Власть способность и возможность одних оказывать определяющее влияние на действия и поведение других




Скачать 257.21 Kb.
НазваниеВласть способность и возможность одних оказывать определяющее влияние на действия и поведение других
страница1/3
Дата публикации28.03.2013
Размер257.21 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > География > Документы
  1   2   3
Власть и режим.

Власть — способность и возможность одних оказывать определяющее влияние на действия и поведение других.

Выделяют виды власти: аристократия (власть знати), плутократия (власть богатых), бюрократия (власть чиновников), демократия (власть народа), теократия (власть церкви), партократия (власть партий и партийных группировок), райтократия (власть СМИ), технократия (власть технических специалистов), автократия (власть отдельной личности), мафия (власть организованных преступных группировок).

Выделяют признаки власти:

  1. верховенство (политическая власть является главной среди других видов власти)

  2. всеобщность (власть осуществляется от имени всего социума небольшой группой людей, решение которой обязательны к исполнению)

  3. легальность применения силы

  4. моноцентризм (существование единого центра принятия решений)

Власть включает в себя: субъект, объект и ресурсы власти.

Субъекты — те, кто правит. Это могут быть отдельные люди, организации, институты.

Объекты власти — управляемые.

Для реализации властных отношений власть использует ресурсы — совокупность средств, позволяющих влиять на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Виды ресурсов:

  1. экономико-материальные ресурсы

  2. социальные ресурсы

  3. культурно-информационные ресурсы

  4. принцип принудительный

С понятием власти связаны такие понятия, как легальность и легитимность.

Легальность — законность политической власти, означает что власть установлена законным путем и действует по закону. Для граждан легальность заключается в исполнении законов.

Легитимность — означает поддержку власти основной массой населения.

Существует несколько видов легитимности власти:

  1. традиционная (основана на привычке повиноваться)

  2. легальная (основана на добровольном признании установленных властью норм)

  3. харизматическая (основана на вере в уникальные качества лидера)

С понятием легитимности связано понятие делегитимации — утрата легитимности. Причины:

  1. противоречие между общественными ценностями и интересами элиты

  2. утрата национальной безопасности

  3. рост бюрократии и коррупции

  4. национальный и этнический сепаратизм

  5. потеря элитой веры в правомерность своей власти

Политический режим — совокупность способов и методов реализации политической власти.

Признаки режима:

  1. степень участия народа в формировании политической власти

  2. соотношение прав человека с правами государства

  3. гарантированность прав и свобод

  4. степень реализации власти непосредственно народом

  5. положение и роль СМИ

  6. мера политического плюрализма

  7. доминирование определенных методов убеждения

  8. существование реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц

  9. политическое и правовое положение силовых структур

В зависимости от преобладания названых признаков, выделяют демократические и не демократические режимы. К не демократическим относятся тоталитаризм и авторитаризм (исследователи: Бзежинсикий, Хайск и Фидрих). Выделены следующие признаки тоталитарных режимов:

  1. существование в обществе одной официальной идеологии,обосновывающей право режима на существование, идеологическая обработка идет всю жизнь

  2. наличие неограниченной власти одной партии, которая сливается с госаппаратом и контролирует все сферы жизни

  3. реальная власть принадлежит вождю и его окружению, граждане отчуждаются от власти, формируется культ вождя

  4. контроль государства над экономикой при отсутствии рыночных отношений

  5. милитаризация общества поиск внешних и внутренних врагов

  6. подчинение личности государству

Тоталитаризм делится на коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарные режимы характеризуют:

  1. монополия власти (оппозиция запрещена, носителем власти является либо один человек или группа лиц)

  2. отсутствие революционной идеологии

  3. опора на силу при отсутствии массовых репрессий

  4. отсутствие тотального контроля за населением, контролируется только национальная безопасность и безопасность режима

  5. элита назначается сверху

Демократический режим характеризует:

  1. источником власти является народ, который избирает представителей и влияет на политические решения

  2. власть легитимна и легальна

  3. широко реализуются права человека


Государство, как основной политический институт. Понятие, происхождение и функции государства.

Государство выделилось на одном из этапов развития человечества примерно в 3-м тысячелетии до н. э. Существуют различные теории происхождения государства. Одной из первых стала теологическая теория, объяснявшая происхождения государства. Сторонники патриархальной теории

утверждали, что государство возникло из разраставшейся из поколение в поколение семьи, глава которой со временем стал монархом. Теория договора утверждала, что государство возникло в результате договора между подданными и монархом. Сторонники теории завоевания утверждали, что государство возникло в результате завоевания. Сторонники материалистической теории утверждали, что государство возникло в результате появления частной собственности, раскола общества на классы и обострения классовых противоречий.

Термин «государство» обычно используется в 2-х значениях. В широком смысле государство понимается, как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории. Одним из первых, термин «государство» в узком смысле стал использовать Макиавелий, который ввел термин «stato» для обозначения государства, как особой политической организации, обладающей верховной власти на определенной территории.

Государство характеризуют признаки:

  1. государство имеет строго определенную территорию, на которой действует ее власть, постоянное население этой территории обладает устойчивой связью с государством

  2. государство имеет аппарат управления и суверенитет

  3. государство связано с правом (только государство имеет право издавать законы, обязательные для всеобщего исполнения)

  4. государство вводит систему налогообложения

Государство выполняет внутренние и внешние функции.

К внутренним относятся:

  1. экономическая (урегулирование экономических процессов)

  2. правовая (создание законом о защите прав человека, борьба с антиобщественными проявлениями)

  3. социальная (обеспечение справедливости и равенства в обществе)

  4. культурно-воспитательная

К внешним относятся:

  1. обеспечение целостности, безопасности и суверенитета государства

  2. сотрудничество с другими странами


Типы государств.

В политологии выделяют различные типы государств. Наиболее устойчивыми критериями типологизации государств являются формы правления и формы государственного устройства. Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, ее структуру, правовой статус, степень участия населения в управлении государством. Различают 2 основные формы правления: монархия и республика.

Монархия — форма правления, где власть осуществляется единолично и передается по наследству. В зависимости от объема власти у монарха различают абсолютную и конструкционную монархию. При абсолютной монархии власть правителя ничем не ограничена. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, она делится на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая монархия возникает, когда феодалы уже не могут править, а буржуазия слишком слаба, чтобы взять власть. Подобную форму монархии характеризует наличие двухпалатного парламента, где верхняя палата назначается правителем, а нижняя избирается, правительство подчинено монарху, который обладает правом вето. Для парламентской монархии характерно ограничение власти правителя. Правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах. Лидер этой партии является главой государства, правительство отвечает не перед монархом, а перед парламентом.

Наиболее распространенной формой правления является республика, форма правления правления при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами. Современные республики делятся на парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется параметром из числа депутатов партии, победившей на выборах. Правительство несет ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и выполняет номинальные функции в то время, как номинальная власть принадлежит главе правительства. В президентской республике глава государства избирается не парламентом, а народом, формирует правительство, имеет право вето, может объявлять войну и заключать мир, вводить чрезвычайное положение.

Смешанная республика сочетает черты президентской республики (глава государства избирается народом и формирует правительство) и парламентской республики (правительство отвечает и перед парламентом).

По формам государственного устройства страны делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное — такое государство, административно-территориальная единица которого не имеет статуса государственных образований и не обладают суверенными правами. В этом государстве существуют единые органы исполнительной и судебной власти, одна конституция, единая система законов, гражданство, единая финансовая политика. Унитарные государства могут быть однонациональными и многонациональными.

Федерация — объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно союзное государство. Соответственно территория федерации состоит из территорий, входящих в нее государств и государственных образований. В федерации существуют общие федеральные органы государственной власти. Парламент состоит из двух палат, в одной из них представлены субъекты федерации. Субъекты федерации могут иметь свою символику, парламенты, конституции и законы.

Одной из форм федерации является конфедерация — объединение государств, созданное для достижения определенной цели. Конфедерация не обладает единой территорией, ее члены сохраняют суверенитет и остаются субъектами мирового права. В конфедерации нет общих законов, системы налогообложения, органов власти. Конфедерации, как правило, недолговечны. Государство классифицируется по степени устойчивости власти (стабильные и нестабильные), по выполняемым функциям (военные или полицейские, правовое (цель — защита прав членов общества), социальное (направлено на защиту социальных ценностей)).
^ Мировая политика и международные отношения. Становление и распад Вестфальской Системы.

В 1648 г. был подписан Вестфальский Мирный Договор, что положило начало формированию современной системы международных отношений. С этого времени каждое государство получало всю полноту власти в пределах своей территории, а другие государства это право уважали. Ключевым понятием международных отношений стало такое понятие, как «баланс сил», т.е. отсутствие доминирующего государства. В начале XIX в. баланс сил был нарушен и восстановлен на Венском Конгрессе. Стабильность в Европе сохранялась до конца XIX в. В начале XX в. число мировых лидеров входят США, Германия, Япония. После Первой Мировой Войны создается Версальско-Вашингтонская Система. Основным итогом этих конференций стало создание Системы Коллективной Безопасности. После Второй Мировой Войны создается Ялтинско-Потсдамская Система. С этого времени развитие мира идет крайне противоречиво, большое значение имело создание ООН (1945) и подписание Хельсинкского соглашения, по которому страны были обязаны соблюдать права человека, уважать целостность других государств, отказаться от применения силы, или угрозы ей. С другой стороны началась холодная война. В 1979 г. советские войска входят в Афганистан. После распада СССР стало ясно, что Вестфальская Система обречена. Начинаются споры о перспективах мирового развития. В 1989 г. Френсис Фукуяма пишет работу «Конец истории», в которой утверждает, что традиционная история уходит в прошлое. В 1993 г. Хантингтон пишет работы «Столкновение Цивилизаций», в которой утверждает, что конфликты сохранятся. В настоящее время существуют у другие подходы к вопросу о судьбе мира. Фукуяма пишет о вестернизации. Хантингтон пишет о цивилизационном расколе и выделяет западную, латино-американскую, африканскую, исламскую, конфуцианскую, славянско-православную, индийскую и японскую цивилизацию. По мнению Тофлера страны разделятся на индустриальные и постиндустриальные, по мнению Валлерстайна основным критерием будет уровень экономического развития. Спорят и о том, как долго мир будет однополярным. В качестве альтернативы США называют исламский мир, объединенную Европу, страны юго-восточной Азии, Китай, Японию и Россию.
^ Основные подходы к изучению международных отношений.

Исследование международных отношений формально начинается в 1919 году, когда в Уэльском университете была открыта кафедра истории и теории международных отношений. Однако, отношения между государствами привлекали внимание и раньше. Фукидит и Макиавелли основали такое направление, как политический реализм, в основе которого лежит идея о превосходстве сил. Схожие идеи выдвигал Томас Гобс. Их противником был Гроций, утверждавший, что права человека важнее всех устремлений государства. Эта направление получила название идеализм, во многом потому, что основное внимание уделяла не тому какие международные отношения существуют, а тому какими они должны быть. Жан Боден сформулировал понятие «государственный суверенитет». Эдмонд де Витталь сформулировал идею о балансе сил. Во второй половине XIX века возникает новое направление в изучение международных отношений — Марксизм, которое утверждало, что международные отношения возникли только после появления капитализма. В настоящее время существуют следующие теории:

  1. идеализм (Бжезинский, настаивает на необходимости покончить с войнами и все проблемы регулировать правовым путем)

  2. реализм (Шварценбертер, Моргентау, классической работой этого направления является книга Маргентау «политические отношения между нациями, борьба за всласть и мир», в которой утверждается, что любая страна пытается увеличить свою силу и ослабить другие государаства)

  3. неомарксизм (Проявился в двух теориях. Мир-системная теория утверждает, что мир делится не только на государства, но и на более крупные образования — классы. В результате неравномерности экономического развития все государства были разделены на 3 группы: центр, периферия, полупериферия. Страны центра доминируют над остальными и осуществляют свое развитие за их счет, страны периферии и полупериферии пытаются сопротивляться. Другим вариантом неомарксизма является теория зависимости, согласно которой, менее развитое экономически государство находится в зависимости от более развитых, при этом неравномерность экономического развития является результатом не естественного процесса, а неравенства, которое сложилось между государствами. Согласно этой теории, развивающиеся страны как и в колониальную эпоху продолжают эксплуатироваться развитыми государствами, которые вместо политических стали использовать экономические методы)


^ Партии и партийные системы.

Принято считать, что партии возникли на рубеже 17-18 века в Англии. Юм впервые наметил типовую партию, выделив партии приверженцев, интересов и партии принципов. В 18 веке Берк дал первое определение партии. Под партией он понимал группу людей, которые придерживаются общих принципов и объединяются для обеспечения совместными усилиями национальных и собственных интересов.

В современной политологии под партией понимается политическая организация, выражающая интересы какой либо социальной группы, обладающая организационной структурой, тактикой, стратегией и программой и конкурирующая с аналогичными образованиями за власть и влияние в обществе.

Лаполомбара выявил следующие признаки партий:

  1. любая партия — носитель идеологии

  2. партия — достаточно длительное объединение людей

  3. каждая партия стремиться захватить и удержать власть

Хорвит выделил следующие функции партии:

  1. участие в выборах и победа в них для получения контроля над обществом

  2. отражение потребностей общества

  3. выдвижение политических альтернатив

  4. обучение политических лидеров

Существуют различные подходы к типологизации партий. Выделяют партии с сильным и слабым центром. В первом случае депутаты в парламенте голосуют так, как скажет партийный центр, во втором допускается большая доля самостоятельности. По своему статусу партии делятся на легальные и нелегальные. По отношению к власти партии делятся на правящие и оппозиционные. По социальной структуре партии могут быть буржуазными, рабочими, крестьянскими и т.д. По идейно-политическим задачам партии могут быть консервативными, реформаторскими, либеральными, реакционными и радикальными. Консервативные партии выступают за сохранение существующей общественно-политической системы. Реформаторские выступают за ее постепенное преобразование. Либеральные партии своей главной задачей видят обеспечение свободы личности и невмешательство государства в экономическое, социальное и прочие сферы жизни общества. Реакционные партии ориентируются на частичный или полный возврат к существовавшей ранее системе. Радикальные партии полностью отрицают существующий строй и выступают за его замену в том числе и насильственным способом.

Деятельность партий, как правило, следует определенным нормам. У партии должны быть названия и эмблема, не совпадающие с названием и эмблемой других партией и не содержащей государственной или религиозной символики. Не допускается дискриминация при приеме в партию. Устав и программа партии не должны противоречить конституции. Партии не должны призывать к национальному или религиозному экстремизму, иметь вооруженные группировки. Партии обязаны регулярно обнародовать программные и финансовые документы. Существует 3 источника финансирования партий:

  1. собственные средства (формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от зарплаты, дохода от партийных мероприятий)

  2. частные пожертвования

  3. государственные средства:

    1. общие (тратятся на содержание партийного аппарата, проведение съездов, конференций и т.д.)

    2. специальные (тратятся проведение избирательные кампании, проведение работы парламентских фракций)

    3. косвенные (проявляются в предоставлении бесплатного эфира, места в газетах и т.д.)

Выделим 7 типов партийных систем

  1. однопартийная система

  2. система партии лидера (другие парии формально существуют, но влияния не имеют)

  3. система доминирующей парии (существует несколько партий, но у власти долгое время находится одна из них)

  4. двухпартийная система

  5. система умеренного плюрализма (3-5 партий)

  6. система крайнего плюрализма (6-8 партий)

  7. авторизированная система (более 8 партий)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение 3
Универсальные учебные действия -означает умение учиться, т е способность субъекта к саморазвитию и самосовершентвованию путем сознательного...

12 февраля 1535 года в итальянском городе Болонье царило оживление....
Алгоритм это предписание, определяющее содержание и последовательность операций, переводящих исходные данные в искомый результат

Факторы, оказывающие влияние на поведение человека в опасной ситуации
Эффект неожиданности может притупить внимание и восприятие, повлиять на процесс мышления и вызвать растерянность, что приводит к...

1. Управленческий профессионализм и интеллектуальная мощь
Мы должны исключить нарушение закона из числа привычек, которым следуют наши граждане в своей деятельности. Сделать так, чтобы оно...

Решение суда, вынесенное по делу о взыскании средств на содержание...
В этой связи кредитор оказывается в выгодном положении. С одной стороны, когда правовые действия инициирует должник, он подчиняется...

-
Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами 236

-
Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами 236

Краткое содержание проекта Экологический проблемы, их влияние на...
Экологический проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение...

Курсовая работа анализ языковых средств объективизации концепта власть...
Анализ языковых средств объективизации концепта власть в современной английской литературе

Особенности развития познавательной деятельности до школьников
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница