Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2011 2015 годы




Скачать 213.71 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2011 2015 годы
Дата публикации22.04.2013
Размер213.71 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > География > Рабочая программа
ТОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета приказом школы-интерната

протокол № _________ от № _____ от

«_____» _____________ 20_____г «_____» ______________ 20____г

директор школы-интерната

_________ /Глушкин Н.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру

для 1 класса

на 2011 – 2015 годы


2010

Пояснительная записка
Основная цель - формирование у обучающихся с ОВЗ целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе.

Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в I классе начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе)

^ При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:

• расширение кругозора школьников с ЗПР; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

• обогащение жизненного опыта детей путем организации не­посредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

• систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

• уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

• улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

• активизация умственной деятельности (навыков планомерно­го и анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения).
^ Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
-Закона РФ «Об образовании»

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Постановление Правительства РФ № 288 от 12.03.97г.
- Приказа Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4). / Под ред. С.Г.Шевченко, Школьная Пресса, 2004г.

- Учебного плана , утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065 –п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Письма Минобразования РФ от 18 сентября 2002 г. № 29/2331-6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утвержденных приказом Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065 - п
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;
- Устава школы-интерната.
- Образовательной программы школы-интерната
^ Сведения о программе

Рабочая программа 1 класса для детей с ЗПР по ОСОМ разработана на основе « Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида», под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г.

Программа по окружающему миру охватывает весьма широкий круг во­просов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их не­разрывном единстве. В курсе раскрываются доступные пониманию учащимися взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. При этом обеспечивается существенное воздействие на разви­тие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, разви­тие мышления, внимания, памяти, а также эмоциональной сферы и творческих способностей). Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде.

^ Обоснование выбора программы

Содержание программы по окружающему миру позво­ляет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
^ Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год:

- в том числе на проведение практических занятий – 3 часа,

- экскурсий- 7 часов.

Количество часов в неделю- 2
^ Организация учебно-воспитательного процесса

На каждом уроке решаются определенные учебно-воспитательные за­дачи:

-умение заботиться о растениях и животных,

- нетерпимость к порче растений и уничтожению животных,

-способность воспри­нимать красивое в природе,

-знакомство с законами об охране природы.

Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы, уроки-сказки, уроки-игры, уроки-путешествия.

«Окружающий мир» — курс интегрированный.

На уроках проводятся беседы, дидактические игры, читаются стихи. Эта деятельность дополняется следующими видами работ: раскрашиванием, рисованием, конструиро­ванием, прослушиванием музыкальных произведений.

Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим тра­дициям русского и других народов страны.
^ Коррекционная составляющая

Цель коррекционно-развивающих упражнений, заданий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые путём введения в урок коррекционно-развивающих упражнений, игр:

● создание условий для развития сохранных функций;

● формирование положительной мотивации к обучению;

● повышение уровня общего развития;

● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Уроки строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
^ Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Для развития основных компетенций на уроках ОСОМ применяют следующие механизмы.


^ Ценностно-смысловая компетенция



Постоянное обращение к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках Окружающего мира рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.



^ Образовательная компетенция

На уроках ОСОМ ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится отстаивать любую точку зрения, чтобы затем самостоятельно или при обсуждении в группе сформулировать верное решение.

^ Учебная компетенция


В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, делить на более мелкие, обобщать, сравнивать, делать выводы.


^ Познавательная компетенция

На уроках учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение.


Информационно-коммуникативная

Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, организовать работу группы.



^ Планируемый уровень подготовки обучающегося
Дети должны знать о природе: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;

виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде;

основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; о культуре поведения в общественных местах; название нашей страны и ее столицы, разнообразие водоемов.

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;

различать изученные группы растений и животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, за трудом людей.

^ Содержание программы 1 класс (66 ч)

Введение (2 ч)
Что и кто? (19 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (ПО усмотрению учителя).

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение (изучается по усмотрению учителя).

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Наш город (село), часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- название малой Родины; названия главной улицы и площади своего села;

- названия времен года, их последовательность;

- отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, ле­то),

основные дорожные знаки

- названия пяти-шести растений, произрастающих на при­школьном участке;

- названия пяти-шести изученных видов животных.
^ Учащиеся должны уметь:

- составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных

наблюдений.

Как, откуда и куда? (13 ч)

Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода.

Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо? Откуда берутся, хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и другие по усмотрению учителя)?

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- правила безопасного обращения с электроприборами;

- простейшие правила ухода за комнатными растениями;

- простейшие правила ухода за кошкой, собакой

^ Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила поведения в природе;

- правильно называть животных, некоторые растения.
Где и когда? (12 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров?

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- профессии взрослых; иметь представление о далеком прошлом;

- имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассни­ков;

- основные правила поведения на уроках и выполнять их;

- по четыре-шесть названий конкретных предметов, относя­щихся к учебным и спортивным принадлежностям, к спортивной одежде;

^ Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные формы обращения к взрослым и одно­классникам;

- правильно называть животных, имеющихся в классе, в школе.

^ Почему и зачем? (22 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?

Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- названия трех-четырех видов пассажирского транспорта;

- значение цветов светофора, различных указателей (стрелок, вывесок, дорожных знаков), к кому обратиться за помощью в слу­чае необходимости.

^ Учащиеся должны уметь:

- рассказывать об основных - отличительных признаках отдель­ных видов транспорта (троллейбус, трамвай, автобус и др.);

- соблюдать правила поведения на улице и в других обществен­ных местах;

- соблюдать правила поведения в парках, скверах, других мес­тах отдыха, охранять растения и животных.

- бережно относится к окружающей природе.

^ ОСОМ 1 класс

Учебно-тематический план

2 часа в неделю 66ч

Требования к знаниям и умениям учащихся к концу первого класса по предмету «Окружающий мир».

^ Учащиеся должны знать:

о природе: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
- основные сведения о своем селе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

- правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде;

- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; о культуре поведения в общественных местах;

- название нашей страны и ее столицы, разнообразие водоемов.

^ К концу первого класса учащиеся должны уметь:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;

- различать изученные группы растений и животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, за трудом людей

^ Под руководством учителя:

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- выполнять правила поведения в общественных местах.
^ Для реализации программного содержания используется учебно-методический компонент:

1.Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса: -М.

Просвещение, 2007 г.

2.Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас» 1 класс: М. Просвещение, 2007г.

3. Плешаков, А. А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков - И.: Просвещение, 2006.

4. Каткова, Е.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля для 1-го класса - М.: Интеллект-Центр, 2006.

5. Серия «Я познаю мир» под ред. Хинн О, - М.: АСТ, 1996.

6. Шпотова Т.В. Времена года: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры - М.: Просвещение, 2006.

Календарно-тематический план

ОСОМ 1 класс

(2 часа в неделю; 66 часов)

п/п

Наименование разделов, тем

Кол. ч

Дата

Вид

контроля




1 полугодие

32 ч










Что и кто?

19 ч







1-2

Здравствуй школа!

Мир вокруг нас

2

6.09, 8.09

самостоятельная работа

3

Что у нас над головой?

1

13.09

индивидуальный

4

Что у нас под ногами?

1

15.09

чтение наизусть

5

Что растёт на подоконнике?

1

20.09

индивидуальный

6

Что это за листья? Экскурсия

1

22.09

индивидуальный

7

Что такое хвоинки? Экскурсия

1

27.09

сочинение

8

Что общего у разных растений?

1

29.09

текущий опрос

9

Кто такие насекомые?

1

4.10




10

Кто такие рыбы?

1

6.10

индивидуальный

11

Кто такие птицы?

1

11.10

чтение наизусть

12

13

Кто такие звери?

2

13.10, 18.10

индивидуальный

14

Что такое зоопарк?

1

20.10

индивидуальный

15

Что окружает нас дома?

1

25.10




16

Что умеет компьютер?

1

27.10

текущий опрос

17

Что вокруг нас может быть опасным?

1

8.11

фронтальный

18

Что мы знаем о нашей стране и о своём городе?

1

10.11

индивидуальный

19

На что похожа наша планета?

1

15.11

фронтальный




^ Как, откуда и куда?

13 ч







20

Куда текут реки?

1

17.11

фронтальный

21

Откуда в наш дом приходит вода?

1

22.11

самостоятельная работа

22

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

24.11

индивидуальный

23

Откуда берутся снег и лёд?

1

29.11

чтение наизусть

24

Как живут растения?

1

1.12

индивидуальный

25

26

Как живут животные? Экскурсия

2

6.12. 8.12

индивидуальный

27

Как ухаживать за кошкой и собакой?

1

13.12

фронтальный

28


Как зимой помочь птицам? Экскурсия

1

15.12

текущий опрос

29

Как путешествует письмо?

1

20.12

фронтальный

30

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

1

22.12

индивидуальный

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

27.12

чтение наизусть

32

Откуда в снежках грязь?

Контрольная работа по теме: «Как и куда?»

1

29.12

индивидуальный




п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во ч

Дата

Вид

контроля




2 полугодие

34










^ Где и когда?

12







1

Когда придёт суббота?

1

12.01

текущий опрос

2

Когда наступит лето?

1

17.01

индивидуальный

3

Где живут белые медведи?

1

19.01

самостоятельная работа

4-5

Где живут слоны?

2

24-26.01

текущий опрос

6-7

Где зимуют птицы?

2

31.01

2.02

индивидуальный

8-9

Когда жили динозавры?

2

7-9.02

индивидуальный

10

Когда появилась одежда?

1

21.02

фронтальный

11

Когда изобрели велосипед?

1

22.02

текущий опрос

12-13

Когда ты станешь взрослым?

Тестирование

2

28.02

2.03

индивидуальный




Почему и зачем?

22







14

Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

7.03

индивидуальный

15

Почему на луне не живут люди?

1

9.03

индивидуальный

16

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

14.03

фронтальный

17

Почему звенит звонок?

1

16.03

текущий опрос

18

Почему радуга разноцветная?

1

21.03

фронтальный

19

Почему их так назвали?

1

2.04

индивидуальный

20-21

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Экскурсия

2

5-9.04

фронтальный

22-23

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Экскурсия

2

12-16.04

текущий опрос

24

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

19.04

фронтальный

25-26

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

2

23-26.04

самостоятельная работа

27

Зачем мы спим ночью?

1

30.04

индивидуальный

28

Зачем строят корабли?

1

3.05

чтение наизусть

29

Зачем нужны автомобили?

1

7.05

индивидуальный

30

Почему поезда такие длинные?

1

10.05

индивидуальный

31

Зачем нужны самолёты?

1

14.05

фронтальный

32

Зачем летают в космос?

1

17.05

текущий опрос

33-34

Почему мы часто слышим слово экология? Экскурсия

2

21-24.05

фронтальный

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2011 2015 годы
Изучение природоведения во 2 классе направлено на достижение учащимися следующих целей

Рабочая программа по математике для 6 класса на 2011 2015 годы
Рабочая программа по математике 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по информатике для 8 класса на 2011 2015 годы
Данная рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по информатике для 6 класса на 2011 2015 годы
Данная рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по информатике для 9 класса на 2011 2015 годы
Данная рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по информатике для 5 класса на 2011 2015 годы
Данная рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по окружающему миру (Перспективная начальная школа)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на...
Курс «Мы и окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России. Стержнем...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса на 2011 2015 годы
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница