Концепция н ационально-регионального исторического образования республики алтай




НазваниеКонцепция н ационально-регионального исторического образования республики алтай
страница1/3
Дата публикации19.03.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > География > Документы
  1   2   3
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ


Концепция национально-регионального исторического образования, отражая природно-экологическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Республики Алтай, должна способствовать удовлетворению потребности самоидентификации общества на региональном уровне, обретения исторической памяти, формирования и проявление образовательных запросов населения в различных образовательных услугах. Понятие национально-региональный компонент сегодня трактуется учеными и в узком и в широком смысле. В первом случае понятие определяется как «обязательный минимум содержания
основной образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации». В широком смысле понятие трактуется как «та часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры». Естественно, что второе толкование национально-регионального компонента дает больше простора для воплощения в практику педагогических принципов природосообразности и культуроссобразности. Структурной единицей национально-регионального компонента Республики Алтай является история Горного Алтая. Определение целей и содержания данного школьного предмета требует обозначения историко-культурных границ данного региона. Это многоуровневое социокультурное пространство, последовательно расширяющееся от размеров родного села или города, административно-герриториального района и субъекта Российской Федерации (Республика Алтай) до границ территориально-экономического района и Сибирского федерального округа, Геополитическое положение Республики Алтай обусловливает его вхождение в макрорегиональное объединение международного уровня - Центральная Азия. Как показывают исследования, каждый уровень регионального социокультурного пространства важен для самоидентификации и самореализации личности 8 специфических сферах и формах личной и общественной жизни, а в совокупности всех уровней историко-культурного наследия региона способствует формированию поликупьтурного, открытого, толерантного отношения личности к миру и взаимодействию с ним.

Потребности развития российского общества на современном этапе обусловили рост значения истории как учебной дисциплины, значения исторического образования как важнейшего элемента школьной образовательной системы. Социокультурный подход в изучении истории нацелен на продуктивное содействие само определяющейся личности в современном мире, который отличают сложность, вариативность, проявляющиеся в ряде противоречий:

между возрастающим многообразием культур с этническими, лингвистическими, религиозными особенностями и ориентациями и необходимостью сохранять уникальность собственной личности, индивидуального потенциала;

между ростом взаимосвязи людей в современном мире и готовностью человека к социальной терпимости, толерантности в различных жизненных ситуациях;

между ростом объема знаний в современном информационном обществе и соответствием личностного развития;

между информационным давлением СМИ и необходимостью реализации собственной мировоззренческой и гражданской позиции;
между пассивной, зачастую потребительской позицией учащихся и необходимостью формирования активной личности средствами школы, школьного исторического образования;

между необходимостью формирования системных исторических представлений и недостаточностью современных научных разработок в практике школы;

между дифференциацией, индивидуализацией обучения и тенденцией к технологичности в массовом образовании.

^ Цели изучения региональной истории:

Способствовать формированию личности выпускника как достойного гражданина страны и региона, хранителя, пользователя и создателя его. социокультурных ценностей и традиций.

^ Образовательная цель региональной истории состоит в том, чтобы учащиеся овладели совокупностью знаний об историческом опыте народов, проживающих на территории региона (Республики Алтай), в понимании взаимосвязей событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории.

^ Воспитательная цель курса региональной истории заключается в формировании ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих, с одной стороны, самоидентификации. с другой - развитию толерантности в отношении других народов.

Специфика региональной истории как школьного предмета обуславливает необходимость ее изучения на основе разных источников информации, позволяющих школьнику стать активным участником процесса обучения, выстроить свою версию исторического события. Поэтому развивающая цель - содействие формированию культуры исторического мышления учащихся: развитие умений анализировать исторический источник, проводить исторические параллели между событиями всеобщей, отечественной и региональной истории.

Достижению целей изучения региональной истории в основной школе будет содействовать решение ряда задач:

пробуждение интереса и накопление знаний о народах, проживающих в Республике Алтай;

реализация возможностей внутрипредметного и межпредметного взаимодействия курсов, образующих национально-региональный компонент учебного плана (языки, литература коренных народов, география, биология Горного Алтая) с базовыми гуманитарными предметами;

воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межнационального и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
использование местного, близкого учащимся материала для реализации личностно-ориентированного подхода при изучении региональной истории; этому способствует привлечение семейных архивов, рассказов родителей и учащихся и т.д.;

создание педагогических условий для позитивной этнической, региональной и культурной самоидентификации школьников на основе акцентуации многообразия и поликультурности историко-купьтурного наследия региона и современной социокультурной среды;
формирование познавательных умений способствующих:

• локализации фактов региональной истории на картах Республики Алтай, Западной Сибири, России и мира;

• синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;

• образность реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников;

• сопоставлению фактов региональной истории с общероссийскими и мировыми, выявлению их сходства и особенностей, объяснению причин регионального своеобразия;

• критическому анализу источников, определению авторских суждений по поводу спорных фактов региональной истории и культуры, объяснению этих расхождений;

• формированию собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах. взаимоуважения, равноправия и толерантности.

^ Принципы и критерии отбора содержания курса истории Горного Алтая:

диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Опора на принцип диалектической взаимосвязи региональных, отечественных и мировых событий позволит выявить общие тенденции развития России и мира, показать единство и целостность России;

принцип интегративности. Он отражает специфику курса, призванного дать учащимся целостное представление о развитии человека на территории региона. Принцип проявляется еще и в том, что включает в себя сведения из археологии, этнографив, географии, искусствознания, литературы региона. Огромный потенциал изучения национально-региональной истории заключается в возможности интеграции учебной и внеклассной деятельности;

культурологическая основа формирования и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования.
Республика Алтай принадлежит к таким регионам России, определяющими чертами которой являются: полиэтничносгь, поликонфессиональность, способность вбирать в себя элеметы дру-
гих культур, не разрушая, а притирая их друг к другу; способность к существованию и взаимодействию различных этносов, религиозных и других групп, т.е. способность к диалогу культур;
веротерпимость, толерантность, открытость культуры, ее способность к культурной адаптации, лабильность и т.д.

В национально-региональном стандарте должна быть предусмотрена диалектическая связь культур разных народов, основной идеей, которой является идея диалога культур, Идея диалога культур используется как в диахроническом отношении (при рассмотрении разных периодов развития образования), так и в синхроническом отношении (применительно к текущему периоду). Именно на принципе диалога культур основана концепция образования в полиэтническом обществе, основанная на оптимальном «соотношении и взаимодействии родной и русской (в конечном итоге и мировой) культур в общем содержании образования».

принцип поликультурной толерантности. Это вызвано необходимостью формирования у подрастающего поколения осознания того, что они живут в многоконфессиональном обществе,
где каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, где все народы равны и интересны;

история конкретных людей (как знаменитых, так и «рядовых») должна выступить в качестве основной содержательной линии курса национально-региональной истории.

принцип практической направленности (и или принцип взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон процесса обучения). Изучение региональной истории дает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков (изготовление макетов, чертежей, эскизов);

принцип «малой родины», который приобщает школьников к поисковой деятельности (запись и обработка бесед с местными жителями, экскурсии и походы по историческим местам, состав-
ление родословной, анализ исторических источников, работа над историей села, предприятий, сельских объединений, школ и т.д.).

Критерии отбора содержания курса истории Горного Алтая:

соответствие содержания материала (фактического и теоретического) возрастным и познавательным возможностям учащихся;
соответствие объема материала времени, отводимому на его изучение;
типичность рассматриваемых исторических фактов для данного региона, их научная достоверность;

яркость, образность, эмоциональность и конкретность исторических фактов.

^ Содержательные единицы региональной истории

·     Хронология событий

·     География событий

·     История народов, государств, цивилизаций региона

·     Человек в истории

·     История культуры народов региона

·     Экономические и политические взаимоотношения

Изучение истории Горного Алтая в 6·9 классах в рамках определенного количества часов требует особого внимания к отбору форм, методов и средств обучения. Здесь важно учитывать психологические особенности подростка, формирование и развитие которого непосредственно связано с процессом обучения в школе. Изучение истории Горного Алтая должно быть ориентировано на совместную деятельность учащихся в группах, на анализ раз-
личных источников информации, на систематическое решение учащимися познавательных задач, требующих анализа, сравнения, обоснования своей точки зрения, рассуждения. В практической деятельности важно использовать такие методические приемы изучения местной истории, как составление тематических и синхронистических таблиц, проведение бесед, решение логических заданий, подготовка учащимися сообщений, исследование своей

родословной и т.п. Изучение региональной истории должно проходить в неотъемлемом единстве с внеклассной и внешкольной деятельностью учащихся, опираться на федеральный компонент исторического образования.

Использование региональной художественной литературы на уроках истории способствует эмоциональному восприятию учащимися учебного материала, усиливает его воспитательное воздействие, способствует формированию личностного отношения к историческим событиям и деятелям. Произведения живописи, посвященные историческому сюжету, национальная музыка играют важную роль в осмыслении изучаемых исторических событий, включая в процесс восприятия чувства, эмоции учащихся.

Современный этап школьного образования требует применения на уроках истории информационных технологий. Компьютерные программы по истории могут быть направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. На уроке повторения и обобщения целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания, умения и навыки.

Региональные параметры
качества гуманитариоro образования:


1.   параметры предметно-информационной составляющей качества образования моделируются на основе блока образовательных целей: образы, представления, понятия, теоретические выводы, авторские оценочные суждения и т.д.;

2. парамeтры дeятeльностно-коммyникативной составляющей — на основе блока развивающих целей: общеучебные и специальные умения;

3.   параметры ценностно-ориентационной составляющей на основе блока воспитательных целей истории Горного Алтая: позитивная и разносторонняя самоидентификация учащихся, ценностное отношение, познавательный интерес, личностное принятие гуманистических ценностей, проявление культуры межличностного и межнационального общения и т.п.

В каждом из трех блоков региональных пapaмeтpoв, составляющих качество образования, необходимо акцентировать аксиологические аспекты обучения, воспитания и саморазвития личности. Также оrrrимально выразить региональную специфику этих процессов в геосоци-
культурном пространстве и в содержании предметно-информационной составляющей качества образования, в конкретизации познавательных умений, связанной с работой школьников в региональных фондах, с местными памятниками истории и культуры, с жизнью в поликупыурном региональном сообществе - в деягельностно-коммуникативной составляющей качества образования; в aкryализации зтнорегиональных ценностей - в блоке ценностно-ориентационной составляющей качества общего гуманитарного образования.

В качестве адекватного способа диагностики и оценки результатов общего гуманитарного образования необходим такой «инструментарий», который не столько подводит итоги обучения,
сколько диагностирует реальные и потенциальные возможности личности, развивает интерес учащихся к себе и другим как к личностям с собственным взглядом на мир, ориентирует интерес на гуманистические традиции межличностного и межэтнического общения, способствует самоопределению и самореализации личности школьника.

В этих условиях тесты и логические задания, преобладающие в знаниецентристских методиках, становятся вспомогательной, инструментальной частью. Преобладающими являются творческие, образные проблемные задания, эссе, региональные и социологические исследования, ученические проекты и т.д,

Конструктивно-диагностические функции «открытых» типов познавательных заданий обеспечиваются системой критериев и обязательным введением в состав последних ценностно-ориентированных критериев проверки, самопроверки и оценки качества ученических работ. Предметность и направленность диагностических заданий и критериев их проверки определяются целями и содержанием истории Горного Алтая.

Концепция национально-регионального исторического образования обеспечивается учебно-методическим комплексом, в который входят учебные программы. учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизированные средства контроля.

^ Программа по истории Горного Алтая в 6-9 классах.
Пояснительная записка


Составной частью исторического образования в стране является приобщение учащихся Республики Алтай к истории региона, в котором они проживают. Региональная история, как раздел исторической науки, изучает прошлое и настоящее всех народов, проживающих на территории субъекта федерации, в их экономическом, социальном, политическом, конфессиональном, культурном взаимодействии и диалоге.

В системе школьного исторического образования история Горного Алтая позволяет проследить сочетание общего и особенною, специфичного в развитии народов. Ее изучение позволяет формировать и сохранять познавательный интерес к истории как школьному предмету, содействовать формированию нравственных позиций личности, проявлению чувства сопричастности к этносам, населяющим данный край, способствовать социальной адаптации ученика.

В основе отбора содержания курса истории Горного Алтая заложен принцип выбора наиболее значимых и системно-взаимосвязанных событий, явлений и процессов в истории России, Сибири, Алтая, своего города, района или села. Содержание учебного материала курса выстраивается в хронологической последовательности - от древности до наших дней. Следование линейному принципу построения региональной истории соответствует конструированию учебных программ истории
России и всеобщей истории. Данное движение связано и с усложнением изучаемого содержания учебного материала и проблематики, перехода к более сложным типам учебной деятельности.

Одновременно материал: местной истории позволяет организовать на практике процесс исторического исследования на основе локальных письменных, устных и вещественных источников. Возможными формами организации работы являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся.
Результатом данной работы может быть написание рефератов, формирование учебно-методического комплекса для уроков региональной истории, публикации учащихся, создание школьного музея.

Изучение истории Горного Алтая осуществляется с 6 по 9 класс основной школы во всех типах учебных заведений Республики Алтай. Объем, отводимый на изучение национально-региональной истории в течение каждого учебного года, 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Выделены часы для итогового повторения. Учитель может использовать повторительно-обобщающие уроки для более углубленного изучения истории города, села, района.

6 класс - с древнейших времен до конца ХVI в.
7 класс - с ХVН до конца XIX вв.

8 класс - с рубежа XIХ- начала XX в. до конца 30-х годов ХХ в.
9 класс - с начала 40-х годов ХХ в. до настоящего времени.

Такая структура национально-регионального исторического образования связана с значительными событиями в истории народов Горного Алтая:

а) начала межэтнических контактов народов на юге Сибири, их присоединение и вхождение в состав России;

б) отмена крепостного права в России и увеличение массового переселения населения из европейской части страны, повлекшее изменения в различных сферах деятельности коренного
населения региона, создавшего проблемы, решение которых приходится на последующий период;

в) Великая Отечественная война, историческая значимость победы и ее влияние на последующие события и явления в регионе.

Изучение национально-региональной истории в 6-9 классах в рамках указанного количества часов требует особого внимания к выбору форм, методов и средств обучения. Здесь необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста, формирование и развитие которого непосредственно связаны с процессом обучения в школе.

Особенности содержания и цели курса региональной истории предполагают:

а) углубление навыков гуманитарных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление результатов собственных изысканий;

б) формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор,
обработка и систематизация историко-этнографического материала, создание и деятельность школьного музея.




п/п

Дата урока

Тема, раздел, глава.




Тип урока. Методы, ИКТ.

Элементы содержания


Инди-я работа с обуч-ися.

Д/З






Введение.

1

Вводный

Територия, «Алтай», «Горный Алтай», народы, вопрос этнокультурной премственности, источники, данные этнографии и устного народного твочества

Раб. с доской(сопровождение беседы)


Записи в тетр.







Глава I. Горный Алтай в древности.
















  1. 30.12.99




Горный Алтай в эпоху палеолита.

2

Комби-й

Пре-я

исслед-ли ГА, А.П. Окладников, новосиб-й, барна-й, горно-алт-й взгляды на эпоху палеолита,Заселение территории Алтая древнейшим человеком. Каменный век на Алтае: основные черты, особенности. Стоянки ранне-
го палеолита в Горном Алтае. Упалинка. Малый Иконостас. Средний палеолит. Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего
человека на территории Алтая. Верхний палеолит. Границы расселения человека в верхнем палеолите. Памятники на территории Горного Алтая.

Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.1, с.5

Стр.7-11






Горный Алтай в эпоху мезолита и неолита.

2




Мезолитические памятники Горного Алтая. Неолитические
охотники. «Вкладышевая» техника изготовления орудий труда, техника шлфовки камней,отщепы,производящее хозяйство.

Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.2, с.25






Повторительно- обобщающий урок по теме «Каменный век на территории Горного Алтая».

1

Повторительно-обощающий .

Тест.

Австролопитеки, архантрропы, кроманьонцы, неандертальцы, нуклеус, чопперы и чоппинги.












Эпоха бронзы на территории Горного Алтая

2




Афанасьевская, большемысская, каракольская культуры.

Раб. с доской(сопровождение беседы)

п.4






Переход к железному веку.

1




Скифская эпоха, «скифская триада», майэмирская культура, оленные камни, скфо-сибирский звериный стиль, скифы.

Раб. с доской(сопровождение беседы)

с.33






Пазырыкская культура.

1




Юэчжи, «царские курганы»,арфа,тамбурин,акинак, чекан,

Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.6, с.58






Повторительно- обобщающий урок по теме «Бронзовый и железный век на территории Горного Алтая.».

1

Повторительно-обощающий .

Тест.















Кара-кобинская группа памятников.

1




Кара-Коба

Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.7, с.71






Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов.

2





Гунны, хунны, шаньюй. Периодизация эпохи. Понятия «хунны» и «гунны». Государство
хуннов: политическая и военная история. Государственное и об-
щественное устройство гуннов. Хозяйство. Военное дело. Горный
Алтай в гунно-сарматское время. Бупан-кобинская культура. Па-
мятники Айрыдаш, Кок-Паш.


Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.8, с.77






Повторительно- обобщающий урок по теме «Горный Алтай в древности».

1

Повторительно-обощающий .

Тест.















Глава II. Горный Алтай в эпоху средневековья.





















Горный Алтай в эпоху средневековья.

2




Раннетюркское время, тюркское время, позднетюркское время, периодизация. Происхождение тюрков. Легенда тюрков о тотеме. Племена конфедераций тугю и теле.

Раб. с доской(сопровождение беседы)

Записи в тетр.






Тюркские каганаты.

5




Образование и история
Первого Тюркского каганата. Восточный и Западный каганаты:
военная и политическая история. Второй Тюркский каганат. Зна-
чение и последствия образования тюркских каганатов.

Хозяйство древних тюрок. Управление в каганатах. Военное
дело. Образ жизни и быт. Верования. Памятники рунического
письма. Древнетюркские археологические памятники на терри-
тории Горного Алтая.


Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.10-11, с.94






Горный Алтай в уйгурское время.

2




Образование уйгурского каганага. Военные походы. Социальный
состав государства. Скотоводство. Земледелие. Торговля. Погребальный обряд. Религия уйгуров. Археологические памятники


Раб. с доской(сопровождение беседы)

П.12, с.108






Кыргызский каганат.


2




Складывание государства кыргызов. Политическое и социальное устройство. Комплексный характер экономики. Ремесла. Торговля. Памятники кыргызского времени на Алтае.




П.13, с.113






Горный Алтай в X – XII вв.

2




Империя киданей Ляо. Государство чжурчженей, найманов. Состав населения Горного Алтая. Памятники периода в Кош-
Агачском, Уеть-Канском, Чемальском районах. Погребение Бичик-
ту-Бом. Изменения в культуре.




П.14, с.115






Горный Алтай в составе государства чингизидов.

3




Империя монголов. Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи. Памятники монгольского времени. Могильник Кудергэ. Влияние монголов на население Горного Алтая. Кыпчаки, Отношения с тюркским населением Сибирского ханства и Шейбанидского улуса. Значение монгольского времени в истории Горного Алтая.





П.15, с.119-1123






Повторительно- обобщающий урок по теме «Горный Алтай в эпоху средневековья».

1










записи

Суразаков ИГА стр.133-134






Итоговое повторение по курсу Горный Алтай с древнейших времён до конца XVI века.

2










записи

Суразаков ИГА стр.131-133






Резерв.

1


















Итого.

35












  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики алтай
Жукова Галина Романовна – руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай – главный судебный пристав...

Комитет ветеринарии с госветинспекцией республики алтай
Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Республики Алтай...

График
Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай – главный судебный пристав Республики Алтай

График
Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай – главный судебный пристав Республики Алтай

Республики алтай 20 лет
Республика Алтай в апреле 2010 г награждена дипломом «За лучшее сочетание современности и истории родного края»

Об утверждении Административного регламента Комитета ветеринарии...
Республики Алтай по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения...

Федерация спортивного ориентирования Республики Алтай

План-конспект урока
Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай «Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса»

Структура Министерства юстиции Республики Алтай
Отдел финансово-экономического, контрольно-ревизионного и хозяйственного обеспечения (6 ед.)

О ходе реализации концепции развития дошкольного образования в токаревском районе
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области (далее – Концепция), утвержденная постановлением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница