Рабочая программа по экологии растений для 6 класса Составитель: учитель экологии




Скачать 132.28 Kb.
НазваниеРабочая программа по экологии растений для 6 класса Составитель: учитель экологии
Дата публикации19.04.2013
Размер132.28 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании Зам. директора Директор

методического объединения по УВР МОУ Токарёвской СОШ № 2

учителей _________ /Л.В. Попова/ __________ /С.Н. Устинова/
Протокол № ______

от «___»сентября 2011г. «___» сентября 2011г. «___» сентября 2011г.
Руководитель МО

__________ / Т.В. Старикова /

Рабочая программа

по экологии растений

для 6 класса


Составитель: учитель экологии

МОУ Токаревской СОШ № 2

Фролова Светлана Владимировна


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Экология растений» изучается в 6 классе и по существу служит логичным продолжением предмета «Биология. Растения».

^ Цель курса: развитие познавательного интереса к окружающей среде, главной составляющей которой является мир растений. Обучающиеся знакомятся с многообразием взаимоотношений у живых организмов в природе.

Курс способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой активности обучающихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Внимание обучающихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы.

Программа курса «Экология растений» включает 17 часов. Она разработана на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования по биологии и призвана обеспечить опережающее понимание изменения животного мира на локальном и региональном уровне.

Рабочая программа составлена на основе программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология растений» (А.А.Соколов и Л.А. Соколов (2006 г)).

Предлагаемая программа предусматривает использование в процессе изучения курса «Экология растений» материалов, касающихся исключительно представителей местной флоры и знакомство с разнообразием растительности родного края. Данная особенность программы значительно облегчает задачу учителя и способствует активизации краеведческих исследований.

Программа реализуется на основе учебника А.С. Соколова, Л.А. Соколова «Экология растений».

Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, экскурсия.

^ Педагогические технологии:

1. активно – деятельное воспроизводство содержания предмета.

2. расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.

3. опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).

Механизм формирования ключевых компетенций:

  • проблемный способ изложения новой темы

  • проведения мини-исследований на основе изучения материала

  • вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из данного курса

  • ситуативные упражнения и игры экологической направленности

  • проектная деятельность

  • самостоятельная исследовательская деятельность


Нормативные документы


  • Базисный учебный план.

  • Федеральный компонент государственного стандарта.

  • Примерные программы на основе ГОС.

  • Федеральный перечень учебников.

  • Требования к оснащению образовательного процесса.
Содержание рабочей программы

  1. Введение в экологию. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина (1 час)

Экология, как наука. Экология растений. Факторы окружающей среды.

^ Учащиеся должны:

определять понятия «Экология», «Экология растений», факторы окружающей среды, выделять предметы и объекты исследования, обосновывать значение растений в хозяйственной деятельности человека.


  1. Абиотический фактор – солнечная радиации (1 час).

Фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гелиофиты и сциофиты; значение света в жизни растений

^ Учащиеся должны:

знать основные понятия: фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гелиофиты и сциофиты; объяснять значение света в жизни растений, уметь классифицировать растения по отношению к свету.


  1. Почва в жизни растений (1 час).

Почва, гумус, минеральные вещества, эрозия, плодородие; классификация растений по отношению к почве; причины эрозии и деградации почвы

^ Учащиеся должны:

определять понятия почва, гумус, минеральные вещества, эрозия, плодородие; классифицировать растения по отношению к почве; объяснять причины эрозии и деградации почвы и находить пути решения проблемы.


  1. Вода в жизни растений (1 час).

Физические свойства почвы, биологическое значение воды; классификация растений по отношению их к воде. Мелиорация, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.

^ Учащиеся должны:

знать физические свойства почвы, биологическое значение воды; классифицировать растения по отношению их к воде; объяснять адаптацию растений к произрастанию на почвах с разной обеспеченностью водой; определять понятия мелиорация, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.


  1. Температура в жизни растений (1 час).

Классификация растений по отношению к температуре. Оптимальная температура, стратификация семян, фенология, рельеф, экспозиция.

^ Учащиеся должны:

знать температурные границы жизни растений; классифицировать растения по отношению к температуре, объяснять адаптацию растений к разным температурным условиям.

Определять понятия: оптимальная температура, стратификация семян, фенология, рельеф, экспозиция.

  1. Воздух (атмосфера) в жизни растений (1 час).

Газовый состав атмосферы, растения индикаторы загрязнения воздуха , процесс дыхания растений. Прозрачность атмосферы, анемофилия, анемохория.

^ Учащиеся должны:

знать газовый состав атмосферы, растения индикаторы загрязнения воздуха ,объяснять процесс дыхания растений.

Определять понятия: прозрачность атмосферы, анемофилия, анемохория.

Тест №1(по теме 1-6)


  1. Растительные сообществ (3 часа).

Основные растительные сообщества Тамбовской области, видовое разнообразие растений данных сообществ, внутривидовые и межвидовые взаимоотношения растений в сообществах. Фитоценоз, биоразнообразие, паразитизм, конкуренция.

^ Учащиеся должны:

знать основные растительные сообщества Тамбовской области, определять видовое разнообразие растений данных сообществ, характеризовать внутривидовые и межвидовые взаимоотношения растений в сообществах.

Определять понятия: фитоценоз, биоразнообразие, паразитизм, конкуренция.

Тест №2(по теме «Растительные сообщества»)

  1. Сообщества живых организмов (2 часа).

Биоценоз, продуценты, консументы.

^ Учащиеся должны:

определять понятия: биоценоз, продуценты, консументы.

Знать составляющие биоценоза, определять пищевые связи.


  1. Охрана окружающей среды (2 часа)

Агроландшафты, урбанизация, ООПТ. Основные экологические факторы и степень их воздействия на растения в условиях Окско-Донской равнины.

^ Учащиеся должны:

определять понятия: агроландшафты, урбанизация, ООПТ.

Знать основные экологические факторы и степень их воздействия на растения в условиях Окско-Донской равнины.

Творческие работы.


  1. Фитоценозы ближайших окрестностей школы (1 час)

Экскурсия.

Учащиеся должны:

Уметь анализировать сезонные изменения в фитоценозах, встречающихся в окрестностях школы.


  1. Растения из красной книги Тамбовской области (2 часа).

Растения из региональной Красной книги, основные формы и методы охраны редких растений области.

^ Учащиеся должны:

знать виды растений из региональной Красной книги, основные формы и методы охраны редких растений области и применять эти знания на практике.


  1. Итоговый семинар.

Тест №4.(Итоговый)
Учебно-тематический план






п\п

Наименование темы

Всего часов

Контрольные мероприятия

1

Введение в экологию. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина.

1

опрос

2

Абиотический фактор – солнечная радиация.

1

опрос

3

Почва в жизни растений.

1

опрос

4

Вода в жизни растений.

1

опрос

5

Температура в жизни растений.

1

опрос

6

Воздух (атмосфера) в жизни растений.

1

Тест №1




^ Растительные сообщества.

3

1 тест

7

Растительные сообщества.

1

опрос

8

Растительные сообщества дубравы, хвойного леса, луговой степи.

1

опрос

9

Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых, или сфагновых болот

1

Тест №2




^ Сообщества живых организмов.

2




10

Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений.

1

опрос

11

Сообщества живых организмов. «Насекомоядные» растения. Роль грибов и бактерий в фитоценозе.

1

опрос

12

Растительность Тамбовской области и ее изменение в результате хозяйственной деятельности человека.

1

опрос

13

Охрана растительного мира Тамбовской области.

1

опрос




^ Растения из Красной книги Тамбовской области.

2




14

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения лесов.

1

Творческие работы

15

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения степей.

1

Творческие работы

16

Фитоценозы ближайших окрестностей школы (экскурсия).

1

Отчет об экскурсии

17

Итоговый семинар.

1

Творческое задание


^ Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающиеся должны

Знать:

  • определение основных понятий и терминов в курсе «Экология растений»;

  • основные экологические факторы и степень их воздействия на растения в условиях Окско-Донской равнины;

  • роль естественного биотического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;

  • виды растений из региональной Красной книги, произрастающие в области, районе;

  • основные формы и методы охраны редких растений и применять эти знания на практике;

уметь:

  • классифицировать растения по экологическим группам на основании их внешней морфологии;

  • объяснять связи между особенностями внешней морфологии растений и условиями, в которых они произрастают;

  • характеризовать основные растительные сообщества, уметь анализировать сезонные явления в данных фитоценозах;

  • замечать факты негативного воздействия человека на окружающую среду и стараться принимать шаги по их ликвидации;

  • применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных растений.


Литература и средства обучения.

  1. А.С. Соколов, Л.А. Соколов «Экология растений»

  2. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология растений» (А.А.Соколов и Л.А. Соколов (2006 г) с методическими рекомендациями.

  3. Красная книга Тамбовской области.

  4. Атлас Тамбовской области.


^ Календарно-тематический план


№ по п/п

№ по теме

Тема урока

Дата

Формы и виды контроля

план

факт.

1

1

Введение в экологию. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина. Что изучает экология человека.







опрос

2

2

Абиотический фактор – солнечная радиация.







опрос

3

3

Почва в жизни растений.







опрос

4

4

Вода в жизни растений.







опрос

5

5

Температура в жизни растений.







опрос

6

6

Воздух (атмосфера) в жизни растений.







опрос

7

7


Растительные сообщества. Растительные сообщества дубравы, хвойного леса, луговой степи.







опрос

8

Растительные сообщества дубравы.







Тест №1

9

Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых, или сфагновых болот







опрос

10

8

Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений.







опрос

11

Сообщества живых организмов. «Насекомоядные» растения. Роль грибов и бактерий в фитоценозе.







опрос

12

9

Растительность Тамбовской области и ее изменение в результате хозяйственной деятельности человека.







опрос

13

10

Охрана растительного мира Тамбовской области.







Опрос

Тест №2

14

11


Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения лесов.







Творческие работы

15

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения степей.







Творческие работы

16

12

Фитоценозы ближайших окрестностей школы (экскурсия).







Отчет об экскурсии

17

13

Итоговый семинар.







Творческое задание




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по экологии человека для 8 класса Составитель: учитель экологии
...

Рабочая программа по экологии животных для 7 класса Составитель: учитель экологии
...

Рабочая программа по географическому краеведению для 6 класса Составитель: учитель экологии
Для обеспечения преемственности образовательной политики в Тамбовской области, совершенствования образовательного процесса в число...

Биология / экология / естествознание биология. Рабочая тетрадь для...
Учебник предназначен для изучения экологии и адресован учащимся 10-11 классов. Он содержит сведения по общей и социальной экологии,...

Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по экологии №
К участию в экскурсиях по экологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский ос­мотр...

Рабочая программа по историческому краеведению для 7-9 класса составитель: учитель истории
Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность...

Рабочая программа по экологии растений для 6 класса Составитель: учитель экологии iconФизиология растений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения факультета экологии и биологии. Данное пособие включает...

Нетрадиционный курс 5 класс. Автор-составитель: учитель экологии...
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования

Рабочая программа по биологии 8 класса Учитель биологии Воеводина Е. Е
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни...

Сценарий агитбригады по экологии «Кем быть?»
Моу «сош №53» 22 марта 2012 года проходил областной семинар учителей экологии и географии на тему: «Роль предмета экологии в выборе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница