Демографическая политика (10класс)




Скачать 81.74 Kb.
НазваниеДемографическая политика (10класс)
Дата публикации23.03.2013
Размер81.74 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок


Тема урока: демографическая политика (10класс).

Цель урока: познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Формирование знаний о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической и социальной географии

  2. Формирование понятия «демографическая политика»

  3. Выявление закономерностей динамики численности населения

  4. Совершенствование самостоятельных навыков работы со статистическим материалом

  5. Воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.


Оборудование:

  • учебники, атласы,

  • статистический материал,

  • глоссарий,

  • политическая карта мира,

  • мультимедиа.


Тип урока: комбинированный с применением СИТ

Методы: объяснительно-эллюстративный, частично-поисковый
Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Этап знаний – незнаний

  • Повторение известного учащимся материала (об изменении численности населения).

Учитель:

- Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему «Население мира» (см. приложение).

- Какие разделы этой темы вам уже известны? (ответы).

- Но, а теперь немного статистики.

Численность Земли более 6 млрд. человек,

Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка,

Каждую минуту 175 человек,

Каждый час – 10,4 тыс. человек,

Каждые сутки – 250 тыс. новых Землян,

Каждую неделю на Земле добавляется новый город, например как Гамбург - 1,5 млн. человек,

Каждый месяц появляется население такой страны, как Австрия – 8 млн. человек.

- Но есть и такой печальный фактор, который приводит к смерти. Это недоедание. Обратите внимание на карту, где показана доля населения, получающая недостаточное питание. Как вы видите самый высокий показатель 35% приходится на какие страны? (Африка, Южная Азия, Монголия).

- В целом в мире систематически недоедают 815 млн. человек.

- И ежедневно умирают в мире 35 тыс. человек. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн. человек.

- Но, несмотря на это, жизнь продолжается и за тот же год на Земле рождается 96 млн. маленьких человечков.

- И в заключении обратимся к карте «Типы воспроизводства населения». Назовите страны с 1 и 2 типом воспроизводства населения.

1 – до 12 человек на 1000 жителей

2 – свыше 12 человек.

- Если бы, начиная с поры, жившей за 10 тыс. лет до н. э., человеческий род ежегодно увеличивался на 1% , то к настоящему времени из человеческих тел образовался бы шар диаметром в несколько световых лет, а поверхность его увеличивалась со скоростью, в несколько раз превышающей скорость света.

- Конечно же, зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности Земного шара.

- Начало эры 230 млн. человек → более 6 млрд. человек (слайд).

- В конце 18 в. английский ученый Томас Мальтус в своей книге «Опыт о законе народонаселения» доказал, что рост продуктов питания все больше отстает от роста населения и тем самым заложил основы «Демографической политики», которая является также одним из разделов темы «Население мира». Об этом мы и будем говорить.

1) выявлять особенности демографической политики

2) выделять проблемы

3) находить пути их решения

Учащиеся:

  • Создание проблемной ситуации о демографической политике (беседа, слайдовые презентации, глоссарий)

- Как вы считаете, что такое демографическая политика? (ответ).

- Посмотрим глоссарий (читаем) – определение.

- Значит, основными показателями демографической политики является: (рождаемость и естественное движение населения). Мы с вами уже говорили о 1 и 2 типе воспроизводства населения, а что значит нулевой и отрицательный? (ответ).
III. Этап решения новой учебной задачи

  • Демографическая политика в странах с разными типами воспроизводства населения (методы, знаковая фиксация, тетради, слайды, театрализованное представление, дебаты)

Учитель:

- Но, а сейчас мы создадим исследовательские группы – по разным типам воспроизводства населения для того, чтобы выяснить, как они могут влиять на демографическую политику (подготовка 5 мин.)

Учащиеся:

- Выступление представителей из групп

- На доске записываются примеры стран

- Показ их на политической карте мира

Учитель:

Спасибо!

- Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини-спектакле. Кто желает?

Учащиеся:

Сценка I.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (обыграли сюжет).

Учитель:

- Спасибо, а сейчас антракт – физ. минутка.

Учащиеся:

^ Сценка II.

Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, Господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

^ Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

Учитель:

- Спасибо. В каких странах могут происходить данные действия? Назовите типы воспроизводства населения?

- А мы вновь вернемся к странам, а точнее к России. Недавно В.В. Путин отвечал на вопросы граждан, среди которых были и вопросы по нашей теме. Внимательно ознакомьтесь с текстами предложенных вам газет и найдите основные моменты, связанные с демографической политикой (дебаты).

IV. Рефлексия урока

  • Видеосюжет, моно и диалог с представителем городского кабинета планирования семьи

- Но, а теперь предлагаю посмотреть, что думают и говорят о демографической политике ваши сверстники и преподаватели (видеоролик)

- Всех нас интересует демографическая ситуация и в городе. Поэтому я пригласила на наш урок Светлану Владимировну Груничеву – заведующую городским кабинетом планирования семьи. (Выступление)

Вопросы? Спасибо!

  • Заключительное слово учителя

Представьте себя депутатами городского совета. Какие мероприятия, предложения, могли бы вы внести для улучшения демографической ситуации у нас в городе? (дебаты)

- Многие ваши предложения заслуживают внимания и они, возможно, могут повлиять на демографическую ситуацию у нас в городе.

  • Оценка знаний учащихся

V. Домашнее задание

Творческое

Подготовить презентации в компьютерном или рукописном варианте о демографической ситуации в ваше расширенной семье (это с учетом ближайших родственников, бабушек, дедушек и т.д.)
Рецензия

на конспект урока (с приложением)

по теме: демографическая политика учителя географии высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №8»

Калашниковой Ирины Петровны.
Урок по теме: демографическая политика был проведен в 10Т классе. Цель - познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения. В ходе урока были сформированы знания о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической социальной географии. Выявлены закономерности динамики численности населения, совершенствовались самостоятельные навыки работы со статистическим материалом. Содержание всего урока направлено на воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.

Тема урока актуальна, так как продиктована не стабильной по численности населения сложившейся в стране и мире. Автор работы достаточно хорошо информирован о существующих проблемах, в полной мере излагает особенности демографической политики.

Изложение теоретического материала осуществлено грамотно, прослеживается личная позиция о мероприятиях, проводимых странами с первым и вторым типом воспроизводства населения.

На этапе повторения ранние изученного материала подобраны статистические данные о численности населения Земли. Представлен картографический материал, графики. На этапе изучения новой темы уместно использована информационная справка, групповая работа позволяющая учащимся работать с дополнительной литературой, картами, прессой, глоссарием. На этапе закрепления предлагается – мини спектакль, где учащиеся показали свои артистические способности. В итоге они определяют тип воспроизводства населения и сложившуюся демографическую политику. Удачной методической находкой учителя является: запись интервью с учащимися школ №8 и №6. Выступление представителя городского кабинета планирования семьи на уроке.

В заключении учащиеся оживленно включаются в дебаты о демографической ситуации в городе, вносят свои предложения об увеличении темпов рождаемости, пособиях на детей, затрагивают социальные вопросы.

Логичным завершением урока стало творческое домашнее задание: подготовить презентации о демографической ситуации в своей «расширенной семье».

Справка о результативности применения представленного материала.

После изучения темы учащиеся подготовили


^ Вариант презентации

Тема презентации

Оценка

Качество знаний

компьютерный вариант

«Моя семья», «Демографическое дерево».

«5»-9

«4»-2

100%

рукописный вариант

«Моя родословная».

«5»-3

«4»-7

100%

Возраст

Мужчины

Женщины

Всего

1022177

1157374

0-4

53321

50902

5-9

58689

55594

10-14

88364

84626

15-19

99863

98603

20-24

88041

85411

25-29

76994

78814

30-34

71554

73054

35-39

77889

81028

40-44

94919

99924

45-49

79641

87278

50-54

64680

73206

55-59

31961

39617

60-64

48406

69683

65-69

36650

55755

70-74

29782

55755

75-79

13916

40164

80-84

3964

14631

85 и более

2489

12279

Возраст не указан

1054

1210





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

-
Как ты мужика не донимай, все он будет думать, что это не внутренняя политика, а попущение божеское нечто вроде наводнения, голода,...

Магас – как цена Пригородного района
Но это неправда – нет никакого спора между осетинами и ингушами. Со «спорными» землями, отторгнутыми у ингушей российской властью...

Информационная система персональных данных (испдн)
Магнитогорска ) в отношении порядка работы с персональными данными. Политика обработки и защиты персональных данных (далее — Политика)...

Выступление директора Департамента здравоохранения Курганской области на итоговой коллегии
Демографическая обстановка в Курганской области в 2012 году характеризуется положительной динамикой

Исследование положения и миграционных настроений российских соотечественников,...
Президент России Владимир Путин в ходе "Прямой линии" в Москве заявил о том, что демографическая ситуация в России в целом позитивна,...

Урок 42 Политика и власть
Цель: дать учащимся представление о политической сфере и политических институтах

Политика предприятия
Методический подход к анализу и планированию воспроизводства основного капитала в рыбной промышленности

Демографическая политика (10класс) iconКурсовая работа «К защите допускаю»
Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан)

План-конспект урока тема: Внешняя политика Николая
Боу г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов»

Демографическая политика (10класс) iconТестовые вопросы по курсу Обьект политологии: политика, политическая сфера
Когда решением юнеско была образована Международная ассоциация политических наук (мапн)?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница