Методика «пословицы»




Скачать 39.62 Kb.
НазваниеМетодика «пословицы»
Дата публикации02.04.2013
Размер39.62 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Философия > Документы
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

(разработана С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Учащимся предлагается бланк с 60- ю пословицами (по 4 в группе). Возможны два варианта работы с этим бланком.
Вариант 1: учащиеся должны внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с её содержанием по следующей шкале баллов:

  1. согласен в очень незначительной степени;

  2. частично согласен;

  3. в общем согласен;

  4. почти согласен;

  5. совершенно согласен.


Вариант 2: требуется внимательно прочитать каждую пару пословиц («а», «б» и «в»,»г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1.а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом;

г) что за честь, коли, нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живётся, у кого денежка ведётся;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чём не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живёт, тот долго живёт;

г) жизнь прожить - не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье- вода в бредне;

в) деньги - дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого бог бережёт;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьётся как рыба об лёд;

в) хочу - половина могу;

г) лбом стены не прошибёшь.
7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как поживешь, так и прослывёшь;

г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги - сор;

г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живёт, то и нас не минет;

б) живу, как живётся, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.
10.а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.
11.а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12.а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придёт – приятели откажутся.
13.а) ученье – свет, а неученее – тьма;

б) много будешь знать – скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрёшь.
14.а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживёшь палат каменных;

в) можно тому богато быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь, богат, а скорее будешь горбат.
15.а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет.

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло: куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений в отношении жизни, людей, самого человека, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу.
Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни

б, г – бездуховное отношение к жизни
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни

б, г – материально благополучная жизнь
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь

б, г – трудная, сложная жизнь
4) а, в – оптимистическое отношение к жизни

б, г – пессимистическое отношение к жизни
5) а, в – решительное отношение к жизни

б, г – осторожное отношение к жизни
6) а, в – самоопределение в жизни

б, г – отсутствие самоопределения в жизни
7) а, в – стремление к достижениям в жизни

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни
8) а, в – хорошее отношение к людям

б, г – плохое отношение к людям
9) а, в – коллективистическое отношение к людям

б, г – индивидуалистическое отношение к людям
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям

б, г – эгоистическое отношение к людям
11) а, в – альтруистическое отношение к людям

б, г – паритетное отношение к людям
12) а, в – значимость дружбы

б, г – незначимость дружбы
13) а, в – значимость ученья

б, г – незначимость ученья
14) а, в – значимость труда

б, г – незначимость труда
15) а, в - значимость соблюдения законов

б, г - незначимость соблюдения законов
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по вариантам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б», «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокрашённого варианта методики, состоящего из 30 пословиц, т.е. из 15 пар. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а», «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Таблицу разрежьте на отдельные части и составьте пословицы (оранжевый...

В чем сущность воспитания, позволяющая безошибочно увидеть принадлежность...
Методика коллективной творческой деятельности (методика коллективной организации деятельности, «методика Иванова»)

Методика исследования мотивации учения у первоклассников
...

Пословицы и поговорки о временах года

Пословицы и поговорки про здоровье и спорт

Методика мониторинга сайтов некоммерческих организаций Санкт-Петербург
Нко. Предлагаемая методика мониторинга является средством получения основных индикаторов, показывающих реальное положение дел в сфере...

Методика мониторинга сайтов некоммерческих организаций Санкт-Петербург
Нко. Предлагаемая методика мониторинга является средством получения основных индикаторов, показывающих реальное положение дел в сфере...

Вариант Разгадай ребусы и запиши получившиеся пословицы или поговорки

Методика проверки изделия
Настоящая методика устанавливает методы и средства проверки изделия. Первичную проверку проводят на стадии проверки соответствия...

Методика «пословицы» iconПояснительная записка Курс «Теория и методика обучения изобразительному искусству»
М. Н. Бабенко, Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методическое пособие для студентов 3,4 курса очной и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница