«Лекарственные растения»




Скачать 210.78 Kb.
Название«Лекарственные растения»
Дата публикации19.03.2013
Размер210.78 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > География > Документы
Администрация Токаревского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек».

Педагогический проект

« Помощники Айболита»

Автор: Климанова В.В.

воспитатель 2 квалификационной

категории.

р. п. Токаревка, 2009.

Актуальность проекта: экологическое воспитание – одно из основных

направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.

Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства дошкольников.
Как показала диагностика, 30% детей подготовительной группы имеют недостаточный уровень знаний по теме « Лекарственные растения».
Таким образом, исходя из актуальности и диагностики, нами был разработан проект « Помощники Айболита».
^ Цель: изучение лекарственных растений, произрастающих на территории поселка «Токаревка».
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить знания дошкольников о названиях лекарственных растений, произрастающих на территории нашего поселка.
2. Познакомить детей с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т. д.).
4. Вовлечь детей в природоохранную деятельность.


Развивающие:
1. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
2. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
3. Использовать продуктивные виды деятельности для передачи своих чувств и эмоций, полученных в процессе познания.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Гипотеза: если дошкольники узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Новизна: новый подход мы видим в использовании современных гуманитарных технологий, позволяющих на практике применять принципы диалогизма, соразвития, открытости.
Обеспечение проекта:
1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины…).
2. Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, стенды, фонотека, посуда для экспериментирования, садово-огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, «модель растения», «Календарь за наблюдением роста и развития растений».
3. Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).
^ Целевые группы: воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель, библиотекарь, фармацевт.
Вид проекта: долгосрочный, познавательный.
Срок реализации: апрель – октябрь 2008 г.

^ По характеру контактов:
-внутрисадовые

-контакты с семьей

-контакты с общественностью
Методы проекта:

- наглядные

- словесные

- практические
^ Проектная идея: создать на территории детского сада небольшой огород лекарственных трав и растений.
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МДОУ детский сад «Тополек» в подготовительной группе под руководством воспитателя второй квалификационной категории Климановой Веры Владимировны.

Проект реализуется в совместной игровой деятельности детей - педагога-родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
^ Организация предметно-развивающей среды:
- в уголке книги - яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений.
- в игровом уголке – дидактические игры о лекарственных растениях и травах.
- фитобар – на коробочках с чаем, наклеены изображения лекарственных растений с их названием.
^ Этапы осуществления проекта:
1. Организационный (апрель – май 2008г.)
- проведение диагностики

- подбор методической литературы, картин

- изготовление пособий

- разработка бесед, развлечений, праздников, викторин, физкультминуток и т.д.

- тематическое планирование

- выбор объектов для экскурсий

- подбор музыкального репертуара

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

- на территории детского сада разбить небольшой огород лекарственных трав, а также изготовить таблицы – указатели с названиями растений, которые в дальнейшем будут там высажены.
^ 2. Реализация проекта (июнь – сентябрь).
3. Обобщающий этап (октябрь):
- Оформление книжки самоделки «Мое любимое лекарственное растение» (совместно с родителями)
- Выпуск плаката «Защита растений»
- Оформление гербария «Лекарственные растения и травы нашего поселка»
- Экологическая викторина «Знатоки лечебных трав»
- Проведение итогов мероприятий
- Анкетирование родителей по теме «Лекарственные растения»
- Определение результативности проекта
- Диагностика детей подготовительной группы по теме «Лекарственные растения нашего поселка».
- Презентация

^ План реализации проекта (апрель – октябрь 2008 г.)


Дата

м/г

Мероприятия, цель

Кто участвовал

Ответственные


04.08

05.08


05.08

05.08-

09.08

Диагностика уровня знаний детей по теме: «Лекарственные растения нашего поселка».
Цель: выявить уровень знаний дошкольников по теме: «Лекарственные растения».
Разбивка огорода на территории детского сада.
Цель: сформировать у детей представления о новых лекарственных растениях, развивать трудовые навыки.
Проращивание семян и высадка их в почву.
Цель: развивать мышление, наблюдательность, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- Наблюдение за ростом и развитием растений.
Цель: учить детей замечать все изменения, связанные с ростом и развитием растений, высаженных на участке детского сада.



Дети подготов.

группы.
Дети, родители, воспитатели.
Дети, воспитатель


Дети, воспитатели.



Воспитатель Климанова В. В.

Воспитатель Климанова В. В.

Воспитатель Климанова В. В.

Воспитатель Климанова В. В.




06.08

06.08

06.08

06.08


Мир искусства/ рисование
«Наши друзья – лекарственные растения».
Цель: учить дошкольников отличать лекарственные растения от обычных, отображать их строение в рисунке.
Мир искусства/ лепка
«Чудо – цветок».
Цель: учить дошкольников передавать характер цветка в лепке. Развивать эстетическое восприятие.
Мир искусства/ аппликация
^ Коллективная работа «Лекарственные растения».
Цель: учить детей вырезывать цветы, листья из бумаги аккуратно и наклеивать по контуру на картон.
Чтение художественной литературы.
Цель: ознакомить детей с произведениями художественной литературы экологической направленности.

-В. Бианки «О травах»

- Экологическая сказка «Шиповник»

- Т. Белозеров «Одуванчик».


Дети подгот.

группы.

Дети подгот.

группы.



Воспитатель Климанова В. В.

Воспитатель Климанова В. В.




Дети подгот.

группы.

Дети подгот.

группы.



Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.



06.08

06.08

06.08


06.08


06.08

В течение всего проекта.


Беседа «Лекарственные растения нашего участка».
Цель: способствовать формированию представлений дошкольников о лекарственных растениях, сезонных изменениях. Развитию у детей умения обобщать по существенным признакам.
Беседа «О пользе лекарственных растений».
Цель: познакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений нашего поселка.
«Первые цветы на участке».
Цель: создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами (мать - и мачеха, одуванчик), их разнообразием, с особенностями строения.
Родительское собрание «Целебные травы»

Цель: познакомить родителей с разнообразием лекарственных трав, их применением в лечении простудных заболеваний, включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

^ Экскурсия на луг

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими на лугу, их названиями, строением, способствовать развитию умения обобщать, доказательно строить свое суждение.

^ Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- подвижная игра «Танец растений».
Цель: на основе представлений детей о растениях, развивать познавательные процессы (внимание, память), а также двигательную активность детей.
- упражнения на развитие дыхания «Аромат цветов», «Одуванчик».
^ Цель: развивать дыхательную систему дошкольников.

- физкультминутка «Мой цветок», «Пробуждение цветка».
Цель: расслабить мышечную систему дошкольников.




Дети подгот.

группы.

Дети подгот.

группы.
Дети подгот.

группы.

Дети подгот.

группы, родители, воспитатель.

Дети подгот.

группы, воспитатель.

Дети подгот.

группы.





Воспитатель Климанова В.В.


Воспитатель Климанова В.В.


Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.







В течение всего проекта.


06.08

07.08

07.08

07.08

07.08

07.08

07.08


07.08

07.08

07.08

07.08

07.08

08.08


08.08

08.08


08.08


08.08


09.08

09.08

В течение всего проекта.


10.08


10.08


Психологическая разгрузка

Релаксация.
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

- упражнение «Я цветок»

- «Цветы и ветерок»

- этюд «Дождик и цветы».
^ Слушание музыки.

Цель: формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

- В. Моцарт «Цветы»

- П. И. Чайковский «Вальс цветов»

- Ю. Чичков «Волшебный цветок»

- М. Протасов «Одуванчик»

^ Дидактическая игра

«Цветок – имя».
Цель: учить дошкольников разбираться в названиях лекарственных растений, сортировать их по отличительным и сходным свойствам.
Мир искусства/ рисование

«Чудо - растения».
Цель: побуждать дошкольников отображать в рисунке многообразие лекарственных растений.

- портрет «Улыбка растения».

Цель: развивать графические навыки. Образное мышление дошкольников.
Мир искусства/ лепка

«Корзинка с цветами».
Цель: учить детей передавать в лепке относительную величину корзины и растений, строение, расположение отростков, их примерное число, характерный цвет растения.
^ Чтение художественных произведений.
Цель: ознакомить детей с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- А. Пришвин «Иван – чай».

- Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения».
«Мой любимый целебный цветок».

Цель: создать условия для наблюдения на участке детского сада за лекарственными растениями, их внешним видом, строением.
^ Беседа о лекарственных растениях нашего поселка.

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 
наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных 
растений. Закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений.

^ Экскурсия в природу (в парк).

Цели:

— познакомить детей с одной из дат народного земледельческого календаря — 7 июля — днем Ивана Купалы, после которого следует собирать лекарственные растения;
— научить детей различать и правильно называть растения и познакомить с их лечебными свойствами;
— дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы — залог долгой жизни человека».

^ Праздник «В царстве лекарственных растений».

Цель: развивать умение рационально использовать лекарственные растения для оздоровления организма, находчивость, смекалку, память, вызвать радостное настроение у всех участников праздника.

Домашнее задание (индивидуально для каждого ребенка).

Собрать информацию о лекарственных растениях нашего поселка: (календула, чабрец, одуванчик, мята, мать – и – мачеха, шиповник).

Цель: развивать поисковую деятельность дошкольников, способствовать обогащению и углублению знаний о данных лекарственных растениях.

^ Экскурсия в детскую библиотеку.

Цель: познакомить дошкольников с разнообразием художественной литературы по теме «Лекарственные растения».

Дидактическая игра «Танец растений».

Цель: развивать у дошкольников творческое мышление, воображение, любознательность.

^ Тематический вечер: игра – прогулка «Лекарственные растения».

Цель: обобщить знания дошкольников о лекарственных растениях, их пользе, бережном отношении к ним.

^ Экскурсия в аптеку.

Цель: познакомить детей с работой фармацевта, разнообразием лекарственных трав, продаваемых в аптеке.

Прогулка по экологической тропе.

Цель: развивать умение работать с планом экологической тропинки.

^ Дидактические игры

- «Угадай по запаху».

Цель: учить детей разбираться в разнообразии лекарственных трав, находить нужные по определенным свойствам.

- «Как лечит это растение?».

Цель: расширить знания детей о том, как лекарственное растение помогает в оздоровлении человека.

Мир искусства/ аппликация.

«Растения нашего участка».

Цель: учить детей аккуратно вырезывать цветы и листья из бумаги, сложенной вдвое.

^ Викторина «Знатоки лечебных трав».

Цель: развивать память, смекалку, воображение дошкольников, систематизировать знания детей по теме «Лекарственные растения».

^ Дидактическая игра «Сочинялки».

Цель: развивать умение сочинять загадки, рассказы, стихи, сказки о лекарственных растениях и травах, а также мыслительную деятельность дошкольников.

^ Трудовая деятельность.

Цель: формировать у дошкольников трудовые навыки и умения по уходу за растениями, развивать желание видеть свой участок красивым и эстетичным.

- полив почвы

- рыхление почвы

- прополка сорняка.

Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы по теме: «Лекарственные растения нашего поселка».

^ Цель: выявить уровень знаний и навыков детей по данной теме.

Анкетирование родителей по теме «Лекарственные растения».

Цель: выявить уровень знаний родителей по данной теме.



Дети подгот.

группы.

Дети подгот.

группы, музыкальный руководитель.


Дети подгот.

группы.


Дети подгот.

группы.

Дети подгот.

группы.

Дети подг. группы.

Дети подг. группы, воспитатели.

Дети подг. группы, воспитатель.

Дети подг. группы, воспитатель.

Дети подг. группы, воспитатель.

Дети подг. группы, воспитатель, родители.
Дети подг. группы, родители.

Дети подг. группы, библиотекарь.

Дети подг. группы.


Дети подг. группы.


Дети подг. группы, фармацевт.
Дети подг. группы.

Дети подг. группы.

Дети подг. группы, воспитатель.

Дети подг. группы.


Дети подг. группы.


Дети подг. группы.

Дети подг. группы, воспитатель.

Дети подг. группы, воспитатель.

Родители, воспитатель.



Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Музыкальный руководитель.
Родители.

Библиотекарь.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В., фармацевт.


Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.
Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.


Воспитатель Климанова В.В.

Воспитатель Климанова В.В.


^ Дальнейшее развитие проекта:
оформление сборника (альбома) лекарственных растений, включающий в
себя: фотоматериалы, народные рецепты, рисунки, рассказы, загадки о
целебных травах, выращиваемых на нашем огороде.
^ Критерии отслеживания результативности:
- осознанное, бережное отношение к лекарственным растениям;
- приобретение коммуникативных навыков у дошкольников;
- упрочнение контактов « педагог – дети – родители»;
- рост активности родителей в педагогическом проекте;
-повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогами;
- увеличение времени совместных дел родителей – детей – педагогов;
- накопление бесценного материала по теме: «Лекарственные растения»:

гербарий, книжка – самоделка, плакаты, поделки и т.д.
- сформированные знания у дошкольников о разнообразии лекарственных растений нашего поселка;
- создание картотеки лекарственных растений;
- обогащение словаря дошкольников по теме «Лекарственные растения»: мелисса, календула, шалфей, валериана, разновидности мяты и т.д.
Методы оценки:
- наблюдения
- беседы
- анализ продуктов творчества дошкольников…
Литература:

  1. А.В. Кочергина. Сценарий занятий по экологическому воспитанию. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Е.А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.

  3. Л.А. Владимирская. От осени до осени. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Л.И.Иванова. Живая экология. – М.: Просвещение, 2005.

  5. С.Н. Николаева. Юный эколог. – М.: Просвещение, 2002.

  6. К. Люцио. Растительный мир. – М.: ВАКО, 2007.

  7. Н.А.Рыжова. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Пресс, 2002.

  8. С.Я. Соколов. Справочник по лекарственным растениям. – М. Л – Пресс, 2002.

  9. Т.В. Шпотова. Цвет природы. – М.


Маша С.,6 лет
Одуванчик растет на лугах, в садах, вдоль дорог. Его используют для лечения разных болезней. Пьют отвар корня. Из листьев делают салат.
^ Настя Д., 6,5 лет
Одуванчик является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках.  Плоды- семянки с хохолком. Цветет  растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликозид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин. А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика  приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).
Олег К., 6,5 лет
Календула или  ноготки  семейства астровых - однолетнее растение  яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков  календулы - прекрасное бактерицидное  и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.
Вика М., 6 лет
Мать – и – мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это  многолетнее растение  похоже на одуванчик, но значительно меньше размером.  Цветы - корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками (видоизмененными листьями).

На ночь и на ненастье цветок мать - и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение   отцветает, вырастают сердцевидные  бурые листья.

Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет.   От чего, видимо, и произошло название.

Настойка из цветов и листьев этого растения  употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Егор Н., 6 лет
       Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось очень давно.

Лекарственные растения - важнейший    источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств  готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение  для детей. Лекарственные растения  не трудно  вырастить  из семян, можно размножить черенками или делением луковиц.  Уход за зеленой аптекой не сложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.
Катя А., 6,5 лет
Крапива -

это многолетнее  травянистое растение семейства  крапивных. Листья и  стебель крапивы покрыты  мелкими жгучими  волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина. С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют, как свежую, так и высушенную крапиву. Используется  растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.
Наташа В., 6 лет
Ромашка аптечная -

однолетнее пахучее растение с тонким  ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы.  Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация «Лекарственные растения Краснодарского края»
Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная)...

Тест “ Растения”. ( окружающий мир 2 класс ). Растения, у которых один одревесневший корень это

Какой воды на Земле больше?
Верно ли то, что царство растений делят на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения

Задачи. Коррекционно обучающие: учить выделять части растения гороха, характеризуя
Цель: ознакомление учащихся со строением растения гороха на текстовом материале учебника

Урок развития речи в 3 классе Подготовила учитель начальных классов...
«растения»; отработка умения составлять описательный рассказ; развитие словообразовательной функции речи

Пояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Грибы. Растения авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д....

Аптечка туриста. Какие лекарства взять с собой в отпуск?
Как правило, визит к доктору – удовольствие недешевое. К тому же, он отнимет у вас много времени. Следует помнить и о том, что названия...

Темы Общее количество часов в том числе
Выполнение буквы, напоминающей образ, какого-либо растения (цветка, дерева и т п.)

Каковы особенности вторичного анатомического строения корня двудольного растения?
Хламидомонада: строение, питание, размножение. Использование водорослей в животноводстве и в космических исследованиях

Растения
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница