Реферат по дисциплине «Экономика»




Скачать 214.38 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «Экономика»
Дата публикации20.03.2013
Размер214.38 Kb.
ТипРеферат
odtdocs.ru > Экономика > Реферат
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономико-математический факультет

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика»

Формирование и использование человеческого капитала
в России и других странах


Студент:

гр. ИСТд-31 Щекотов М.М.
Научный руководитель:

доцент Сафиуллин А.Р.

Ульяновск

2012

Содержание

Введение 3

1. Человеческий капитал 4

2. Формирование человеческого капитала 5

2.1. Инвестиции 6

2.1.1. Образование 6

2.1.2. Здравоохранение 8

2.2. Инновации 11

3. Использование человеческого капитала 13

3.1. Занятость и безработица 14

3.2. Экономическая свобода 18

3.3. Здоровье. Продолжительность жизни 20

Заключение 22

Список литературы 23



Введение



Понятие человеческого капитала, факторов, влияющих на его формиро­вание и эффективное использование, являются несомненно важными в рам­ках современного общества. Особое значение они принимают с учетом по­следних событий на мировой экономической арене: финансово-экономиче­ский кризис 2008 — 2011 годов, является достаточно веской причиной пере­смотреть экономическую политику для стабилизации положения государства.

Возможность подготовки наиболее качественного человеческого капи­тала и его максимально эффективное использование обеспечивают высокий уровень жизни в государстве, стабильность экономики и успешное развитие государства во многих сферах: от науки до культурного воспитания.

Переориентация экономики развитых государств со сферы произ­водства на сферу предоставления услуг означает необходимость внесения из­менений в регулирование и поддержание существующей социально-экономи­ческой системы. Наряду с разработкой новых подходов и механизмов реали­зации социально-экономической политики, становится всё очевидней потреб­ность в развитии уже имеющихся концепций человеческого и социального капитала.

Выявление основной проблематики, препятствующей успешному раз­витию человеческого капитала, позволит разработать комплекс мер, способ­ствующих развитию экономики страны и улучшения благосостояния населе­ния.

В данной работе будут рассмотрены основные показатели экономиче­ской деятельности, влияющие на формирование человеческого фактора и ил­люстрирующие его использование в России; эти показатели будут сравнены с аналогичными для ряда развитых европейских и азиатских государств.
^

1. Человеческий капитал



Считается, что выражение «человеческий капитал» в понимании, близ­ком к современному впервые было использовано А. Льюисом (A. W. Lewis) в работе "Economic Development with Unlimited Supplies of Labour", опубликованной в 1954 [1, c.147]. Однако, вплоть до начала 1960-х годов это понятие не использовалось широко. Лишь позднее, благодаря работам
Гэри Бэккера (G. Becker), Теодора Шульца (T. Schultz) и ряда других экономистов, сделавших вклад в развитие идей человеческого капитала и его роли в экономике, термин получил признание и стал неотъемлемой частью экономической теории [2, c.25] [3, c.1].

Так, на сегодняшний день под человеческим капиталом понимается со­вокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом (в отличие от пер­воначального понимания, согласно которому, человеческий капитал — инве­стиции в рабочую силу).

В наиболее широком же понимании, человеческий капитал — это ин­тенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструмента­рий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функциониро­вание человеческого капитала как производительного фактора развития. Именно человеческий капитал определяет в современной экономике основ­ную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образо­ваний и организаций [5].
^

2. Формирование человеческого капитала



Формирование человеческого капитала в целом происходит за счет ин­вестиций в повышение качества жизни, а значит — в воспитание и образова­ние, науку, здравоохранение. Вложение средств в образование, здравоохране­ние, миграцию, то есть инвестиции в человеческий капитал, производится на рациональной основе — ради получения больших доходов в будущем.

В ожидаемую отдачу от инвестиций в человеческий капитал, как прави­ло, включают более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокую оценку нерыноч­ных видов деятельности. Оно также невозможно без развития бизнеса, следо­вательно — без инновационной деятельности, экономической свободы. По­вышение культурного уровня населения является еще одним неотъемлемым условием формирования качественного человеческого капитала [3, c.4].

Таким образом, основные факторы, обеспечивающие формирование че­ловеческого капитала, это:

  • инвестиции;

  • инновации;

  • свободная конкуренция (экономическая свобода).



2.1. Инвестиции



С учетом стимуляторов формирования человеческого капитала, можно выделить основные области экономической деятельности, инвестирование которых имеет наивысшее значение. К ним относятся, в первую очередь, образование и наука, здравоохранение и представление социальных услуг.

Также процесс инвестирования невозможен без учета ресурсного потенциала для инвестиционной деятельности, а именно — трудовых и информационных ресурсов.

2.1.1. Образование


Государственные расходы на образование в России составляют 486 млрд. рублей или 4.6% ВВП. Этот показатель близок к таковым Германии, Испании, Эстонии, но значительно уступает показателям скандинавских стран: так, в Финляндии государство расходует на образование 6.1% ВВП, в Норвегии — 6.1%, в Швеции — 7.0%, а абсолютным лидером является Дания — 8.3%.

Тем не менее, в вопросах государственного финансирования образова­ния Россия является одной из самых скупых среди всех стран Европы — лишь Румыния (3.5%), Словакия (3.8%) и ряд небольших государств уступа­ют ей в этом плане [8].

Таблица 1

Показатели оплаты труда и занятости учителей в ряде стран мира

Страна

Годовой доход, тыс. долл

Число учеников, приходящихся
на одного преподавателя


Россия

16.4

8.8

Германия

51.9

14.9

Испания

23.9

10.0

Окончание таблицы 1

Эстония

11.1

13.2

Норвегия

32.5

12.4

Швеция

29.8

13.2

Дания

37.2

14.1

Источник: Зарплата в образовании — Зарплата учителей в разных странах мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osvic.ru/job-career/salary-education-38/article15309.html

Показателем, позволяющим определить занятость учителей, является число учеников, приходящихся на одного учителя. Как правило, оно мини­мально в странах с высоким уровнем дохода и максимально — в беднейших странах.

Как видно из таблицы 1, на одного преподавателя российских школ приходится учеников значительно меньше, чем в большинстве самых бога­тых стран и почти вдвое меньше среднемирового значения — 17 [9].

Однако, более наглядным показателем при рассмотрении сферы финан­сирования образования являются расходы на одного учащегося. В России они составляют всего 9.3 % от подушевого ВВП, что намного ниже, чем в большинстве стран. Подобный низкий уровень расходов на данной ступени образования зарегистрирован только в Индонезии, а в среднем в мире на од­ного учащегося приходятся 23.1 % ВВП на душу населения [там же].

При этом, по данным на 2010 год, удельный вес убыточных организа­ций в области образования составляет 25% — то есть, четверть учебных заве­дений не оправдывают вложений в их деятельность.



2.1.2. Здравоохранение


Инвестиции в здравоохранение имеют немаловажное значение — ведь формирование качественного человеческого капитала невозможно в том слу­чае, когда рабочие силы, составляющие его часть, физически не способны удовлетворять многообразные потребности общества. Основной показатель успешности инвестирования при этом — средняя продолжительность жизни. Большая продолжительность говорит о более здоровом населении, а значит, и о более эффективном и рациональном функционировании человеческого капитала.

В России на здравоохранение расходуется 4.4% ВВП или 55 млрд. долл. — почти столько же, сколько и на образование. Сопоставление ситуации с за­рубежными странами дает аналогичные показатели [10].

врезка4

Анализ рисунка 1 позволяет сделать вывод, что уровень расходов на здравоохранение и медицинское обслуживание в России недостаточен. По по­казателям продолжительности жизни Россия близка к странам третьего мира — Индии и Пакистану, что говорит о неудовлетворительном состоянии российской медицинской системы и «нездоровой атмосфере» в стране в целом.

Россия — страна с самой высокой мужской смертностью в Европе (не считая ряда стран СНГ): так, средняя продолжительность жизни среди муж­чин — 58 лет (на 17% ниже, чем в странах Запада). Утверждается, что одно из причин этого — большое количество употребляемого алкоголя (почти вдвое больше среднемирового показателя). Другое объяснение — низкое ка­чество российской медицины, большое количество врачебных ошибок.

За последнее несколько лет в состоянии российского здравоохранения не наблюдается значительных качественных улучшений. Сфера здравоохра­нения по-прежнему в большинстве своем является государственной, а значит — зависит преимущественно от правительственного финансирования; коли­чество частных клиник, предоставляющих медицинские услуги, все еще 2чрезвычайно мало. При этом, России необходимо как минимум в два раза больше врачей, чем работают сейчас. На одного врача приходится в среднем 20 больных [14, глава 3, с.191], а высокотехнологичную медицинскую по­мощь получает лишь каждый четвертый нуждающийся в ней.

Одной из программ, призванных повысить качество медицинской помо­щи в России является национальный проект «Здоровье», разработанный в 2005 году. В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов было направлено 78,98 млрд руб. Кро­ме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муници­пальными образованиями. За 2007—2009 годы были запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Цели проекта:

      1. Укрепление здоровья граждан

      2. Повышение доступности и качества медицинской помощи

      3. Развитие первичной медицинской помощи

      4. Возрождение профилактического направления в здравоохранении

      5. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской по­мощью

2.2. Инновации




Рассмотрение инновационной деятельности в рамках Российской Феде­рации позволяет выделить черты, характерные именно для этого государства.

врезка1

Анализ рисунка 2 позволяет сделать вывод, что в целом для Российской Федерации показатель занятости в инновационной деятельности составляет всего 9.3% [3, c.153], в то время, как для большинства европейских госу­дарств эта величина превышает 20%:

Австрия

59.5%

Германия

65.8%

Норвегия

39.3%,

Финляндия

48.6%,

Франция

45.5%,

Швеция

47.2%

Более того, для России характерно уменьшение этого показателя — так, в 2000 году, он был равен 10.6% [15, c.74-76] .

Несмотря на то, что центрами научной деятельности являются крупные и ряд средних городов и городских агломераций, показатели удельной занято­сти организаций в инновационной деятельности указывают на низкую актив­ность многих мегаполисов в данной области. В небольших инновационно ак­тивных регионах наблюдается значительно более высокая производитель­ность труда по разработке и внедрению важнейших для реальных произ­водств полезных моделей, в то время как в крупных регионах исследователи из академических институтов и лабораторий не занимаются прикладной нау­кой, что снижает общую результативность науки в области инноваций.

Приведенные выше рейтинги и показатели иллюстрируют низкую про­дуктивность науки в исторически сложившихся научных центрах России, включая крупные — советская академическая наука не имела ориентации на инновационную деятельность, посему в настоящее время разработка иннова­ций проходит с невысокой скоростью и преимущественно в вузовской среде.

В небольших регионах полезные модели патентуют в большинстве сво­ем исследователи и конструкторы при крупных и средних производствах. Удельный вес продукции организаций промышленности, осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженной продукции для России составляет 41.2%, для европейских государств — превышает 75%
[3, c.153], из чего следует вывод: большая часть используемых новшеств заимствованы из-за границы, что в полной мере объясняется фактом более высокого качества и низкой стоимостью импортной продукции, нежели собственных разработок.

^

3. Использование человеческого капитала



Использование человеческого капитала является отражением того, на­сколько успешно идет процесс его формирования, непосредственным его ре­зультатом, а значит, в определенной мере показывает эффективность и дей­ственность государственной экономической политики.

Также показатели использования человеческого фактора отражают, на­сколько благоприятна среда для ведения бизнеса, какая часть населения способна к участию в экономической деятельности, в какой мере качествен­ный человеческий капитал был сформирован.

Использование человеческого фактора определяется следующими соци­ально-экономическими показателями:

  • численность экономически активного населения;

  • трудовая обеспеченность населения и уровень безработицы;

  • ВВП на душу населения;

  • показатели оплаты труда;

  • показатели образованности;

  • средняя продолжительность жизни.
^



3.1. Занятость и безработица



Основным показателем использования человеческого капитала является величина экономически активного населения — то население страны, кото­рое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источ­ник средств существования [11]. По методологии Международной организа­ции труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

  • занятых (предпринимателей и нанятых работников);

  • безработных.

врезка2

врезка3

На основе данных рисунка 3 можно сделать вывод, что в период с 2000 по 2010 годы экономически активным являлось около 52% всего населения. Для ряда стран Европы этот показатель составлял:

    Германия

    65%

    Австрия

    51%

    Франция

    44%

    Дания

    53%

По данным показателям Россия не отличается от многих европейских стран, однако, для получения представления о реальной экономической ситуации в государстве, необходимо учитывать такие показатели, как интен­сивность и производительность труда и ВВП на душу населения, рассчитан­ный по паритету покупательной способности.

Под производительностью труда понимается вклад работника в ВВП страны. Она рассчитывается как отношение ВВП к числу экономически ак­тивных — то есть, живущих на трудовые доходы — граждан.

Таблица 2

Показатели занятости и производительности труда в ряде стран мира




Россия

Финляндия

Франция

Германия

Дания

ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, тыс. межд. долл.

15.9

35.3

33.3

35.9

59.1

Отработано часов в неделю (в среднем на одного человека)

38.0

36.0

37.6

40.3

34.4

Производительность труда, на одного работающего, тыс. долл.

19.1

66.8

56.3

77.1

106.5

Источники: International Money Fund [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/5BNYl; International Labour Organisation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://laborsta.ilo.org

Из данных таблицы 2 видно: несмотря на то, что россияне работают в среднем столько же, сколько и другие европейцы, интенсивность труда в Рос­сии в 4-6 раз ниже, чем в западных странах. Подобный разрыв обусловлен от­сталыми технологиями только на треть, всё остальное объясняется непра­вильной организацией труда, одно из последствий которой — нехватка на производстве персонала нужной квалификации, дефицит профессиональных навыков, а значит — использование большой доли неквалифицированного труда. Помимо этого, производство делают невыгодным и малоэффективным издержки при производстве, связанные нерациональным размещением производств, неактуальной в условиях современной экономики системой мотивации работников. Немалое значение имеют такие факторы, как конку­ренция и инновационность, которые, как указывалось в пункте 2.2, не оказы­вают значительного влияния на российскую экономику в целом, отчасти — из-за все еще избыточного регулирования со стороны государства.

Административные процедуры в России зачастую излишне усложнены и затянуты. Подобный бюрократический подход ведет к росту коррупции и снижает эффективность бизнеса, являясь препятствием для конкуренции.

Помимо прочего, рост производительности в России тормозят нормы и стандарты, часто не учитывающие современные условия и технологии, а в некоторых случаях — не пересматривавшиеся уже десятки лет [7] [8].

Из рисунка 4 видно, что уровень безработицы в России на конец 2010 года составил 7.1%, причем, уровень зарегистрированной безработицы — лишь 2.1%. Показатели безработицы в России в целом соответствуют та­ковым для других европейских государств. Так, например, безработица в Гер­мании, Польше, Дании и Франции близка к 7%. Необходимо отметить, что подобный показатель является самым низким за все время с начала кризиса 2008 года — по сравнению с мартом 2010 года, количество безработных в России уменьшилось на 15.7%.

Основную массу безработного населения Российской Федерации со­ставляют студенты (в том числе, окончившие обучение), занятые в учебной деятельности и потому не работающие, и, в большей мере, люди среднего возраста (30-49 лет), лишившиеся работы в результате сокращения или же вследствие ухода по собственному желанию. 75% безработных ранее имели работу [16, глава 1, с.89].

Среди экономически неактивного населения России, 79% не изъявляют желания иметь работу, 2% ищут работу, но не готовы к ней приступить, а 19% не ищут работу вовсе [там же].

Таким образом, в России постепенно создается нормальный рынок тру­да, основные характеристики которого не отличаются от характеристик рын­ка труда других государств. Однако, российский рынок имеет свои особенно­сти: в первую очередь, это усиливающаяся переориентация со сферы произ­водства на сферу оказания услуг, с сопутствующим усилением дифференциа­ции занятых по доходам и отраслям деятельности.
^

3.2. Экономическая свобода



Экономическая свобода — отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой. Таким образом, индекс экономической свободы показывает, насколько самостоятельна экономика в рамках определенного государства, насколько благоприятна сложившаяся ситуация для ведения бизнеса. Высокий уровень экономической свободы указывает, в свою очередь, на успешно сформированный человеческий капитал, на наличие граждан, способных к активному участию в экономической жизни государства.

Таблица 3

Индекс экономической свободы ряда стран мира

Место

Страна

Индекс

Тип экономики

1

Гонконг

89.9

Свободная

5

Швейцария

81.1

6

Канада

79.9

Преимущественно свободная

10

США

76.3

11

Дания

76.2

36

Испания

69.1

Умеренно свободная

40

Норвегия

68.1

138

Китай

51.2

Преимущественно несвободная

141

Гаити

50.7

144

Россия

50.5

163

Украина

46.1

Несвободная

164

Узбекистан

45.8

179

Северная Корея

1

Источник: Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы — информация об исследовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info

Из таблицы 3 видно, что Россия находится в категории стран с преимущественно несвободной экономикой, сильно уступая большинству развитых западноевропейских государств в вопросах экономической свободы.

Столь низкие показатели являются еще одним подтверждением недостаточной эффективности российской экономики: высокий уровень коррупции, довольно жесткие правила трудового регулирования, неразвитость финансового сектора и его подверженность влиянию государства, низкая свобода для инвестиций, гипертрофированный бюрократический аппарат препятствуют успешной интеграции России в западную систему.

Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация напрямую связана с экономической системой, заложенной еще во времена СССР, когда в человеческом капитале отсутствовал важнейший экономический ресурс - предпринимательский; труд в СССР был невысокого качества, а менталитет россиян не способствовал быстрому восприятию рыночной экономики. Дальнейший переход России к рыночным отношениям был форсированным и проходил в крайне неблагоприятных условиях — с деградировавшей элитой, без национальных компетентных и авторитетных лидеров, без валютных резервов, без новых технологий, в условиях бурного оттока человеческого капитала за рубеж, без четкой государственной идеологии.
^

3.3. Здоровье. Продолжительность жизни



В настоящее время показатель ожидаемой продолжительности жизни граждан России является одним из самых низких Европе, а продолжитель­ность жизни мужчин — самым низким.

Среднестатистический житель России мужского пола живет 58.8 года, в то время как на Украине — 62.6. У российских женщин показатель ожидае­мой продолжительности жизни составляет 72 года. Ниже показатели только в Молдавии и Турции — 71 год [12] [13]. Главные факторы высокой смертно­сти россиян — болезни системы кровообращения и внешние причины (не­счастные случаи, отравления и травмы).

Подобные крайне низкие показатели продолжительности жизни, вкупе с высоким уровнем общей смертности населения (16 случаев на 1000 чело­век), особенно среди мужчин трудоспособного возраста, позволяют говорить о том, что инвестиции в человеческий капитал в области здравоохранения недостаточны, а само здравоохранение находится в упадочном состоянии.

Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 56 %, при среднем возрасте врачей 52 года. Проблему усугубляет низкая зарпла­та — почти у 40 % врачей она ниже прожиточного минимума, что негативно сказывается не только на возможности медработников выполнять свой долг, но и на имидже профессии врача в целом. Изношенность основных фондов учреждений здравоохранения достигла уровня 55 % [14, глава 6, с.39], одна­ко, обновление фондов, осуществляемое за счет средств федерального и му­ниципального бюджета, не осуществляется с должной скоростью. Как след­ствие — значительная часть медицинских помещений находится в аварийном состоянии, а оборудование, вышедшее из строя или прошедшее списание по иной другой причине, не получает замены.

Национальный проект «Здоровье», запущенный в 2005 году, нацелен на изменение подобной ситуации, в частности в его рамках предлагается решить следующие задачи:

  • укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи;

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помо­щи;

  • возрождение профилактического направления в здравоохранении;

  • повышение качества обследования новорожденных детей;

  • строительство медицинских центров в федеральных округах.

Однако, уже на первом этапе реализации выявились недостатки плани­рования: так, полученные расходные материалы и медицинские препараты были израсходованы раньше намеченного срока из-за неадекватной оценки востребованности ресурсов, оборудование и медицинская техника, распреде­ленная в рамках проекта, во многих случаях простаивала из-за отсутствия специалистов, обладающих необходимыми навыками работы, а финансирова­ние, направленное на обустройство больниц и оздоровительных учреждений, оказалось недостаточным.

Тем не менее, в результате реализации национального проекта «Здоро­вье», средняя ожидаемая продолжительность жизни в России составила 69 лет, увеличившись на 15% по сравнению с показателями 2005 года.

Заключение



Несмотря на то, что в последние годы в России намечаются положи­тельные тенденции в формировании человеческого капитала (улучшение в вопросах финансирования образования, медицинской сферы, уменьшение безработицы, дальнейшая переориентация на сферу услуг), действенность принимаемых мер все еще стоит под сомнением, вследствие чего, очевидно, необходима выработка качественно новых подходов как в экономической, так и в социальной сфере деятельности.

Процветание государства в большинстве своем зависит от решений в сфере управления человеческим капиталом. Усиливается роль человека в рамках экономической жизни, что присуще инновационному типу экономики. Человеческий капитал — самый важный элемент современной экономиче­ской системы, а обеспечение эффективности его формирования – залог успешного развития страны и потому — одна из стратегических задач госу­дарства.

Создание качественно нового человеческого капитала может послужить не только основой прогрессивных изменений государстве, но толчком к раз­витию негосударственной сферы экономики. Однако, данный процесс не воз­можен без участия государства в регулировании бизнес-структур.

Не менее важным моментом повышения эффективности формирования человеческого капитала является организация на уровне государства взаимо­действия всех субъектов, принимающих участие в бизнес-процессе.

Согласно приведенным в работе данным, подобные выводы верны не только для России, но и для ряда стран СНГ, некоторых государств Азии и Латинской Америки, как активно развивающихся и потому находящихся в со­стоянии активного реформирования экономики, так и отстающих в развитии.
^

Список литературы





      1. Lewis, A Economic Development with Unlimited Supplies of Labour /
        A. Lewis // The Manchester School. – 1954. – №2. – С. 139-191.

      2. Becker, G. A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / G. Becker // The National Bureau of Economic Research [Электронный ресурс]: Recent NBER Research, news, and press citations. – Режим доступа: http://www.nber.org/books/beck75-1, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. англ.

      3. Shultz, T. Investment in Human Capital / T. Shultz // The American Ecinomic Review. – 1961. – №1. – С. 1-17.

      4. Спицын, В.В. Сравнительный анализ показателей инновационной деятельности России и зарубежных государств / В. В. Спицын // Вестник ТГУ. – 2010. – №331. – С. 153-158.

      5. Корчагин, Ю. Широкое понятие человеческого капитала / Ю. Корчагин // ЦИРЭ [Электронный ресурс]: Центр исследований региональной экономики. – Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22, свободный. – Загл. с экрана.

      6. Шохин, А. В России крайне низкая производительность труда /
        А. Шохин // HR Монитор [Электронный ресурс]: обзор рынка труда. – Режим доступа: http://www.hrmonitor.ru/index.php?p=2&pname=news&news_id=6485, свободный. – Загл. с экрана.

      7. Исследование McKinsey & Company: главная проблема российской экономики — низкая производительность труда // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]: экспертно-аналитический портал. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2009/04/29/1986, свободный. – Загл. с экрана.

      8. Государственные расходы на образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statinfo.biz/Geomap.aspx?act=6492.

      9. Среднее образование в России и других странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zarplata.ru/a-id-14089.html.

      10. Государственные расходы на здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statinfo.biz/Geomap.aspx?region=world&act=6493.

      11. Экономически активное население // Словари Яндекс [Электронный ресурс]: словарь по экономике и финансам. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономика%20и%20финансы/Экономически%20активное%20население/.

      12. Продолжительность жизни российских мужчин — самая низкая в Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.languages-study.com/demography/russia-short-life.html.

      13. Национальный проект «Здоровье» // Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО [Электронный ресурс]: приоритетные национальные проекты. – Режим доступа: http://national.invur.ru/index.php?id=116.

      14. Здравоохранение в России. 2011: Стат.сб./Росстат. – М., 2011. – 326 с.

      15. Инвестиции в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. – М., 2011. – 303 с.

      16. Труд и занятость в России. 2011: Стат.сб./Росстат. – M., 2011.  637c.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «Экономика»
Собственность и право в современной экономике (система прав по современному российскому законодательству)

Реферат по дисциплине «Экология»

Реферат по дисциплине «Экологические риски» на тему «Поражение электрическим током»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего Профессионального образования

Реферат по дисциплине «Экономика» iconЭкономика
В261 Социально эффективная экономика / Под общей ред д-ра экон наук Ведута Е. Н. — М.: Издательство рэа, 1999. — 254 с

Реферат по дисциплине «Политология» на тему: «Авторитарный и тоталитарный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный институт электроники...

Курсовая работа по дисциплине «Региональная экономика» Тема: «Внешнеэкономическая...
Цель работы разработка методов сравнительной оценки современного развития шахтерских городов Донбасса

Реферат по дисциплине «Социология, психология и педагогика»
Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации,...

Реферат по дисциплине «Экономика» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплинам специализации «Мировая экономика»
Мировая экономика как глобальная система. Этапы формирования мирового хозяйства. Предмет мировой экономики

Реферат ( по дисциплине “Религия в истории культуры России”) «Явленные иконы в православии»
Иконопись – это та особая сфера духовной и, одновременно, материальной творческой деятельности людей, которая является символом определенной...

Реферат по дисциплине «Экономика» iconСовершенствование организационно-экономического механизма управления...
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница