Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
страница1/5
Дата публикации20.06.2013
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол № ___

от «__»__________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/______________/

ФИО

«__»____________2012г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2012г.


Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий мир»
2 «Л» класс
Филиал МБОУ ТСОШ №1 в с. Малая Зверяевка

2012 – 2013 учебный год


Учителя: Мещерякова Е.В.
Токаревка, 2012 год



Предмет: окружающий мир

2 «Л» класс.
Программа: Перспектива.

Окружающий мир: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Количество часов в неделю по программе 2

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Количество часов в год 70

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2012– 2013учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы». Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

^ Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

^ Общая характеристика курса

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

^ Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на

на (35 учебных недель), 2 часа в неделю — 70ч.


^ 1.Нормативно-правовая база

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования.

^ 2.Роль и место дисциплины

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:


3.Адресат

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ

^ 4.Соответствие государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться

^ 5.Цели и задачи

Основной целью является — формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

^ Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

^ 6.Специфика программы

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

^ 7.Основные содержательные линии

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

^ 8.Структура программы

  • пояснительную записку, в которой определяются цель изучения предмета «Окружающий мир» на I ступени обучения; место данного курса и его вклад в решение основных педагогических задач; особенности содержания и организации учебной деятельности школьников;

  • основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревская средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревская средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»»
Рабочая программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3л класса филиала мбоу токарёвской...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Программа составлена на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 1 классе учителя Праведниковой Т. М
Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на...
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 1 класс
Содержание программы релизуется по программе «Зелёный дом» А. А. Плешакова, учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова, рабочей тетради...

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из...
«Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница