Пояснительная записка Данная авторская программа работы кружка «Минералогия»




Скачать 124.95 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная авторская программа работы кружка «Минералогия»
Дата публикации19.03.2013
Размер124.95 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > География > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 городского округа – город Камышин.
Рассмотрено Утверждаю

на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ №7

совета МБОУ СОШ №7 ________ П.В. Пелюкшева

протокол № ______ «____» ________ 20

от «____» ______ 20 Приказ № ____

«Минералогия»

модифицированная авторская программа работы кружка.

Разработчик: Вавилина Е.М.(высшая категория)

Заместитель директора По УВР (экология)

МБОУ СОШ №7 городского округа –

город Камышин Волгоградской области


Камышин 2011
Пояснительная записка

Данная авторская программа работы кружка «Минералогия» была разработана в 2006 году Вавилиной Е. М. заместителем директора по УВР (экология) МОУ СОШ №7 и педагогом дополнительного образования Кравченко Л.И. Программа была утверждена Волгоградским государственным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования и разрешена к внедрению в учебный процесс. В связи с истечением срок реализации программы, программа переделана с небольшими изменениями заместителем директора МБОУ СОШ №7 по УВР (экология) Вавилиной Е.М.

По своей целевой направленности программа работы кружка «Минералогия» является прикладной и предпрофессиональной, по содержательной направленности туристско- краеведческой, предполагает краткосрочную кружковую форму работы рассчитанную на один год обучения – 216 часов в год, с недельной нагрузкой 6 часов, два занятия по три часа. Во время походов и экскурсий продолжительность занятий может быть увеличена.

Данная программа была разработана в городе Камышине впервые, в связи с функционированием в МБОУ СОШ №7 города Камышина, уникального в своем роде, школьного музея минералогии, и наличия большого многообразия минералов и горных пород в его экспозициях. Второй вариант программы отличается от первоначальной только количеством часов отводимых на изучение тем. Изменены количество часов в следующих разделах. Уменьшено на три часа темы физические свойства минералов, определение минералов, основные группы минералов. Освободившиеся часы добавлены в тему кристаллография и в полевой практикум. Учащиеся, после посещения музея, проявляют большой интерес к изучению камней. Кружок позволяет создать условия для профессионального самоопределения школьников, творческой самореализации личности ребенка. Программа разработана с учетом современных требований к дополнительному образованию школьников, на принципах научности, доступности, преемственности. Кружок является дополнением к профильному изучению химии.

Данная программа может быть реализована при работе с детьми 8-10 классов ( могут быть и исключения), так как обучающиеся в кружке должны иметь определенные знания по химии, физике, географии и физически быть готовыми к многочасовым походам. В этом возрасте обучающиеся уже могут самостоятельно работать с научной литературой, определителями, реферировать литературу, делать определенные выводы. В группах должно быть не более 15 обучающихся. Кружок может быть сформирован в условиях общеобразовательной школы при наличии большой коллекции минералов и горных пород, оборудованного для кружковой работы кабинета, преподавателя имеющего определенные знания в области минералогии и при наличии специальной и научной литературы по профилю кружка. Эти условия в МБОУ СОШ № 7 имеются.

Обучение по данной программе предполагает получение не только специальных знаний, но и большую воспитательную работу по экологии и краеведению, формирование интереса к изучению природы Родного края, трудовое воспитание, бережного отношения к богатствам недр нашей Родины.

Основная цель работы кружка:

«Сформировать целостное представление об окружающей среде и интерес к минералогии».

Задачи кружка:

  • овладение кружковцами основ знаний по минералогии (условия образования минералов в природе, состав и свойства минералов и горных пород и их применение);

  • формирование эколого-краеведческих знаний;

  • развитие интереса к геологии, химии, физике и стремления изучать окружающий мир;

  • формирование гражданственности, патриотизма через воспитание бережного отношения к богатствам недр и их рационального использования.

Для успешного освоения основ знаний по минералогии необходимо сочетание занятий проводимых в аудитории, где предполагается проведение лекций , бесед, лабораторных и практических работ, работа со справочной литературой, определителями и занятий проводимых в форме экскурсий. Кроме экскурсий нужны походы как однодневные так и многодневные. Походы и экскурсии проводятся весной, осенью, летом и составляют полевую практику.

Для формирования теоретических знаний, приобретения практических навыков необходимо использование специальной литературы, в том числе определителей минералов и горных пород, а также большая коллекция камней, учебные коллекции минералов и горных пород. Необходимы химические реактивы и химическое оборудование.

Программа рассчитана в основном на применение фронтальной формы обучения, но с применением групповой и индивидуальной работы по отдельно взятым темам, на практической работе.

В структуру программы входят

Методы контроля. После прохождения больших разделов необходимо проводить тестирование. После работ в природе обязательно проводить работы по научному обоснованию результатов исследований с дальнейшей защитой или презентации. Методами контроля могут быть и защита реферативных работ с определенной научной литературой, выставка камней в школе, вне школы, разработка и проведение познавательных и учебных экскурсий.

Ожидаемые результаты работы кружка «Минералогия»

Кружковцы к концу обучения должны знать:

  • основные понятия по минералогии (минералогия, минерал, горная порода, Земная кора, шкала Мооса, кристаллическая решетка, кристаллография,);

  • основные способы образования минералов и горных пород;

  • строение кристаллических решеток и особенности их проявления в природе;

  • основные параметры физических свойств минералов;

  • правила описания и определения минералов;

  • минералы Родного края;

  • правила поведения в природе, правила техники безопасности.

Кружковцы к концу обучения должны уметь:

  • определять способы образования минералов и горных пород;

  • измерять минералы;

  • по свойствам кристаллов опредлятьвид кристаллической решетки;

  • объяснять химическую формулу;

  • определять удельный вес, твердость, прозрачность, блеск минералов;

  • определять основные минералы по внешнему виду и физическим свойствам;

  • уметь вести поисковую работу в природе;

  • уметь работать со справочной литературой, с определителями;

  • описывать горные породы и минералы.

В конце учебного года , после прохождения программы подводятся итоги работы кружка. Для этого можно использовать следующее:

  • научно- исследовательская конференция;

  • выставка минералов;

  • выставка научно исследовательских работ;

  • проведение соревнований в природе;

  • защита творческих работ, проектов.

    На заключительном занятии присутствуют все члены кружка.



Содержание программы работы кружка «Минералогия».
Тема I.

Введение в минералогию. 6 часов.

История развития минералогии и его значение в народном хозяйстве. Порода.

Экскурсия по музею минералогии. Ознакомительная.

Формы занятий:

Фронтальная коллективная работа, работа в группах. Экскурсия.

Методическое обеспечение темы:

Учебно- демонстрационная коллекция минералов и горных пород. Беседа. Рассказ на основе демонстрации камней.

Тема 2.

Как образуются минералы? 18 часов.

Планета Земля. Форма планеты Земля. Оболочки Земли. Литосфера. Физические свойства и состав Земной коры.

Условия образования минералов: магматический, гидротермальный, метаморфический, пегматитовый. Местные минералы ( песчаник, мел, известняк, опока). Условия их образования.

Окаменелости. Условия и время их образования. Окаменелые деревья Волгоградской области.
^ Формы проведения занятий.

Лекция. Коллективная работа. Работа в группах. Беседа.

Практическая работа. «Определение способов образования минералов в Земной коре».
^ Методическое обеспечение.

Коллекции минералов по основным способам образования минералов в земной коре.

Местный материал: песчаник, кварцевый песок, опока, мел, известняк, окаменелости.
Тема 3.

Кристаллография. 21 час.

История развития кристаллографии. Химическая связь, ее виды.

Кристаллическая решетка. Тип кристаллической решетки и свойства кристаллов и минералов. Основные свойства кристаллов. Открытые и скрытно - кристаллические формы минералов. Определение типа кристаллической формы по образцам минералов, работа в музее минералогии.

Природные кристаллы: аметист, горный хрусталь, кальциты, гипсовые розы, гранаты, кристаллы рудных минералов.

Драгоценные и полудрагоценные камни (самоцветы).

Искусственные кристаллы. Их значение.

Агаты.

Формы проведения занятий:

Лекция. Коллективная работа. Работа в группах. Самостоятельная работа с литературой. Реферирование литературы.

Практикум.

Измерение кристаллов. Изучение свойств кристаллов.

Выращивание кристаллов медного купороса.

Методическое обеспечение темы.

Таблицы:

-типы химической связи;

  • кристаллические решетки.

Кристаллические решетки (модели). Природные кристаллы: аметист, горный хрусталь, кальцит, гипсовая роза, гранаты, кристаллы рудных минералов.

Литература по минералогии.

Соли – медный купорос, поваренная соль. Химическая посуда.
Тема 4.

Химия минералов. 9 часов.

Химический состав и химическая формула минералов. Примеси. Изменение свойств кристаллов от наличия примесей (горный хрусталь).

Элементарная ячейка, число молекул в элементарной частице.

Химические анализы минералов. Качественные реакции. Определение минералов в природе (карбонаты, хлориды, фосфаты). Основы химического анализа в минералогии.

Формы проведения занятий.

Лекция. Фронтальная работа. Работа в группах при проведении химического анализа.

Практикум.

Определение карбонатов, хлоридов, фосфатов.

Методическое обеспечение темы.

Коллекция минералов - карбонаты, хлориды, фосфаты. Растворы нитрата серебра, соляная кислота. Химическая посуда к практической работе.

Тема 5.

Физические свойства кристаллов. 18 часов

Удельный вес. Оптические свойства минералов. Форма кристаллов.

Спайность, прочность, твердость. Шкала Маоса.

Магнитные и электрические свойства минералов.

Термические свойства минералов. Поверхностные свойства минералов. Радиоактивность минералов.

Формы проведения занятий.

Лекция. Беседа. Фронтальная и групповая работа. Работа с литературой, реферирование литературы.

Практикум.

Определение физических, магнитных свойств минералов.

Защита творческих работ.

Методическое обеспечение темы.

Коллекции минералов.

Шкала твердости Маоса. Магниты. Весы. Учебная литература по минералам.
Тема 6

Определение минералов . 18 часов.

Внешний осмотр минералов. Форма кристаллов, прозрачность, блеск.

Определение минералов по внешнему виду (горный хрусталь, агаты, ониксы, окаменелые деревья).

Ассоциации минералов. Друзы, щетки, одиночные кристаллы.

Горные породы. Определение горных пород.

Формы проведения занятий.

Фронтальная и групповая работа, работа в парах.

Практикум.

Музейные занятия. Определение минералов по физическим свойствам.

Определение минералов по ассоциациям.

Определение и описание горных пород.

Работа с литературой. Подготовка материала для рефератов, экскурсий.

Защита рефератов, самостоятельное проведение экскурсий.

Методическое обеспечение темы.

Образцы минералов по основным группам, экспонаты музея минералогии.

Литература по минералогии, дополнительная литература.

Таблицы, наборы открыток с минералами и горными породами.
Тема 7.

Основные группы минералов. 51 часов.

Самородные минералы. Сера. Медь. Золото.

Сульфиды, их значение и применение.

Оксиды.

Соединения кремния. Кремний в земной коре. Кристаллические и скрытно-кристаллические формы соединений кремния. Оксид кремния. Речной песок.

Агаты и ониксы. Их многообразие. Условия образования. Аметисты. Горный хрусталь. Песчаник – основной минерал Волгоградской области.

Осколки древней жизни. Окаменелые деревья.

Янтарь. Жемчуг. Его образование.

Пиритизированные конкреции.

Галоиды. Поваренная соль. История соляного промысла. Озеро Эльтон.

Карбонаты. Мел. Мрамор. Известняк. История происхождения, влияние природных условий. Значение карботнатов.

Сульфаты. Гипс. Жесткость воды. Природная вода Волгоградской области, её жесткость.

Фосфаты. Их применение.

Полезные ископаемые. Основные группы полезных ископаемых.

Руды в природе. Металлы в истории человечества. Горючие полезные ископаемые.

Нерудные полезные ископаемые.

Формы проведения занятий.

Фронтальная, групповая работа , работа в парах. Лекция. Беседа. Работа с литературой. Музейные занятия. Работа с определителями. Реферирование литературы. Защита рефератов.

Экскурсия на песчаный карьер.

Практикум.

Внешний осмотр минералов. Определение минералов.

Изучение и описание минералов школьного музея минералогии.

Изучение и описание полезных ископаемых.

Методическое обеспечение темы.

Образцы минералов по основным группам, экспонаты музея минералогии. Презентации по минералам. Мультимедийная установка.

Таблицы по минералам. Наборы открыток. Специальная и дополнительная литература.
Тема 8.

Минералы Родного края. 18 часов.

Историческое прошлое Волгоградской земли.

Основные минералы и горные породы Волгоградской области.

Мел. Меловые отложения. Меловые горы. История их образования.

Известняки. Их использование. Особенности их образования.

Кварцевые пески.

Фосфаты. Руды.

Формы проведения занятий.

Лекция. Беседа. Рассказ.

Фронтальная и групповая работа, работа в парах.

Работа с литературой, с определетилями.

Экскурсии.

Экскурсия на стекольный завод.

Экскурсия на завод силикатного кирпича.

Экскурсия в окрестности города Камышина.
Тема 9.

Полевой практикум. 63 часа.

Экскурсии и походы в окрестностях г. Камышина и Камышинского района с целью сбора экспонатов для школьных музеев минералогии и экологии.

Работа со справочной литературой., с определителями. Выполнение творческих работ, творческих отчетов.

Формы проведения занятий.

Экскурсии, походы. Работа со справочной и специальной литературой. Выполнение творческих работ и их защита.

Методическое обеспечение темы.

Определители, специальная и справочная литература. литература.

Оборудование для походов и экскурсий (молотки, зубила, кувалда
Тема 10.

Подведение итогов работы кружка. 6 часов

Проведение конференции. Защита творческих работ.

Учебно – тематический план кружка «Минералогия»


№п/п

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теории

Практики

Экскурсий и походов

1.

Введение в минералогию

6

2

3

1

2.

Как образуются минералы?

9

3

3

  1. 3

3.

Кристаллография

18

6

12




4.

Химия минералов

9

3

6




5.

Физические свойства минералов

18

6

12




6.

Определение минералов

18

5

13




7.

Основные группы минералов

51

16

32

3

8.

Минералы Родного края

18

2

4

12

9.

Полевой практикум

63

3

9

51

10

Подведение итогов работы кружка

6

1

5







Итого

216

47

99

70

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа
Настоящая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная...

Пояснительная записка (общая) Данная рабочая программа по литературе...
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 – 11 классов

Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Cети ЭВМ и телекоммуникации»
«белыми листами» (whitelists) почтового сервера Postfix. Данная программа будет хранить настройки пользователей, пропуская письма...

Образовательная программа р/п мордово Часть обязательная часть. Пояснительная...
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Пояснительная записка Данная программа является модифицированной,...
...

Пояснительная записка Данная Образовательная программа разработана педагогическим коллективом
Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов...

Программа экологического кружка «берегиня»
Программа кружка направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной...

Пояснительная записка Учебный план для 1 классов моу «Средняя общеобразовательная школа №4»
Пояснительная записка

Пояснительная записка Учебный план для 1-2 классов моу «Средняя общеобразовательная школа №4»
Пояснительная записка

Программа коррекционной работы Рабочие прогаммы педагогов по направлениям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница