Рабочая программа дисциплины




Скачать 260.64 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/2
Дата публикации17.03.2013
Размер260.64 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Ивановский государственный университет

Физический факультет

Утверждаю:

Декан физического факультета

______________________ Минеев Л.И.

«_____» ______________________ г.

Рабочая программа дисциплины

Педагогика

Направление подготовки

011200.62 Физика

Профили подготовки:

  1. Фундаментальная физика

  2. Физика конденсированного состояния вещества

  3. Физика наносистем

  4. Образовательные технологии в физике

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

Иваново, 2012

  1. Цель освоения дисциплины

Дисциплина «Педагогика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 011200.62 Физика.

Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области педагогики.

Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

1. Сформировать у студентов системное представление об общей педагогике;

2. Создать условия для развития познавательных, коммуникативных, рефлексивных способностей личности и коллектива студентов;

      1. Обеспечить развитие основ педагогической культуры и будущего профессионального становления.



  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к Базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б-1.В) и осваивается. на 2-ом курсе в 4-ом семестре. Предшествующая дисциплина «Психология» создает условия для систематического освоения основ педагогики. Педагогика тесно связана с дисциплиной «Современные информационные технологии в учебном процессе», которая изучается параллельно в 4 семестре (Б-2.В).

Ведущими требованиями, предъявляемыми к студенту перед началом изучения курса, является его готовность к саморазвитию, освоению новых знаний, умений, навыков и возможному самоопределению в профессиональной деятельности. Для освоения дисциплины студент должен отвечать следующим характеристикам:

  • уметь соотносить и систематизировать полученные знания и практический опыт с изучаемой дисциплиной;

  • уметь работать в группе, эффективно использовать время, планировать свою деятельность с целью получения максимального результата;

  • выбирать информационные ресурсы согласно указанным критериям;

  • уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);

  • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);

  • способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5);

  • способностью добиваться намеченной цели (ОК-6);

  • способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8);

  • способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-9);

  • способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-10);

  • способностью овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-13);

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыков работы в компьютерных сетях; умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-17);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-20);

  • способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1).

В результате обучения студент должен

знать:

  • основные категории и понятия педагогики (ОК-2, ПК-1);

  • предмет и методы педагогики, их место в системе наук о человеке, основные отрасли педагогики (ОК-2);

  • давать характеристику идей и теорий отдельных ученых в области педагогики (ОК-4, ОК-13;);

  • сущность основных парадигм педагогического знания (типов педагогики), современных идей организации образовательного процесса (ОК-2);

  • особенности отечественных и зарубежных воспитательных систем (ОК-10, ОК-13);

  • называть правовые нормы организации образовательного процесса и развития современной системы образования (ОК-8, ОК-20);

  • характеризовать права и обязанности основных участников образовательного процесса (ОК-5, ОК-20);

  • называть основные международные и отечественные документы о правах ребенка (ОК-8, ОК-20);

  • понимать роль Интернета в построении личной образовательной стратегии и развития системы образования (ОК-3, ОК-16, ОК-17)


уметь:

  • ориентироваться в современных проблемах педагогики и образования (ОК-5, ОК-20, ПК-1);

  • анализировать учебно-воспитательные задачи и ситуации (ОК-10);

  • приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3, ОК-12);

  • осуществлять коллективную-творческую деятельность во время организации учебных занятий (ОК-6, ОК-9);

  • оценивать методы и технологии организации учебного процесса (ОК-10);

  • выбирать информационные ресурсы согласно выработанным или указанным критериям (ОК-3, ОК-12, ОК-16);

  • применять знания на практике (ОК-4, ОК-6, ОК-13, ПК-1);

  • рассматривать педагогические ситуации через призму правовых норм (ОК-8, ОК-20)


владеть:

  • опытом публичного выступления, участия в нерегламентированной и регламентированной дискуссии (ОК-6, ОК-13);

  • опытом анализа проблемных ситуаций в учебной и профессиональной деятельности, организации учебного взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии учебной деятельности (ОК-9) .

  • опытом организации коллективно-творческой деятельности (ОК-6, (ОК-9);

  • опытом сетевого взаимодействия и осуществления индивидуальных или коллективных проектов (продвинутый уровень) (ОК-3, ОК-12);

  • опытом исследовательской деятельности (продвинутый уровень) (ОК-3, ОК-13, ОК-16);

  • опытом оценки учебной деятельности, строящейся на основе правовых норм, и анализа содержания образования в университете (продвинутый уровень) (ОК-16);

  • обладать педагогической культурой (продвинутый уровень) (ОК-4,ОК-8, ОК-9, ОК-13, ОК-20, ПК-1).



  1. ^ Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), из них 35 аудиторных (18 часов – лекции; 17 часов – практических занятий), 37 часов – самостоятельная работа студентов, форма отчетности – зачет. Курс изучается в 4-ом семестре.

№ п/п

Раздел дисциплины


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра).

Лекц.

Практ

С/р

1

Тема 1. Разработка и описание модели курса


1

2

1

3

Входной контроль. Обратная связь во время дискурсии. Электронная ведомость

2

Тема 2. Образование как общечеловеческая ценность

2,3

2

2

2

Контроль за ходом семинара

3

Тема 3. Проблема образовательной парадигмы

4,5

2




2

Электронная ведомость

4

Тема 4. Личность в истории педагогики


6,7




4

2

«Особенности публичного выступления» . Рейтинг публичного выступления

5

Тема 5. Образовательная система России. Защита прав ребенка

8,9

2

4

6

Контроль за ходом семинара Электронная ведомость

6

Тема 6. Дидактика


10,11

2

2

7

Оценка работы на семинаре.

Электронная ведомость

7

Тема 7. Система и технология в педагогической теории и практике

12,13

2

2

4

Оценка работы на семинаре.

Электронная ведомость

8

Тема 8. Теория воспитания

14,15

2

2

4

Оценка работы на семинаре.

Электронная ведомость

9

Тема 9. Семейное воспитание и семейная педагогика.

16,17

2




2

Взаимоконтроль

10

Тема 10. Образовательные итоги курса


18

2




5

Контроль на основе off-line, (Сетевая рефлексия,), защита проектов Электронная ведомость

Итого:

72

18

17

37

Зачет

Содержание дисциплины

Тема 1. Модель курса

Тема 2. Образование как общечеловеческая ценность

Тема 3. Проблема образовательной парадигмы

Тема 4. Личность в истории педагогики

Тема 5. Образовательная система России. Защита прав ребенка

Тема 6. Дидактика

Тема 7. Система и технология в педагогической теории и практике

Тема 8. Теория воспитания

Тема 9. Семейное воспитание и семейная педагогика.

Тема 10. Образовательные итоги курса.

Разработка и описание модели курса. Самоопределение в стратегии изучения курса и проектах. Педагогика как учебная дисциплина. Общая характеристика учебного курса и особенности преподавания. Создание условий для самоопределения студентов в ходе изучения курса. Информационное обеспечение курса с помощью интернет-ресурсов. Особенности очно-дистанционного обучения. Проектная деятельность. Самоопределение в проектах. «Портфель достижений» студента. Практическая подготовка и реализация проектов.

Возможные направления для реализации проектов (темы проектов согласуются с условиями параллельного изучения курсов «Педагогика» и «Современные информационные технологии в учебном процессе»):

  • Педагогические системы и технологии

  • Информатизация образования;

  • Права участников образовательного процесса;

  • Стандартизация в образовании: сравнительный анализ.

  • Тестирование как образовательная технология

  • Открытое образовательное пространство и др.

Особенности организации коллективно-творческой деятельности.

Общество и образование в начале XXI века. Мировой кризис образования, его особенности в России. Общая характеристика системы образования России и перспективы ее развития. Модернизация образования РФ. Модернизация педагогического образования, профильное образование, ЕГЭ, информатизация образования. Современная модель образования, ориентированная на инновационное развитие экономики.

Проблема образовательной парадигмы. Сравнительная характеристика традиционной педагогики (педагогики формирования) и педагогики сотрудничества. История основных идей, сущность, принципы, методические концепции. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия в образовательном процессе: сравнительный аспект стилей организации педагогического процесса. Педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Осознание личного педагогического опыта – один из путей получения педагогических знаний. Сотворчество как образовательная парадигма. Форма организации – коллективная лекция.

^ Личность в истории педагогики. Коменский Ян Амос (1592–1670); Руссо Жан–Жак (1712–1778); Песталоцци Иоганн Генрих (1746–1827); Гербарт Иоганн Фридрих (1776–1841); Ушинский Константин Дмитриевич (1824–1870); Лесгафт Петр Францевич (1837–1909); Корчак Януш (1878–1942). Дьюи Джон (1859–1952), Френе Селестэн (1896–1966), Толстой Лев Николаевич (1828–1910), Шацкий Станислав Теофилович (1878–1934), Сорока–Росинский Виктор. Николаевич(1882–1960), Макаренко Антон Семенович (1888–1939), Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970), Гальперин Петр Яковлевич (1902–1988), Иванов Игорь Петрович (1923–1989) и др.

Принципы гос. политики РФ в образовании. Система образования в РФ Государственные образовательные стандарты, образовательные программы, сеть образовательных учреждений, система органов управления образованием в РФ. Организационно-правовые формы образовательных учреждений. Качество образования. Информатизация образования. Феномен «детства» в международном, федеральном и региональном законодательстве. Защита прав ребенка. Гарантии прав ребенка в РФ. Проблема профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальные институты как участники воспитания.

Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Проблемы дидактики. Типы обучения. Дидактические модели и системы. Цели и содержание образования. Отражение содержания образования в Базисном учебном плане, образовательных стандартах, программах и учебниках. Процесс обучения. Виды обучения: сообщающее, проблемное, программированное, развивающее, личностно-ориентированное обучение. Разнообразие подходов к обучению в личном опыте студентов. Методы и средства обучения. Формы организации учебной деятельности (урок, лекция, семинар, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация и т. д.). Урок как целостная система. История развития классно-урочной системы образования. Особенности урока как формы организации обучения. Требования к современному уроку. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Система уроков по теме. Анализ урока. Самооценка урока. Особенности организации проверки и оценки хода и результатов обучения. Рефлексия в учебном процессе. Роль рефлексии в различных дидактических системах. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения и особенности их взаимодействия. Дистанционное обучение. Предпосылки, сущность, основные формы образовательных телекоммуникаций. Особенности дистанционного урока. Дистанционная контрольная работа и сетевая рефлексия.
Феномен «система» и «технология» в педагогической теории и практике. Системный подход. Общая характеристика педагогической системы. Примеры педагогических систем. Педагогическая система В. С.  Библера, И. П. Иванова, система вальдорфских школ. Педагогическая система и педагогическая технология. Модель В. Ф. Шаталова. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса на примере модели саморазвития человека К. Я. Вазиной. Понятие педагогической технологии. Современные педагогические технологии. Новаторский опыт разработки технологии педагогического процесса.
Теория воспитания. Воспитание как целенаправленный процесс. Содержание, методы и средства воспитания. Самовоспитание и перевоспитание. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Вопросы теории групп и коллективов в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова. Личность в системе коллективных отношений. Педагогические аспекты межличностного взаимодействия. Система воспитательной работы: история и современность, проблемы и поиски.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Семейная педагогика: проблемы и решения. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили о семейном воспитании. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их предупреждение. Рациональные условия отношений родителей и детей. Трудные ситуации семейного воспитания. Работа с трудными семьями и детьми.

Рефлексия в образовательном процессе. Образовательные итоги курса. Особенности личной образовательной стратегии изучения курса.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Специальности: 080507. 65 «Менеджмент организации»
Конфликтология [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»,...

Рабочая программа учебной дисциплины гидравлика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины теплотехника Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины механика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа дисциплины Компьютерные издательские системы, индекс...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
Мировая экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» очной и заочной...

 рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социального образования. Для достижения этой цели преподавание...

Рабочая программа учебной дисциплины гидрогазодинамика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Рабочая программа учебной дисциплины механика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница