Литература: Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987




Скачать 188.14 Kb.
НазваниеЛитература: Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987
Дата публикации17.03.2013
Размер188.14 Kb.
ТипЛитература
odtdocs.ru > Философия > Литература
«Педагогика как наука»

(материал к лекции, составитель С.В. Нилова)
Задание для самостоятельной работы студентам:

1.Выберите учебник по педагогике, с которым вы будете работать во время изучения учебного курса. (Выбор учебника обоснован возможностями студента и университета).

2.Проанализируйте изложение темы «педагогика как наука» в учебнике и предложенном материале.
Литература:

  1. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. М., 1987.

  2. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. - 146 с.

  3. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1994.

  4. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993

  5. Харламов И.Ф. Педагогика Учебное пособие М. Высшая школа 1990.


^ 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

1.1. Воспитание и образование - предмет педагогики

Термин педагогика имеет два значения: первое - это область научного знания, наука, второе - область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование. Воспитание имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет педагогики. (Нилова СВ: «Это утверждение В. В. Воронова следует уточнить на основе общего материала. Смотрите ниже»). Термин формирование употребляется в значении "развитие" и в значении "воспитание". Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания - устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

1.2. Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики

Существует несколько иное понимание предмета педагогики (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина), согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС - это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного... педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами" (В. П. Беспалько, 1989). Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания (обучения), содержание воспитания (обучения), педагогические (дидактические) процессы, учитель и (или) технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету. Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (учитель-ученик), организационный (процесс и формы), гностический (учитель). Иначе говоря, учитель в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает теории, на которых строится педагогическая деятельность.

1.3. Функции педагогической науки и результаты научной деятельности

Педагогическая наука имеет следующие функции. Объяснительная функция: она состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные исследования. Вторая функция науки преобразовательная, прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания. Как в физике открытие ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения. Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЗВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла отрасль науки о предвидении развития ПС - педагогическая футурология.

Некоторые ученые выделяют воспитательную (образовательную) функцию науки: знание само по себе, ставшее достоянием личности любым способом, оказывает формирующее воздействие на человека. Об этом знали древние: во многой мудрости есть много печали (Библия). Можно считать эту функцию науки сопутствующей. Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах и пр.

1.4. Состав педагогических наук

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика - эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика - о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

1.5. Связь педагогики с другими науками

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б. М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной и техникознанием. Педагогика носит интегративный и практически ориентированный характер. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета - воспитания. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность. Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики. Появилось даже научное направление - педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий, которые следует знать учителю.

1.6. Методология педагогической науки и практики

Методология (знание о способе) - это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности. Общенаучная методология представляет философские исходные положения научного познания и деятельности, Для отечественных педагогов такой методологией до сих пор является материалистическая философия, хотя в настоящих условиях возможна смена методологических позиций. Материализм стоит на принципе детерминизма, исходит в понимании мира из законов диалектики, объективности материи и пр. Частнонаучной методологией является гносеологический инструмент в конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования. Так, в материалистической педагогике исходными положениями являются детерминизм педагогических явлений, учение о социальной сущности личности, системный подход к познанию и деятельности, деятельностный подход в теории воспитания, Иные методологические представления и знания лежат в основе религиозной педагогики, педагогики позитивизма, бихевиоризма, экзистенциализма и других педагогических учений. Но всегда методология педагогики - это система знаний, об основах и структуре педагогической теории, о методах педагогического исследования. Она указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

1.7. Методы педагогического исследования

Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. Имеются всеобщие методы, общенаучные, специально-научные методы познания. К всеобщим методам относится анализ явлений на основе законов диалектики, философские методы. Педагогика использует методы гуманитарных и естественных наук: теоретические, эмпирические, математические. Теоретические методы - это анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование, мысленный эксперимент. Они служат для интерпретации, анализа и обобщения эмпирических данных, для построения научных теорий, обоснования научных положений. Эмпирические методы служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросные методы (анкета, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Это специально организованная проверка того или иного метода, средства обучения (воспитания) с целью выявления его эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза - научно обоснованное предположение о возможной эффективности какого-либо нововведения. В ходе эксперимента используется комплекс названных методов. Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр.

    (Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. - С. 8-13)

Проблема понятийно-терминологического аппарата в педагогике до сих пор не решена. Воспользуемся одной из точек зрения, которой мы будем придерживаться при согласовании важных педагогических категорий «образование», «обучение», «воспитание» и «развитие».

^ Целостность педагогического процесса
Целостность педагогического процесса выражается в триединстве обучения, воспитания, развития, которые в сумме и составляют образование.



Обучение нельзя рассматривать отдельно от развития и воспитания. Воспитание как воздействие (ограничение или выращивание) на потребности осуществляется как процесс присвоения внешних целей (целей преподавателя) учащимся (внутренние цели) и не только вербальными средствами, не только через текст, а всей окружающей обстановкой, создаваемой педагогом.

Развитие в процессе обучения происходит как упражнение, тренинг умения думать (мыслетехнические способности), умения действовать осознанно (рефлексивные способности), умения говорить (коммуникативные способности).

Таким образом, любая форма педагогического процесса, какой бы малой или большой она ни была, будет целостной, если будет осуществляться и обучение, и воспитание, и развитие одновременно, т.е. Образование.

(Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993. С 94.)
^ Терминологический словарь

Если рассмотреть педагогику, опираясь на нормативно-правовые документы в современном обществе, то системообразующей категорией изучения является категория «образование». 

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ «(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Воспитание – целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями, приобретаемыми в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности.

Потребность – психическое явление отражения объективной нужды организма в чем-либо (биологические П., свойственные и человеку, и животным) или личности (социальные или духовные, свойственные только человеку). П. – не самостоятельная форма отражения, но толчок к возникновению каждой из них: потому, являясь внутренней причиной активности личности, они чаще и выраженней других психических явлений бывают мотивами действий и деятельности и чаще переживаются, как эмоции и чувства, но могут быть и только познаваемыми суждениями. Воспитание социальных П. личности – важнейшее условие эффективного руководства ею и перевоспитания.

^ Обучение (воспитывающее) – процесс развития человека, осознание им человеческой культуры и формирование практических умений. Функция обучения в системе общественного воспроизводства – сформировать у человека деятельность в соответствии с образцами в культуре. Обучение, следовательно, включает трансляцию культуры и обучение деятельностям.

Норма (лат. – руководящее начало, правило, образец) – узаконенный порядок, установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Нормы выполняют ряд функций: регулятивную, систематизирующую, оценочную и т. д.

Знание – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий. Истинные знания – результат познания, проверенные общественно-исторической практикой и удостоверенные логикой. З. обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. У человека З. – один из атрибутов сознания, определяющий и субъективный тезаурус данного индивида.

Умение – совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях. Проходя через ряд этапов формирования, У. в конечном счете перерастает в мастерство и творчество.

Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упраж­нения и проходящее через ряд этапов формирования. Различают сенсорные, умственные (мыслительные, мнестические, волевые) и двигательные (психомоторные). В навыке они не только используются, но и формируются в процессе деятельности.

Развитие – необходимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Р. – всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Р. имеет две формы: эволюционную и революционную.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенной деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности. Диагностика С. проводится с помощью тестов. Высокий уровень С. выражается понятиями таланта и гениальности. Способности – индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения одной или нескольких деятельностей. Степени С. – одаренность, талант. От способности зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений, навыков. В свою очередь их приобретение содействует дальнейшему развитию С. – результат развития человека (врожденными могут быть только задатки). С. возникают и развиваются в деятельности. Все человеческие С. – продукт человеческих отношений.

Система (греч. – целое, составленное из частей, соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные С., особый класс материальных, живых систем – социальные С. (от простейших социальных соединений до социально – экономических структур общества). Абстрактные С. – понятия, гипотезы, теории, научные знания о С. и т.д.

(Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1994.)
^ Немного из истории педагогики
Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 — ок. 559 гг. до н. э.) полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о сво­бодных гражданах) обязательно позаботился о специ­альной выучке своих сыновей в той или иной области труда. В этих же законах подчеркивалось, что сын мог не кормить отца в старости, если тот не выучил его ни­какому ремеслу.

Древнегреческий философ Платон писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государст­во пострадает от этого только в том смысле, что гражда­не будут несколько хуже обуты, но, если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране по­явится целое поколение невежественных и плохих лю­дей.

Но как только воспитание стало выделяться в само­стоятельную общественную функцию, люди начали за­думываться над обобщением опыта воспитательной дея­тельности. На одном из древнегреческих папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеоб­разная педагогическая идея, определенный подход к вос­питанию, соответствовавший условиям того времени, когда отношения между людьми основывались на наси­лии. По мере же расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящих­ся к воспитательной деятельности, стала разрабаты­ваться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем и знания в других сферах жизни и производства,, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса из Милета (конец VII — первая половина VI в. до н.э.), Герак­лита (ок. 530—470 гг. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н. э.), Сократа (469—399 гг. до н. э.), Платона (427—347 гг. до н. э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341 — 270 гг. до н.э.) и др. — содержа­лось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «•педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, а также совер­шать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда— ребенок, гогос—вести) обозначает «детоводитель». Впоследствии педагогами стали называть лю­дей, которые занимались обучением и воспитанием де­тей. От этого слова и произошло название особой науки о воспитании — педагогики.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schoie), что означает «досуг», гимназия (от греч. gymnasion, гимнасий) — общественная школа физического развития, а впослед­ствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказыва­ли Лукреций Кар (ок. 99 — 55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42 — 118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатыва­лись философами-богословами, педагогические идеи ко­торых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получи­ла в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV — XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Видней­шие деятели этой эпохи итальянский — гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыс­литель Эразм Роттердамский (1465—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и др.— вы­двинули много оригинальных и прогрессивных для свое­го времени педагогических идей. Они критиковали сред­невековую схоластику и механическую зубрежку, про­цветавшие в обучении, выступали за гуманное отноше­ние к детям, за освобождение личности от оков феодаль­ного угнетения и религиозного аскетизма.

^ Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и ее виднейшие деятели. Несмотря на интенсив­ное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII в. продолжала оставаться частью фило­софии. Впрочем, до настоящего времени все сколько-ни­будь значительные философы так или иначе разрабаты­вают вопросы воспитания, что, естественно, говорит об исключительно важном общественном и научном значе­нии педагогических проблем.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) в 1623 г. издал свой трактат «О до­стоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попыт­ку классифицировать науки и в числе их, в качестве от­дельной отрасли научного знания, назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670), теоретические идеи которого получили широкую извест­ность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал ос­новные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» из­ложил свои взгляды на семейное воспитание.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее видней­ших деятелей, как Джон Локк (1632—1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712—1778) во Франции, Иоганн Ген­рих Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776—1841) и Адольф Дистервег (1790 — 1866) в Германии и др.

Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании», большое внимание уделял психологическим основам воcпитания, а также формированию нравственности. Отри­цая наличия врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую си­лу воспитания. Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка. А коль так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию врожденного совершенства детей, а должно предостав­лять им полную свободу, приспосабливаясь к их инте­ресам и влечениям. В этом нашла свое отражение борь­ба Руссо против жестокости и физических наказаний де­тей, процветавших в современном ему воспитании. Впоследствии эти идеи положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической теории, т. е. следования в воспитании исключительно за интересами и желаниями детей.

(Харламов И.Ф. Педагогика Учебное пособие М. Высшая школа 1990- 576 с. С 10-13)
Разные точки зрения отечественных и зарубежных педагогов на проблемы воспитания и обучения мы рассмотрим на семинарских занятиях в модуле «Личность в истории педагогики».

^

Отрывки из статьи П. Г. Редкина


"На чем должна основываться наука воспитания"
Петр Григорьевич Редкин (1808 – 1891)

Правовед, историк философии, педагог, общественный деятель. П. Г. Редкин закончил этико-политическое отделение Московского университета. Для окончания научной подготовки по специальности юриста был послан в Германии (1830-1834). По возвращении в Россию за статью “Об уголовной кодификации”, предоставленную в качестве докторской диссертации, был удостоен ученой степени доктора юридических наук. С 1835 г. в звании профессора преподавал в Московском университете курс "Энциклопедия законоведения" (до 1848 г.) Одним из слушателей и учеников П. Г. Редкина был К. Д. Ушинский.

П. Г. Редкин участвовал в издании журнала “Библиотека для воспитания”, был учредителем и одним из основателей “Педагогического общества”, существовавшего почти 20 лет, и 15 лет П. Г. Редкин избирался его председателем. Популяризируя передовые идеи немецкой педагогики, в особенности труды А. Дистервега, П. Г. Редкин привлекал внимание общественности России к важным проблемам народного образования, профессиональной подготовки учителя, к прогрессивным методам обучения.

^

Отрывки из статьи


"Впрочем, как ни драгоценны многие труды по части этой науки, как ни памятны великие заслуги многих педагогов, все еще педагогика далека от того относительного совершенства, каким могут похвалиться другие отрасли человеческого знания.

Чего же недостает для ее совершенства? Как восполнить этот недостаток и через то подвинуть науку воспитания на высшую ступень ее исторического развития?

Педагогике недостает твердой основы. Найти ее – вот первая задача науки" [С. 374].

"Как наука опытная, она не должна быть пустым набором глубокомысленных темных положений, блистательно-бессмысленных фраз, мертвых школьных терминов, определений, разделений и т.п. Она должна быть полная живым содержанием и доступна, по образу своего изложения, всякому образованному человеку. Наука едина с жизнью. Наука только возводит все разнообразие жизни к единству сознания, а потому служит основой и руководством для практики. Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый.

Как наука философская, педагогика не должна быть сборником бессмысленно повторяемых обычных правил, механических подражаний чужим примерам и образцам и т.п. Сущность науки состоит не в изложении отдельных случаев, опытов, фактов, но в развитии истинных, общих, основных законов явлений, в развитии мысли, которой дышат факты и без которой все факты безжизненны, не имеют значения для мыслящего человека, не существуют для духовного его сознания.

Итак, излагающие педагогику как науку должны помнить, что она сверх теоретического достоинства имеет и практическое значение; практические педагоги не должны забывать, что для оправдания своего имени они обязаны изучить педагогику как науку; наконец, и те и другие должны убедиться, что для основательного изложения и изучения педагогики необходимо установить верховное начало этой науки" [С. 375].

"Это верховное начало Браубах выражает в виде следующего практического правила: воспитывай так, чтобы твой воспитанник становился собственным своим воспитателем" [С 376].

"Но для того чтобы педагогика стала наукой, необходимо привести все педагогические познания в такую единую и целостную систему, в которой бы внутренняя связь отдельных мыслей выразились и во внешней связи. Истина мыслей, имеющих внутреннюю связь, образует зерно науки, а внешняя сообразность их изложения – его покров. В соединении их заключается идеал науки. Возможно совершенное, т.е. условно оконченное, воспитание – вот цель педагогики! Без такой цели необходимое требование и науки и жизни человеческой – стремиться постоянно к совершенству – невыполнимо" [C. 376].

(Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. М., 1987.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На суше и на море. 1987 повести рассказы очерки статьи
С. А. Абрамов, М. Э. Аджиев, В. И. Бардин, Б. Т. Воробьев (составитель), Б. И. Втюрин, (председатель), М. Б. Горнунг, В. И. Гуляев,...

Российские шифры и коды во второй половине ХIХ начале хх в
Во второй половине ХIХ века криптографическая служба России претерпела реорганизацию, в результате которой она перестала быть привилегией...

Преобладали центробежные силы, возглавляемые националистами. Отсутствовало...
Реальных коренных реформ во всех сферах жизни, как в экономической, так и в общественно-политической. Провозглашённая новым демократическим...

Практикум по школьному репертуару
...

Список литературы к выставке
Академик Б. П. Константинов : воспоминания, статьи, документы [Текст] : сборник биографической информации / отв исполн., ред. О....

Литература 1
Музыка. 2 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т....

Туристическая компания
Переезд в Алупку. Посещение Воронцовского дворца, уникального памятника архитектуры первой половины XXI в. Построенный в эпоху романтизма,...

Итоги реформ в авиапроме… да и во всей остальной промышленности Подводя...
Одятся до ума, начаты разработкой еще в советскую эпоху. За годы реформ предприятия авиапрома не начали разработки последующего поколения...

Отчет за 1 половину учебного года
«200 летие Бородинскому сражению», Новогодняя сказка». В течение первой половины учебного года детям были показаны театрализованные...

Рассказ А. Сытина Рисунки худ. В. Щеглова Юлдаш ехал и размышлял....
На первой странице: Черное золото Урала Из скважины вырывается газ Нефть!

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница