Самая большая ценность и самая большая проблема в жизни человека




Скачать 88.34 Kb.
НазваниеСамая большая ценность и самая большая проблема в жизни человека
Дата публикации02.04.2013
Размер88.34 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Экономика > Документы
Семья - источник нашего будущего,

самая большая ценность и самая большая проблема в жизни человека.

Модель мира, отношения между людьми, способ разрешения конфликтов, преодоление противоречий, соблюдение собственных и чужих интересов - все это зарождается в семье и остается с человеком на всю жизнь.

Хорошая семья - источник успехов, но нерешенные в семье проблемы остаются с нами на всю жизнь и воспроизводятся из раза в раз в отношениях с другими людьми на всем жизненном пути. Семья навсегда остается с нами, из нее невозможно уйти, она у нас в крови навсегда.

Семья существует по собственным законам, незнание которых не избавляет нас от их власти, и нарушение которых неизбежно ведет к болезненным последствиям, нередко к жизненным неудачам и крушениям.

^ История семьи

Историки отмечали, что в XVI—XVII веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет... Редко случалось, чтобы русский долго оставался неженатым". Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться, не достигнув 20, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. Позднее нижняя граница бракоспособного возраста еще более повысилась. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку. Еще и к началу XX века брачность в России оставалась достаточно ранней. Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет.

Еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г., в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45–49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.

Дореволюционная Россия почти не знала развода, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях. Основанием для развода могло служить только «безвестное отсутствие» и «лишение всех прав состояния» одного из супругов. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу. Но эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего 3791 брак.

В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу — способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится — слюбится».Человек для семьи — таков принцип, на котором держались испокон веку патриархальные семейные отношения.

Но что-то сдвинулось во второй половине XIX века. До поры растворение человека в семье было оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Но стоило этим двум необходимостям немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы лишилась своего оправдания, привычные семейные отношения перестали удовлетворять людей, члены семьи начали «бунтовать». Тогда-то и вышел на поверхность скрытый конфликт большой и малой семьи, «работы» и «жизни». Патриархальная семья оказалась в кризисе.

Кризис этот раньше всего затронул городские слои русского общества, прежде также строившие свои семейные отношения по образцам, близким к крестьянским. Упоминаниями об этом кризисе заполнена русская литература второй половины XIX—начала XX века — от «Анны Карениной» Л. Толстого или «Грозы» А. Островского до статей безвестных или забытых авторов в научных и публицистических изданиях.

Противостояние старого и нового всё более раскалывало Россию, и линия этого раскола прошла через каждую семью.

^ Неизбежность перемен...

К началу XX века российское общество оказалось перед лицом острейших экономических и социальных проблем, на фоне которых демографические и семейные неурядицы могли выглядеть не самыми главными. Во всяком случае о них говорили и писали намного меньше, чем, скажем, об экономической отсталости, о земельном вопросе, о бедности или бесправии народа, о необходимости политических перемен и т. д. Но всё же нельзя сказать, чтобы эта сторона народной жизни совсем не привлекала внимания. Огромная смертность, учащавшиеся попытки уклониться от рождения детей или отказ от детей, уже рожденных, «падение семейных нравов», женское эмансипационное движение в городах и «бабий бунт» в деревне, непокорность взрослых детей и ослабевавшая родительская власть, умножавшиеся крестьянские семейные разделы — всё это говорило об обесценении вековых заповедей семейной жизни, об усиливающемся ее разладе.

Разлад был замечен всеми и стал объектом критики, самокритики русского общества, всё более осознававшего необходимость обновления. Изменения в семейной и вообще частной жизни людей были лишь одной из сторон всеобщих перемен, переживаемых Россией в пореформенный период, когда четко обозначилось ее стремление превратиться в современную промышленную страну. За четыре десятилетия, последовавшие за отменой крепостного права, все прежние равновесия были нарушены, а новые — еще не созданы. Российское общество вступило в полосу тяжелого, затяжного кризиса.

Не могла избежать этого кризиса и вся система семейных отношений.

Экономическая необходимость предписывала определенные формы организации семейного производства, разделения труда в семье и т. п., но семья и общество всегда вынуждены были считаться также с демографической необходимостью, которая ставила предел даже и экономическим требованиям. Ей были подчинены многие важнейшие нормы и стереотипы поведения. Культурная и религиозная традиции отводили высокое место ценностям материнства и отцовства и в то же время налагали суровые запреты на маргинальные формы поведения, которые могли позволить женщине или супружеской паре уклониться от выполнения своего родительского долга. Никакое своеволие не допускалось, принцип «человек для семьи» находил здесь одно из самых прочных своих оснований. Снижение же смертности и рождаемости стало двойным сдвигом, резко расширявшим демографическую свободу семьи и ее членов и наносившим этому принципу непоправимый урон.

Пусть в России конца XIX—начала XX века всё это было доступно лишь узкому слою людей и недостаточно осознано всем обществом, а всё же движение уже началось, многое предощущалось, кое-что было известно из примера более продвинутых европейских стран. Разлад в старых семейных порядках, конечно, тревожил современников, но было и ожидание желаемых позитивных перемен.

^ Наше время ...

Сегодня Семейные ценности  — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. (свободная энциклопедия - Википедия)

Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать несколько иначе.

Кто-то с прискорбием констатирует, что семья в России переживает глубочайший кризис. Кто-то с энтузиазмом объявляет, что мы движемся в сторону цивилизованного западного общества. Несомненно одно: семья меняется, и эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя:
^

Отец и мать меняются ролями


Если 3-4 десятилетия назад мужчина был основным и безоговорочным добытчиком в семье, то сейчас все иначе. В России появляется все больше семей, в которых мать, а не отец становится лидером - психологически и экономически.

^ Разводов стало больше

Процент разводов все время растет. Так, на каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5-6 разводов. Как правило, это связано с тем, что люди перестали воспринимать развод как катастрофу. Общественное мнение тоже стало гораздо терпимее к тем супругам, которые решили начать жизнь заново.
^

Жениться и рожать стали позже


Молодые люди сейчас не торопятся создавать семьи и заводить детей - они хотят пожить для себя, сделать карьеру... С другой стороны, многие просто откладывают оформление брака, хотя живут вместе по нескольку лет.

Еще 20 лет назад больше половины москвичек выходили замуж до 24 лет, а сейчас молодых невест всего 40%! Для мужчин жениться до 24 лет в середине 80-х было нормой: из каждых пяти женихов двое были именно в этом возрасте. А сейчас мужчинам, вступающим в брак, как правило, от 25 до 34 лет.
^

Неполных семей становится больше


Среди причин возникновения неполной семьи на первом месте сейчас стоят разводы, на втором - рождение ребенка вне брака, на третьем - овдовение. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни - наличие детей все реже является препятствием для развода. А когда родители расходятся, в 90% случаев дети остаются с матерью и зачастую страдают от того, что уровень дохода семьи снижается после развода у отца есть масса возможностей свести выплату алиментов к минимуму. Взрослые могут считать развод отличным шансом "начать все сначала", но для детей это почти всегда травма. Они редко могут принять развод до конца, и если жизнь в "новой" семье им не нравится, то втайне будут мечтать о том, что "папа скоро вернется и все будет как прежде".

Но если в советские времена считалось, что появление неполной семьи всегда связано с несчастьем, теперь это не так. Есть матери, которые сознательно идут на этот шаг: у них есть статус, силы, они могут не зависеть от мужчины, растить детей и чувствовать себя комфортно. Часто супруги не хотят оформлять отношения, в результате 30% всех младенцев в 2005 году появились на свет вне брака.
^

Меняются модели семьи


По мнению социологов, в России происходит кардинальное изменение семейных ценностей. Пробные браки, гражданские браки, гостевые браки (при которых супруги живут отдельно и периодически навещают друг друга), браки выходного дня. "Люди добились мобильной формы семьи, которая способствует личным достижениям, - рассказывает Оксана Кучмаева, - однако очень часто эта свобода оборачивается потерей ощущения счастья, удовлетворенности жизнью. Растет чувство одиночества и тревожности".

Один из известных российских демографов, А. Синельников, считает: "Люди не желают становиться законными супругами потому, что боятся дележа имущества в случае развода. Суть гражданского брака - недоверие друг к другу. Ни один мужчина не признается подруге, что не женится на ней, потому как опасается за жилплощадь! Он скажет что-нибудь романтическое, например: со штампом в паспорте чувства умирают... Конечно, можно заключить брачный контракт, но у нас это считается чуть ли не оскорблением. Поэтому люди нашли более приемлемую форму выражения недоверия - гражданский брак".
^

Мы рассчитываем только на себя


"Люди стали больше самостоятельно заниматься решением своих проблем и не ждут этого от государства. Сегодня состоявшиеся люди способны защитить себя, свою семью - это уже изменение психологии", - рассказывает Лариса Алексеева. Психолог и нобелевский лауреат А.Тоффлер назвал семью "гигантским шокопоглотителем" общества - местом, куда помятый и побитый человек возвращается после схватки с миром, ведь семья - это единственная стабильная точка в мире, который стремительно меняется. Сегодня все более распространенными становятся семьи, состоящие только из родителей с детьми и не зависящие от родственников. С одной стороны, родители все чаще пользуются услугами няни, а бабушки, которые чувствуют себя молодыми и полными сил, продолжают работать. С другой - во многих случаях люди, имеющие несколько взрослых детей, оказываются на старости лет одинокими, поскольку их дети ради выгодной работы уехали за сотни километров. (из статьи журнала «Домашний очаг»)


^ Идеал семьи ...

Семья - сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье,выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Последствиями плохого общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество,а его тоже можно назвать большой семьей, прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества. Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценно­стей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в обществен­ный прогресс. Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждо­му и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытываю­щих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какая птица самая большая в мире?
Старого воробья на мякине …(не обманешь). (Мякина ботва моркови, свеклы и пр.)

Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной...
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество...

Описание курорта
Альпах. Майрхофен удовлетворит лыжников с самыми разными запросами. На высоте до 2500 метров над уровнем моря снег гарантирован....

Тест по теме «Россия на карте мира». Самая большая по протяжённости сухопутная граница у России
Регион мира, на который приходится наибольшая доля современной внешней торговли России, – это

Какие же проблемы возникают в процессе реализации образовательного...
На подготовительном (диагностическом) этапе самая важная проблема это проблема организации выбора

Презентация «Самая, самая семья практическая часть: «Веселая мастерская»
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье

Псков–изборск–печоры-пушкинские горы
Псков – самая большая каменная крепость в Европе и идеальный город для прогулок среди красот и прекрасно сохранившихся древностей....

Особенности личности и межличностных отношений №1
Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он...

Программа тура 1 день
Духа – так же памятник архитектуры XV века. Ее строительство относится к 1476 году. Эта церковь – творение псковских мастеров. Пожалуй,...

Документация
Нижегородского областного суда по адресам : г. Н. Новгород, ул. Большая Покровская д. 1; г. Н. Новгород, ул. Большая Покровская д....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница