данных и другими программными средствами, справочными и энциклопедическими изданиями. Сотрудничая с учителями, библиотечный специалист содействует им в развитии учебных программ, разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, по формированию информационной культуры. Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «культуру чтения», и это не случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями. Информационная культура личности – это одна из составляющей общей культуры человека. Её важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий), является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе. И вот тут свою миссию, свою роль должна выполнить школьная библиотека. Иными словами, речь идёт об особой роли школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения. Действительно, где, как не в школьной библиотеке, юные граждане могут получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную связь учёбы, образования с многообразными современными источниками информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной библиотеке им предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки: «Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется истина о том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации? Конечно, школьные библиотеки сталкиваются с серьёзными проблемами, решение которых сегодня – это перспективное видение будущего развития образования в целом. Для получения реальных качественных изменений в развитии школьных библиотек необходимо пополнять ресурсную базу, потому что без богатых информационных ресурсов, как и без новых информационных технологий, школьная библиотека будет ассоциироваться со скучным, убогим, архаичным и малоинтересным для учащихся местом. На современных юных потребителей информации вовсе не действуют лозунги и призывы, им подавай Интернет и персональный компьютер. Наша школа всегда находила и внедряла передовое в педагогической практике, а школьная библиотека всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Сначала планировали о создании школьного информационного пространства и роли библиотеки в этом пространстве. Пришлось приложить немало совместных усилий, чтобы расширить помещение обычной школьной библиотеки и организовать место для двух компьютеров. Постепенно собирается и систематизируется видео-, аудио-фонд. |
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Цнинская средняя общеобразовательная школа №1 Тамбовская область, Тамбовский район,... | ![]() | Пользователями школьной библиотеки могут быть учащиеся 1-9 классов, педагоги, сотрудники школы, родители. Им предоставляется право... |
![]() | Программа инновационного развития научной библиотеки кгпу им. В. П. Астафьева до 2020 года | ![]() | Создание условий для разностороннего развития личности школьника, устремлённого на успех в различных аспектах школьной жизни, формирования... |
![]() | Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека | ![]() | Содержание Программы развития школы является ориентировочным пространством, задающим стратегию инновационного развития образовательного... |
![]() | Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | ![]() | Формирование системы непрерывного образования и воспитания подрастающего поколения |
![]() | Данное положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле» и определяет... | ![]() | Роль библиотеки в приобщении воспитанников к чтению. Совместная работа библиотекаря с учителями гум цикла |