Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования




Скачать 32.53 Kb.
НазваниеАктуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования
Дата публикации02.04.2013
Размер32.53 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Философия > Документы
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
Личное мышление всегда было редким

цветком в жизни человеческих обществ

Николай Бердяев
Массы ошибаются,

а индивидуумы всегда правы

Борис Виан
Индивидуализация в процессе обучения и воспитания предполагает колоссальное количество новых методов и приёмов работы педагога, ставит обновлённые задачи и цели и отвечает более жёстким социальным запросам. Очевидно, что доминантой в ряду этих целей становится кардинальное изменение образа мышления учащегося, отвергающее прежние стереотипные мыслительные клише. Ортодоксальная мыслеповеденческая система, существующая в сознании нашего воспитанника, будучи ограниченной и отграниченной от фактической реальности, со временем распадается на неустойчивые, никак не связанные воедино схоластические представления о существующем — и это в лучшем случае!.. В скобках замечу, что речь здесь идёт о подавляющем большинстве — о массе. Именно усреднённый тип ученика — эдакое среднее арифметическое современного ученичества — и являет нам ценность объекта, на который направлена деятельность педагога. Стандартный способ восприятия, механическое поглощение материала, зачастую не требующее анализа — всё это более чем характерно для нынешнего воспитанника, и впоследствии ведё не просто к сужению общего кругозора, но уже к катастрофическому, тотальному коллапсу рефлексии, склонности к самоанализу, а это грозит, в свою очередь, неадекватностью оценки стремительно изменяющейся действительности, в условиях которой вероятна закономерная переоценка многих педагогических принципов и условностей. Время само определяет злободневность, вопиющую востребованность вопросов, раскрывающих перед формирующимся индивидуумом богатство и противоречия собственного ego: в чём смысл меня как ученика, как личности? для чего я существую? кому нужна моя учёба? и зачем? etc.Именно эти, вполне экзистенциальные проблемы дожны, как мне представляется, стать связующим учеником между наставником и воспитанником, той благодатной средой интеллектуальноого обитания, в атмосфере которой происходит успешное становление личности в мире. Наш 15-17-летний ученик, оказавшись на стыке возрастных пределов, в пресловутой «пограничной ситуации», вынужден не только решить мучительную проблему выбора, но и преодолеть некий пространственно-временной овраг, из которого, попав туда однажды, можно и не выбраться...
...Сверхзадачей экзистенциального педагога-гуманитария, очевидно, должно стать изображение мира как вечноого хаотичного, беспорядочноого движения — причём мир этот начисто лишён каких-либо идей — в нём присутствует лишь чувственность; но путём эмпирического познания подросток постигает этот абсурдный мир, наполняя его субъективным содержанием, постепенно упорядочивая его, формируя нравственные императивы, ориентируясь на них и, в конце концов, совершая осознанный выбор. Всё это может открыться юному Человеку только через сердце или через своё всеохватное воображение, могущие представить картины, подчас кажущиеся нелепыми и бессмыслеными нашему, «взрослому» скудному представлению о мире. Ведь именно в этом нежном возрасте (13-16 лет) происходит наиболее стремительное формирование Личности, а юный, только вступающий в большую жизнь человек должен обнаружить в самом себе острейшую необходимость ответов на извечные «проклятые» вопросы, необходимость постижения своей экзистенции.
Обратившись к творческому миру философии экзистенциализма, любой педагог может сравнить проектируемую модель нашего выпускника с героями французского писателя Жан-Поля Сартра: на страницах его повестей и новелл создан особый тип героя-подростка, остро ощущающего собственную ущербность; перед нами глубоко рефлексирующий юный философ, искатель Истины, он постоянно находится в разладе с окружающим миром, да и с самим собой, он — подлинный маленький «экзи», постигающий окружающий мир через познание своей экзистенции, своей самости — таким образом он погружается в своеобразный экзистанс, в объятиях которого и находит истину: Я — ЕСТЬ! Именно это и является основой самоопределения, самоосуществления, образование Себя. Но сначала ребёнку необходимо осознать отдельно существующее Я, которое ещё не становится личностью, покуда оно наличествует в мире изолированно от культурно-философского пространства; существование оказывается предшествующим сущности. Экзистенция становится архетипом личности, её порождающей моделью, её парадигмой, она отнюдь не иррациональная составляющая антропоса, она — целостная структура личности...
Хочется надеяться, что экзистенциальное мышление в ближайшем будущем не останется для рядового педагога в рамках гипотетической формулировки — современные жизненные тенденции требуют от нас практического обращения к сознанию подростка. В контексте нынешних инновационных технологий (например, технологии Развивающего Обучения по системе Эльконина — Давыдова) это обращение актуализируется вдвойне. Педагогика оперирует двуначальнстью процесса — а потому оправдывается высказывание классика: «Истинная великая цель педагога — научить правильно ошибаться!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана...
РС», 2010). Авторы программы (Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев ) предлагают для реализации задач литературного образования...

Использование OpenOffice org Calc для решения задач по физике
Обеспечить развитие у учащихся навыков, способствующих применению имеющихся знаний и умений логического мышления. Формирование информационной...

Пояснительная записка. В системе предметов общеобразовательной школы...
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического...

Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень)
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений...

Уроках иностранного языка в условиях модернизации образования
Повышение качества образовательного процесса через совершенствование профессиональной компетенции педагогов и профессиональной самореализации...

Истина или Ложь?
И / Л : Буфер ассоциативной трансляции (англ. Translation lookaside buffer, tlb) ускоряет переключение контекста при страничной организации...

Интеллектуальный марафон для 8-11 классов Цель: пробудить интерес...
Развитие творческих умений и навыков, языковых способностей учащихся, логического мышления, устной речи

Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном...

О краевом конкурсе детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01»
Курганинского района от 11 января 2011 года №23 29-8 «О краевом конкурсе детского худо­жественного и литературного творчества «Служба...

Деньги плохой хозяин, или хороший слуга?
Цель- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница