Создание экологически развивающей среды в детском саду




НазваниеСоздание экологически развивающей среды в детском саду
страница1/7
Дата публикации21.03.2013
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Создание экологически развивающей среды

в детском саду
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в

детском саду

Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой при-
роды,так и для ребёнка;
- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайше-

го окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребёнка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребёнка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.

Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду:
- соответствие целям и задачам реализуемой программы;

- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду

детского сада (сочетание интерьера,объёма помещений,озеленение и т.п.);

- приоритетное направление работы детского сада;

- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию

дошкольников;

- ближайшее природное окружение;

- ресурсное обеспечение воспитательно – образовательного процесса в детском

саду (материально-техническая база,научно-методическое обеспечение);

- связь с социумом.
18

Экологизация развивающей среды

в детском саду

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Элементы Функциональная Формы и методы

развивающей роль работы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Комната - обучающая - экологические занятия

природы - познавательная - наблюдения за объектами жи-

(экологи- - эколого-эстетическая вой природы

ческая - формирование нравствен- - уроки доброты

комната, ных качеств - рассматривание природных

зимний - приобретение навыков зон,беседы

сад...) ухода за живой природой - труд по уходу за живыми

и воспитание бережного и объектами

заботливого отношения - исследовательская деятель-

к ней ность

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Экологи- - познавательная - занятия (комплексные)

ческая - эколого-оздоровительная - общение детей с природой

тропинка - развитие эмоциональной и ближайшего окружения

на участке сенсорной сферы - игры

детского - эмоционально-позитивное - практическая деятельность

сада и безопасное общение с (посадка растений,уход за

природой ними)

- исследовательская - исследовательская деятель-

- фенологические наблюдения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Огород , - познвательная - посадка и уход за растениями

сад - формирование трудовых - наблюдение стадий их роста

навыков - ведение дневников наблюде-

- эколого-эстетическая ний

- эколого-оздоровительная - знакомство с правилами эко-

- выработка навыков экологи- - логической безопасности для

ческой безопасного поведе- - себя и природы

ния - сбор урожая

_________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Экологи- - познвательная - игры

чески раз- - эколого-эстетическая - общение с живой природой и

вивающая - эмоционально-позитивное помощь в уходе

среда в общение с природными - тематические выставки дет-

группах объектами ских работ

- развитие воображения - ведение календарей погоды и

- формирование трудовых фенологических календарей

навыков по уходу за - чтение худ. и энциклопедич.

растениями литературы о природе

- экологические кружки

- ведение панорамы добрых дел

19

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 2 3

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Библиотека - познвательная - чтение

- воспитание интереса к - рассматривание иллюстраций

литературе (художественной - беседы и обсуждение прочи-

и научно-популярной) танного

- конкурсы

- составление сказок о природе

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Музыкаль- - эколого-эстетическая - проведение экологических,

ный зал - познавательная фольклорных праздников

- песни,хореоографические

композиции о природе

- выставки рисунков,поделок

из природного материала

- родительские собрания эко-

логической направленности

________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Физкуль- - эколого-оздоровительная - подвижные игры

турно-оздоро- - упражнения – перевоплощения

вительная в объекты живой природы

комната - дыхательная гимнастика

- хождение босиком по мешоч-

кам с камушками

_________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Фитобар - эколого-оздоровительная - рассматривание и беседы о

- познавательная лекарственных растениях

- употребление фиточая

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Коридоры, - познавательная - рассматривание пейзажей «Во-

холлы - развивающая доём» и «Этажи леса»

- эстетическая - экологический стенд для роди-

- информационная телей

- выставки детских работ о при-

роде

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Русская - познавательная - комплексные эколого-эстети-

изба - эколого-эстетическая ческие занятия

- историческая - рассматривание народно-при-

кладного искусства

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Уголки - познавательная - методические рекомендации

для - информационная - выставки совместных работ

родителей детей и родителей

- экологическая газета «При-

коснись к природе сердцем»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
20
Структура экологически развивающей среды

в группах старшего дошкольного возраста

_____________________________________________________________________________________________________________
№ п/п Функциональное Содержание

помещение

______________________________________________________________________________________________________________

1_____________________2_________________________________________________3__________________________________
1. Уголок 1. Комнатные растения,требующие разных способов

природы ухода.

2. Календарь погоды и фенологический календарь.

3. Схемы с изображением погодных явлений приро-

ды.

4. Модели эколого-систематических групп.

5. Модели функций органов живого в природе.

6. Дидактические игры о природе.

7. Схемы экосистем и различных сред обитания

(наземной,воздушной,водной).

8. Картинки и иллюстрации к разделу «Мир приро-

ды».

9. Книги об обитателях уголка природы.

10. Дневники для наблюдений за живой природой.

11. Природоохранительные и запрещающие знаки.

12. Схема и макет экологической тропинки детского

сада.

13. Схемы способов сенсорного обследования и на-

блюдения за живой природой.

14. Материалы для ухода за растениями.

15. Природный материал.

16. Экологические сказки и рассказы,составленные

детьми.

17. Схемы фаз жизненного цикла растений,животных,

человека.

18. Выставки овощей,фруктов,осенних цветов...

19. Огород на подоконнике.

20. Схемы способов ухода и способов размножения

растений.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Опытно-ис- 1. Емкости для экспериментирования.

следователь- 2. Подносы на каждого ребёнка.

ская лабора- 3. Лупы.

тория 4. Полочка с материалами и предметами для экспе-

риментирования.

5. Материалы для игр-экспериментов со льдом,во-

дой,снегом:фильтры,краски,соль,сахар,брызгалки,

мыло,разного диаметра трубочки,пластмассовые

стаканчики на каждого ребёнка(прозрачные),во-

ронки,лейки,тонущие и плавающие предметы и

21
материалы др.

6. Матариалы для игр-экспериментов с магнитами,

стеклом,резиной: притягивающиеся и не притяги-

вающиеся магнитом предметы , «танственные фи-

гурки» (проволочные человечки) и др., «попрыгун

чики» (колечки,мячики,фигурки и т.п.),увеличи-

тельные стекла,стекла разного цвета..

7. Материалы для игр-экспериментов с бумагой:

«вертушки», «гармошки», «печатки», из картофе-

ля,моркови,пробок,краски и силуэты,копироваль-

ная бумага разного цвета,бумага разного качества.

8. Земля,глина,песок.

9. Семена для посадки и выращивания в разных ус-

ловиях.

10. Карточки-схемы для фиксации опытов.

11. Халаты.

12. Песочные часы и др.
______________________________________________________________________________________________________________

3. Уголок 1. Часы-растения.

заниматель- 2. Лабиринты типа «Найди путь к домику белки».

ной матема- 3. Дидактические игры «Кто найдёт больше отли-

тики чий», «Путанница» и др.

4. Логические задачи,придуманные детьми.

______________________________________________________________________________________________________________
4. Речевой 1. Схемы для составления рассказов о птицах,живот-

уголок ных и объектах природы.

2. Иллюстрации с изображением времён года,живот-

ных,растений и т.п. для описания.

3. Экологические сказки и рассказы (самоделки).

4. Энциклопедическая литература о природе.

5. Дидактические игры природоведческого характе-

ра.

6. Картинки о природе и труде взрослых в природе.

7. Художественная литература о природе и здоровье

человека:стихи,загадки,приметы и др.

______________________________________________________________________________________________________________
5. Стена 1. Картины – пейзажи,натюрморты.

творчества 2. Силуэты животных,рыб,птиц,насекомых и др. для

раскрашивания.

3. Поделки из бумаги «Природа в оригами».

4. Поделки из природного материала.

5. Предметы декоративно-прикладного искусства:

игрушки из глины,бересты,дерева,соломы и дру-

гих природных материалов.

______________________________________________________________________________________________________________


22


6. Уголок 1. Шапочки цветов,насекомых,животных,птиц и др.

здоровья для имитации их движений и проведения подвиж-

ных игр.

2. Наглядно-практический материал о здоровье,об

организме человека,его потребностях,о гигиене,о

способах предупреждения травматизма.

______________________________________________________________________________________________________________

7. Игровой 1. Материалы к сюжетно-ролевым играм «Зоопарк»,

уголок «Путешествие по пустыне» и т.п.

2. Зоологическое и биологическое лото.

3. Дидактическая игра типа «Чей хвост», «Кто что

кушает», «Где чей домик», «Этажи леса», «Кому

нужна вода» и т.п.
_____________________________________________________________________________________________________________


8. Музыкально- 1. Альбом песен о природе с подбором иллюстраций

театрализован- 2. Различные виды театра.

ный уголок 3. Подбор произведений для слушания о природе

(времена года,голоса птиц,голоса леса и т.п.).
______________________________________________________________________________

23

Методика диагностики
1.Представления

Задание 1.1
Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом.
Используется метод индивидуальной беседы,включающий три части.
В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных призна-

ках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные,растения,человек),неживой природы (солнце,дождь),предметов,

созданных человеком (машина,самолёт).Из всех представленных ему выбрать картинки с

изображением живого.После этого задаются вопросы:

1. Как ты узнал,что это всё живое?

2. Почему ты считаешь,что (называется конкретное животное,растение) живой?

3. Расскажи,что есть у (называется конкретное животное,растение,человек)?

4 .Зачем нужны ( называются части,органы)?

5. Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)?Почему?

Во второй части беседы акцент делается на изучение представлений о свойствах

целостного живого организма :его потребностях в условиях среды,состоянии.Ребёнку за-

даются следующие вопросы:

1. Как ты думаешь,что нужно животным (растениям,человеку),чтобы жить и хоро-

шо себя чувствовать?

2. Как нужно ухаживать за растениями (животными)?

3. Что делает человек,чтобы быть здоровым?

4. Как себя чувствует это растение (животное,человек)?

5. Как ты это узнал? Как ему помочь?

Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспо-

соблении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потреб-

ностей. Ребёнку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого

(наземной,воздушной,водной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-

игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их оби-

тания».Задаются вопросы:

1. Правильно ли «расселили» животных?Почему ты так думаешь?

2. Помоги животным и посели их так,чтобы им хорошо жилось?Почему (называ-

ется конкретная среда обитания)?

3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу,в водоёме,на лу-

гу)? Почему?

В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н.Сладкова

«Недолго думая,или дела и заботы Жалейкина»,отражающие нарушение связей приспособ-

ления живого к среде и связей в экосистеме. Ребёнку предлагается оценить поведение Жа-

лейкина и мотивировать ответ.

Беседа с ребёнком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса,состояния).

24

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы с ребёнком,в ходе которой ему зада-

ются вопросы:
1. Любишь ли ты животных и растения?
2. С какими живыми существами тебе нравится встречаться,с какими не нравит-

ся? Почему?
3. Зачем нужны животные и растения?
4. Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
5. Может ли человек прожить без других людей? Почему?


Задание 1.3

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребёнка

о нормах отшения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребёнку предлагается ситуация,в

которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:
1. Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
2. Как бы ты поступил на его (ее) месте? Почему?
3. Какие добрые дела ты делал для животных,растений,людей?

Через некоторое время создаётся аналогичная практическая ситуация,в которой

дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

25
2. Отношение детей к природе
Задание 2.1
Цель: выявить характер отношения ребёнка к животным,растениям и сверстни-

кам в естественных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе,на участке

детского сада,во время прогулок и экскурсий.


Задание 2.2
Цель: Изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям

в специально созданных условиях.
Используюся наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы.Созданные условия могут заключаться в том,что некоторые из живых существ

нуждаются в помощи (растения – в поливе,удалении пыли; животные – в кормлении,чист-

ке клетки ,аквариума и пр.), для чего приготовлены необходимые средства.В комнате так-

же размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной,

игровой и т.п.).Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с

природными объектами,либо другой.Для осуществления диагностики в комнату приглаша-

ются двое детей и предлагают каждому заняться в ней тем,чем они хотят.Если ребёнок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к

состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:
1. Как себя чувствует живой объект?

2. Как ты это узнал?

3. Как ему можно помочь?

4. Хотел бы ты помочь животному или растению?

5. Почему ты хочешь ему помочь?
Задание 2.3
Цель: выяснить особенности отношения ребёнка к живым объектам в ситуации вы-

бора.
Для этого моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим более привлекательным, занятием .Воспитатель предлагает ребёнку обеспечить уход за нуждающимися в помощи растениями и животными.После принятия дошкольниками задания его зовут играть в игру.За поведением дошколь ника

ведётся наблюдение и выясняется,почему он сделал тот или иной выбор.

26
3. Практическая деятельность детей в природе


Задание 3.1

Цель: выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить
почву.(Каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребёнка выясняется,хотел бы он поухаживать за растениями и для чего
это нужно делать.Затем предлагается:

- выбрать из уголка природы растение,нуждающееся в поливе (удалении пыли,

рыхлении),и объяснить свой выбор;
- ответить,каким станет растение после ухода за ним;
- рассказать,как он будет осуществлять каждый вид ухода;
- подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;
- объяснить,как узнать,что уход достаточен.
Ребёнку предлагается полить растение (удалить пыль,рыхлить землю).Воспита-
тель фиксирует практические действия и качество результата труда.

27
Уровни экологической воспитанности

детей дошкольного возраста
П е р в ы й у р о в е н ь
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без

выраженной положительной направленности.Отношение ситуативно. Дети наряду с отдель

ными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессию.

При этом действуют неосознанно,механически,подражательно, могут присоединяться к не-

правильнолму поведению других.Хаорактерно неприязненное и даже негативное отноше-

ние к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициа

тиве не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стрем-

ление к взаимодействию с ними.Представления о природных объектах и их существенных

признаках поверхностны,часто неадекватны.Живыми считают неживые объекты, не отно-

сят к живому растения,имеют недифференцированные представления о нормах отношения

к животным и растениям.Дети в целом понимают,что нельзя наносить вред природным

объектам,но не осознают почему.Мотивируют необходимость бережного отношения к ним

боязнью наказания или не могут объяснить ,утверждая,что «так надо».Не выполняют пора-

вила гуманного взаимодействия с природой. Не умеют ухаживать за живыми существами.

В т о р о й у р о в е н ь
Дети в целом проявляет к природе положительное отношение избирательной

направленности.Они заботятся о конкретных животных объектах,которые имеют непос-

редственное к ним отношение, привлекательное для них.С удовольствием, по собствен-

ной инициативе общаются преимущественно со знакомымми, приятными животными и

растениями,интересуются проявлениями их жизни,состоянием.У детей сложились некото-

рые существенные представления о живом .К живому они относят преимущественно жи-

вотных.У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у жи-

вотных – в основном движение, питание; у растений – рост ). Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными.Дети выде-

ляют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями. Применяют их при

уходе за живыми знакомыми объектами.
Замечают нарушения правил поведения в природе,мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой,кра-

сотой;обеспечением собственной безопасности.Характерно несовпадение суждений ребён-

ка и его реального поведения в природе.
У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за животными и растениями.Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслен-

на.Детей увлекает процесс выполнения трудовых действитй,а не получение качественного

результата,важного для жизни живого.

28
Т р е т и й у р в е н ь

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе.В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошколь-

ники предпочитают деятельность с природными объектами.С удовольствием,по собствен-

ной инициативе общаются с живыми существами,наблюдают за проявлениями их жизни.

Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому,самостоятельно видят не-

обходимость ухода и качественно ег о выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому.У них уже сформирован широкий круг представлений о природе.Дети самостоя-

тельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и групп.Дос-

таточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе,стараются их придержи-

ваться.Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни,

стремление к совершению добрых поступков.

Представленные уровни могут служить ориентиром для стартовой оценки эколо-

гической воспитанности детей. При организации работы по экологическому образованию

следует опираться и ориентироваться на второй уровень ,характерный для большинства дошкольников. Дети первого уровня в большей степени нуждаются в индивидуальной работе.

Характерным достижением для большинства детей к концу дошкольного возраста

является следуюий уровень экологической воспитанности. Ребёнок радуется встрече с при-

родой,животными и растениями,эмоционально отзывается на проявляения их жизни и пове

дения.По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами.Проявляет

элементарную любознательность :задаёт разнообразные поисковые вопросы,высказывает различные суждения и умозаключения. Владеет первоначальными обобщёнными представ-

лениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей,животных,растений.

Называет всю совокупность существенных признаков живого.

Ег о знания характеризуются основами системности: ребёнок осознает ,что для нормального существования живого не должны быть нарушены его внутренние, много-

функциональные связи (он должен быть «целым»), а также связи с условиями среды и другими живыми существами.Ребёнок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни.Имеет полное представление о правилах поведения в природе,применяет

их в конкретных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными

умениями .Он может определить, как чувствует себя живой объект в среде,и оценить его

состояние по внешним признакам, выделить его причины.Предвидит последствия разного

отношения к природе (к организму,среде обитания,обитателям экосистемы).

Ребёнок охотно и доброжелательно общается с живыми существами:не обижает

людей,животных ,не приносит вреда растениям. Стремиться предотвратить негатитвные

поступки,свои и сверстников. Вступает в активную защиту живого,с помощью взрослого,

других детей пытается поправить последствия неправильных действий.

Он радостно помогает всему живому :ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома.Качественно выполняя трудовые процессы ухода,достигает хорошего

результата (в пределах освоенных умений). Проявляет заинтересованность ,получает удо-

вольствие от своей деятельности.

Ребёнок проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу,понимает нравственный смысл свои действий и поступков.
29
Построение системы педагогического

взаимодействия,направленного на экологическое

развитие дошкольников

Система педагогического взаимодействия – это:
* Специально организованное обучение.
* Совместная деятельность воспитателя с детьми.
* Самостоятельная деятельность детей.
На занятиях дети осваивают не только экологические представления,но и овладе-

вают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.Занятия планируются таким образом ,чтобы ребёнок переходил от ос-

воения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных знаний и представлений.В систему экологического развития детей включаются занятия не только

познавательного цикла,но и такие их виды,как трудовые,по художественно-продуктивной деятельности,музыкальные,физкультурные,речевые занятия.

Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение пред-

ставлений о человеке, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и

социальным существом.

Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний,так и по

способам познавательной деятельности и характерному отношению к живому,которыми

овладевают дошкольники. .Эффективное решение задач экологического образования во

многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других

форм совместной и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отво-

дится совместной деятельности воспитателя с детьми.Это обусловлено важностью накоп-

ления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами,склонностями,уровнем познавательного

развития.Для этого взаимодействие педагога с детьми строится с учётом дифференцирован

ного подхода и включает разные формы. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и

переносится детьми в самостоятельную деятельность.
Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически

ориентированная деятельность детей.Чем старше дети,тем выше их самостоятельность,тем более насыщенной становится их деятельность в природе,с её объектами.

Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в

природе обусловлена созданием экологически развивающей среды.

Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы,игро-

вые задания,наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогут выявить достиже-

ния дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологи-

ческой воспитанности.

30
Экологизация различных видов

детской деятельности
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В период с 21 ноября по 30 декабря 2011 года отделом образования...
Целями смотра-конкурса были создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы...

Организация развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста
Образовательный процесс в группах предполагает определенную организацию предметно-развивающей среды

План воспитательной работы
Цель – создание воспитательно-развивающей среды для социально-ориентированной гармоничной развитой личности

План воспитательной работы тогбоу инжавинская специальная
Задача: создание аутентичной воспитательно–развивающей среды для    социально- ориентированной личности

5. Система мониторинга Мониторинг результативности выполнения «Программы...
Цель: Проанализировать и оценить результативность решения воспитательно-образовательных задач по «Программе воспитания и обучения...

План работы с родителями на 2012 2013 уч. Год.
Цель: Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников,...

Анализ воспитательной работы школы за 2008/2009 учебный год
Следовательно, важнейшей воспитательной задачей является создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать,...

План мероприятий по противодействию коррупции в мб доу кочкуровском...
План мероприятий по противодействию коррупции в мб доу кочкуровском детском саду

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе

Поможем ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду (Рекомендации родителям)
Это и понятно. Малыш переходит из замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Родители впервые оставляют ребенка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница