Информационно коммуникативные технологии на уроках музыки




Скачать 156.06 Kb.
НазваниеИнформационно коммуникативные технологии на уроках музыки
Дата публикации18.03.2013
Размер156.06 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Информатика > Урок
Информационно - коммуникативные технологии на уроках

музыки.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых образовательных технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания. Развитие образовательных технологий связанно и с новым, более качественным уровнем деятельности педагогов.
Они немыслимы без широкого применения новых информационных компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Актуальным для преподавания музыки в нашей школе становится широкое использование мультимедийных средств обучения. Это компьютер, укомплектованный приводом DVD/CD-ROM; устройства ввода видеоизображений в компьютер; устройства аудио - и видеовоспроизведения и отображения информации.
Основные средства информационных технологий направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе:
1. Обучающие компьютерные программы.
Огромную помощь в работе оказывают обучающие компьютерные программы по музыке: «Музыкальная шкатулка», «Энциклопедия классической музыки». Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют развитию всесторонне развитой и конкурентно-способной личности, эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
2. Мультимедийные презентации.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе.
Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт следующего:
- восприятие учащегося активизируется за счёт использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
- запас изобразительного и видеоматериала не ограничен. Существенно большой объём материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и


воспроизведён в формате, видимом всеми учащимися;
- во время выступления не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске и таким образом не теряется контакт с аудиторией.
Презентации применяются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения содержания урока. С помощью анимации активизируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале.
3. Медиатека.
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, - всё это является неотъемлемой частью каждого урока.
^ 4. Интернет ресурсы.
Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.
На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.
Но при этом необходимо помнить, что использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся.

Я, как учитель музыки, использую информационно - коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня,как учителя - это работа, а для моих учеников — это обучение, которое, я надеюсь, становятся радостнее и увлекательнее.






^

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки


Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий может и должен сохранять и укреплять здоровье учащихся.

Главной задачей уроков музыки стало: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье.

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке.

Начинать урок в начальной школе всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. Во время пения обязательно обращаю внимание на правильную посадку, объясняю детям для чего нужно сидеть прямо во время пения.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.
Кроме того провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением. Это могут быть песни-игры, музыка с движениями, пластическим интонированием.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Музыкотерапия становится признанной наукой. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.

^ Игровые технологии на уроках музыки.

Игровая деятельность на уроках музыки рассматривается мною, как средство активизации творческого проявления учащихся, так как именно игровые технологии в большей мере обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.

Внедрение игровых технологий в учебный процесс позволяет:

· активизировать процесс обучения,

· реализовать идеи творческого обучения,

· повысить темп урока,

· ввести эмоциональную приподнятость деятельности на уроке (поощрение соперничества, состязаний, конкуренции).

В рамках работы над этой темой мною поставлены следующие цели и задачи:

Цель применения игровой технологии: активизация познавательной и творческой активности учащихся и повышение мотивации обучения.

Задачи:

· повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе игровых форм и приёмов;

· организация самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса.

· повышение эффективности урока через использование игровой технологии.

В данной разработке игровые технологии рассматриваются как вид педагогических технологий. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

1. Игровые

2. Догматические, репродуктивные

3. Объяснительно-иллюстративные

4. Развивающее обучение

5. Проблемные, поисковые

6. Программированное обучение

7. Диалогические

8. Творческие

9. Саморазвивающее обучение

10. Информационные (компьютерные)

В структуру игровой технологии как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.

Драматизация - это разыгрывание сюжета песни.

Такой вид игровой деятельности школьников на уроках музыки как вокальные импровизации проявляются уже в приветствии учителя и учеников.

Например, учитель поёт «Здравствуйте» по звукам тонического трезвучия вверх, а ученики поют «Здравствуйте» по тем же звукам вниз. Затем учитель - «Здравствуйте, ребята» по звукам от тоники до доминанты, а ученики – «Здравствуйте, учитель», наоборот, от доминанты к тонике. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников в целом и на интонации приветствия в отдельности. Вокальная импровизация часто связана с пластическим интонированием.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающая её образ. А также пластическое интонирование – это один из видов игровой деятельности учеников на уроках музыки.

В заключении хотелось бы сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

^ Технологии проблемного обучения на уроках музыки .Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.
В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.

Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются:
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла.
Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. И моя задача, как учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.




^ Технология продуктивно-творческой деятельности.

В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.

Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка в музыку, как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? - побудили меня к эффективному использованию педагогической технологии, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.


В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии?
Алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: ^ Чувства – Мысли - Действия.
При таком подходе педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.

Цель музыкально-эстетического образования в контексте данной технологии - формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность.

В технологии продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе. Так, как я работаю учителем музыки в начальной школе, меня больше всего интересует первый этап.

1 этап (1-4классы). Личностная позиция учащихся « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;

- принцип культуросообразности;

- принцип природосообразности (от игры к творчеству);

- принцип единства воспитания и образования,

- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;

- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.

Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка
В связи с этим столь актуально введение икт на уроках английского языка,что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся,...

Методическая разработка «Критерии оценок на уроках музыки» Педагогические...
Этот урок- неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные...

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» из опыта...
Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое эстетическое воспитание, в числе других...

Реферат "Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"...
Попова Наталия Николаевна, мобу "сош с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57" города Оренбурга

Проект студента группы с-104 кафедры «Информационно-коммуникационные технологии»
На дипломный проект студента группы с-104 кафедры «Информационно-коммуникационные технологии» Столярова Дмитрия Олеговича по теме:...

Проект студента группы с-104 кафедры «Информационно-коммуникационные технологии»
На дипломный проект студента группы с-104 кафедры «Информационно-коммуникационные технологии» Кузьменко Александра Владимировича...

Игровые технологии на уроках русского языка
Материалы, представленные в работе, будут полезны педагогам, использующим на своих уроках элементы игровых технологий. Учитель всегда...

Тема: «Использование новых образовательных технологий на уроках искусства,...
Цель: Непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей, их эрудицию и компетентность в области технологии,...

Рабочая программа По мхк
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница