Репортажи из индии, мексики, нигерии, перу, польши, чехословакии, японии «Большое внимание будет уделено охране и рациональному использованию лесных, водных и других природных богатств, их восстановлению и умножению». Из Программы кпсс




НазваниеРепортажи из индии, мексики, нигерии, перу, польши, чехословакии, японии «Большое внимание будет уделено охране и рациональному использованию лесных, водных и других природных богатств, их восстановлению и умножению». Из Программы кпсс
страница1/11
Дата публикации20.03.2013
Размер1.43 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ВОКРУГ СВЕТА12 декабрь 1963 г. Журнал основан в 1861 году ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ ЦК ВЛКСМ Когда этот номер журнала был уже сверстан, поступило сообщение О НОВОЙ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ПОБЕДЕ СОВЕТСКОЙ НАУКИ. ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ В КОСМОСЕ
(см. стр. 28, 29). В HОMEPE: МОЛОДЫМ РЕВНИТЕЛЯМ ПРИРОДЫ
СТАТЬИ. ФОТООЧЕРКИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ КОМСОМОЛЬСКАЯ ХИМИЯ
ФОТООЧЕРК В. СМЕТАНИНА ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ СОЛНЕЧНЫХ СЕКУНД
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ОЧЕРК НЕОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ И ПУТЕШЕСТВИЯ ФЕДОРА КАРЖАВИНА
^ НАШИ ПУБЛИКАЦИИ ПАГАН — СОКРОВИЩНИЦА БИРМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НАШИ ЭКСКУРСИИ РЕПОРТАЖИ ИЗ ИНДИИ, МЕКСИКИ, НИГЕРИИ, ПЕРУ, ПОЛЬШИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЯПОНИИ «Большое внимание будет уделено охране и рациональному использованию лесных, водных и других природных богатств, их восстановлению и умножению».
Из Программы КПСС
^ ЛЕСУ ШУМЕТЬ ВЕЧНО Тяжелая грузовая машина, ныряя на ухабах лесной дороги, все глубже и глубже забирается в лес. Мелькают красноватые стволы сосен, вспыхивают и мгновенно пропадают белые пятна берез. А вот и рябинки, точно стайка девчат в красных сережках, выбежали навстречу. Издали, перекрывая рокот автомобиля, доносится гул мощных машин. Справа виднеются квадраты молодых посадок, а с другой стороны — густой сосновый лес. Натужно урча, оттуда выползает огромный трактор. Будто рассерженный зверь, встретив препятствие, он встал на дыбы и, с ходу перевалив через завал молодых сосенок, двигается дальше. За трактором на специальном бронированном щите тянется большая пачка деревьев. Мощная машина тянет их легко, словно играючи. Пройдя наискосок лесосеку, мы попадаем на делянку, где лес срублен в прошлом году. Сейчас тут уже зеленеют молодые всходы. Между ними, точно мохнатые зеленые детеныши, молоденькие елочки. Это подрост, оставшийся после прошлогодней рубки. Снова вспоминается махина трелевочного трактора. Как же удалось сохранить подрост, сберечь его от тяжелых гусениц? Трудно перечесть все, что дает лес человеку: разнообразные строительные материалы, рубашки из вискозного шелка, скипидар, канифоль, спирт, из которого делают каучук, кормовые дрожжи для сельского хозяйства. Почти ни одна отрасль промышленности, и в первую очередь химия, не может обойтись без древесины. С каждым годом ее требуется все больше и больше. Чтобы обеспечить заготовку леса, созданы мощные механизмы: электрические и бензиномоторные пилы, огромные, похожие на танки трелевочные тракторы, сильные лесовозные машины, лебедки, даже специальные суда для транспортировки плотов. Сотни тысяч людей овладели этой могучей техникой, созданы крупные леспромхозы — предприятия, специализированные на заготовке древесины. Ежегодно в нашей стране заготовляется более 400 миллионов кубометров древесины. А это значит, что оголяется около двух миллионов гектаров площадей, покрытых лесом. Как же сделать, чтобы на этих местах не оставались пустоши? Ведь лес дает нам воздух, целебный воздух, насыщенный кислородом, смягчает климат, предотвращает засухи... Конечно, одновременно производится посадка леса на огромных площадях. Но нельзя ли заготовлять древесину так, чтобы самый этот процесс причинял меньший урон лесу? ...Несколько лет назад весной одной из бригад Поназыревского леспромхоза Костромской области вручали вымпел за отличную работу. Сотни кубометров леса были заготовлены сверх плана. Делянка была вырублена задолго до срока. ^ ФОТО. АЛТАЙСКАЯ ТАЙГА. Фото Н. НЕМНОНОВА После торжественного собрания бригадир Геннадий Денисов шел домой. Он свернул с наезженной дороги и, чтобы сократить путь, пошел напрямик, лесом. Тропка привела его на старую лесосеку. Вырубка была пустынна. Повсюду глубокие следы тракторных гусениц. Пни, развороченная земля, ни одного живого деревца. Только маленькая, у самого корня сломленная сосенка грустно шелестит поникшими мохнатыми ветвями. А ведь ей бы расти да расти. Геннадий долго стоял, смотрел на могучий лес, который отвели ему под вырубку. Завтра бригада перекочует туда, на новую лесосеку. Неужели и там через несколько месяцев останется такое же мертвое место?.. Денисов начал поиски метода, который лег впоследствии в основу новой технологии лесозаготовок. Снова и снова решал Геннадий одну и ту же задачу. Там, где проходит трактор, подрост не сохранишь — это ясно. А трактор ходит по лесосеке, как говорится, вдоль и поперек. Вальщик бензиномоторной пилой валит деревья, чокеровщик зацепляет их толстыми стальными тросами, прикрепленными к лебедке трактора. Тракторист включает лебедку и собирает пачку поваленных в хаотическом беспорядке деревьев-хлыстов. И пока огромные стволы вековых елей и сосен подтаскиваются к трактору, пока собирается и формируется воз, сваленные деревья приминают подрост, калечат его насмерть. Денисов понял, что надо изменить и метод валки, и чокеровки, и схему движения трактора по лесосеке. Он чувствовал, что нащупал верный путь. Не хватало только точных расчетов. И Геннадий решил обратиться за помощью к инженерам. В Костроме, в лесном тресте, схема, предложенная Денисовым, была одобрена, уточнена. Наконец наступил день, когда бригада начала работать по новой технологии. Суть ее совсем не сложна. Денисов предложил валить лес не на землю, а на подложенное, или, как говорят лесорубы, на склизовое, дерево. Изменилась и планировка самой лесосеки. Ее разделили на пасеки, а между ними проложили трелевочные волоки — дороги для трактора. Теперь движение мощной машины упорядочилось. Трактор уже не гулял так и сяк по всей лесосеке, а шел строго по волоку, не захватывая других участков. Вот Денисов выбрал толстую ель, стоящую у края волока. Загудела бензиномоторная пила, вгрызаясь в древесину. Через минуту дерево дрогнуло, качнуло вершиной, словно прощаясь с лесом, и, тяжко ухнув, легло точно, как рассчитал Денисов, наискосок от волока, под углом. Следующие деревья Геннадий стал валить так, чтобы вершины сходились в одной куче, а комли раскидывались веером, но непременно на склизовое дерево. Подошел трелевочный трактор, Денисов вытер взмокший лоб и начал вместе с трактористом чокеровать поваленные деревья. — Включай лебедку! Раздался треск сучьев, и сваленные хлысты легко пошли по склизовому дереву. Когда воз был собран, все бросились к месту, где только что лежали поваленные деревья. Тут весело шумели на весеннем ветру молодые крохотные елочки и сосенки. Они остались между подкладочным деревом и повалом. Они выжили, уцелели!.. Важность почина Геннадия Денисова и его товарищей оценили быстро. Весть о его методе дошла до Москвы, им заинтересовались известные ученые, лесоводы. Вскоре Денисова вызвали в Москву, в Кремль. На сессии Верховного Совета Российской Федерации, которая принимала закон об охране природы, лесоруб сказал свое слово в защиту леса. Он говорил взволнованно, убежденно: — Спокон века считалось, что лесоруб — враг, губитель леса. Теперь этому пришел конец. Лесоруб будет не только рубить, но и беречь, выращивать леса, восстанавливать их. Не мертвое, развороченное тракторами поле оставим мы после себя, а молодую поросль, молодой лес. Главное для этого — сохранись на лесосеках подрост. Тогда снова зашумят на вырубках молодые леса. Впереди еще много дел, — продолжал Денисов. — Немало встретится трудностей. Но мы выдюжим. Выдюжим и сохраним лес, чтобы вечно ему шуметь на русской земле. Зал взорвался грохотом аплодисментов, а Денисов, донельзя смущенный, шел на свое место. Геннадий не ошибся, говоря о предстоящих трудностях. Они начались сразу, как только бригада перешла на новый участок. Лес там оказался низкорослый. Деревья, падая, не доставали до волока вершинами, захлестывали подрост. Снова поиски выхода. Впереди идущий должен сам прокладывать путь для других. И выход нашелся. Денисов решил сократить ширину пасек. На прежней лесосеке их делали шириной в пятьдесят метров. Геннадий сократил это расстояние до тридцати метров да еще разбил его на две полупасеки. Между ними проложил волок. И теперь деревья опять, как и следовало, ложились вершинами на волок, а подкладочное дерево сберегало подрост. После первого дня работы на тридцатиметровой пасеке Денисов обратился к друзьям: — Ну вот, теперь мы сможем сказать твердо — есть новая технология. У добрых дел хорошие, сильные крылья. Молодости свойственно увлекаться. Метод Денисова быстро подхватила молодежь сначала в леспромхозе, а потом в области. Через месяц в костромских лесах по новой технологии уже работало более двухсот бригад. А еще через месяц их количество удвоилось. До конца года костромичи сохранили молодую поросль более чем на двух с половиной тысячах гектаров. А новый способ лесозаготовок уже вовсю шагал по стране. Откликались на призыв Денисова лесозаготовители Карелии и Урала, в марийских лесах и на Украине, в лесах Вологды и Архангельска начинали работать по методу Денисова тысячи новых бригад. В конце прошлого года Денисов и его товарищи рапортовали Никите Сергеевичу Хрущеву о своих успехах. Глава Советского правительства в своем ответе лесорубам писал о том, что трудовой успех, патриотический почин костромской бригады — не только рубить, но и своими силами выращивать лес — «являются примером коммунистического отношения к труду, ярким проявлением заботы советских людей о приумножении богатств нашей Родины». Новую технологию лесозаготовок применяют на очень многих предприятиях. Уже на многих вырубках лес получает второе рождение, вторую жизнь. Слышал ли ты, мой друг, как лес поет свою неумолчную песню? Помню, когда был я еще мальчишкой, лес казался мне огромным и добрым зеленым великаном. Каждый день открывал он мне свои тайны. Это было прекрасно и удивительно. То прямо на глазах после теплого дождичка гриб поднимал шляпкой жухлый прошлогодний лист. То мельчайшие капли росы, запутавшиеся в паутине, вспыхивали на солнце тысячами огней. И вместе со мной смотрели на это веселое чудо вековые сосны да белые мерцающие березки. Ветер шевелил тугими ветвями, и казалось, лес нашептывает чудесные задумчивые песни... Радостно знать, что детвора будет слушать песню леса и через двадцать, сто, двести лет. Добрый зеленый друг имеет надежных защитников, бережливых хозяев. ^ АНАТОЛИЙ ЧЛЕНОВ ВОЗВРАЩЕННЫЕ ПРИРОДЕ Фотоочерк А. МИХАЙЛОВА Это фотоочерк о двух заповедниках нашей страны — Воронежском и Хоперском. В первом разводят бобров, во втором — зубров. Они были почти полностью уничтожены на обширных территориях. Сейчас идет большая работа по восстановлению этих ценных представителей фауны страны. До середины прошлого века бобры водились во многих водоемах России. Но пошла мода на бобровые шапки, на бобровые воротники — и началась бесконтрольная охота. Зверьки были почти истреблены. На притоках реки Воронеж каким-то чудом уцелели две-три бобровые семьи. В 1927 году здесь был создан Воронежский государственный заповедник. Сейчас в заповеднике более четырехсот бобров. Они хорошо обжились в небольших речушках Усманка и Ивница и ведут деятельный образ жизни: постоянно строят и перестраивают свои жилища. Бобры — зверьки скрытные. Входы в свои жилища они прячут под воду и для этого перегораживают обмелевшие притоки плотинами. Строительный материал — деревья и ветки, а «цементом» служит речной ил. Но увидеть бобров за работой нелегко: они очень пугливы и трудятся только в «ночную смену». Для изучения их биологии, причин и характера их болезней создана бобровая ферма. Это первый опыт по содержанию вольнолюбивых зверьков в вольерах с проточной водой. Осуществили его научные сотрудники заповедника И. Жарко, Л. Лавров и В. Ромашов. Их питомцы не только нормально развиваются, но из года в год дают прирост потомства. Население вольеров кормится по особому рациону. В меню входят свекла, овес, отруби, дрожжи и, конечно, излюбленные блюда из осины, ивы и свежей травы. Подопытных бобров регулярно взвешивают. Малышам, которые плохо растут, прописывают усиленное питание. Осень для некоторых бобров заповедника — пора путешествий. Выловленных зверьков развозят по стране и выпускают в мелкие речушки, где некогда обитали их сородичи. Бобровое племя растет и умножается. Сейчас из заповедников расселено уже более 50 тысяч бобров. * * * ...Человек подносит ко рту ладони, издает зычный звук: «А...ыыы...у!» На опушку дубравы выходят зубры. Неторопливо, с достоинством направляются к кормушкам. Этих своеобразно красивых, гордых животных извели еще раньше, чем бобров. Молва гласит, что последний зубр в бассейне Хопра был убит в 1709 году! Научные сотрудники Центрального зубрового питомника решили разводить диких лесных быков в исконных местах их обитания. Для этого эксперимента в 1955 году в Хоперский заповедник было привезено одиннадцать зубров. Зимой дикие быки могут свободно бродить где хотят. Летом, чтобы они не топтали луга, их держат в огороженном парке. Подкармливают свеклой, травой и свежим сеном. А лакомство для них — кукуруза. С помощью кукурузной приманки зубровод К. Бессарабов приучил животных выходить из чащи на зов «А... ыы... у!». Сейчас в заповеднике уже более двадцати зубров. ^ ЧАСОВЫЕ ЖИЗНИ ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ ВЛАДИМИР БУЛДАКОВСКИЙ Рисунок Г. ХРАПАКА Я расскажу о событии, которое произошло осенью 1941 года. Написал я о нем двадцать два года назад. В рассказе о подвиге трех летчиков бомбардировочной авиации все достоверно. Опубликовать очерк в то время я не смог: Родина призвала на фронт. Рукопись затерялась, и лишь теперь мне удалось ее найти. Ночь, безмолвная, настороженная, накрыла море, упрятала во мгле горизонт. Бомбардировщик шел на большой высоте. В кабине командира, лейтенанта Яра, то и дело вспыхивала лампочка переговорного аппарата — штурман уточнял курс. Бомбардировщик шел по прямой. Лейтенант вел его вслепую, ориентируясь только по приборам, целиком доверившись им. В небе — ни звездочки. Где-то в нескольких километрах внизу лежало невидимое море, за горизонтом должны были быть берега, такие же темные, притаившиеся, настороженные... Минут через двадцать штурман доложил, что впереди по курсу объект. Ни огонька, ни звука. Значит, бомбардировщик еще не обнаружен. Прошло несколько томительных секунд. Самолет был над целью. Лейтенант выключил моторы. Бомбардировщик ринулся вниз. Самолет качнулся, освободившись от бомб. Вспыхнуло багрово-красное пламя и огненной лавой растеклось в сплошной пожар. Запылали бензохранилища, нефтеперегонный завод. Спохватившись, забухали зенитки, вспыхнули лучи прожекторов. Их серебряные лезвия тревожно заметались по небу, отыскивая самолет. Бомбардировщик выходил на второй заход. Клинки прожекторов уже успели скреститься на нем: он был хорошо виден с земли. Взахлеб лаяли вражеские зенитки. Змеиные клубки трассирующих, зажигательных и бронебойных пуль пытались ужалить самолет. Прожекторы ослепляли пилота. Освещенная голубым, мертвым светом кабина казалась какой-то чужой, непривычной. Стекла приборов сверкали огромными бриллиантами. От боли слезились глаза. Свет в кабине был до того ярким, что пожар внизу казался мутно-красным, неясным пятном. Опыт подсказывал: надо вырвать самолет из смертельных объятий прожекторов, нырнуть в спасительную мглу. Решение командира было дерзким — снова ринуться вниз и сбросить еще одну порцию бомб. Самолет войдет в отсветы пожара, и тогда зенитки замолчат. Лейтенант резко толкнул от себя ручку, отдал рули глубины, и бомбардировщик в стремительном пике ринулся на освещенную пожаром цель. Свинцовая тяжесть придавила летчика к спинке сиденья, зашумело в ушах, по вискам будто забили молоты, но крепко сощуренные и все еще слезящиеся глаза не отрывались от летящего навстречу охваченного огнем фашистского объекта. Лучи прожекторов падали за самолетом, не выпуская его из яркого кулака. — Даю! — уловил откуда-то издалека пилот глухой и неясный возглас штурмана. — Давай! — ответил он и не услышал своего голоса. А может быть, и не ответил, а только подумал так. Штурман нажал кнопки бомбосбрасывателя. Бомбы ринулись вниз, они неслись чуть впереди пикирующего самолета, потом обогнали его и скрылись из виду. Облегченная машина качнулась, подпрыгнула вверх и опять стремительно полетела вниз, вслед за бомбами. Свет прожекторов поблек в ярком зареве. Бомбардировщик вошел в сферу огня. Пора выходить из пике. Иначе можно подорваться на взрывах собственных бомб. Оглушительно взревев моторами, самолет начал выход из пике. Машину сильно бросило, и Яр понял: зацепила взрывная волна. Зенитки умолкли. Но ослепительно яркие клинки шарили по небу, надрезали облака, перекрещивались и снова расползались. И вдруг, словно хлопушки, вокруг самолета повисли гроздья разрывов. «Засекли, проклятые!» — подумал лейтенант и начал уводить машину от снарядов, бросал ее из стороны в сторону, стараясь скорее добраться до спасительной кромки облаков. Это не был обычный зенитный обстрел. Это был ливень из огня и металла. Немцы, боясь снова упустить самолет, били торопливо, лихорадочно. Снаряд разорвался у самого хвоста. По фюзеляжу и плоскостям горохом рассыпались осколки. «Рули?» — обожгла летчика догадка. Шуранул ручкой — самолет заболтался как пьяный. Отлегло: «Действуют!» Немедленно в облака, и как можно скорее! До кромки уже недалеко! — «Мессеры»! — доложил штурман. Облака нахлынули сразу, окутали машину густым туманом. Снаряды провожали самолет, но теперь немцы били вслепую. Потом зенитки смолкли. Значит, «мессер-шмитты» тоже вошли в облака... Яр не видел штурмана, сидевшего в передней кабине. Вся остекленная, она не была защищена от пуль и осколков. Штурман не подавал признаков жизни. С тревогой командир спросил: — Ну как, цел? — Какое цел! Одни головешки дымят... — От тебя?! — весело усмехнулся командир. — Почему от меня? — обиделся Левитсон. — От вражеского объекта. Яр улыбнулся. — Кузенцов, ну как, не задело? — спросил он стрелка-радиста. — В точку вдарили — одни обломки остались. Радист тоже невредим. Если не считать нескольких пробоин в самолете, задание выполнено блестяще. Главное уже сделано. Истребители вряд ли... — «Мессеры» слева, — доложил радист. — Сколько? — Два. Они шли левее, встречным курсом, на разных высотах. Яр ожидал лобовой атаки, но «мессеры» начали выписывать дугу. Пилот разгадал нехитрый маневр врага: сделав полукруг, ударить сзади. «На простачков рассчитывают», — подумал пилот и сильно накренил машину. Истребители пролетели по прямой. Лейтенант осмотрелся: вражеские машины скрылись из глаз. Вероятно, они потеряли след бомбардировщика и теперь снова рыщут в облаках. Не успел передохнуть, как они появились вновь. Стало ясно: уклониться от боя невозможно, истребители вынырнули из облаков так близко, что никаким маневром их уже не собьешь со следа. У врага более выгодное положение, он может обстрелять хвостовое оперение. Но раз боя не избежать, вероятно, лучше нападать, чем обороняться. Пилот развернул машину, истребители оказались сбоку, и радист, поймав ближнего в прицел, нажал сразу все гашетки. Четыре струи огненного свинца ударили в лоб истребителю. Он вспыхнул, кувыркнулся, полетел вниз и скрылся в волнах моря. Это была быстрая и легкая победа. Но второй истребитель, свечкой взлетел вверх, развернулся и, открыв бешеный огонь, помчался в атаку. Пули хлестнули по приборам. Брызнули осколки стекол. Очередь врага была точной: повреждены приборы, выведен из строи правый элерон, разбита правая плоскость, и конец ее висит только на нижней обшивка. Скрипнув зубами от злости, Яр шуранул рули. Самолет еще слушался их, но так и норовил повернуть влево. Трудно было удержать машину на курсе. Летчик второго истребителя был опытный. Одну за другой он выделывал фигуры высшего пилотажа, умело выходил из-под обстрела, удачно выбирал позицию, от обороны молниеносно переходил в нападение. После каждой его атаки бомбардировщик все больше и больше терял маневренность. Конец его плоскости отдалился, кабины были изрешечены, радиостанция разбита... От новой очереди врага что-то треснуло в моторе, он зафыркал, два-три перебоя, и мотор заглох. — Левый мотор заклинило! — доложил по телефону штурман. — Знаю, — ответил Яр. — На одном полетим... А «мессер» уже заходит в хвост израненного бомбардировщика. Это самое опасное положение: назад из пулемета стрелять было нельзя — мешали свои же рули. Искалеченный бомбардировщик потерял маневренность и быстро снижался. Истребитель подошел почти к самым рулям. Вражеский летчик был уверен, что бомбардировщик не уйдет и не сможет защищаться. Фашист не открывал огня, наслаждаясь своей победой, желая продлить агонию гибнущего самолета. Он шел у самых его рулей, на расстоянии трех-четырех метров. Стрелок-радист вблизи отлично видел лицо немецкого летчика с закрученными фельдфебельскими усами. Фашист скалил зубы от злорадства. Он издевался. Встретившись глазами с Кузенцовым, поднял над штурвалом руку и большим пальцем показал вниз, на море, дескать, «Рус, сейчас будешь тонуть». — Командир, — кричал радист, — этот гад пальцем вниз показывает, а сам смеется!.. — И услышал твердый голос лейтенанта: — Сбей этого аса! — Через рули? — спросил Кузенцов. — Ведь это самоубийство! — Знаю, — ответил Яр. — Я приказываю, сбей этого аса! Приказ командира — закон. Стрелок понимал, что добивает свой бомбардировщик. Но тогда и фашисту дорога на дно. Он отвернул пулемет назад, поймал истребитель в круг прицела. Фашисту надоела игра, а может быть, он уже заметил пулеметные стволы. Он открыл огонь. Пули вонзались в погибающий самолет, прошивая его от хвоста до моторов... — Бью! — крикнул Кузенцов командиру и нажал на гашетки. Собственные пули, пробивая хвост, стабилизатор и рули, вонзались в нос «мессершмитта». Истребитель качнулся, вспыхнул факелом и камнем рухнул в море. Несколько секунд фашист держался на воде. Потом — взрыв, и самолет скрылся в волнах. — Приготовиться к прыжку, подготовить лодку! — скомандовал Яр. До воды оставалось пятнадцать метров, десять... пять... Выключен мотор. Через секунду самолет упал в море. Сквозь щели и пробоины в бомбардировщик хлынула вода. Летчики выпрыгнули и поплыли. Они спешили уйти как можно дальше, пока самолет не погрузился, иначе их втянет в воронку... В намокших меховых комбинезонах держаться на воде тяжело. Изнемогая, Яр плыл на голоса товарищей. — Весла унесло, — доложил штурман. Лейтенант приказал надуть резиновую шлюпку. Громадная волна накрыла летчиков с головой и унесла в море насос и надувной шланг. Крепко вцепившись в шлюпку, они стащили с себя мокрые комбинезоны и принялись надувать лодку. Огненные круги мельтешили перед глазами. После выдоха отяжелевшее тело погружалось в воду. Работали попеременно. Надували шлюпку долго, упорно, до изнеможения. Казалось, что эта работа никогда не кончится, что вся земля покрыта водой и нигде нет ни берега, ни людей, только они, три обессилевших человека, затеряны в пустом холодном море. Наконец шлюпка закачалась на волнах. Летчики влезли в нее, но отдыхать было некогда. На небе высыпали крупные звезды. Стало холоднее. Мокрая одежда липла к телу. — Интересно знать, где мы находимся? — спросил Кузенцов. — По-моему, в море, — ответил лейтенант. — Спасибо за справку, — поблагодарил радист, пытаясь улыбнуться. Штурман сидел на носу шлюпки и вглядывался в звезды. — Думает ли о чем-нибудь штурман? — спросил командир. — Думаю, — ответил Левитсон. В разговор вмешался радист: — Куда штурман думает плыть? Левитсон ответил: — Плыть надо домой. Потом он поговорил о неудобствах морских путешествий без путеводителя и компаса. Помолчали... Наконец штурман определил по звездам направление и скомандовал: — Весла на воду! Три летчика «легли на обратный курс». Гребли руками, погружая их по локоть в соленые волны. ...Светало Одна за другой в небе гасли звезды. Восток разгорался яркими красками. Багровое солнце выглянуло из-за горизонта, бросив на воду горсть ослепительных бликов. На минуту летчики перестали грести, приветствуя восход. Лица гребцов были серы, глаза глубоко запали... Мучительно хотелось пить, есть и особенно спать. Они молча гребли руками, разъеденными морской солью до язв, гребли, превозмогая боль и усталость. Миновала еще одна ночь, и снова взошло солнце. Теплое, ласковое.. Но от его тепла только усиливалась жажда, больше клонило ко сну, слезились глаза от блеска волн. ...В полдень на небе показалась какая-то точка. Она быстро росла, превращаясь в самолет. Свой или чужой? На всякий случай Яр приказал экипажу сползти за борт и погрузиться по горло в воду. Самолет шел стороной, и ветерок донес до летчиков прерывистый звук мотора. Самолет быстро приближался. Сделав разворот, он на бреющем направился к шлюпке. Летчики погрузились с головой в воду, и «юнкерс», набирая высоту, начал удаляться. Фашист больше не возвращался. Помогая друг другу, летчики снова вскарабкались в шлюпку, упали в изнеможении на дно и долго лежали в полузабытьи. Руки их, обсохнув, покрылись белым налетом соли, кровоточили, все тело горело, и больше не хотелось ни грести, ни плыть. Мучительно хотелось пить. Собрав остаток воли, превозмогая боль, они поднялись и вновь погрузили изъеденные солью руки в морские волны. Длинный, сверкающий солнцем день сменила третья ночь... Наступил четвертый день, не принесший никаких надежд. Они всё гребли и гребли. И снова наступила ночь. * * * Утром вдоль берега шел самолет-разведчик. Морской летчик вел машину на высоте трехсот метров, прощупывая взглядом прибойную кромку воды, пустынные пляжи, извилистые линии траншей и окопов, замаскированные танки, бронемашины, орудия, зенитки. Моряки со сторожевого катера помахали ему бескозырками, и он в ответ покачал им крыльями с красными звездами. Недалеко от берега на волнах что-то прыгало. Летчик хотел было снизиться и пройти над странным предметом, похожим то ли на перевернутую шлюпку, то ли на брошенный понтон, но не захотел терять время. Вероятно, этот предмет засекли с берега. Пролетая над базой торпедных катеров, летчик заметил движение: один катер вроде собирался выйти в море. Не такой уж народ моряки, чтобы позволить болтаться у самого берега какому-то неизвестному предмету. Но пока они соберутся... Подозрение, любопытство заставили повернуть назад. В бинокль летчик рассмотрел одинокую шлюпку, безжизненно болтавшуюся на волнах. Разведчик на всякий случай опустился над водой до десяти метров и увидел на дне шлюпки троих распростертых людей. Они не двигались и, конечно, были уже мертвыми. Летчик круто развернулся и пошел на посадку. На малых оборотах подрулил к резиновой посудине. Люди лежали ничком, одежда изодрана в клочья. Нетвердым голосом летчик громко спросил: — Живы? В шлюпке никто не пошевелился. Летчик спрыгнул в нее, приподнял голову одного из погибших, всмотревшись в бескровное лицо, узнал лейтенанта Яра. Вдруг веки лейтенанта вздрогнули. Пилот торопливо повернул вверх лицом Кузенцова и Левитсона. Они тоже были без сознания, но оба живы! Быстро достав из самолета ром, летчик влил каждому в рот по нескольку капель. На бледных лицах зажегся еле заметный румянец, у всех троих появилось слабое дыхание. Яр даже попробовал встать, но не смог и только улыбнулся. С гидросамолета полетела радиограмма на аэродром, и вскоре примчался катер. Моряки бережно перенесли на борт спасенных. А гидросамолет взревел мотором, поднимая каскады брызг, разбежался по воде и, набирая высоту, пошел над морем, на выполнение своего задания. ВОЛЖСКАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Фотоочерк В. СМЕТАНИНА ФОТО. Монтажники работают на пятидесятиметровой высоте.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Болгарии/бразилии, индии, камбоджи, кении, кубы, мексики, с островов...
Документальная повесть о молодых кубинцах, получивших специальность в Советском Союзе молодежь соединяет моря

Репортажи из Австралии, Англии, Болгарии, Дании, Италии, Мальгашской...
Журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм на страницах номера: подвиг десантника

Репортажи из Англии, Индонезии, Испании, Кубы, Нидерландов, Перу, сша, Чили, Эквадора, Японии. Я
Вокруг света 1965 январь №1 Журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм на страницах...

О проведении областного конкурса «Чистый лес»
В соответствии с планом мероприятий областного межведомственного экологического марафона «Тамбовский край – мой чистый дом», в целях...

Управление образования и науки тамбовской области управление лесами тамбовской области
«Тамбовский край – мой чистый дом» в целях вовлечения образовательных учреждений области в общественно-значимую деятельность, направленную...

Романтики с берегов чукотки • плодородная пустыня • легенда о подводном...
Дни войны и в дни мира- рассказы о смелых сердцах • романтики с берегов чукотки • плодородная пустыня • легенда о подводном городе...

• пробит голубой дороги • кнут хаугланд и битва за тяжелую воду •...
Еской ночи • комсомольцы побеждают тайгу • пробит голубой дороги • кнут хаугланд и битва за тяжелую воду • репортажи из индии, болгарии,...

К постановлению главы Меленковского района
Количество жилых домов, необходимых для обеспечения жильём граждан, утративших жильё в результате природных (массовых торфяных, лесных...

К постановлению главы Меленковского района
Количество жилых домов, необходимых для обеспечения жильем граждан,утративших жилье в результате природных ( массовых торфяных, лесных...

Каспия. О загадках Луны и земных материков. Покорители полюсов. Советские...
Марсе — это тоже будет. Для них и прокладывает путь «Марс-1». О таинственной красной планете, о ее загадках мы расскажем в одном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница