Урок по теме: «Типы химических реакций»




Скачать 60.96 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Типы химических реакций»
Дата публикации31.03.2013
Размер60.96 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Химия > Урок
Урок по теме: « Типы химических реакций».

Цели урока: 1) Сформировать представление о химическом уравнении.

2) Дать понятие о реакциях разложения, соединения, замещения.

3) Начать формировать умение составлять уравнения химических реакций, наблюдать и объяснять химические явления, анализировать результаты наблюдаемых опытов, формулировать определения.

4) Воспитать наблюдательность, трудолюбие, уверенность в своих силах, дисциплинированность.
Оборудование: Штатив с пробирками, держатель, спички, р-р cульфата меди(II), медная проволока, железный гвоздь, химические стаканы, свежеполученный студёнистый осадок гидроксида меди(II), компьютер.

^ Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: Рассказ. Демонстрация.

Методы и приемы: Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

^ Ход урока.


  1. Актуализация прежних знаний и умений. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит самостоятельную работу (1-2 мин.) по теме «Химические уравнения».

1. Учащиеся выполняют тест по теме: « Химические уравнения».

1.Химическим уравнением называют:

а) уравнение, состоящее из химических формул;

б) условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков;

в) запись химической реакции, показывающая количество исходных веществ и продуктов реакции

2.Коэффициент перед продуктом реакции в уравнении H2+Cl2=HCl равен:

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

3.О законе сохранения массы веществ можно сказать:

а) масса веществ сохраняется, так как атомы не разрушаются;

б) из графита массой 3г можно получить 3г алмазов;

в) масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ;

г) масса веществ остается постоянной.
2.После завершения работы учащиеся проверяют друг у друга ответы по слайду и оценивают друг друга.

Ответы: 1-б; 2-б; 3-в.

Учитель:

- Вы все очень хорошо справились с заданиями и оценили друг друга.
^ Изучение нового материала. Тема:

«Классификация химических реакций».

Учитель сообщает тему урока, учащиеся оформляют соответствующие записи в тетради.

Учитель:

- В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить

представление о них нам помогает классификация реакций. С одной из классификаций – по признаку поглощения или выделения теплоты- вы уже познакомились. Рассмотрим

ещё одну классификацию реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Познакомимся с реакциями разложения. Обратимся к истории химии.

В 1774г. английский химик Дж. Пристли взял простую лупу и направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути(II) и получил кислород:

( ^ Демонстрация слайда с уравнениями химических реакций).
2HgO=2Hg+O2.

В настоящее время ,согласно требованиям техники безопасности ,опыты с ртутью и ее соединениями из-за их токсичности запрещены. Поэтому рассмотрим другую аналогичную реакцию: разложение воды электрическим током в электролизере:

2H2O=2H2+O2.

Учитель:

- Как вы думаете, что объединяет эти реакции?

Ученик:

-Их объединяет то, что в реакцию вступает одно вещество, а получаются два вещества.

Учитель:

- Верно!

- Рассмотрим еще одну разновидность реакций разложения. Подогреем в пробирке на пламени спиртовки свежеполученный голубой студенистый осадок гидроксида меди(II).

Опыт: Далее учитель проводит демонстрационный эксперимент- берет пробирку со свежеполученным гидроксидом меди(II). Содержимое пробирки чернеет из-за получающегося в результате реакции разложения оксида меди(II). Учащиеся наблюдают за признаками химической реакции.

Учитель:

-Каковы признаки этой реакции?

Ученики:

- Признаками этой реакции является изменение цвета гидроксида меди(II).

Учитель:

- Обратите внимание на следующий признак этой реакции разложения- в нее вступает одно сложное вещество, а образуются два новых сложных вещества.

Теперь попробуйте составить уравнение этой реакции.

Учащиеся записывают уравнения реакций разложения в тетрадях.

Cu(OH)2=CuO+H2O.

Учитель:

-Подведем итоги - сформулируем определение понятия «реакция разложения».

Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ.

(Демонстрация слайда с определением реакции разложения. Учащиеся делают записи в своих тетрадях) .

Учитель:

-Как вы думаете, имеют ли эти реакции для нас и для окружающей среды значение? Вспомните курс биологии, экологии и попробуйте ответить.
Ученик:

- Да. Если бы не разлагались опавшие листья, вся земля покрылась бы мусором. Это было бы неприятно. Разлагаясь листья превращаются в питательные вещества, которые сами же растения и будут использовать.
Учитель:

-Понятие «реакции соединения» является антонимом понятия «реакции разложения». Попробуйте, используя прием противопоставления, дать определение понятия «реакции соединения».

Ученик:

- Реакции соединения – это такие реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.

Учитель:

-Верно!

Учитель демонстрирует на слайде определение реакций соединения и примеры уравнений реакций соединения.

2H2+O2=2H2O;

SO3+H2O=H2SO4.

Опыт :Теперь попробуем сами провести реакцию соединения. Для этого возьмем медную проволоку и положим в сухую пробирку. Пробирку закрепляем в держателе и нагреваем. Учащиеся наблюдают за признаками этой реакции и отмечают изменение цвета медной проволоки.

Учитель:

-Каковы признаки этой реакции?

^ Ученик:

- Изменение цвета медной проволоки. В реакцию вступают два вещества, а образуется только одно вещество.

Учитель:

- Теперь напишем уравнение этой реакции.

2Cu+O2=2CuO.

^ Ученики делают записи в тетрадях.

Учитель:

- Каково значение этих реакций?

Ученик:

-Их нужно знать, так как в результате этих реакций образуются новые вещества.

Учитель:

-Верно! Теперь познакомимся с третьим типом реакций – реакциями замещения. (^ Учащиеся оформляют соответствующие записи в тетрадях). Хочу вам показать на слайде несколько уравнений химических реакций. Первое уравнение это уравнение реакции взаимодействия соляной кислоты с цинком.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Эту реакцию проводил замечательный английский химик лорд Генри Кавендиш. В результате он заметил выделение газа. Этим газом был водород.

Fe2O3+3H2=2Fe+3H2O
Опыт: Теперь обратимся к эксперименту: поместим в пробирку с раствором сульфата меди (II) большой железный гвоздь.

(Учитель демонстрирует эксперимент).

- Что произошло с гвоздем?

^ Ученик:

- Та часть гвоздя, которая находится в растворе, покрылась красным налетом .

Учитель:

-Что образует этот налет?

Ученик:

-Налет образует выделившийся медь.

Учитель:

-О чем свидетельствует изменение цвета гвоздя?

^ Ученик:

- О том, что произошла химическая реакция.

Учитель:

-Хорошо. Теперь все вместе напишем уравнение этой реакции.

Один ученик работает на доске, все остальные на месте.

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Учитель:

-Вы все хорошо справились с заданием. Скажите, какой признак объединяет эти реакции?

Ученик:

-То, что в реакцию вступают одно простое и одно сложное вещество, а в результате реакции образуются одно простое и одно сложное вещество.

^ Учитель разъясняет механизм данных реакций, используя уравнения химических реакций.

Учитель:

- В данной реакции атом двухвалентной меди в сложном веществе (сульфате меди(II) ) заместился на атом железа. В результате реакции образовались новое сложное вещество и новое простое вещество. Итак, какие реакции называются реакциями замещения?

Ученики пробуют ответить на этот вопрос. Учитель демонстрирует слайд и дает определение реакции замещения.

Учитель:

- Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы Учитель простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.

^ Учитель формулирует правило вытеснения: каждый металл вытесняет из солей металлы, которые стоят правее в ряду активности металлов.

Учитель:

-Имеют ли значение для нас реакции замещения? Вспомните курс географии и попробуйте ответить.

^ Ученик:

-Имеют. Железные руды содержат железо и чтобы выделить из них железо III. Закрепление изученного материала.

Учитель демонстрирует слайд на компьютере с несколькими уравнениями химических реакций.

, используются реакции замещения.

4NO2+2H2O+O2=4HNO3;

Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag;

CaCO3=CaO+CO2.

На доске начерчена незаполненная схема по классификации химических реакций.

Учитель:

  • Для закрепления изученного материала я вам предлагаю несколько уравнений химических реакций. Вы должны определить типы этих реакций и заполнить предложенную схему(Ученики выполняют задание)

    IV Домашнее задание.

    Изучить тему: «Классификация химических реакций».

    Выполнить упражнение 2 (стр.145).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классификация химических реакций (уровень а)
Взаимодействие растворов сульфата калия и нитрата свинца(II) относится к реакциям

Урок по теме: «Строение атома»
Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов

Тема урока «Обобщение знаний по предельным углеводородам» Цели урока : Обучающая
Обучающая Обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных углеворородах, отработать навыки составления формул и умения...

Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе»
Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме...

Контрольная работа по теме атомы химических элементов
Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме хлора соответствует ряду чисел

Урок с использованием икт по неорганической химии по теме «Серная кислота»
Тип урока: урок комбинированный (повторение + изложение познавательных сведений + закрепление)

Урок по теме: «Типы химических реакций» iconУрок: естествознание и история по теме «Чудо планета Земля»
Интегрированный урок по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»

Урок-обобщение по русскому языку по теме не с разными частями речи
Неслучайно я начала урок с этого шутливого стихотворения, ведь главной нашей героиней будет не

Урок урок обобщения и систематизации начальных знаний,умений и навыков...
Учитель математики моу «Красногородская средняя общеобразовательная школа» Самрова Галина Владимировна

Урок по теме: “ слово веселит, огорчает, утешает
Дети! У нас сегодня необычный урок! У нас гости, родители! И тема урока необычная!

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница