Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы, разработанная на основе Временных (Примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения,




Скачать 138.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы, разработанная на основе Временных (Примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения,
Дата публикации15.04.2013
Размер138.95 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области


Утверждаю

Заведующий

МДОУ детский сад № 8 «Рябинка»

Т.А. Королева
Принято

на заседании методического совета

Протокол № 4 от 31.08.2010г.

Рабочая программа

по разделу

«Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение»

для группы общеразвивающей направленности детей

в возрасте от 2 до 3 лет

Пояснительная записка.

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы, разработанная на основе Временных (Примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2 к приказу Министерства образования. Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448), применительно к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области.

Занятия по данному разделу проводятся в группе общеразвивающей направленности детей в возрасте от 2 до 3 лет. Актуальностью введения данного раздела является то, что на третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, активнее развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Рабочая программа составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 4-е изд., испр. и доп.

Занятий по данному разделу проводятся в год – 36, один раз в неделю, продолжительностью 8-10 минут. В месяц проводятся три занятия по предметному окружению, и одно занятие по формированию элементарных экологических представлений.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май).

Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком, предусматривает речевую активность детей в игре и овладение предметными действиями.

^ Цель: создание условий для развития представлений об окружающем мире и природном окружении, и использования их в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»).

  2. Формировать первоначальные представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях.

  3. Формировать первоначальные экологические представления (люди; растения; животные: строение, способы передвижения, питание, взаимодействие со средой; отношение человека к растениям и животным).

  4. Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, обувь, посуда и др.).

  5. Развивать сенсорно-перцептивные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.

Реализуя тему МДОУ «Развитие творческих способностей и логического мышления дошкольников» в рамках данной программы воспитатель погружает ребенка в широкую природную и общественную среду, активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей земле и родному краю, к людям земли и их прошлому, к своей семье, воспитывает чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

В работе используются следующие технологии обучения:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • игровые;

  • личностно – ориентированные;

  • информационно - коммуникационные.


В работе с детьми по данному разделу целенаправленно и систематически обогащается сенсорный опыт детей, как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных представлений и воображения.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАНИКОВ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

от 2 до 3 лет

Предметное окружение. Явления общественной жизни.

Должны знать.

  • Имена членов своей семьи и персонала группы.

Должны иметь представления.

  • О своем ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.

Должны уметь.

  • Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.

Природное окружение. Экологическое воспитание.

Должны знать.

  • Некоторые растения и животных.

Должны иметь представления.

  • О временах года и происходящих сезонных изменениях.

Должны уметь.

  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбками.


^ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Плоскостные предметы - на каждого ребенка

- Фрукты – яблоки

груши

- Овощи – помидоры

морковь

- Игрушки – животные
Игрушечные - на каждого ребенка

- Бочонки

- Матрешки

- Кубики

- Тарелочки

- Полоски разного цвета, длины, ширины

- Карточки с двумя полосками (без предметов)

- Карточки с предметами

^ Геометрические фигуры - на каждого ребенка

- Кружки разных диаметров

- Треугольники (по 2,5 и 5 см)

- Квадраты (по 2,5 и 5 см)
- Цветные карандаши – на каждого ребенка

- Краски

- Пластилин

- Картон (белый, цветной)

- Бумага (белая, цветная)
^ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Большие плоскостные фигурки – по 3-5 шт.

- Грибочки

- Зайчики

- Морковки

- Мячи

- Листочки

- Цветные пазлы

- Животные

- Пластмассовый конструктор (разной формы)

- Мозаика (мелкая, крупная) – 2 н.

- Объемные предметы – 3 шт.

Игрушечные – по 3-5 шт.

- Зайчики

- Носороги

- Лисички

- Утята

- Крокодилы

- Цыплята

- Ленты: короткая (50 см) – 1 шт.

длинная (1 м) – 1 шт.

- Полоски разной величины – 3 шт.

- Картинки на тему «Время суток» - 4 шт.

«Время года» - 4 шт.

- Набор открыток «Время года» - 1 шт.

- Картинки с изображением: «Один» предмет – 1 шт.

«Много» предметов - 1 шт.

- Плакаты: Дикие и домашние животные.

^ Дидактические игры:

- «Сколько нас»

- «Чудесный мешочек»

- «Говорящие зигзаги»

- «Мыши и сыр»

- «Разноцветные дорожки»

- «Спичечная мозаика»

- «Найди пару»

- «Что за фигура»

- «Фигурное лото»

- «Найди пару по форме»

- «Собери квадрат»

- «Воздушные шары»

- «Подбери поясок»

- «Найди и назови такой же предмет»

- «Цвета и формы»

- «Геометрическое лото»

- «Вкладыши»

- «Найди ключик»

- «Развивающее лото»

- «Цветные фоны»

- «Времена года»

- «Найди заплатку»

- «Квадратные забавы»

- «Веселая логика»

- Мозаика мелкая и крупная»

ОБОРУДОВАНИЕ:

- Магнитная доска – 1 шт.

- Линейки (разной формы) – 3 вида

- Цветные маркеры – 1 н.

- Фломастеры – 1 н.

- Цветные мелки – 1 н.

- Панно «Времена года»

^ Перспективно-календарный план

Время проведения

Тема и цель занятий 1-й недели

Тема и цель занятий 2-й недели

Тема и цель занятий 3-й недели

1

2

3

4

Сентябрь

Тема

^ Знакомство с членами семьи

Одежда

Овощи и фрукты

Цель

Учить называть своё имя и имена членов своей семьи

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать)

^ Учить:

-называть по внешнему виду одежду;

- различать сходные между собой объекты.

Познакомить с назначением предметов одежды и её значением для человека.

^ Учить:

- узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их;

- различать по внешнему виду фрукты и овощи.

Дать представление о характерных признаках некоторых овощей. Их цвете

Октябрь

Тема

^ Знакомство с группой

Посуда

«Листопад, листопад, листья желтые летят…»

Цель

Учить:

- ориентироваться в помещении своей группы, на участке;

- называть основные помещения, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка).

Воспитывать чувство симпатии к сверстникам.

^ Учить:

- узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду;

- различать между собой.

Познакомить с назначением и свойствами посуды.


^ Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку.

Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.

Ноябрь

Тема

^ Моя любимая бабушка

Мебель

Дерево и куст. Осенний наряд.

цель

Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек, составлять по ним рассказы о своей бабушке: работает она или нет, что делает по дому, играет ли с детьми, читает, рассказывает им сказки. Вкусно готовит и т.п.

Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели.

Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов мебели ( у дивана – ножки, у кресла – спинка и др.); различать между собой объекты (диван, кресло)

Учить рассматривать дерево (основные особенности строения), обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (показать, что осенью листья деревьев меняют окраску), бережно относиться к растениям.

декабрь

тема

^ Мама дома - повар

Купание куклы Кати

Снеговичок и елочка

цель

Помочь понять. Как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят.

Воспитывать уважительное отношение к труду мамы

Учить правильно называть предметы и принадлежности купания (полотенце, мыло. ванночка).

Воспитывать эмоциональную отзывчивость (приятные воспоминания о купании)



Расширять представление детей о деревьях.

Показать свойства снега

Познакомить с елкой, признаками и отличиями ели от других деревьев.

январь

тема

здравствуй, детский сад!

Транспорт

^ Комнатные растения

цель

Учить узнавать свой детский сад, находить свою группу, рассказывать чем заняты дети, кто о них заботится в детском саду.

Воспитывать чувство симпатии к сверстникам

Знакомить с транспортными средствами, различать и называть по внешнему виду грузовые, легковые автомобили.

Учить различать и правильно называть трамвай, машину, автобус

Дать представление о частях растения (стебель, лист, цветок), о приемах полива комнатных растений

февраль

тема

^ Дом, в котором я живу

Постираем кукле платье

Морковка от зайчика

цель

Учить:

  • ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом, свою квартиру, называть улицу;

  • отвечать на вопросы воспитателя о месте жительства, об устройстве их жилища

Дать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто).

Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

Упражнять в названии предметов одежды, белья

Расширять представления об овощах (о моркови: оранжевая, гладкая, продолговатая, есть верхушка, корешки, хрустящая).

Формировать доброжелательное отношение к окружающим

март

тема

^ Знакомство с городом

Игрушки

Травянистые растения

цель

Напомнить название города, в котором живут дети, название их улицы.

Закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут.

Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы

Учить:

  • находить существующие у игрушек свойства (бьются, рвутся), качества (гладкие, мокрые, холодные);

  • подбирать и группировать игрушки по форме, цвету.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой.

Показать первые весенние цветы.

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать)

апрель

тема

^ Какие мы помощники

Автомобили

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»

цель

Учить:

  • выполнять поручения взрослого;

  • знакомить с выражениями, которые содержат предлоги (на, под, за) и местоимения (там, тут, такой же и др.).

Наблюдать, как старшие дети убирают с участка прошлогоднюю листву

Расширять запас понимаемых слов.

Учить:

  • правильно назвать трамвай, троллейбус;

  • различать виды и части автомобиля (грузовой, легковой); кабина, руль, колесо);

  • отвечать на вопрос: «Что это?» полным предложением, состоящим из 3-4 слов

Дать представление о весенних изменениях в природе.

Формировать интерес к явлениям природы.

Поддерживать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день (чтение стихотворений).

Учить предавать образ солнца в рисунке.

май

тема

^ Труд взрослых

Знакомство со свойствами бумаги и ткани

Там и тут, там и тут одуванчики цветут…

цель

Познакомить с трудом помощника воспитателя (няни).

Учить различать некоторые трудовые действия.

Воспитывать чувство уважения к труду помощника воспитателя (няни)

Помочь выявить свойства бумаги и ткани.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

развивать любознательность

Формировать представления об одуванчике.

Учить:

  • выделять характерные особенности;

  • называть его части.

Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы



Учебно-методический комплекс обеспечения

образовательного процесса
^ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  2. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  4. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. _ М.: Педагогическое общество России,2002.

  5. Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.

  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  7. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа /авт.-сост. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 67с.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из...
«Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение»

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир: Предметное...
...

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир: Предметное...
...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на...
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг...

Планирование непосредственно образовательной деятельности (2011 2012 учебный год)
В месяц из 4 занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир» проводятся 3 занятия по ознакомлению с предметным окружением и явлениями...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Программа составлена на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 1 классе учителя Праведниковой Т. М
Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по окружающему миру (Перспективная начальная школа)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница