Рабочая программа дисциплины




Скачать 259.58 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации17.03.2013
Размер259.58 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский государственный университет

физический факультет

Утверждаю:

Декан физического факультета

«_____»___________________г.


Рабочая программа дисциплины

Практикум педагогического мастерства

011200.68 - Физика

Профиль подготовки

Физика конденсированного состояния вещества,

Теоретическая и математическая физика,

^ Образовательные технологии в физике

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Иваново - 2012

1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины «Практикум педагогического мастерства»: содействовать формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности в учреждениях среднего общего образования, высшего и среднего профессионального образования.

Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

  1. Сформировать у студентов представление о феномене педагогического мастерства и его акмеологическом развитии.

  2. Создать условия для развития у студентов основ педагогического мастерства с опорой на личностные особенности и уровень притязаний.

  3. На основе выбора различный педагогических технологий (как очных, так и дистанционных) совместно со студентами спланировать, организовать и проанализировать деятельность по учебному курсу.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина относится к Вариативной части Профессионального цикла (модуль М.2). по направлению подготовки «011200.68 - Физика», изучается на первом курсе во втором семестре.

Дисциплина «Практикум педагогического мастерства» тесно связана с учебными предметами, изучение которых предшествует этому курсу: «Компьютерные технологии в науке и образовании» (1 семестр), «Современные образовательные технологии» (1 семестр), «Психология и педагогика высшей школы» (1 семестр) и параллельно изучаемые дисциплины «Методика преподавания физики в вузе» и «Технология дистанционного обучения».

Ведущими требованиями, предъявляемыми к студенту магистратуры, является его готовность к саморазвитию, освоению новых знаний, умений, навыков и возможному самоопределению в профессиональной деятельности.

Для освоения дисциплины «Практикум педагогического мастерства» студент должен отвечать следующим характеристикам:

  1. знать психолого-педагогические основы педагогической деятельности и различные образовательные технологии, применяемые в различных образовательных учреждениях;

  2. уметь соотносить и систематизировать полученные знания и практический опыт с изучаемой дисциплиной;

  3. эффективно использовать время, планировать свою деятельность с целью получения максимального результата;

  4. уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное;

  5. уметь использовать дистанционные технологии в организации самостоятельной работы;

  6. быть готовым к самосовершенствованию в направлении личностного и профессионального развития.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Практикум педагогического мастерства»

Компетенции

Технологии, содержание

способностью демонстрировать углубленные знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);

проектирование содержания учебной дисциплины, деятельность на форуме ИвГУ, подготовка тезисов на конференцию «Молодая наука», тренинг публичного выступления.

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе и в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение

(ОК-3)

самостоятельная работа в Интернете, сетевые задания сетевая деятельность на форуме ИвГУ

способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов (ОК-4)

коллективная-творческая деятельность, правовые и экономические нормы деятельности преподавателя, развитие сетевой культуры, метод проектов

Способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-5)

планирование индивидуальной деятельности в курсе, самостоятельная работа в Интернете, сетевая деятельность на форуме ИвГУ. Знакомство с технологией ТРИЗ, деятельностью образовательного центра «Эйдос», проблемой медиаобразования.

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6)

самостоятельная работа, рефлексия, акмеологический потенциал личности, идея выбора, тренинг публичного выступления, создание портфолио

способность использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящимися за пределами профессиональной подготовки (ПК-5)

метод проектов, коллективная-творческая деятельность, самостоятельная работа, общее содержание курса, «Свободное программное обеспечение», электронное тестирование, подготовка тезисов для конференции «Молодая наука»

способностью руководить научно-исследовательской деятельностью студентов младших курсов и школьников в области физики (ПК-11)

Особенности научно-исследовательской деятельности в ИвГУ, деятельность на форуме ИвГУ

В результате обучения студент должен

Знать:

  1. содержание понятия педагогического мастерства, акмеологического развития, роль самообразования в формировании основ педагогического мастерства (ОК-2);

  2. особенности использования современных образовательных технологий в практике различных образовательных учреждений (электронное тестирование, модульные технологии, метод проектов, ТРИЗ, КТД, технологии организации научно-исследовательской деятельности, ИКТ, государственно-общественного управления и т. д. согласно выбору студента) (ОК-3, ОК-5, ПК-5, ПК-11);

  3. содержание педагогических способностей и умений лектора; проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских, гностических (тренинг публичного выступления). Приемы вербальной и невербальной коммуникации, установление эмоционального контакта с аудиторией, психологического настрой, личностные особенности публичной деятельности, форма изложения, материальные условия для коммуникации (ОК-6, ПК-11);

  4. понимать особенности использования дистанционных технологий (off-line и оn-line) и стратегию их развития (ОК-2, ОК-3, ПК-5);

  5. понимать роль Интернета в построении личной образовательной стратегии и развития системы образования (ОК-3, ОК-5, ОК-6, ПК-5);

  6. понимать правовые и экономические условия реализации педагогического мастерства (ОК-4).

Уметь:

  1. представлять информацию на основе разных очных и дистанционных технологий ((off-line и оn-line) в школе и вузе (ОК-3, ПК-5);

  2. анализировать образовательные технологии и проектировать их использование в образовательном процессе школы и вуза (ОК-2, ОК-5, ПК-11);

  3. осуществлять совместную деятельность во время очного взаимодействия и организации дистанционных занятий (ОК-5, ПК-5, ПК-11);

  4. оценивать образовательные технологии организации учебного процесса и свое педагогическое мастерство владения ими (ОК-6, ПК-11);

  5. осуществлять самоанализ индивидуальной и коллективной деятельности, выявлять и анализировать причины затруднений, успехов и неудач (ОК-6);

  6. рассматривать педагогическое мастерство через призму акмеологического развития, правовых и экономических норм (ОК-4);

  7. выбирать информационные ресурсы согласно выработанным или указанным критериям (ОК-3, ПК-5).

Владеть:

  1. опытом организации совместной и индивидуальной деятельности на основе различных технологий согласно выбору студента (электронное тестирование, модульные технологии, метод проектов, ТРИЗ, КТД, технологии организации научно-исследовательской деятельности, ИКТ) (ОК-5, ОК-6, ПК-11);

  2. опытом рефлексивной и оценочной деятельности, используя разные формы обратной связи в очно-дистанционном обучении (ОК-2);

  3. опытом сетевого взаимодействия и осуществления индивидуальных или коллективных проектов (ОК-3, ПК-5);

  4. опытом выбора стратегий для самообразования и самосовершенствования педагогического мастерства, создания портфолио по учебному курсу (ОК-5)

  5. опытом исследовательской деятельности и подготовки тезисов к публикации в условиях дистанционного консультирования (повышенный уровень) (ОК-3, ОК-5, ПК-5, ПК-11);

  6. обладать педагогической и сетевой культурой (повышенный уровень) (ОК-4, ОК-6, ПК-11).

^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них 48 часа – аудиторных (практические занятия), 96 часа – самостоятельная работа студентов. Форма отчетности – зачет. Курс изучается во 2-ом семестре.

№ п/п

Раздел дисциплины


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) и промежуточной аттестации

Лекц.


Практ.


С/р

1

Модель курса.

1, 2




4

4

План совместной деятельности на сайте «Дистанционное сотворчество» (раздел электронная ведомость) Тест «Нормы образовательного процесса».

2

Педагогическое мастерство и образовательные технологии

3, 4 5,6, 16




8

10

Составление понятийно-терминологического словаря основных понятий практикума

(сетевое задание)


3

Феномен сотворчества и креативное обучение

5, 6




4

10

Сравнительный анализ (сетевое задание)

4

Правовые и экономически условия педагогического мастерства

7,8




6

10

Экспертиза локальных актов (сетевое задание)

5

Особенности научно-исследовательской деятельности в вузе

9, 10 8,12




10

20

Форум и (или) конференция «Молодая наука», подготовка тезисов на основе дистанционного консультирования

6

Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы: учебная и воспитательная деятельность.

11,12




4

16

Коллективная рефлексия организации занятий для студентов младших курсов.

7

Медиаобразование

13,




4

10

Тренинг публичного выступления. Рефлексия

8

Развитие педагогического мастерства в открытом образовательном пространстве

14,15




4

12

Тренинг публичного выступления. Рефлексия

9

Образовательный продукт обучения. Рефлексия, анализ деятельности, представление портфолио.

16




4

6

Сетевая и очная рефлексия. Анализ деятельности, представление портфолио.

Итого:

144




48

98

Зачет

^ Содержание дисциплины

Тема 1. Модель курса

Общая характеристика учебного курса и особенности преподавания. Информационное обеспечение курса с помощью интернет-ресурсов. Особенности очно-дистанционного обучения. Планирование коллективной и индивидуальной деятельности. Создание условий для самоопределения студентов в ходе изучения курса. Самоменеджмент. Отражение деятельности на сайте «Дистанционное сотворчество» (раздел электронная ведомость). Тест «Нормы образовательного процесса» (сетевое задание).

Тема 2. Педагогическое мастерство и образовательные технологии.

Подходы к понятию педагогического мастерства. Взаимосвязь понятий: педагогическая техника, педагогическая технология и педагогическое мастерство. Акмеологический потенциал личности. Согласование деятельности. Организация деятельности на основе различных технологий на основе выбора студентов (электронное тестирование, модульные технологии, метод проектов, ТРИЗ, КТД, технологии организации научно-исследовательской деятельности, ИКТ и т.д.) Планирование, организация и оценка совместной деятельности в школе и вузе.

Тема 3. Феномен сотворчества и креативное обучение

Теоретические и практические аспекты феномена сотворчества: ретроспектива и перспектива. Креативное обучение. Опыт деятельности центра «Эйдос» и научной школы А. В. Хуторского. Теория и практика ТРИЗ. Сравнительный анализ (сетевое задание).

Тема 4. Правовые и экономически условия педагогического мастерства

Творческая деятельность преподавателя в новых экономических и правовых условиях. Оценка правовой основы деятельности преподавателя в условиях нового закона (проекта) «Об образовании в РФ» Перспективные федеральные программы развития образования. Идея внедрения и использования свободного программного обеспечения в систему образования. Экономические основы деятельности преподавателя. Стратегия развития образовательного учреждения. Рейтинг в оценке деятельности преподавателей высшей школы и вузов. Экспертиза локальных актов (сетевое задание).

Тема 5. Особенности научно-исследовательской деятельности в вузе

Особенности научно-исследовательской деятельности в вузе. Дистанционная конференция кафедры педагогики. . Исследовательская деятельность и подготовка тезисов к публикации в условиях дистанционного консультирования.

Тема 6. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы: учебная и воспитательная деятельность.

Формы организации лекционных, практических и семинарских занятий. Организация учебного занятия на основе ИКТ. Оценка воспитательной деятельности вуза на основе официального сайта. Организация занятия для студентов младших курсов.

Тема 7. Медиаобразование

Коллективная лекция «Медиаобразование». Тренинг публичного выступления. Содержание способностей и умений лектора; проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских, гностических. Приемы вербальной и невербальной коммуникации, установление эмоционального контакта с аудиторией, психологического настрой, личностные особенности публичной деятельности, форма изложения, материальные условия для коммуникации.

Тема 8. Развитие педагогического мастерства в открытом образовательном пространстве.

Особенности открытого образовательного пространства. Синергетическая модель образовательного пространства. Факторы развития открытого образовательного пространства. Тренинг публичного выступления.

Тема 9. Образовательный продукт обучения.

Сетевая и очная рефлексия Анализ индивидуальной и коллективной деятельности, представление портфолио.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Специальности: 080507. 65 «Менеджмент организации»
Конфликтология [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»,...

Рабочая программа учебной дисциплины гидравлика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины теплотехника Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины механика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа дисциплины Компьютерные издательские системы, индекс...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
Мировая экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» очной и заочной...

 рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социального образования. Для достижения этой цели преподавание...

Рабочая программа учебной дисциплины гидрогазодинамика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Рабочая программа учебной дисциплины механика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница