Программа учебного курса лекция I




Скачать 173.88 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса лекция I
Дата публикации17.03.2013
Размер173.88 Kb.
ТипПрограмма
odtdocs.ru > География > Программа
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



к изучению предмета
«Спец. курс по США»
Преподаватель:

Кандидат географических наук

Лачининский С.С.

lachininsky@gmail.com


2007
РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Лекция I.
Введение к курсу
Место изучаемого курса в системе страноведческого цикла «Экономическая, социальная и политическая география зарубежных стран». История развития географической американистики. Крупнейшие центры отечественной американистики в России и бывшем СССР.
Тема 1. Особенности географического положения США. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности экономико-географического, геополитического и геостратегического положения США на политической карте мира. Географическая разорванность территории. Анализ военного присутствия США за рубежом. Характеристика границ Соединенных Штатов. Общий обзор физико-географических условий на территории страны. Особенности отдельных компонентов природной среды. Экологическое положение. Основные экологические проблемы. Экономическая оценка минерально-сырьевой базы. Оценка импортной зависимости от сырья. Ресурсообеспеченность США.
Лекция II.

Тема 2. Формирование американского государства. Государственное устройство.
Колониальное прошлое. Основные этапы формирования территории США. Формирование штатной системы. Особенности развития капитализма в 19-20 вв. Основные черты государственно - монополистического капитализма. Характеристика государственного и политического устройства. Понятие об электоральной географии США. Административно-территориальное деление.
Тема 3. Население США
Численность населения США. Характеристика иммиграционных потоков и иммиграционной ситуации в стране. Особенности демографического районирования. Национально-этническая структура населения. Общие особенности размещения населения. Сдвиги в системе расселения в 20 в. Процесс урбанизации. Субурбанизация. Структура занятости населения. География доходов.

Лекция III.
Тема 4. Особенности американской геоурбанистики
Понятийный аппарат американской геоурбанистики (центральный город, МСА, МикроСА, КМСА, мегалополис, вторичный мегалополис). Понятие об американском городе. Современные тенденции развития городов. Постиндустриальные города. Крупнейшие города США.
Лекция IV.
Тема 5. Общие особенности экономики США.
Место США в мировой экономике. Позиции Соединенных Штатов в мировой иерархии. Постиндустриальная модель в США по теории Д. Белла. Сервисная экономика. Концентрация американской экономики. Характеристика главных региональных финансовых группировок. Территориальная концентрация экономики США. Участие США в интернационализации. НАФТА. Обзор основных ТНК. Региональное планирование и управление. Сетки экономического районирования. Новые формы территориальной организации науки и экономики (деловые парки, научно-индустриальные комплексы, свободные торговые и предпринимательские зоны).

Лекция V.
Тема 6. Характеристика непроизводственной сферы США. Территориальные особенности развития.
Роль непроизводственной сферы в экономике США. Структура занятости. Территориальные особенности развития. Характеристика финансового и банковского сектора. География. Характеристика торговли. География науки.

Информационный сектор в США. Территориальные особенности развития. Сектор телекоммуникаций. Транспортный сектор. Технополисы. Крупнейшие транспортные узлы на территории США. Аэротрополисы. Портовое хозяйство США.

Лекция VI.
Тема 7. Промышленность США.
Общая характеристика промышленности. Отраслевая структура обрабатывающей промышленности. Основные черты промышленности США. Проблемы развития отрасли. Деиндустриализация. Понятие о наукоемкости отраслей промышленности США. Милитаризация. Понятие о прямых военных контактах. Сдвиги в географии промышленности США в 1940-2000 гг. Ведущие индустриальные регионы и центры.
Лекция VII.
Энергетика. Понятие о топливно-энергетическом и электроэнергетическом балансе. Национальные энергетические программы. Новые направления в развитии отрасли.

Угольная промышленность. Сырьевая база. Сдвиги в размещении угледобычи. Структура потребления угля. Экспортная программа. Углепроводы.

Нефтяное хозяйство США. Сырьевая база. Оценки запасов нефти. Альтернативные источники нефти (битуминозные пески, сланцы, угли). Сдвиги в географии нефтедобычи. Освоение ресурсов Аляски и континентального шельфа. Влияние энергетических кризисов. Проблема импорта. Главные нефтяные компании США. Ведущие районы и центры нефтепереработки. Понятие о стратегических резервах нефти США.
Лекция VIII.
Газовая промышленность. Сырьевые ресурсы. География газодобычи. Импорт газа. Становление отрасли по производству сжиженного газа.

Электроэнергетика. Отраслевая структура. Размещение электростанций.

Черная металлургия. Сырьевая база. Сдвиги в географии производства. Реструктуризация отрасли. Влияние энергетического кризиса на состояние отрасли.

Цветная металлургия. Сырьевая база. Типология размещения предприятий. Формирование «кустов» цветной металлургии.
Лекция IX.

Машиностроение. Отраслевая структура. Общие особенности размещения.

Автомобилестроение. Роль в экономике. Главные монополии. География районов и центров. Понятие об «автомобильной аллее Америки». Иностранный сектор в отрасли.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП). Позиции США на мировом рынке АРКП. Особенности и проблемы развития отрасли. Структура. Ведущие районы и центры. Ведущие компании. Понятие о Южно-Калифорнийском комплексе АРКП. Современные программы Правительства США по созданию системы НПРО, космическая программа. «Авиаракетно-космический полумесяц Америки».
Лекция X.
Радиоэлектронная и электротехническая промышленность. Различия в географии отраслей. Силиконовая Долина. Ведущие центры. Характеристика сектора «высоких технологий» в США. Признаки «хайтек». Биотехнологии. Фармацевтическая промышленность.

Химическая промышленность. Сырьевая база. Отраслевая структура. Ускоренный рост нефтехимии и химии органического синтеза. Главные районы и центры.

Атомное хозяйство. Сырьевая база. Отраслевая структура. Национальные ядерные центры и лаборатории.
Лекция XI.
Тема 8. Сельское хозяйство
Общая характеристика сельского хозяйства. Агробизнес в США. Отраслевая структура. Характеристика растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственное районирование. Региональная специализация. Экспортный потенциал сельского хозяйства США.
Тема 9. Экономическое районирование
История экономического районирования США. Комплексная экономико-географическая характеристика макрорегионов – Север, Юг, Запад. Субрегионы США (9).


^ РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ
Курсом предусмотрено – 11 занятий с 24 сентября по 3 декабря. В соответствии с Уставом СПбГУ и приказами ректора в срок с 5 ноября по 15 ноября проходит промежуточная аттестация

В соответствии с Учебным планом по завершении курса предусмотрен экзамен

^ Оценочные баллы

Этапы

Вес каждого этапа




Всего

«посещаемость»

1 лекция – 2 балла

11

22 б.

«номенклатура»

1 название – 1,5 балла

10

15 б

«тест»

1 вопрос – 0,5 балла

10

5 б.

«домашняя работа»

1 задание – 2,3 балла

10

23 б

«экзамен»

Отлично – 35 баллов –

Хорошо – 30 баллов –

Удовлетворительно – 25 баллов –




35 б

30 б

25 б

Всего 6 этапов

ВСЕГО






^ Условия успешной аттестации (5 ноября)
Для того чтобы быть аттестованным необходимо набрать:

  • По этапу «Посещаемость» - 10 баллов (5 лекций из 7);

  • По этапу «Номенклатура» - 13,5 баллов (9 названий из 10);

  • По этапу «Тест» - 4 балла (8 правильных ответов из 10);

  • ^ ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ: 27,5 БАЛЛОВ


Итоговая оценка по курсу складывается из:


Оценка

Этапы

Баллы


ВСЕГО

«Удовлетворительно»

«Посещаемость»

6 из 11 лекций

«Номенклатура»

9 из 10 названий

«Тест»

8 из 10 вопросов

«Экзамен»
«Домашняя работа»

8 заданий из 10

12 баллов
13,5 баллов
4 балла
25 баллов
18,4 балла


72,9 балла

и более

«Хорошо»

«Посещаемость»

8 из 11 лекций

«Номенклатура»

9 из 10 названий

«Тест»

9 из 10 вопросов
«Экзамен»
«Домашняя работа»

9 заданий из 10

16 баллов
13,5 баллов
4,5 балла

30 баллов
20,7 балла


84,7 баллов и более

«Отлично»

«Посещаемость»

8 из 11 лекций

«Номенклатура»

10 из 10 названий

«Тест»

10 из 10 вопросов

«Экзамен»
«Домашняя работа»

10 заданий из 10

16 баллов
15 баллов
5 баллов
35 баллов
23 балла


94 баллов и более



Этап «Номенклатура» проходит с 29 октября по 5 ноября. Не сдавшие номенклатуру к этому сроку, аттестацию не получают! Студенты не сдавшие номенклатуру, или сдавшие ее менее чем на 13,5 баллов к экзамену не допускаются!
Этап «Тест» проходит 29 октября. Студенты, не сдавшие тест, аттестацию не получают! Студенты не сдавшие тест, или сдавшие его менее чем на 4 балла к экзамену не допускаются!
Этап «Домашняя работа» проходит в течение всего семестра и сдается 3 декабря! Студенты, не сдавшие домашнюю работу, или сдавшие ее менее чем на 18,4 балла к экзамену не допускаются! Работа направляется на переделку!
^ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ОБЩЕГО СУММИРОВАНИЯ, С УЧЕТОМ ВСЕХ ЭТАПОВ!

РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
Специальный курс по «Географии США» является комплексным экономико-географическим и страноведческим курсом, который включает значительный массив географических названий по всем 8 темам. В этой связи, по номенклатуре введен промежуточный зачет. Студенты обязаны освоить ее в объеме 175 названий. Данный зачет является допуском в экзамену.

НОМЕНКЛАТУРА

Рельеф

Арканзас

о. Манхэттен

С и Ю Каролины

Ричмонд

Сиэтл

Аппалачи

Ред-Ривер

п-ов Флорида

Калифорния

Норфолк

Портленд

г. Митчелл

Тринити

п-ов Аляска

Вашингтон

Ньюпорт

Ливермор

Аллеганское плато

Колорадо

п-ов Сьюард

Невада

Галвестон

Лас-Вегас

плато Эдуардс

Сан-Хоакин

п-ов Кейп-Код

Вайоминг

Майами

Хэнфорд

Скалистые горы

Сакраменто

о. Оаху

Колорадо

Орландо

Колорадо-Спрингс

Береговые хребты

Рио-Гранде

п-ов Кеннай

Аризона

Наплес

Окленд

Каскадные горы

Юкон

^ Заливы и бухты

Нью-Мексико

Бирмингем

Аппалачский уг. басс.

Сьерра-Невада

Ниагара

Мэн

Аляска

Хьюстон

Мидконтинент

Большой Бассейн

Колумбия

Делавэр

^ Города и агломерации

Бомонт

Галф

плато Колорадо

Потомак

Чесапикский

Нью-Йорк

Батон-Руж

Бирмингем

хребет Брукс

Гудзон

Тампа

Бостон

Новый Орлеан

Прадхо-Бей

г. Мак-Кинли

Миссури

Галвестон

Кембридж

Сан-Антонио

Эндикотт

г. Уитни

Хила

Мобил

Филадельфия

Эль-Пасо

Месаби

влк. Рейнир

Уэлленд канал

Сан-Франциско

Кливленд

Даллас-Форт-Уэрт

Три-Стейтс

пустыня Мохаве

Эри-канал

Пьюджет-Саунд

Питтсбург

Талса

Клаймакс

Приатланти-ческая низм.

Береговой канал

гав. Хэмптон-Роудс

Цинцинатти

Остин-Сан-Маркос

Купарук

Примексикан-

ская низм.

Великое оз.

Штаты

Детройт

Хантсвилл

«Силиконовая долина»

Калифорний-ская долина

Гурон оз.

Массачусетс

Чикаго

Амарилло

«Трасса №128»

Долина Смерти

Мичиган оз.

Нью-Йорк

Кеноша

Лос-Анджелес

Юж-Луизиан-ский порт

Эверглейдс

Эри оз.

Пенсильвания

Акрон

Сан-Франциско

Мыс Канаверал

Гидрография

Онтарио оз.

Иллинойс

Дулут

Денвер

Йеллоустонский нац. парк

Миссисипи

Лесное оз.

Огайо

Миннеаполис-Сен-Пол

Сан-Диего

Новая Англия

Огайо

Острова и

полуострова

Мичиган

Гэри

Пало-Альто

СВЦ

Теннеси

Алеутские о-ва

Канзас

Канзас-Сити

Финикс

СЗЦ

Большое Соленое оз.

Архипелаг Александра

ФО Колумбия

Сент-Луис

Фримонт

Средне-Атлантические Штаты

Окичоби оз.

о. Кадьяк

Виргиния

Буффало

Юма

ЮВЦ

Пролив

Хуан-де-Фука

о. Святого Лаврентия

Джорджия

Атлантик-Сити

Меза

ЮЗЦ

Флоридский пролив

о. Лонг-Айленд

Флорида

Милуоки

Анкоридж

Южно-Атлантические Штаты

Берингов пролив

О-ва Чаннел

Техас

Вашингтон

Валдиз

Горные Штаты

Мид оз.

О-в Эллис

Луизиана

Балтимор

Гонолулу

Тихоокеанские штаты


Пояснения: Показывая месторождение, студент должен называть и вид полезных ископаемых, добываемых там. В группах штатов, необходимо показывать не только границы региона, но и называть состав.
^ РАЗДЕЛ IV. ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Задание 1.

Рассчитать индекс локализации обрабатывающей промышленности (по условно чистой продукции) для своего штата. Сравнить свой штат с соседними штатами. Рассчитать душевое производство по своему штату и по соседним штатам. Дать ранговую таблицу по индексу локализации и душевому производству. Сделать вывод о значении обрабатывающей промышленности в экономике штата по сравнению со страной в целом, и соседями, в частности.
Задание 2.

Рассчитать долю своего штата от общей численности страны. Рассчитать базовый и цепной коэффициент прироста (убыли) населения (с 2000-2005 гг.). Составить возрастную пирамиду населения (с учетом процентной доли населения соответствующей группы) и сравнить ее с общенациональной, сделать вывод о возрастном составе населения штата.
Задание 3.

Составить таблицу людности МСА и МикроСА своего штата. Дать классификацию городов (МСА и МикроСА) своего штата по выполняемым ими функциям в соответствии с классификацией Гарриса: центры обрабатывающей промышленности М1 и М2, центры розничной торговли, диверсифицированные города, центры оптовой торговли, коммуникационные центры, центры горнодобывающей промышленности, университетские города, курортные города (с лицами удалившимися от дел), прочие города (например, военные базы).
Задание 4.

Составить развернутый SWOT-анализ (в виде таблицы) для собственного штата (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).

^ Сильные стороны – ЭГП, природные условия и ресурсы, экономический и человеческий потенциал, система управления;

Слабые стороны – недостаточная конкурентоспособность продукции, недостаток ресурсов для развития и инфраструктуры, неразвитость рыночных институтов, нерешенные социальные и демографические проблемы;

Возможности – возможности развития за счет инвестиционной привлекательности, возможности использования преимуществ ЭГП и ресурсной базы;

Угрозы – геостратегического, этнокультурного, расового характера; угрозы связанные с недостаточной конкурентоспособностью региона; угрозы, связанные с отраслевыми диспропорциями в регионе; угроза демографического и социального характера; угроза снижения привлекательности региона для проживания и работы.

SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также описывает внешние условия развития региона.
Задание 5.

Комплексная оценка экономико-географического положения одного из графств своего штата (не более 2 страниц), по выбору. Дается детальное описание ЭГП, площадь, характер границ; положение в административно-территориальной структуре штата – определение соседей 1,2,3 порядка; расстояния от центра графства до столицы штата, до крупнейшего города штата, до столиц соседних штатов, до крупного университета, аэропорта и т.д. Анализируется транспортная сеть и делается вывод о ее густоте (на основе принятых показателей). Составляется картосхема графства с указанием результатов исследования.

Неполный список графств находится на:

http://www.heraldicum.narod.ru/usa/county.htm
Задание 6.

Дать краткую оценку инфраструктурному потенциалу своего штата. Рассчитать следующие показатели:

  1. Ппс = L/S, где Ппс густота сети (ж/д и автомобильной), Lпротяженность сети, S – площадь территории (обычно на 1000 кв.км).

  2. Он = L/ N, где Он обеспеченность населения, L – протяженность сети, Nчисленность населения (обычно на 1000 чел.) и другие.


Задание 7.

Найти среднедушевой ВВП (по ППС) для своего штата с 2000-2005 гг. и посчитать его абсолютный, относительный прирост. Дать аналогичную сводку по 10 крупнейшим МСА своего штата, расставить их от самого большого значения к самому малому.
Задание 8.

Составить кратчайший замкнутый маршрут, проходящий через столицы всех штатов США на карте.
Задание 9.

Дайте определения и свои толкования следующим понятиям и доктринам:

Джерримендеринг; Кастомизация; Сервисная экономика; Новая экономика; «Индекс Доу-Джонс»; «Индекс NASDAQ»; Постиндустриальная модель развития; «Благожелательная гегемония»; «Управление глобализацией»; «Нелиберальная демократия»; «Мягкая гегемония»; «Стратегические запасы»; Агробизнес; Аэротрополис.
Задание 10.

Составьте хронологическую таблицу и дайте ответ на вопрос «Как изменилось представление о геополитическом и ЭГП США начиная с 1800 года?» (для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить основные геополитические концепции и теории внешней политики США – «Доктрина Монро», «Америка-крепость», «Доктрина Мэхэма» и другие)

Работа пишется в редакторе Word – 12 шрифт, 1.5 интервал и высылается до 5 декабря. В работе обязательно должен присутствовать список использованной литературы (с указанием номера задания) и ссылки. Необходимо использовать статистику 2000-2005 гг., только с официального сайта www.census.gov (Издание – Statistical Abstract of the US). Работа должна носить авторский характер.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Лекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Рабочая программа Учебного курса «Алгебра и начала математического анализа»
Рабочая программа учебного курса алгебра и начала анализа рассчитана на 4 часа в неделю, включая час в неделю за счет школьного компонента(всего...

Программа курса рассчитана на 18 часов в год, 0,5 часа в неделю....
Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характера

Программа курса «Основы православной культуры»
Рабочая программа представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к...

Рабочая программа учебного курса «Английский язык»
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования...

Рабочая программа учебного курса «Физическая география»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

Рабочая программа учебного предмета «информатика и икт»
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и икт» и рассчитана на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница