Программа дисциплины Этика




Скачать 153.36 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Этика
Дата публикации18.03.2013
Размер153.36 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
odtdocs.ru > Философия > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Философии


Программа дисциплины
Этика

для специальности 080500 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Факультет: Государственное и муниципальное управление

Автор: Кашников Борис Николаевич. Доктор философских наук. Профессор кафедры практической философии

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

москва 2009

Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары



1

Этика, мораль, нравственность. Предмет и система этики


12

4

4

4

2

Этика индивидуального совершенства


12

4

4

4

3

Политическая этика. Теории справедливости

12

4

4

4

4

Этика международных отношений. Теория справедливой войны

12

4

4

4

5

Прикладная и профессиональная этика

6

2

2

2




Итого:

54

18

18

18


Содержание программы


    1. Этика, мораль, нравственность. Предмет и система этики



Этимология слов «этика», «мораль», «нравственность». Происхождение морали. Мораль и нравы. Мораль и обычай. Мораль и право. Факты и Ценности. Свобода и Разум. Общие закономерности возникновения морали в условиях различных цивилизаций. Критерии морали. Мораль как проявление свободы индивида. Мораль и общество.

Психология морали. Психологические основания морального поступка. Моральный выбор. Теория Колберга. Мораль авторитета. Мораль Ассоциации. Мораль принципов. Мораль и проблема гендера. Проблема различения мужской и женской морали. Теория Л. Ирригерей. Возможность тестирования уровня морального сознания.

История морали. Судьба Сократа как первый исторический пример морального поведения и морального конфликта. Проблема исторической целесообразности морального поступка. Возможность морального прогресса. Мораль и экономический детерминизм. Экономика и мораль.

Социология морали. Невозможность социологического изучения морали. Мораль и проблема долженствования. Возможность общества «вне морали». Социальная роль морали. Общественная и политическая мораль.

Философия и теория морали. Многообразие теорий происхождения морали. Натуралистические теории. Гедонизм. Эвдемонизм. Космологические теории. Этика Шопенгауэра. Социологические теории. Этика общественного договора. Мораль и эволюция. Мораль и генетика. Мораль и Природа человека.

Нормативная этика. Различные способы нормативного обоснования морали. Основные нормативные теории морали. Автономная этика. Рефлексивная этика. Волюнтаристическая этика. Интуитивистская этика.

Религиозная мораль. Мораль и религия. Свобода в религиозной морали. Моральные нормы основных религиозных учений. Этика Христианства, Ислама, Иудаизма, Буддизма. Золотое правило морали как универсальное требование религиозной этики. Десять заповедей (христианство). Пять обязанностей (Ислам). Три корзины учения (Буддизм). Этика ритуала (Конфуцианство). .
Обязательная литература

А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарика, 1998. С. 7-110

Дополнительная литература

В.С. Соловьев. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения в 2-х т. М. 1988. Т.1. С. 98-281


  1. Этика индивидуального совершенства.


Гедонизм. Учение Аристиппа. Этика удовольствий. Противоречия гедонизма.

Эвдемонизм. Этика Аристотеля. Принцип счастья. Различные виды счастья и пути их достижения.

Кинизм. Учение Диогена. Критика гедонизма. Возможность ограничения потребностей. Аскетизм. Гедонистический и аскетический путь возможного развития цивилизации.

Стоицизм. Древняя и Новая стоя. Космический закон. Стоический идеал поведения. Марк Аврелий как образец стоического мудреца.

Эпикуреизм. Эпикурейский идеал мудреца.

Скептицизм. Учение Пиррона. Принцип Атараксии.

Эгоизм. Возможность разумного эгоизма. Основные принципы разумного эгоизма. Этическое учение А. Смита. Эгоизм и экономика. Проблемы и противоречия эгоизма как этического учения.

Утилитаризм. Утилитаризм Бентама и Милля. Утилитарный принцип. Утилитаризм как принцип реформирования общественных институтов и законодательства. Утилитаризм действия и утилитаризм правила. Утилитаризм максимальной пользы и утилитаризм средней пользы. Утилитаризм как политический принцип. Критика социальных последствий утилитаризма. Разновидности современного утилитаризма.

Деонтология. Этика Канта. Категорический императив. Формулировки категорического императива. Счастье и долг. Долг и склонности. Практический разум. Формальный характер этики Канта.

Прагматизм. Этика Дьюи. Попытка соединения преимуществ утилитаризма и деонтологии. Ситуативная этика. Возможности соединения этики и науки.
^ Обязательная литература

А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарика, 1998. С.110-224;

Дополнительная литература

А.А.Гусейнов и Г. Ирлитц. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.


  1. Политическая этика. Теории справедливости


Теория справедливости Дж. Ролза. Современный либерализм. Обстоятельства создания теории. Концепция рефлективного равновесия. Концепция занавеса неведения. Концепция основных благ. Принципы справедливости. Принцип равенства основных прав и свобод. Принцип честного равенства возможностей. Принцип различия. Доказательства необходимости введения этих принципов. Проблема устойчивости общества. Общественные институты. Механизмы разрешения конфликтов. Гражданское неповиновение и частичное согласие.

Теория справедливости Р. Нозика. Либертаризм. Проблема морального оправдания государства. Права человека как абсолютная моральная ценность и возможность правового государства. Необходимость минимального государства. Основные принципы справедливости в минимальном государстве. Принцип справедливости первоначального приобретения благ. Принцип справедливой передачи благ. Принцип исправления несправедливости. Возможность практической реализации принципов справедливости Р.Нозик. Критика теории справедливости Нозика.

Теория справедливости Д.Готиера. Теория игр и теория рационального выбора. Стратегический выбор. Теория рациональной сделки. Социальная справедливость как разновидность рациональной сделки. Принцип максиминимальной относительной уступки и минимаксимальной относительной выгоды. Принцип сдержанной максимизации и принцип прямолинейной максимизации. Принцип исходного равенства сторон.
^ Обязательная литература

А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарика, 1998. С. 336-349;

Дж. Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 19-112

Дополнительная литература

Дж. Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Р. Нозик. Анархия, государство и утопия. М. ИРИСЭН, 2008


  1. Этика международных отношений. Теория справедливой войны


Пацифизм, Милитаризм, Реализм, Теория справедливой войны. Основные принципы справедливой войны. Jus ad Bellum. Правое дело. Самозащита. Помощь другим. Гуманитарная интервенция. Принцип крайнего средства. Условия применения принципа. Возможность превентивной войны. Возможность предупреждающей войны. Принцип добрых намерений. Сложность осуществления принципа. Способы определения подлинных намерений. Принцип пропорциональности. Военные средства разрешения проблемы как меньшее зло. Принцип легитимной власти. Принцип легитимной власти и ассиметричная война. Проблема терроризма и террора. ООН как легитимная власть. Принцип разумной вероятности успеха.

Принципы Jus in Bello. Принцип различия. Неприкосновенность некомбатантов. Принцип соразмерности. Проблемы применения принципа связанные с ядерным и биологическим оружием. Принципы соразмерности и различия в деятельности МККК и других международных гуманитарных организаций. Принцип двойного эффекта. Проблемы связанные с появлением новейших видов вооружений. Информационная война и проблемы справедливой войны. Гуманитарное право и право прав человека как способы ограничения способов и характера ведения войны. Принципы справедливой войны и терроризм. Проблемы справедливой войны в условиях партизанской и освободительной войны.
^ Обязательная литература

А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарика, 1998. С. 443-467;

Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры. М. Гардарики, 2002. С. 15-47; 168-212

Дополнительная литература

Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры. М. Гардарики, 2002.



  1. Прикладная и профессиональная этика


Проблема смертной казни. Аргументы в поддержку смертной казни. Аргументы против. Возможность эвтаназии. Проблема абортов. Моральные проблемы современной экономики. Принцип ценности человеческой жизни против принципа свободы выбора или принципа целесообразности.

Кодексы профессиональной этики. Условия возникновения кодексов профессиональной этики. Этика государственной службы. Основные нормы и принципы этики государственной службы. Принцип беспристрастности. Принцип ответственности.
Обязательная литература

А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарика, 1998. С. 391-443

Дополнительная литература

В.С. Соловьев. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения в 2-х т. М. 1988. Т.1. 281-484



    Базовый учебник и дополнительная литература



Базовым учебником по всему курсу является учебник А.А.Гусейнова и Р.Г. Апресяна (Этика. М.: Гардарика, 1998). Те или иные разделы этого учебника рекомендуются для изучения каждой из тем. Кроме того каждый из студентов должен самостоятельно изучить по крайней мере одну из книг дополнительной литературы. А именно:

  1. Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры. М. Гардарики, 2002.

  2. В.С. Соловьев. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения в 2-х т. М. 1988. Т.1

  3. Дж. Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

  4. Р. Нозик. Анархия, государство и утопия. М. ИРИСЭН, 2008

  5. А.А.Гусейнов и Г. Ирлитц. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.

  6. МакИнтайр. После добродетели. М.: Академический проект, 2000

    Кроме того все студенты в обязательном порядке читают работу И.Канта «Основы метафизики нравственности //Кант И. Соч. в 6-ти томах. М.1965. Т. 1. Остальные задания по изучению текстов содержатся в плане семинарских занятий




    Формы контроля знаний студентов


В качестве форм контроля знаний предусмотрено:

  1. Проверка посещаемости лекций и семинарских занятий

  2. Выступления на семинарских занятиях

  3. Эссе

  4. Тестирование

  5. Устный экзамен в форме собеседования по одной из тем содержания программы, текстов изучаемых на семинарских занятиях и дополнительной литературе.

Итоговая оценка представляет собой среднюю арифметическую результатов оценки за эссе, тест и устный ответ на экзамене.

^ Критерии оценки эссе и устного ответа:

отлично- логичное самостоятельное рассуждение с опорой на источники. Знание источников;

хорошо — логичное, достаточно самостоятельное рассуждение с недостаточным использованием источников или, наоборот, достаточная опора на источники при отсутствии самостоятельности и логичности;

удовлетворительно — поверхностное рассуждение при недостаточной опоре на источники;

неудовлетворительно — совершенно неубедительное рассуждение при отсутствии источников
^ Критерии оценки теста:

отлично — не менее 80 % верных ответов,

хорошо - не менее 60 %,

удовлетворительно — не менее 50%,

неудовлетворительно — менее 50%


    Тематика заданий по формам контроля


Тематика эссе

  1. Возможна ли справедливая война

  2. Является ли современная Россия справедливым обществом

  3. Как вы оцениваете состояние морали в России и мире

  4. Какими принципами и нормами должен руководствоваться подлинно нравственный человек

  5. Нужна ли мораль обществу, государству, личности

Общее требование к эссе: 8-10 тыс. знаков. Срок сдачи: не позднее первого дня зачетной недели.



    Тестовые вопросы для оценки качества освоения дисциплины




  1. Этимологический смысл слов этика и мораль:

    1. Первое обозначает поступки, второе сознание

    2. Первое предписывает нормы, второе означает реальные нравы

    3. Одно и то же (+)

    4. Первое означает сознание, второе поступки

    5. Первое относится к должному, второе к реальному

  2. Этика Канта это:

    1. Деонтология (+)

    2. Утилитаризм

    3. Имморализм

    4. Гедонизм

    5. Натурализм

  3. Этика Милля это:

    1. Деонтология

    2. Утилитаризм (+)

    3. Имморализм

    4. Гедонизм

    5. Натурализм

  4. Этическое учение определяющее добро как наслаждение:

    1. Эмпиризм

    2. Гедонизм (+)

    3. Эвдемонизм

    4. Нарциссизм

    5. Утилитаризм

  5. Этическое учение, определяющее добро как счастье:

    1. Эмпиризм

    2. Гедонизм

    3. Эвдемонизм (+)

    4. Нарциссизм

    5. Утилитаризм

  6. Главный принцип этики Конфуция:

    1. Недеяние

    2. Человеколюбие (+)

    3. Успех

    4. Удовольствие

    5. Срединный путь

  7. Главный принцип этики Будды:

    1. Недеяние

    2. Человеколюбие

    3. Успех

    4. Удовольствие

    5. Срединный путь (+)

  8. Главный принцип христианства:

    1. Успех

    2. Удовольствие

    3. Помощь ближним

    4. Срединный путь

    5. Любовь к ближним (+)

  9. Главный принцип этики ислама:

    1. Успех

    2. Удовольствие

    3. Помощь ближним

    4. Срединный путь

    5. Борьба за истинную веру (+)

  10. Основной принцип этики Канта:

    1. Категорический императив (+)

    2. Максимальное счастье для максимального числа людей

    3. Любовь к ближним

    4. Успех

    5. Срединный путь

  11. Основное принцип этики утилитаризма

    1. Категорический императив

    2. Максимальное счастье для максимального числа людей (+)

    3. Любовь к ближним

    4. Успех

    5. Срединный путь

  12. Что означает принцип «золотой середины» Аристотеля:

    1. Воздержание от суждений

    2. Равенство

    3. Любовь к ближним

    4. Избегание крайностей (+)

    5. Успех




  1. "Этика добродетелей» это этическое учение:

    1. Канта

    2. Аристотеля (+)

    3. Гегеля

    4. Буддизма

    5. Конфуция

  2. Этика Ницше это

    1. Аморализм

    2. Имморализм (+)

    3. Деонтология

    4. Прагматизм

    5. Утилитаризм

  3. Философский аморализм означает:

    1. Стремление к удовольствиям

    2. Стремление к успеху

    3. Карьеризм

    4. Отрицание моральных норм (+)

    5. Отрицание всяких норм

  4. «Теорию справедливости» написал:

    1. Ролз (+)

    2. Кант

    3. Милль

    4. Конфуций

    5. Бергсон

  5. Либеральная справедливость означает главным образом:

    1. Сострадание

    2. Равенство жизненных шансов (+)

    3. Взаимопомощь

    4. Любовь к ближнему

    5. Свобода

  6. Наиболее специфический из принципов справедливости Ролза:

    1. Принцип различия (+)

    2. Принцип честного равенства возможностей

    3. Принцип равенства основных прав и свобод

    4. Принцип сострадания

    5. Принцип участия

  7. Либертарный принцип справедливости Нозика это:

    1. Принцип свободы

    2. Принцип честности

    3. Принцип правоуполномочения (+)

    4. Принцип равенства шансов

    5. Принцип сострадания

  8. Несостоятельность утилитарной теории справедливости связана

    1. С ее недоказуемостью

    2. С ее противоречием с правами человек (+)

    3. С ее неэффективностью

    4. С ее односторонностью

    5. С ее эгоизмом

  9. Идея коммунистической справедливости предполагает

    1. Равенство перед законом

    2. Полное равенство

    3. Распределение по потребностям (+)

    4. Свободу

    5. Равенство возможностей

  10. Несправедливость современного общества с точки зрения феминизма это по сути:

    1. Гендерное неравенство (+)

    2. Низкий социальный статус женщин

    3. Сексизм

    4. Мужской шовинизм

    5. Низкий жизненный уровень женщин

  11. Какой теоретический метод применяет Ролз для обоснования своих принципов справедливости

    1. Исторический материализм

    2. Гипотетический договор (+)

    3. Рефлективизм

    4. Позитивизм

    5. Герменевтика

  12. Моральные нормы основаны на:

    1. Представлении о вреде и пользе

    2. Представлении об истине и заблуждении

    3. Представлении о добре и зле (+)

    4. Представлении о сложном и простом

    5. Представлении природном законе



  1. Мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов:

    1. Нигилизм (+)

    2. Морализаторство

    3. Скептицизм

    4. Цинизм

    5. Имморализм

  2. «Золотому правилу нравственности" противоречит следующая рекомендация:

    1. "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе"

    2. "Ударили в правую щеку, подставь и левую" (+)

    3. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

    4. "Не делай другому то, что не желаешь себе"

    5. "Помогай ближнему своему"

  3. Идее аскетизма противоречит:

    1. Способ обличения порочных нравов

    2. Средство духовно-нравственного очищения

    3. Воздержание в пище, питье, чувственных влечениях

    4. Забота о собственном теле (+)

    5. Взаимопомощь

  4. Принцип возмездия, равного преступлению, одним из первых законодательных источников которого были Законы Хаммурапи, называется:

    1. Талион (+)

    2. Ахимса

    3. Карма

    4. Сансара

    5. Санкья

  5. Осознание человеком своих собственных действий, психических процессов и состояний называется:

    1. Самосознание

    2. Самореализация

    3. Самосознание (+)

    4. Самоконтроль

    5. медитация

  6. Этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания:

    1. Совесть (+)

    2. Долг

    3. Воля

    4. Комфортность

    5. Честь

  7. Какова основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса?

    1. Борьба против антропоцентризма

    2. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира (+)

    3. Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмо

    4. Вера во всемогущество человеческого разума

    5. Аморализм

  8. Этот философ считал, что причиной зла в человеческой жизни является то, что люди не знают истины:

    1. Сократ (+)

    2. Протагор

    3. Гегель

    4. Платон

    5. Кьеркегор

  9. Моральное учение, выраженное в форме десяти заповедей, восходит к:

    1. пророку Мухаммеду

    2. Моисею (+)

    3. Конфуцию

    4. Иисусу Христу

    5. Будде

  10. Как следует назвать учение, согласно которому жизнь человека полностью предопределена, в ней нет места для свободы

    1. Материализмом

    2. Догматизмом

    3. Анархизмом

    4. Фатализмом (+)

    5. Скептицизмом

  11. В буддизме карма – это:

    1. Непреложно действующий закон возмездия (+)

    2. Мировой закон или порядок

    3. Постоянный круговорот перевоплощений

    4. Учение о переселении душ

    5. Судьба

  12. Формой активного пацифистского сопротивления являются:

    1. Вооружённые революционные выступления

    2. Военные действия, сопровождающиеся жертвами

    3. Убеждения и мирные манифестации (+)

    4. Применение холодного оружия в качестве самообороны

    5. Исключительно самооборона

  13. Имя автора психологической теории этапов морального развития личности:

    1. Раулинсон

    2. Эймер

    3. Колберг (+)

    4. Макаренко

    5. Павлов

  14. Этика Давида Готиера это главным образом:

    1. Этика добродетелей

    2. Аморализм (+)

    3. Имморализм

    4. Позитивизм

    5. Прагматизм

  15. Идея коммунитарной справедливости предполагает:

    1. Свободу

    2. Равенство

    3. Общие цели и ценности (+)

    4. Братство

    5. Любовь




  1. Формальная справедливость это

    1. Равенство перед законом

    2. Нарушение прав человека

    3. Строгое следование принципам справедливости, какими бы они ни были (+)

    4. Нарушение закона

    5. Непоследовательность в соблюдении принципов справедливости




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этика общества потребления
Наиболее серьезной из них представляется растущее потребительство, основу которого составляет этика гедонизма

 рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области социального образования. Для достижения этой цели преподавание...

Программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины Специальности: 080507. 65 «Менеджмент организации»
Конфликтология [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»,...

Рабочая программа учебной дисциплины теплотехника Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины гидравлика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа учебной дисциплины механика Специальность подготовки:...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Рабочая программа дисциплины Компьютерные издательские системы, индекс...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины Специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
Мировая экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» очной и заочной...

Рабочая программа учебной дисциплины гидрогазодинамика
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ооп университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница