План-конспект урока кислородные соединения углерода (Тема урока)




Скачать 171.69 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока кислородные соединения углерода (Тема урока)
Дата публикации25.03.2013
Размер171.69 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Химия > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



Кислородные соединения углерода

(Тема урока)

  1. ФИО


Мешалкина Надежда Васильевна

  1. Место работы

МКОУ СОШ №2, г-к Кисловодска, Ставропольского края

  1. Должность

Учитель

  1. Предмет

химия

  1. Класс

9

  1. Тема и номер урока в разделе

Тема «Кислородные соединения углерода» урок №30 в оглавлении учебника «Химия», 9 класс, Габриелян О.С.


  1. Базовый учебник

Учебник: Габриелян О.С «Химия», 9 класс, издательство "Дрофа", 2005 год. 




  • Цель урока: расширить знания учащихся об окружающем их мире, изучить роль и значение кислородных соединений углерода в природе и жизни людей, закрепить навыки в решении расчётных и экспериментальных задач, развитие познавательной деятельности учащихся и интерес к химической науке.

9. Задачи:

- обучающие:

  • закрепить и расширить знания об аллотропных видоизменений углерода;

  • изучить физические и химические свойства, получение и применение кислородных соединений углерода;

  • показать роль и значение кислородных соединений углерода в природе и жизни людей,

-развивающие

развивать навыки учащихся в решении расчётных и экспериментальных задач и умения видеть и выделять главное, обобщать имеющиеся знания.

  • -воспитательные

  • расширение общего кругозора учащихся, углубление их знаний о веществах;

формирование у учащихся положительной мотивации учения.





  1. Тип урока: комбинированный; урок новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

  3. Необходимое техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран, колонки, выход в Интернет. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы по химии для общеобразовательных школ «Углерод и его соединения», коллекция минералов, противогаз, пробирки, штатив, реактивы: растворы: НСl, Na2CO3, Na2SO4.
Таблица 1.
^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА




Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1.

Организационный момент

^ Цель этапа: психологический настрой на урок.




Концентрация внимания учащихся посредством беседы, проверка подготовка учеников к уроку (учебник, рабочая тетрадь)

Приветствуют учителя


1мин.

2

Проверка домашнего задания

Цель этапа:

дать характеристику хим. элементу №6 по ПСХЭ
и охарактеризовать

аллотропные модификации углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены




ttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fb1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/


1.Организует выполнение интерактивного задания

2. Проводит фронтальную беседу по вопросам:

А) сравнить строение алмаза и графита и их физические свойства: твёрдость, оптические свойства, электропроводность

Б) охарактеризовать получение, физические свойства и применение аморфного углерода: кокса, древесного и активированного угля и сажи.

Индивидуальная работа у интерактивной доски

Отвечают на вопросы. Если возникли затруднения с ответами, обращаются к тексту параграфа 30 стр.164-171


2мин

3мин



3


Ориентационно-мотивационный этап

^ Цель этапа:

Обозначить тему урока, цель занятия.

Мотивировать ребят на поиск ответов на вопросы.





И так, продолжим урок!

При сжигании углеродсодержащих соединений образуются два оксида: в недостатке кислорода образуется оксид углерода (II), в избытке кислорода - оксид углерода (IV).

CO – сильный яд! CO2 - используется в пищевой промышленности

В природе CO2 образуется в процессе фотосинтеза. Как можно получить CO2

в лаборатории? Какие соли угольной кислоты содержатся в земной коре?

  • Нам предстоит на уроке ответить на эти вопросы и другие вопросы, чтобы изучить роль и значение кислородных соединений углерода в природе и жизни людей, изучить круговорот углерода в природе.




    • Учащиеся составляют уравнения реакций

2 мин

4

Изучение нового материала.

Постановка цели урока:

1. изучить физические и химические свойства, получение и применение кислородных соединений углерода:

  1. оксид углерода (II) ,

  2. оксид углерода (IV),

  3. угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты



  • 2. показать роль и значение кислородных соединений углерода в природе и жизни людей, изучить круговорот углерода в природе.




http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fbb-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fbc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/


1.Учитель характеризует способы получения и свойства оксида углерода (II). Это - газ без цвета и запаха, при вдыхании которого человек «угорает», испытывает кислородное голодание – головную боль, тошноту и теряет сознание. Этот газ называется угарный газ. Он мало растворим в воде. В количествах опасных для жизни он содержится в выхлопных газах автомобилей. Противоядием при отравлении угарным газом служит вдыхание свежего воздуха или чистого кислорода.
^
Угарный газ так же образуется при взаимодействии СО2 с раскалённым углём:
CO2 + С 2CO 

В газогенераторах через раскалённый уголь пропускают водяной пар, образуется смесь угарного газа и водорода:

C + Н2O →CO + Н2

Превращение твёрдого топлива в газообразное называется газификацией топлива.

СО - горючий газ, горит голубым пламенем:

2CO + О2 → 2CO2 +577 кдж

Оксид углерода (II) может восстановить большинство металлов из их оксидов, например:

CO + СuО → Сu + CO2

  1. Учитель знакомит учащихся с физическими и химические свойствами, получением CO2.

Оксид углерода (IV) – газ, без цвета, запаха и вкуса, не ядовит, тяжелее воздуха.

Углекислый газ сжижается уже при комнатной температуре под давлением 6 Мпа. В жидком состоянии хранится и транспортируется в стальных баллонах. Если открыть вентиль такого баллона, то жидкий CO2 испаряется, происходит его сильное охлаждение и часть газа превращается в снегообразную массу – «сухой лёд», который прессуют и используют для хранения продуктов. Преимущество «сухого льда» перед обыкновенным заключается в том, что он поддерживает в окружающем пространстве значительно более низкую температуру и испаряется, не переходя в жидкое состояние.

Углекислый газ не поддерживает горения и дыхания. В воздухе содержится примерно 0,03% углекислого газа, это составляет 1,56. 1012т, в океане растворено CO2 в сотни раз больше.

В промышленности CO2 получают термическим разложением известняка

CaCO3 → CaO + CO2 (900 – 1200оС)

Лабораторный способ получения CO2:
^

CaCО3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 ↑+ H2O


CaCО3 + 2Н+ + 2Cl - Ca2+ + 2Cl- + CO2 ↑+ H2O

CaCО3 + 2Н+ Ca2+ + CO2 ↑+ H2O


Углекислый газ – кислотный оксид, он взаимодействует с основными оксидами и основаниями с образованием кислых и средних солей, с некоторыми солями:
CaО+ CO2 → CaCO3
Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O (качественная реакция на CO2)
^

Ca(OH)2 + 2CO2 → Ca(HCO3)2




СаСО3 + СО2 + Н2О → Са(НСО3)2

Магний способен гореть в атмосфере CO2, восстанавливая при этом углерод.

2Mg + CO2 → 2MgO + C (5000C)

Пероксид натрия поглощает углекислый газ:

2Na2O2 + 2CO2 → 2Na2CO3+O2


Это реакцию используют в подводных лодках и в космических кораблях для регенерации воздуха.

Огромная масса углекислого газа превращается в органические вещества и кислород в результате фотосинтеза:

6CO2 + 6H2O C6H12O6 + 6O2



3. Рассказ учителя об угольной кислоте – кислородная, двухосновная, слабая, непрочная, а потому летучая кислота. Кислота существует только в растворе, при нагревании или стоянии разлагается. Когда пьют любой газированный напиток, то пьют в какой-то мере раствор угольной кислоты, которая благополучно разлагается в желудке. Угольная кислота какого-либо промышленного значения не имеет. Но в природе она является мощной силой, преобразующей облик нашей планеты. При обычных условиях в 1 объёме воды растворяется 1 объём CO. Этот раствор по отношению к некоторым минералам и металлам довольно агрессивен. Подземные воды, содержащие оксид углерода СО2, хорошо растворяют известковые породы, состоящие из карбонатов кальция и магния. При этом образуются кислые соли:

СаСО3 + СО2 + Н2О → Са(НСО3)2

Длительное воздействие воды, содержащей оксид углерода (IV), на известковые породы приводит к образованию пещер. Часто с их потолка свисают большие «сосульки» -сталактиты, состоящие из карбонатов кальция и магния. Навстречу сталактитам с пола пещеры постепенно вырастают сталагмиты. Через некоторое время сталактиты и сталагмиты соединяются, и в пещере вырастает лес колонн. Образование таких пещер происходит, конечно, очень медленно, в течение тысячелетий. Сталактиты и сталагмиты появляются за счёт того, что просачивающаяся вода с потолка пещеры, насыщенная кислыми карбонатами кальция и магния Са(НСО3)2 и Mg(НСО3)2, стекает по каплям и испаряется. При этом происходит частичное разложение гидрокарбонатов:
^

Са(НСО3)2 →СаСО3 + СО2 + Н2О


Как двухосновная кислота, угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты, кислые – гидрокарбонаты:

  1. СаСО3 –мел, мрамор, известняк, кальцит, исланский шпат,

  2. Мg СО3 –магнезит,

  3. Fe СO3 -железный шпат,

  4. 2СO3 –кальцинированная (безводная сода) сода,

  5. К2СО3 -поташ, горшечная зола (в золе растений),

  6. СаСО3 . МgСО3 –доломит,

  7. 2СO3 .10Н2О – кристаллическая сода (озеро Магади в восточной Африке),

  8. СuСО3 . Сu(ОН)2 - малахит,

  9. 2Pb СО3 . Pb (ОН)2 –свинцовые белила,
  • ^

    Са(НСО3) гидрокарбонат кальция,


  • Na HCO3 - питьевая сода, натрон,

  • 4 НСО3- пекарский порошок.

Мел, известняк, песок, глина, мрамор, кварцит - это горные породы (осадочные и метаморфические), из которых состоит земная кора.

Наибольшее практическое значение имеют следующие соли:

  • кристаллическая сода - в производстве стекла, мыла, бумаги.

  • питьевая сода – для заправки огнетушителей, в кондитерском деле, хлебопечении, для производства искусственных минеральных вод, в медицине.

  • поташ - в виде минерального удобрения, в производстве жидкого мыла, тугоплавкого стекла.

  • известняк – сырьё для получения извести, наполнитель в производстве бумаги, строительный материал.

С ХI века на Руси началось каменное строительство. Возникновение и развитие русского каменного дела связано с известняком, который строители и архитекторы часто называли белым камнем. Чистые известняки – белого или светлого цвета, но встречаются известняки темно-серого или черного цвета, такую окраску им придают примеси органических веществ. Известняк, как строительный материал использовался для строительства храмов. Белокаменные сооружения – гордость древнерусской архитектуры.
4. Рассказ учителя о круговороте углерода в природе.

В природе происходит непрерывный процесс разрушения одних углеродосодержащих веществ и образование других. Органические вещества разрушаются при сгорании топлива, при дыхании и гниении. Из них образуются более простые вещества, в том числе оксид углерода (IV). Оксид углерода (IV) выделяется также в процессах разложения некоторых неорганических веществ, например при обжиге известняка. Однако его количество в атмосфере увеличивается медленно. Это объясняется тем, что оксид углерода(IV) участвует в фотосинтезе и атомы углерода снова переходят в состав органических веществ растений. Многие из них употребляются в пищу животными и человеком. Так происходит непрерывный круговорот углерода в природе.




Ученики записывают в тетради уравнения реакций, отражающие способы получения и химические свойства СО

Совместно с учителем делают выводы о применении СО в металлургии для получения металлов из руд.
ученик на доске) решает задачу: во сколько раз углекислый газ тяжелее воздуха

Ученики записывают в тетради уравнения реакций, отражающие способы получения и химические свойства СО2

Данную реакцию ученики в тетради составляют методом электронного баланса, указывают окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления

Совместно с учителем делают выводы о применении СО2

Ученики записывают в тетради формулы и названия солей

Ученики записывают тему сообщения: «Парниковый эффект в атмосфере Земли и его возможные последствия»


5мин

11 мин

5мин

2мин.

5

Закрепление изученного материала

Цель этапа: закрепление полученных на уроке знаний по теме: «Кислородные соединения углерода»



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fba-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/


  • Учитель формулирует выводы по теме урока.

  • На уроке мы, познакомились со свойствами кислородных соединений углерода, обсудили их роль и значение в природе и жизни людей. Вы убедились в правильности слов академика Ферсмана: «Все, что нас окружает, - это мир химических соединений»

И наконец необходимо сказать, что углерод - важнейший элемент в природе. Его соединения составляют основу живой природы.




Совместно с учителем выполняют интерактивные задания




4 мин.

6

Итог урока.

Цель этапа: проверка степени усвоения пройденного на уроке материала





1. Учитель организует:

выполнение практических заданий,

подведение итога урока,

выставление оценок за работу на уроке,

Экспериментальная задача:

В двух пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, карбонат калия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

2. учитель определяет перечень теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома:

параграф 30, упр.№ 6 , расчётная задача:

При действии избытка соляной кислоты на кусочек известняка массой 400г выделилось 67,2 л оксида углерода (IV) (н.у). Определите массовую долю (в %) примесей в данном образце известняка. (Ответ: 25%)



Учащиеся записывают в тетради уравнение качественной реакции на карбонаты в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.


Запись в дневниках учащимися задания на дом.



5 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

Кислородные соединения углерода

(Тема урока)

Таблица 2.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



^ Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

^ Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 


Интерактив. Характеристика углерода по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева


контрольный модуль

Дидактический материал Интерактивные задания

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fb1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

2

Видео. Получение углекислого газа в лаборатории

информационный модуль

видеофрагменты

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fbb-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

3

Иллюстрация. Применение углекислого газа


информационный модуль

иллюстрация,

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fbc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

4

Интерактив. Кислородные соединения углерода


контрольный модуль

Интерактивные задания

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fba-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

Вывод:
использование материалов ЭОР в современной школе — это объективная реальностьность. Использование иллюстраций и видеофрагментов позволяет сделать урок более нашыщенным и интересным. Выполнение тестов в режиме онлайн проконтролировать степениь усвоения пройденного на уроке материала

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

План-конспект урока изо в 6 классе. Тема урока: «Образ человека главная тема в искусстве.»
Для учителя: мультимедийное оборудование, презентация по теме, образцы детских работ

План-конспект урока умножение одночлена на многочлен (Тема урока)
Цель урока: Выработать умение преобразовывать произведение одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида

План-конспект урока тема урока Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цель урока: обобщить и привести в систему знания обучающихся о сложноподчиненных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить...

План-конспект урока тема урока: Правописание строчной и заглавной буквы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №2

План-конспект урока №6 по гимнастике
Тема урока: "Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста, обучение акробатическим элементам"

План-конспект урока ( Тема урока)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа...

План-конспект урока тема урока «Крестьянская реформа 1861 г.»
Оборудование: компьютер и проектор; cd «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»

План-конспект урока «Деепричатие как часть речи» (Тема урока)
Необходимое техническое оборудование-компьютерная поддержка, мультимедийная система, экран

План-конспект урока текст. Конструир (Тема урока)ование предложений и текста
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница