Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».




Скачать 438.03 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
страница1/4
Дата публикации08.05.2013
Размер438.03 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

«____»_____________2012г. «____»_____________2012г. «____»_____________2012г.

Директор школы Зам. дир. по УВР на заседании МО

______________________ _______________________ ________________________

Стрыков В. В. Попова Н. В. Протокол №1

Рабочая программа по окружающему миру

на 2012-2013год

4 класс

Разработала учитель

начальных классов

Серова Е. А.

2012г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».

Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
^ Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Курс обеспечен:

• Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

• Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.

• Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2012.

• Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012.

• «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю: I четверть - 17ч, IIчетверть - 15ч, IIIчетверть- 19ч, IVчетверть - 17ч.

Количество часов в неделю по программе - 2

^ Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год – 68

Количество практических работ -23

Количество экскурсий - 3

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента

знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• правила сохранения и укрепления здоровья;

• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

• ухода за растениями (животными);

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

^ Учебно - тематическое планирование уроков окружающего мира


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Сопутствующее

повторение

Элементы
содержания


Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля


Оснащение

Элементы
дополнительного содержания


^ Дата проведения

1

Мир глазами астронома

1

Комбинированный




Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли

Что изучает астрономия



^ Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Текущий

компьютер

ресурсы

Интернет

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)




2

Земля - планета Солнечной системы.

1

планеты

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины сены дня и ночи и времён года.

^ Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Уметь работать

с готовыми моделями
(глобусом и картой), создавать несложные модели

Практическая работа

Карта звездного неба

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой
планете




3

Звездное небо – великая «книга»
природы

Практическая работа: знакомство с картой звёздного мира

1

комбинированный




Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли




Фронтальный опрос





Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия




Глобус, карта

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Что изучает география

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

глобус

Наука «география». История создания глобуса. Первооткры-
ватели




4

Мир глазами географа.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

1

карта

Тепловые пояса Земли. Карта
«Тепловые пояса Земли»




5

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу

1

Практического применения знаний

планеты

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

^ Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

6

Мир глазами историка

Практическая работа: знакомство с историческими картами

1

Комбинированный

наука, археология, история

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена

Что изучает история, исторические источники,

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тест (10 мин)




Науки «история» и «археология»




7

Счёт лет в истории.

1

урок-игра




Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена.

Счёт лет в истории, исторические карты

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фронтальный опрос

Лента времени

Счет лет в истории. Работа с лентой времени




8

Прошлое
и настоящее глазами эколога

1

Комбинированный

Красная книга

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Представление о современных экологических проблемах планеты, охрана окружающей среды -задача всего человечества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране

Тест (5 мин)

презентация

Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (знакомство)




9

Всемирное наследие.

1

Комбинированный

заповедник

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения
в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Фронтальный опрос

презентация

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы




10

Международная Красная книга.

1




Охрана растительного и животного мира

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

С/р
(10 мин)




Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы




11

Важнейшие равнины и горы нашей страны

Практическая работа: поиск и показ на физической карте равнин и гор.

1

Экскурсия

Равнины, горы

Россия на карте.

Неживая и живая
природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

^ Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Фронтальный опрос

карта

Образование гор




12

Важнейшие моря, озера и реки нашей страны.

Практическая работа: поиск и показ на физической карте озёр и рек

1

Комбинированный

Моря, озера, реки

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

^ Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест (10 мин)

карта

Великие озера России




Арктика

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы

^ Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фронтальный опрос

гербарий

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон




13

Зона арктических пустынь

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

14

Зона тундры

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Комбинированный




Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы


^ Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

Фронтальный опрос

Карта, гербарий, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон




15

Зона лесов

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Урок- игра

лес

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

^ Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Графический диктант

Карта, гербарий, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон




16

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.


1

Комбинированный




Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Проверочная работа

Карта, картины, тест

Природные зоны



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру (Перспективная начальная школа)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного...

Учебник М. И. Моро, М. А бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2»
Развёрнутое тематическое планирование по математике составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение для 2 класса...
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана...
Федерального Компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по математике
Рабочая программа учебного курса по математике для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования(базовый...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса составлена на...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Рабочая программа по изобразительному искусству для пятого класса...
Федерального Компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. Программа «Школа...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ (Москва,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница