Докла д




Скачать 431.75 Kb.
НазваниеДокла д
страница1/3
Дата публикации20.03.2013
Размер431.75 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3


Управление образования и науки Тамбовской области

Д О К Л А Д

о результатах и основных направлениях деятельности
управления образования и науки Тамбовской области
как субъекта бюджетного планирования
на 2012–2014 годы


Тамбов 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Стратегические цели, тактические задачи и показатели деятельности управления образования и науки Тамбовской области.

Раздел 2. Целевые программы и непрограммная деятельность.

Раздел 3. Распределение расходов по целям, задачам и программам.

Раздел 4. Результативность бюджетных расходов.

Приложение 1. Основные показатели деятельности управления образования и науки Тамбовской области.

Приложение 2. Краткая характеристика действующих и (или) планируемых целевых программ.

Приложение 3. Распределение средств управления образования и науки Тамбовской области по целям, задачам и целевым программам.

Приложение 4. Оценка результативности бюджетных расходов управления образования и науки Тамбовской области.
^

Раздел 1. Стратегические цели, тактические задачи и показатели
деятельности управления образования и науки Тамбовской области

Стратегические цели и тактические задачи деятельности управления образования и науки области (Управление) определены в соответствии с ключевыми направлениями развития системы образования РФ и Тамбовской области и согласованы со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 29.04.2009 № 512-З «О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года».


Цели деятельности управления образования и науки области направлены на достижение стратегических приоритетов социально-экономического развития Тамбовской области.

Цель 1: Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения Тамбовской области как неотъемлемой составляющей обеспечения качества жизни населения и основы для повышения благосостояния.

Цель 2: Развитие системы воспитания и духовно-нравственного развития подрастающего поколения как приоритетной сферы социальной жизни общества.

Цель 3: Формирование кадрового потенциала региона. Достижение баланса между потребностями экономики и социальной сферы региона в профессиональных кадрах необходимой квалификации и подготовкой специалистов соответствующих специальностей.

^ Цель 4: Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования в регионе.

Цель 5: Участие в обеспечении устойчивого демографического развития области и формирование предпосылок к демографическому росту. Создание необходимых условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Достижение стратегических целей Управления осуществляется посредством решения ряда тактических задач. Достижение каждой задачи характеризуется количественными и качественными показателями (Приложение 1).

В рамках достижения первой стратегической цели деятельности Управления – «Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения Тамбовской области как неотъемлемой составляющей обеспечения качества жизни населения и основы для повышения благосостояния» – решаются следующие тактические задачи:

    1. Создание современных условий получения образования наибольшему количеству учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории региона.

    2. Организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями обучающихся, обеспечение максимальной доступности всех видов образовательных услуг для различных слоев населения.

    3. Решение тактических задач цели 1 обеспечивается средствами, выделенными, в первую очередь, на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области (в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области на 2011-2013 годы»), на финансирование расходов по предоставлению образовательных услуг областными государственными учреждениями (в рамках ведомственных целевых программ), а также рядом других программных и непрограммных расходов, производимых из областного бюджета.

Решение первой задачи в рамках обозначенной цели позволит создать максимально комфортные условия для получения общего образования и обеспечить территориальную, транспортную и информационную доступность образовательных услуг надлежащего качественного уровня для населения городов и районов Тамбовской области.

В результате закрытия и реструктуризации (перевод большинства малочисленных сельских школ в филиалы основных и средних) сеть дневных общеобразовательных учреждений (включая учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста) к началу 2011/2012 учебного года сократится на 9 юридических лиц (на 5 %) и составит 184 учреждения. В последующие годы планового периода (2011-2012 гг.) также будет продолжена работа по оптимизации сети образовательных учреждений, предполагающей филиализацию и закрытие малочисленных и малокомплектных школ, а также сокращение количества образовательных учреждений – юридических лиц, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Однако темпы сокращения числа общеобразовательных учреждений будут снижены.

Базовые школы по отношению к филиалам функционально выступают в качестве ресурсного центра, так как они в лучшей степени укомплектованы учебным и спортивным оборудованием. В 2007-2009 гг. базовые школы по итогам регионального конкурса на поддержку муниципальных образований Тамбовской области, реализующих комплексный проект модернизации образования, получили денежные средства на укрепление материально- технической базы, ремонт и повышение квалификации педагогических кадров (школами приобретены кабинеты биологии, физики, химии, мобильные компьютерные классы, интерактивные доски и другое оборудование).

Также следует отметить, что управлением образования и науки Тамбовской области в декабре 2008 года внесены изменения в части установления для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений нормативов финансирования, учитывающих затраты, не зависящие от количества обучающихся. Объем дополнительной финансовой поддержки таких учреждений из областного бюджета в 2009 году составил 21,9 млн. руб., в 2010 году – 20,4 млн. руб., в 2011 году – 27,1 млн. руб., в 2012 – 2014 гг. (по предварительной оценке) объем дополнительной финансовой поддержки составит 42,0 млн. рублей ежегодно.

Обеспечение доступности всех видов образовательных услуг для разных слоев населения подразумевает, в первую очередь, создание соответствующих условий для получения образования населением, проживающим в сельской местности (в особенности в отдаленных районах области), а это требует обеспечения транспортной доступности образовательных услуг. Так, в период с 2005 по 2008 гг. в области реализовывалась программа «Школьный автобус», в рамках которой производилось обеспечение сельских территорий единицами автотранспорта для подвоза учащихся в базовые школы. В 2009 году единицы транспорта для отдельных муниципальных образований приобретались за счет средств федерального бюджета, выделенных в рамках регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО).

С целью обеспечения информационной доступности образовательных услуг управлением образования и науки области с 2006 года реализуется подпрограмма «Развитие единой образовательной информационной среды» в рамках областной целевой программы «Модернизация системы образования Тамбовской области». Повышение информационной доступности качественного образования возможно за счет индивидуализации процесса обучения, использования информационных ресурсов сети Интернет, предоставления учащимся общеобразовательных школ возможности получения образования в дистанционной форме, а также за счет повышения эффективности обучения педагогических работников по проблемам использования информационных технологий в их профессиональной деятельности.

Во-вторых, решение данной тактической задачи предполагает увеличение разнообразия видов предоставляемых образовательных услуг.

Так, начиная с 2009/2010 учебного года, организовано профильное параллельное обучение на старшей ступени (10-11 классы) на основании договоров с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Организация взаимодействия общеобразовательных школ с учреждениями системы начального и среднего профессионального образования, подкрепленная соответствующей нормативной и финансовой базой (Закон Тамбовской области от 24.12.2010 № 725-З) является эффективным механизмом реализации поставленной задачи и позволит решить проблему обеспеченности реального сектора экономики региона квалифицированной рабочей силой.

Особой задачей должно стать «создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов». В рамках решения данной задачи в Тамбовской области с 2009 года ведется активная работа по организации обучения детей-инвалидов в дистанционной форме. Данные меры позволили организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также существенно повысить уровень информационно-коммуникационных навыков у таких детей.

Следует отметить, что все решаемые в рамках первой стратегической цели управления задачи тесно коррелируют с направлениями нового проекта модернизации региональных систем общего образования, реализуемого с 2011 года.

Основными задачами данного проекта являются:

- повышение заработной платы учителей;

- обеспечение качественных условий обучения.

- развитие материально-технической базы школ;

- решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;

- модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей
и руководителей школ;

- комплектование школьных библиотек.

Проект реализуется путем направления средств из федерального бюджета
в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплексных планов модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.

Комплексные планы модернизации общего образования субъектов Российской Федерации могут включать следующие мероприятия:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное);

б) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

в) приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений;

г) развитие школьной инфраструктуры (мероприятия, направленные
на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование);

д) повышение квалификации, профессиональная подготовка
и переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений
и учителей;

е) модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем создания в них центров дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов).

При этом рост заработной платы учителей осуществляется путем повышения норматива финансирования.

Направление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования осуществляется с учётом замещения указанных видов расходов, которые направляются на повышение заработной платы учителей. В среднем ориентировочный уровень софинансирования предполагается порядка половины
от объема субсидии субъекту Российской Федерации с учетом уровня его бюджетной обеспеченности.

В результате замещения, средства субъекта Российской Федерации, предусмотренные им на указанные цели, должны быть направлены в объеме выделенных субсидий на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.

Проект начинается с 1 сентября 2011 года и длится два учебных года (2011/2012 и 2012/2013 гг.). После завершения проекта субъекты Российской Федерации предусматривают в своих расходных обязательствах обеспечение достигнутого уровня финансирования заработной платы учителей.

Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться исходя из достижения значений следующих показателей:

динамика роста средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации, ее соотношение со средней заработной платой по экономике субъекта Российской Федерации;

доля школьников (по ступеням), обучающихся в условиях, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;

соотношение количества школьных учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, и общей численности школьных учителей;

доля школьных учителей в возрасте до 29 лет от общей численности школьных учителей.

Второй важной целью деятельности управления образования и науки области является «Развитие системы воспитания и духовно-нравственного развития подрастающего поколения как приоритетной сферы социальной жизни общества». Достижение цели будет осуществляться путем решения следующих тактических задач.

2.1. Развитие системы дошкольного образования и воспитания в регионе.

2.2. Развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, организация внеурочной занятости учащихся.

Первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования является дошкольное образование.

В 2012-2014 гг. крайне важно сконцентрировать внимание как на региональном, так и на местном уровне на следующих направлениях деятельности.

Первое направление - дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, создание конкурентной среды:

переход на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг дошкольного образования;

введение муниципального заказа на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций;

создание в городской местности сектора автономных некоммерческих организаций, предоставляющих услуги по дошкольному образованию;

стимулирование развития частных дошкольных учреждений и организаций.

Второе направление - создание служб раннего развития детей, консультативных пунктов для родителей, воспитывающих детей в условиях семьи, обеспечивающих поддержку семейного воспитания и консультирования для семей с детьми до 3 лет.

Третье направление – максимальное обеспечение детей старшего дошкольного возраста предшкольным образованием.

Предстоят содержательные изменения в системе дошкольного образования. Поскольку уже в детском возрасте формируются такие важные для жизни в современном обществе качества, как креативность, способность к поиску знаний, в деятельности дошкольных образовательных учреждений необходимым становится использование современных технологий развития воображения, решения творческих задач.

В целом по области реализация комплексных мер позволит к 2012 г. ввести дополнительно 5 тыс. мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, повысить процент охвата детей 5-7 лет всеми формами дошкольного образования до 93 % и удовлетворить прогнозируемую потребность в услугах дошкольного образования.

С введением стандартов нового поколения институционально закрепляется статус дополнительного образования как неотъемлемой части учебного процесса.

В регионе принимаются все меры для того, чтобы обеспечить доступность и качество дополнительных образовательных услуг. В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 73 учреждениями.

Получили дальнейшее развитие новые организационные модели дополнительного образования детей: центры дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях; центры по работе с одаренными детьми в учреждениях общего и дополнительного образования; специализированные ресурсные центры; школы полного дня; сельские социокультурные комплексы.

Областные учреждения дополнительного образования детей стали программно-методическими центрами развития региональной системы дополнительного образования.

В целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей Тамбовской области создан Межведомственный совет, разработаны проект Концепции развития системы дополнительного образования детей Тамбовской области на 2010-2014 годы, проект «Интеграция формального и неформального образования».

Кроме того, с 1 января 2008 года в муниципальные образования направляется субвенция на реализацию программ дополнительного образования в дневных общеобразовательных учреждениях в объеме недельной нагрузки, равной четырем часам на каждого обучающегося.

В плановом периоде (2012-2014 годы) особое внимание будет уделено комплексному решению вопросов духовно-нравственного воспитания в рамках проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды», реализуемого на базе Межрегионального Центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение». Планируется проведение духовно-образовательных чтений, различных конкурсов, фестивалей, олимпиады по основам православия, благотворительных мероприятий и др.

Важным направлением совместной деятельности с управлением культуры и архивного дела области, управлением по физической культуре, спорту и туризму области станет реализация Концепции развития системы дополнительного образования Тамбовской области.

Продолжится работа по обеспечению доступности и качества дополнительных образовательных услуг для школьников из сельских образовательных учреждений и детей с особыми образовательными потребностями.

Приоритетным направлением остается развитие массовой физкультуры и детско-юношеского спорта. Будут созданы спортивные клубы, обеспечена оптимальная занятость и рациональное использование объектов спорта и спортивных залов во второй половине дня в общеобразовательных школах области и на базе социально-культурных комплексов. Продолжится работа по развитию адаптивного спорта для детей-инвалидов (не менее 36 часов в неделю).

Будут разработаны механизмы по оказанию платных образовательных услуг в системе дополнительного образования детей.

Третья стратегическая цель состоит в «Формировании кадрового потенциала региона и достижении баланса между потребностями экономики и социальной сферы региона в профессиональных кадрах необходимой квалификации и подготовкой специалистов соответствующих специальностей.

Достижение цели обеспечивается решением следующих тактических задач.

3.1. Совершенствование системы оплаты труда работников образования.

3.2. Повышение качества и доступности получения начального и среднего профессионального образования.

3.3. Приведение профессионально-квалификационной подготовки кадров на различных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда и перспективами развития экономики и социальной сферы региона.

Решение первой задачи началось в регионе в 2007 году посредством введения с 01.09.2007 г. отраслевой системы оплаты труда работников образования (в соответствии с Законом Тамбовской области от 07.05.2007 № 187-З «О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений»).

В соответствии с Законом области от 29.12.2008 № 493-З «Об основных принципах и условиях установления оплаты труда работников областных государственных учреждений» (далее – Закон области) в регионе осуществлен переход на новые условия оплаты труда в системе образования. С 01 апреля 2009 года оплата труда работников образовательных учреждений устанавливается с особенностями для профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней профессиональной квалификационной группы.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации (уровня профессионального образования, профессиональной подготовки), необходимой для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессии рабочих и должностей служащих внутри профессиональной квалификационной группы подразделяются по квалификационным уровням.

Квалификационные уровни профессиональной квалификационной группы - профессии рабочих и должности служащих, сгруппированные по уровню должностной (профессиональной) компетентности (совокупности знаний, умений, профессиональных навыков, ответственности в принятии решений), необходимой для выполнения работы.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется на основании приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», от 28.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» и от 05.05.2008 № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

Заработная плата работников образовательных учреждений в новых условиях складывается из базовой части (включает в себя оклад/должностной оклад/ставку заработной платы, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) и стимулирующей части (доплаты и надбавки стимулирующего характера).

Размеры базовых (минимальных) окладов (базовых (минимальных) должностных окладов), базовых (минимальных) ставок заработной платы устанавливаются по профессиональным квалификационным группам постановлением администрации области (ПАТО от 10.02.2009 № 126 «О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и работников областных государственных образовательных учреждений).

Переход на новые условия оплаты труда в регионе осуществлен в 2 этапа. С 1 апреля 2009 года на новую систему оплаты труда перешли областные государственные учреждения, с 1 сентября – муниципальные учреждение.

Несмотря на довольно существенные изменения в условиях установления заработной платы работникам образования в связи с принятием Закона области от 29.12.2008 № 493-З, многие наработки и механизмы отраслевой системы оплаты труда, введенной в действие двумя годами ранее, не утратили своей актуальности и применяются во введенной с 2009 года системе.

Так, в новых условиях рост заработной платы эффективно работающих педагогов обеспечивается расширением возможностей стимулирования педагогического труда, при этом областным законодательством не предусмотрено ограничение размера стимулирующей части в структуре ФОТ.

Установление стимулирующих надбавок осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения с учетом мнения профсоюзной организации и при обязательном (!) участии органов государственно-общественного управления, что позволяет исключить возможные конфликты вследствие субъективного и закрытого «директорского» распределения. При этом на уровне образовательного учреждения в обязательном порядке должна быть разработана система показателей (критериев) оценки качества работы педагога.

В результате введения новой системы оплаты труда в системе образования Тамбовской области были достигнуты существенные эффекты, такие как рост заработной платы работников общего образования, снижение нагрузки на одного педагогического работника и повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Введение отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений является основным условием реформирования системы образования Тамбовской области в целом. В плановом периоде будет продолжена работа по совершенствованию системы оплаты труда работников образования.

Следует отметить, что работа по введению новых систем оплаты труда работников образования в настоящее время активно ведется и в других регионах России. При различных подходах к формированию состава и структуры фонда заработной платы, определяемых особенностями региональной экономики и региональной системы образования, все модели характеризуются следующими ключевыми признаками:

- наличие механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;

- повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;

- нацеленность на реальный рост заработной платы учителей;

- наличие механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей – почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и др. виды деятельности, определенные должностными обязанностями;

- применение регионального регламента участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений и профсоюзов в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Повышению доходов учителей с 2010 года способствуют новые механизмы стимулирования педагогического труда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя», 2010 год в России официально объявлен Годом учителя. В целях повышения престижа профессии педагога и создания материальных стимулов для работы учителей принят Закон области от 03.02.2010 № 624-З «О дополнительных мерах стимулирования педагогических работников и педагогических коллективов». Закон направлен на обеспечение правовых оснований по предоставлению дополнительных мер стимулирования педагогическим работникам и педагогическим коллективам областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Настоящим законом устанавливается система мер материального стимулирования общественных лидеров (как учителей, так и школьных коллективов в целом), принимающих непосредственное участие в формировании образовательной политики нашего региона.

Материальная поддержка педагогических работников осуществляется по трем направлениям.

По направлению «Дополнительное стимулирование педагогических работников осуществляется выдвижение и отбор 600 учителей, имеющих особые достижения в профессиональной деятельности. Кандидатуры лучших учителей выдвигаются трудовыми коллективами, профсоюзными организациями, органами государственно – общественного управления».

По направлению «Дополнительное стимулирование педагогических коллективов» осуществляется конкурсный отбор лучших школ по специально разработанным критериям, главные из которых учитывают качество предоставляемых образовательных услуг. В качестве поддержки выступает разовое направление дополнительных средств в адрес конкретных общеобразовательных учреждений на увеличение фонда оплаты труда учреждений-победителей в целях осуществления дополнительных стимулирующих выплат работникам. Отбор 15-20 учреждений с числом педагогических работников около 1100 человек позволяет поддержать лучшие практики, институциональные изменения, активность передовых учреждений. Мера носит комплексный стимулирующий характер.

Система мер стимулирования также включает направление «Дополнительное стимулирование молодых специалистов», реализуемое с целью закрепления их в общеобразовательных учреждениях и решения задачи укрепления кадрового состава школ. Ежемесячные адресные выплаты производятся каждому молодому специалисту из числа педагогических работников. Мера носит ярко выраженный социальный характер.

Таким образом, ежегодно осуществляется дополнительная поддержка около 2000 педагогов области, что составляет около 25% от общей численности педагогических работников, т.е. каждый четвертый педагог области получает дополнительные выплаты стимулирующего характера.

В 2011 году проводится большая работа по повышению средней заработной платы учителей в регионе. Во-первых, с 01 марта 2011 года в Тамбовской области произведено повышение уровня реального содержания заработной платы работников учреждений системы образования, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов. Так, в соответствии с постановлением администрации области от 21.02.2011 № 148 «О повышении уровня реального содержания заработной платы работников учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета», с 01 марта 2011 года увеличены бюджетные ассигнования на оплату труда работников учреждений образования на 10 %. Повышение заработной платы произведено за счет механизма индексации базовых (минимальных) окладов (базовых (минимальных) должностных окладов), базовых минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) работников учреждений образования. Во-вторых, с 01 сентября 2011 года планируется повышение заработной платы педагогов еще на 20 %, что является обязательным условием участия Тамбовской области в федеральном проекте модернизации региональных систем общего образования. Ключевой задачей данного проекта является поэтапное повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений на 30 % (поручение премьера-министра РФ В.В. Путина на заседании Правительства РФ). При этом рост заработной платы учителей должен осуществляться путем повышения норматива финансирования.

Кроме того, увеличение размера оплаты труда педагогов стало возможным за счет оптимизации фондов оплаты труда муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2009 году одной из основных задач, поставленных главой администрации Тамбовской области О.И.Бетиным перед главами муниципальных образований региона, является необходимость достижения эффективного использования средств, выделенных системе общего образования. Несмотря на то, что в муниципальных образованиях области проделана значительная работа по приведению системы общего образования в состояние, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, эффективность использования ресурсов в сфере общего образования области оценивается на уровне Правительства Российской Федерации как крайне низкая.

Неэффективные расходы в системе общего образования определяются по методике, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р, на основании данных государственной статистической отчетности, а также в соответствии с постановлением администрации области от 03.04.2009 № 370 «О целевых показателях, необходимых для расчета неэффективных расходов в сфере образования», и складываются по двум показателям.

Первый связан с низкой наполняемостью классов, второй – с избыточной численностью руководящих работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала. Общий объем неэффективных расходов составил в 2010 году 711,1 млн. рублей, в том числе за счет первого показателя – 606,4 млн. рублей, за счет второго показателя – 104,7 млн. рублей.

Ключевым вопросом текущего финансового года и планового периода является сокращение неэффективных расходов.

Для снижения неэффективных расходов в сфере общего образования в 2010 году проведены мероприятия по выведению из штатов муниципальных общеобразовательных учреждений ставок младшего обслуживающего персонала (уборщики, дворники, рабочие, истопники, сторожа, вахтеры и т.д.) во вновь созданные (или уже имеющиеся) муниципальные учреждения (структурные подразделения муниципальных учреждений), которые обеспечивают выполнение работ по технической эксплуатации, содержанию и обслуживанию школьных зданий. При этом многим муниципальным образованиям рекомендовано продолжить данную работу в 2011-2012 гг. с целью оптимизации расходов.

В современной модели образования одним из требований к системе профессионального образования является её направленность на удовлетворение потребности регионального рынка труда.

Важной задачей, решение которой также находится в компетенции управления образования и науки области, является достижение баланса между потребностями экономики и социальной сферы региона в профессиональных кадрах необходимой квалификации и подготовкой специалистов соответствующих специальностей.

В плановом периоде (2012-2014 гг.) предстоит серьезная работа, которая включает:

- внедрение новых методик определения потребности экономики в кадрах различных специальностей и различного уровня подготовки;

- реализация конкурсных механизмов распределения заказа на подготовку квалифицированных кадров;

- создание дополнительного перечня новых специальностей и профессий.

Важной составляющей новой модели профессионального образования становится развитие систем профессиональных квалификаций.

В этом направлении приоритетным является создание некоммерческих объединений работодателей, которые должны быть реально вовлечены в разработку и реализацию региональной образовательной политики, формировании общественно-государственную системы профессиональных стандартов и независимых профессиональных экзаменов. К деятельности таких объединений должны быть отнесены разработка законодательных и иных нормативно-правовых актов в области профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки (специальностей); участие в разработке государственных образовательных стандартов, в процедурах контроля качества образования.

Для достижения четвертой стратегической цели деятельности управления образования и науки Тамбовской области - «Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования в регионе», необходимо решить следующие задачи.

4.1. Создание условий для развития экономической самостоятельности образовательных учреждений.

4.2. Расширение общественного участия в управлении образованием.

4.3. Совершенствование региональной системы оценки качества образования.

Повышение уровня экономической самостоятельности образовательных учреждений способствует усилению их ответственности за конечные результаты деятельности. В настоящее время доля общеобразовательных учреждений, ведущих самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет, в среднем по области составляет 100 %, все общеобразовательные учреждения области имеют лицевые счета, открытые в органах казначейства.

Значительным шагом в повышении уровня экономической самостоятельности учреждений НПО может стать перевод последних в форму негосударственных организаций. Принимая во внимание, что при предоставлении отдельных услуг учреждениями системы профессионального образования (в особенности, учреждениями СПО) присутствуют такие характеристики, как стабильность их предоставления, наличие спроса со стороны населения, наличие конкуренции, возможность потребителя услуги оплатить ее, отдельные структурные подразделения учреждений могут быть реорганизованы в автономные учреждения. В 2009 году в статус автономного учреждения уже переведен Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования.

Все происходящие в области процессы модернизации сопровождаются усилением общественной составляющей в управлении образованием, что выступает в качестве второй тактической задачи.

Для обеспечения большей прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями планируется разработать и создать условия для распространения механизмов и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, развивать независимые формы контроля (аудита) их деятельности. Это позволит привлечь внимание общественности к деятельности как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом.

Задача по развитию и совершенствованию региональной системы оценки качества образования обозначена в качестве одного из направлений комплексного проекта модернизации системы образования Тамбовской области. Управлением образования и науки области разработана и утверждена Программа развития региональной системы оценки качества образования (РСОКО).

Ключевым элементом системы оценки качества, объединяющим проведение таких процедур оценивания, как ЕГЭ (оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся), проведение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, формирование рейтинговой системы оценки деятельности муниципальных систем образования, проведение мониторинга образовательной деятельности, выступает специально созданное для осуществления этих функций областное государственное учреждение «Центр экспертизы образовательной деятельности».

Совершенствование системы управления образованием планируется реализовать посредством совершенствования нормативно-правовой базы, усиления межведомственного взаимодействия в рамках областных советов, комиссий, механизма социального заказа и др.

Пятая цель деятельности управления образования и науки области – «Участие в обеспечении устойчивого демографического развития области и формирование предпосылок к демографическому росту. Создание необходимых условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества».

В рамках работы по достижению данной цели управлением образования и науки области решается ряд стратегических задач.

5.1. Обеспечение развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, развитие семейных форм устройства детей.

5.2. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

5.3. Обеспечение поддержки и развития одаренных детей и молодежи.

В настоящее время на достижение указанной цели направляются значительные средства как из областного, так и из федерального бюджетов. Так, задачами, решаемыми управлением образования и науки области в направлении демографического развития (в соответствии с Концепцией демографического развития РФ на период до 2015 года), являются:


- улучшение качества жизни хронически больных детей и детей-инвалидов;

- создание предпосылок для повышения рождаемости;

- всестороннее укрепление института семьи;

- создание условий для самореализации молодежи;

Для успешного решения первой тактической задачи постановлением администрации области от 17.02.2006 № 132 в регионе был создан «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ради будущего», основной целью деятельности которого является комплексное осуществление защиты прав и законных интересов детей, обеспечение приоритетной передачи их на воспитание в семьи на усыновление, под опеку (попечительство), в приемные и патронатные семьи.

Наиболее распространенной формой устройства детей в семью является опека и попечительство. В настоящее время оказываются меры государственной поддержки семьям, в которых воспитываются приемные дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством). Так, при всех формах устройства ребенка в семью усыновителю (приемному родителю, опекуну, попечителю) начиная с 2007 года выплачивается единовременное пособие. В 2011 году размер пособия для усыновителей на территории Тамбовской области составляет 200 000 тыс. рублей, что имеет огромное значение для повышения уровня социальной защищенности семей с усыновленными детьми и создаст стимулы для дальнейшего развития семейных форм устройства детей.

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря и прочие аналогичные нужды. Государственная поддержка всех форм семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, представляется необходимой задачей в течение среднесрочной перспективы социально-экономического развития региона.

Сохранение и укрепление здоровья школьников сегодня совершенно обоснованно рассматривается в качестве важнейшего приоритета государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне.

Особое внимание решению данной проблемы уделил в своём Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев, отметив, что «…Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».

Столь пристальное внимание к данному вопросу не случайно. Статистика свидетельствует о глубине существующих проблем:

только 22, 9% школьников нашего региона в возрастной группе от 7 до 17 лет имеют I группу здоровья, то есть могут быть признаны абсолютно здоровыми;

лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;

количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 %.

Конечно, не только школа ответственна за состояние здоровья детей, но в школе можно сделать очень многое для сохранения и укрепления здоровья. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития, что предполагает:

особым образом простроенную территорию, на которой должны быть расположены учебно-опытные участки и спортивные площадки, спортивные сооружения,

наличие развитой инфраструктуры,

определённый ландшафт с растениями и цветами, положительно влияющими на здоровье детей,

использование современных экологически чистых материалов.

Такая школа должна работать полный день и иметь все условия для организации полноценной жизнедеятельности учащихся: современную школьную мебель, полностью оснащённый медицинский кабинет, столовую с современным технологическим оборудованием.

Более того, школы как центры досуга должны быть открыты в будни и воскресные дни, стать местом семейного отдыха.

В рамках подпрограммы «Дети и семья» областной целевой программы «Дети Тамбовщины на 2009-2011 гг.» управление образования и науки участвует в реализации направления «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков». В рамках данного направления организуется оздоровление в летних лагерях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводятся специализированные смены для воспитанников детских домов и школ-интернатов, организуется временное трудоустройство детей, обучающихся в областных образовательных учреждениях, проводятся тематические экскурсии для детей и подростков по туристическим маршрутам Тамбовской области и г. Тамбова, а также за пределы Тамбовской области. Также предусмотрено развитие сети детских оздоровительных лагерей и летних дач, закрепленных за интернатными учреждениями и детскими домами.

Управлением образования и науки области в рамках подпрограммы «Одаренные дети» областной целевой программы «Дети Тамбовщины» на 2009-2011 годы» реализуются мероприятия, направленные на целевую поддержку материально-технической базы общеобразовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, организацию участия одаренных школьников в мероприятиях различного уровня. Одаренным детям в различных видах деятельности учреждаются областные стипендии и гранты, также производятся ежегодные выплаты областных грантов победителям и призерам окружного федерального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, лучшим воспитанникам учреждений дополнительного образования.

Обеспечение поддержки и развития одаренных детей и молодежи производится как за счет средств областного бюджета, так и за счет федеральных средств, выделяемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Так, начиная с 2006 года, управлением образования и науки области проводится конкурсный отбор на присуждение премий для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Премии для талантливой молодежи присуждаются с целью выявления и поддержки молодых талантов в различных областях знаний и творческой деятельности, общественно значимой для социально – экономического, общественно – политического, культурного развития России.

Реализация цели 5 обеспечит адаптацию молодых людей к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, активизацию их участия в общественном, государственном строительстве, гарантии защиты прав и законных интересов, расширение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп детей и молодежи, обеспечение занятости, создание условий для социально значимой деятельности детей и молодежи, развития их интеллектуального и творческого потенциала.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Докла д
Стратегические цели, тактические задачи и показатели деятельности управления образования и науки Тамбовской области

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013...
Тамбовской области (далее Управление) образовано 1 июля 2005 года. Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница