Почвы Вологодской области




Скачать 64.58 Kb.
НазваниеПочвы Вологодской области
Дата публикации12.04.2013
Размер64.58 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок
Тема урока: Почвы Вологодской области

Цели:

Обучения:

  • Обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях факторов почвообразования, почвообразовательных процессов и почв Вологодской области.

Развития:

  • Создать условия для развития умения выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ условия почвообразования — факторы почвообразования — типы почв”.

Воспитания:

  • Обеспечить условия для развития коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Презентация «Почвы Вологодской области»

2.Учебная коллекция «Типы почв Вологодской области»

Перед уроком: Оцените свою готовность к уроку:

  • 5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать проблемы.

  • 4 балла – я готов к работе.

  • 3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

Слайд 1. Загадка о почве

Слайд 2. Тема урока Почвы Вологодской области”

Эпиграф:

«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)

Подумайте: Как вам в жизни могут пригодиться знания о почвах своей области, своего района, своего села?

«Корзина идей»

Что вам известно о почвах Вологодской области?

(индивидуальная письменная работа 1-2 минуты)

На доску записываются все названные варианты ответов.

Сформулируйте цели урока.

Предложите свой план изучения темы.

Слайд 1. План урока

  1. Условия почвообразования (Почвообразующие факторы)

  2. Почвообразующие процессы.

  3. Главные типы почв и закономерности их распространения в Вологодской области.

Вспомним, что такое почва?

Обратимся к определению В.В. Докучаева (таблица).

Подумайте: Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?

^ Задание 1. Работа картой. Работа в парах (3 минуты)

Сравните карту почв Вологодской области (с.84 учебника) с картой четвертичных отложений (с.24 атласа) с климатической картой (с.52 учебника), картой рельефа (1-й форзац учебника) и картой растительности (с.90 учебника). Установите причинно-следственные связи «Почвообразующие факторы в Вологодской области»

^ Материнские породы: Бескарбонатная морена

Климат: Влажный (избыточное увлажнение) — промывной режим

Рельеф: Холмистая равнина

Природная зона: Тайга (хвойные леса) — мало опада

Преобладающий тип почв: Подзолистая почва

Сделайте вывод о причинно-следственных связях «Почвообразующие факторы в Вологодской области»

^ Таким образом, Вологодская область расположена в зоне тайги. Наиболее распространённой почвообразующей породой в области является бескарбонатная морена, поэтому почвы по механическому составу, чаще всего, суглинистые и глинистые. Рельеф влияет на формирование почв косвенно (на пониженных участках более влажные почвы, на возвышенных — более сухие). Почвообразование происходит в условиях влажного климата, преимущественно под хвойными лесами с покровом из кустарничков и мхов.

Вследствие избыточного увлажнения в таежной зоне наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю. Поэтому на территории Вологодской области наиболее широко распространены подзолистые почвы.

^ Итак, что мы выяснили в результате сравнения карт?

Почему же подзолистые почвы не единственные на территории Вологодской области?

Для ответа обратимся к рис.47 с.82. (0,5 мин).

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Вывод: Разные условия почвообразования разные почвообразовательные процессы разные почвы.

    Что вам известно о почвообразовательных процессах, протекающих на территории области?

    Индивидуальная работа с текстом учебника с.82-84 (3 минуты) с использованием маркировочных значков

Информация подтвердилась

(уже знаю)

Информация противоречит моим представлениям

(не согласен)

Это новая информация для меня

(весьма интересна)

Информацию следует уточнить

V

-

+

?

Задание 2. Поисковая задача. Работа в группах. (5 минут)

Представьте, что вы служащие Департамента сельского хозяйства Вологодской области. Начальник Департамента потребовал срочно предоставить отчёт о почвообразовательных процессах, которые происходят в Вологодской области. Пользуясь текстом учебника с.82-85 и картой с. 84. дайте характеристику основных почвообразовательных процессов на территории Вологодской области по плану:

  1. Где происходит.

  2. Особенности протекания.

  3. Особенности почвенного профиля.

Демонстрационный материал «Типы почв»

Назовите основные почвообразовательные процессы, протекающие в нашей области?

^ Какой из процессов является главным? Почему?

В результате различных почвообразовательных процессов образуются различные типы почв. Какие?

Задание 3. Работа в группах (5 минут).

^ Поисковая задача:

Пенсионер, житель г.Череповца, решил сменить место жительства и заняться выращиванием овощных культур. Посоветуйте, где ему лучше приобрести земельный участок. Обоснуйте, почему.

Можно пользоваться рисунком учебника (с.84) и текстом учебника с.85-86.

    Расмотрите схему «Причины развития эрозии почв» и оветьте на вопрос: Какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почвенных ресурсов Вологодской области?

    ^ Домашнее задание:

    1.Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Вологодской области” §16, с.80-87.

    2.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Вологодской области.

  • Вернёмся целям, которые вы вы поставили перед собой перед изучением темы.

  • Насколько эти цели были выполнены на уроке?

  • Что из того, что вы узнали сегодня на уроке вы можете использовать для себя?

  • Что на уроке показалось вам интересным? Необычным?

  • Что вызвало затруднения?

  • Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

  • Как изменилось ваше представление о почвах области по сравнению с началом урока?

    Тест «Верите ли вы?»

Верите ли вы:

Да/нет

  1. Подзолистые почвы — самые распространённые почвы в Вологодской области.




  1. Подзолообразовательный процесс связан с вымыванием минеральных веществ из верхних горизонтов почвы.




  1. Дерновый процесс протекает только при наличии древесной растительности.




  1. Дерновые почвы — самые плодородные почвы Вологодской области.




  1. Самые плодородные почвы Вологодской области — подзолистые.




  1. Торфообразовательный процесс происходит при недостатке воздуха.




  1. Глеевый процесс происходит при избыточном увлажнении и недостатке воздуха.




  1. Наиболее распространённая материнская порода — морена.




  1. Дерновые почвы имеют широкое распространение в Вологодской области.




10. Болотные почвы развиваются на возвышенных частях рельефа.








Анкета

(допишите предложения, выбрав один из вариантов ответов в правой части)

1.На уроке я работал_______________________
2.Своей работой на уроке я_________________
3.Урок для меня показался__________________
4.За урок я_______________________________
5.Мое настроение_________________________
6.Материал урока мне был__________________
7.Домашнее задание мне кажется____________

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



Почва

Структура почвы

Мелиорация

Морена

Эрозия

Почвенные ресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный план муниципального образовательного учреждения
Вологодской области, реализующих программы общего образования (утверждён приказом департамента образования Вологодской области от...

С. Ю. Тужилин 1 питание 1 почвы, растений, человека 1
Питание почвы и растений: теория и практика биодинамической работы с компостом 107

Закон «Об образовании»
Белозерского муниципального района Вологодской области, в дальнейшем «Положение», раработано в соответствии с законодательством Российской...

Дополнить раздел «Общеобразовательная программа начального общего образования»
Вологодской области №574 от 31. 03. 2005 года, (с изменениями – приказ Департамента образования Вологодской области №1677 от 22....

Сведения об образовательных стандартах реализуемых школой
Курьевской основной общеобразовательной школы разработан на основе регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов...

Правила пользования библиотекой   Общие положения Правила пользования...
Программа Развитие библиотечного дела в Вологодской области на 2012-2016 годы (постановление Правительства Вологодской области от...

Приложение к письму Департамента внутренней политики Правительства...
Список работников социально ориентированных некоммерческих организаций (работники со нко), направляемых на обучение по вопросам поддержки...

Образовательная программа второй ступени обучения (5-9 классы) на...
Лицензия серия а №269387 выдана департаментом образования Вологодской области 16 июля 2008 года. Свидетельство о государственной...

Решение педсовета: Провести 16 мая общешкольное родительское собрание...
Планом действий на 2012-2018 годы по реализации в Вологодской области методических рекомендаций по организации питания обучающихся...

Инструкция для участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Ой Федерации; нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница