Урок «Загадки природы и человеческого глаза» Нетрадиционный формы проведения уроков необходимы для развития интереса учащихся и повышения уровня знаний и умений учащихся. Данный урок проводится в конце учебного года как завершение темы «Оптика»




Скачать 43.82 Kb.
НазваниеУрок «Загадки природы и человеческого глаза» Нетрадиционный формы проведения уроков необходимы для развития интереса учащихся и повышения уровня знаний и умений учащихся. Данный урок проводится в конце учебного года как завершение темы «Оптика»
Дата публикации21.03.2013
Размер43.82 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок

Урок «Загадки природы и человеческого глаза»


Нетрадиционный формы проведения уроков необходимы для развития интереса учащихся и повышения уровня знаний и умений учащихся. Данный урок проводится в конце учебного года как завершение темы «Оптика».
Цель: Научить проводить наблюдения, описывать и обобщать результаты, применять полученные знания для объяснения оптических явлений. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, способность к самостоятельному приобретению новых знаний по физике. Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира.

Оборудование: компьютер, медиопроектор и экран; стеклянная палочка, стакан с глицерином, стробоскоп, закопченная ложка, стакан с водой и светофильтры.
Подготовка к данному уроку начинается за 2 недели. Учащихся делю на группы, каждая получает задание и по возможности литературу.1 группа «группа загадок природы», 2- «группа загадок человеческого глаза», 3- «группа литераторов», 4- «группа биологов», 5- «группа экспериментаторов».

1 и 2 группы готовят сообщения,оформляют их на формате А4 и готовят демонстрационный материал для презентации.

3 группа готовит отрывки и из художественных произведений в которых описаны оптические явления. Зрители должны отгадать явления.

4 группа готовит вопросы для специалистов по глазу.

Эти группы также должны подобрать демонстрационный материал для презентации.

5- экспериментаторы должны показать всем интересные опыты- загадки.

В конце проводится экспертиза знаний всех участников. Вопросы готовят все группы.

Весь урок сопровождается презентацией (opt_s.odp).

Эпиграфом к уроку взяли слова И.В.Гёте:

Мирозданье постигая,

Всё познай, не отбирая:

Что - внутри, во внешнем сыщешь;

Что - вовне, внутри отыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.
План урока.

  1. Сообщения группы «Загадок природы»

Радуга.

Миражи.

Гало, глории, нимбы.

Голубое небо и красное солнце.

Сумерки.

  1. Сообщения группы «Загадок человеческого глаза».

Зрение двумя глазами.

Ночное и дневное зрение.

Инерция зрения.

Адаптация зрения.

Зрительные иллюзии.

  1. Викторина литераторов.

  2. Викторина биологов.

  3. Викторина экспериментаторов.

  4. Экспертиза знаний.

  5. Подведение итогов: оценка сообщений, подсчет баллов,общие результаты.

Вопросы викторины литераторов.

  1. В 1085г.- знамение в граде Ярославле. С утренних часов стоял круг до полуночи с тремя солнцами, на другой день к полудню явился второй круг, в нем крест с короною, и солнце мрачное, и под большим кругом явилась радуга.

Вопрос: Какие явления описаны в этом отрывке? Чем можно объяснить это явление.

Ответ: это описание гало — светового явления, связанного с преломлением и отражением света в ледяных кристалликах, находящихся в воздухе.


  1. Пасечник рудный Панько из произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собрались дивится сему чуду:вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, болотный Сиваш. По левую руку была видна земля Галиченская.»

Вопрос: Что это такое?

Ответ: Мираж.


  1. Отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко...»

Как неожиданно и ярко.

На влажной небе синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,

другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Вопрос: Какое явление описано в этих строках? Чем можно объяснить это явление.


  1. Один парижский аббат в своем сочинение 91781 г.0 сообщает, что ему удалось наблюдать радугу, находясь в Париже, у одного конца, в то время как другой её конец упирался в предместье города.

Вопрос: Возможно ли такое?

Ответ:Видеть радугу, стоя у одного ее конца, нельзя. Глаз наблюдателя всегда находится на прямой линии, соединяющей центр радуги с центром солнечного диска. По этой причине два разных наблюдателя никогда не видят одну и туже радугу.

Вопросы викторины биологов.

  1. Почему говорят, что в темноте все кошки серы, а лошади вороные?

  2. Кинофильм состоит из отдельных кадров. Почему же мы видим не их, а целые движущиеся изображения? Какое свойство глаз это обеспечивает?

  3. Мог бы «человек-невидимка» видеть окружающие предметы?

  4. Видят ли глубоководные рыбы?


Выступления экспериментаторов.

Опыт 1- палочка-невидимка.(Стеклянная палочка пускается в глицерин.)

Почему палочка становится невидимкой?

Опыт 2- неподвижная падающая капля(На падающую капля смотрят через стробоскоп. Она кажется неподвижной) Чем вызван этот эффект?

Опыт 4 — блестящая закопченная ложка.(ложка, покрытая сажей. В воде становится блестящей). Почему блестит ложка в воде?
Вопросы — экспертиза знаний.

  1. Какой объект не увеличивает увеличительное стекло?(Угол)

  2. Можно ли увидеть хорошее чистое зеркало?(Оно невидимо, видны отраженные в нем предметы.)

  3. Каким будет негатив в фотоаппарате,если верхнею половину объектива прикрыть черной бумагой?(Изображение будет полным,но менее ярким.)

  4. Если в висящем вертикально зеркале вы видите свою фигуру только до колен, то что нужно сделать, чтобы увидеть всю фигуру? (Отойти подальше)

  5. Какой кажется красная бумага при синем свете?(Черной,т.к. красная бумага поглощает весь свет, падающий на нее)

  6. Почему сухой песок светлый, а влажный темный?

  7. Почему днем окна домов кажутся темными? (Стекла хорошо пропускают, но плохо отражают свет)

  8. Сможет ли космонавт видеть на луне видеть голубое небо?(Нет,так как на Луне нет атмосферы.)

  9. Ты за ней -она от тебя , ты от нее , она за тобой . Что это такое?Почему она образуется ?(Тень.)

  10. Почему прозрачная промасленная сливочным масло бумага ,хотя сливочное масло и сама бумага непрозрачны?(Бумага состоит из тончайших волокон,между которыми находятся тоже тончайшие промежутки воздухом. Кода бумага промаслена,маслом заполняет промежутки между волокнами; слой масла тонок и поэтому прозрачен. Луч света проходит через эту среду.

  11. Что в сундук не спрячешь?(луч)



Использованная литература:

  1. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативнй курс физики. 7класс -М.:Просвещение,1975.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика 1,2книги- М.: наука,1971.

  3. Зверева С.В. В мире солнечного света.- Л.:Гидрометиздат, 1988

  4. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике. 7-11 класс. Физика в художественной литературе.-М.:Просвещение,1996.

  5. Материал «Слет специалистов по оптике», журнала «Физика в школе», №1, 2002 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков разных типов Алгоритмы-предписания поиска оптимального вариантаурок а
«Программы по русскому языку» тех знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся на материале темы

Темы вашего учебного проекта
Данный проект актуален для учащихся 4 класса, в рамках учебного проекта по окружающему миру

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Для серии уроков по изучению последовательностей и прогрессий была поставлена воспитательно-развивающая цель: способствовать развитию...

Тезисы работы “Детская фантазия”
Этот урок обобщающий, проводится после усвоения учащимися определенных навыков работы с простейшим графическим редактором «gimp»,...

Заседание совета старшеклассников Подбор руководителей и консультантов...
Семинар для педагогов «проблемы повышения интереса учащихся к научно-практической деятельности»

Анализ проведения декады иностранных языков Один из способов повышения...
Были реализованы учебные (повторение, активизация полученных знаний и умений), воспитательные (уважение иноязычной культуры), развивающие...

Использование OpenOffice org Calc для решения задач по физике
Обеспечить развитие у учащихся навыков, способствующих применению имеющихся знаний и умений логического мышления. Формирование информационной...

Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для организации...
Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей

Урок урок обобщения и систематизации начальных знаний,умений и навыков...
Учитель математики моу «Красногородская средняя общеобразовательная школа» Самрова Галина Владимировна

Положение о научном обществе обучающихся (ноу) «Интеллектуал»
Научное общество учащихся (ноу) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся оу, способных к научному поиску,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница