Сведения по электрооборудованию в системах автомобиля, особое внимание обращено на работу электронных систем. Приведены тех- нические требования к




НазваниеСведения по электрооборудованию в системах автомобиля, особое внимание обращено на работу электронных систем. Приведены тех- нические требования к
страница1/5
Дата публикации23.03.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
ВВЕДЕНИЕ Электрооборудование, электроника и бортовая диагностика автомоби- лей составная часть современного наземного транспортного средства. В дипломе обобщены сведения по электрооборудованию в системах автомобиля, особое внимание обращено на работу электронных систем. Приведены тех- нические требования к электрооборудованию и электронным системам, рас- сказан и принцип действия различных модификаций, обобщены неисправности и способы их устранения. Рассмотрены вопросы бортовой диагностики электро-оборудования и современные электронные системы автомобиля. Современными тенденциями развития отечественного автомобилестроения являются: -повышение технического уровня; -экономия материалов и трудовых затрат при производстве; -охрана окружающей среды; -повышение требований к электрооборудованию и электронным системам при эксплуатации; -возможность бортовой диагностики для устранения неисправностей дви- гателя, трансмиссии и электрооборудовании. Материал содержит основные технические требования к каждой системе с электрооборудованием и электроникой, которые отражены в госу- дарственных стандартах или пополнены в течение практической эксплуата- ции автотранспортных средств. Рассмотрено устройство и принцип действия основных компонентов систем. Систематизированы основные неисправности и показаны пути их исправления. Особо рассмотрены пути автоматического управления системами автомобиля, применяемые на отечественных и зару- бежных автомобилях.
^ 1.АВТОНОМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Назначение и технические требования к аккумуляторным Аккумуляторные батареи (АБ) предназначены для запуска двигателя, питания электрооборудования и электронных устройств при неработающем двигателе или при недостаточной мощности генератора и являются основ- ным автономным источником тока автомобилей. На практике широко распространены стартерные свинцово-кислотные АБ и железо-никелевые щелочные АБ. Щелочные аккумуляторы имеют на 20 ÷ 25 % меньшую электродвижущую силу по сравнению с кислотными. В качестве электролита в них используется 35 % -ый раствор едкого калия (КОН) в дистиллированной воде. Этот электролит имеет более высокое внут- реннее сопротивление, чем электролит кислотных АБ. Согласно ГОСТ 15596- 82 к АБ транспортных средств предъявляются следующие требования: мак- симальное рабочее напряжение; минимальная общая масса; минимальное внутреннее сопротивление; малое изменение напряжения в процессе разряда; максимальное количество энергии с единицы массы; быстрое восстановление емкости в процессе заряда; малые габариты и простота обслуживания; малая стоимость при массовом производстве. Этим требованиям соответствуют стартерные свинцово-кислотные бата- реи, срок службы которых составляет 4...5 лет (300-500 циклов); технические характеристики обусловлены ГОСТом 9590-91Е. АБ (например, 6-СТ-55, 3- СТ-215) характеризуются плотностью электролита 1,27, электродвижущей силой – 2,11 В, внутренним сопротивлением – 0,01 Ом, напряжением батареи 12,6 В, емкостью – 55 А·ч, 215 А·ч.
^ 2.СИСТЕМА ПУСКА АВТОМОБИЛЯ
Назначение и технические требования
Система пуска автомобиля служит для автоматического дистанционного пуска двигателя и состоит из стартера, механизма зацепления, электромаг- нитного реле и вспомогательного реле. Основными техническими требова- ниями к системе пуска являются: - надежная работа стартера при пуске до температуры 15 о С - надежная работа механизма зацепления и электромагнитных реле; - электрическая проводка питания стартера и реле надежно крепится. Стартеры, например, для легковых автомобилей СТ 29.3708, СТ 230-62, А с частотой вращения до 5 тыс. мин −1 с последующим снижением тока до 80-100 А.
^ Устройство и принцип действия стартера В стартерах применяют четырехполюсные электродвигатели постоянно- го тока с последовательным или смешанным возбуждением. Сила тока, пи- тающая стартер при его работе, не остается постоянной и зависит от степени заряда аккумуляторной батареи, сопротивления электрической цепи и скоро- сти вращения якоря. Обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из проводов большого сечения и малой длины, поэтому стартеры обладают ма- лым сопротивлением в результате чего при полном торможении якоря в мо- мент включения, например, стартеров СТ 130-В, СТ 130, СТ 142-В грузовых автомобилей и 29.3708 или СТ 230-62 легковых автомобилей потребляют си- лу тока от 850 А до 550 А. При вращении якоря его обмотка пересекает силовые линии магнитного поля обмотки возбуждения и в проводниках якоря индуктируется ЭДС, дей- ствующая навстречу току в цепи стартера и уменьшающая силу этого тока. При холостом ходе якоря (без нагрузки) скорость вращения его возрастает до 5 тыс. мин −1 , при этом сила тока снижается до 110 ... 80 А С увеличением силы тока, питающего стартер, возрастает магнитное поле возбуждения, ко- торое взаимодействуя с магнитным потоком якоря, развивает большой кру- тящий момент, что облегчает пуск двигателя. Наибольший крутящий момент будет при неподвижном якоре, когда в цепи стартера сила тока максимальна.
^ Основные неисправности и их устранение А Б исправна и заряжена, тогда основные причины в стартере, реле включения стартера или механизме привода. 1. Стартер не включается. Тяговое реле стартера включается, но вал дви- гателя не вращается. Это возможно при сильном подгорании контактов и диска тягового реле, нарушением контакта щеток с коллектором. 2. Тяговое реле стартера не включается, слышен щелчок контактов реле включения, что происходит при сильном окислении или подгорании контак- тов реле включения; при обрыве провода, соединяющего реле включения с зажимом обмоток тягового реле; при обрыве втягивающей обмотки тягового реле. 3. Стартер включается, но якорь вращается с малой частотой или вообще не вращается, что возможно при сильном окислении выводов аккумулятор- ной батареи или наконечников проводов; слабой затяжке наконечников про- водов; окислении контактов тягового реле; окислении и замасливании кол- лектора, износе щеток или ослаблении пружин щеткодержателей; замыкании на корпус обмотки возбуждения или обмотки якоря; загустении смазки дви- гателя. Основными мерами устранения является зачистка контактов, опреде- ление короткого замыкания. 4. При включении стартера слышны частные удары шестерни привода о венец маховика; коленчатый вал двигателя не вращается. Эти признаки вы- зываются нарушением контакта в соединении наконечников проводов, обры- вом удерживающей обмотки тягового реле, нарушением регулировки реле включения. Обмотка на обрыв проверяется контрольной лампой. Нарушение регулировки реле включения происходит из-за увеличения зазора между якорьком и сердечником или сильное натяжение пружины приводит к от- ключению стартера при пониженном напряжении аккумуляторной батареи. 5. Якорь электродвигателя стартера вращения с большой частотой, а ко- ленчатый вал не вращается. Эти признаки вызываются пробуксовкой ролико- вой муфты свободного хода; отсоединением рычага привода от якорька тяго- вого реле. Пробуксовка муфты происходит из-за износа пазов в обойме шес- терни или роликов, или загрязнении. Муфту промывают и смазывают. 6. При включении стартера слышен скрежет шестерни привода, которая не входит в зацепление с венцом маховика. Это возможно при неправильной регулировке привода, ослаблении болтов крепления стартера к картеру, пере- косе в креплении стартера, забоинах на зубьях шестерни или венца. Наруше- ние регулировки привода приводит к замыканию контактов тягового реле раньше, чем шестерня входит в зацепление с венцом. 7. Стартер не выключается после запуска двигателя. Это возможно при заедании привода на валу якоря, сваривании контактов тягового реле или ре- ле включения, заедании механизма выключения зажигания и стартера, ослаб- лении или поломке возвратной пружины, перекосе в креплении стартера. Заедание привода на валу якоря происходит из-за загрязнения шлицев, из- носа подшипников втулки привода или изгиба вала. Механизм очищают и смазывают. Устройство и принцип действия автомобильных генераторов Генератор при работающем двигателе является основным источником энергии, который обеспечивает электроснабжение потребителей и подзаряд АБ. К генераторам предъявляют следующие требования: простота конструк- ции; долговечность и надежность в эксплуатации; малые габаритные разме- ры, масса и стоимость; большая удельная мощность; возможность заряда ак- кумуляторных батарей при малой частоте вращения вала двигателя. Промышленность выпускает трехфазные синхронные генераторы с клю- вообразным ротором, контактными кольцами, кремниевыми диодами и встроенным регулятором напряжения, например, Г221, Г222, Г250, 37.3701, Г272, Г273 и др, индукторные генераторы – бесконтактные генераторы пере- менного тока с электромагнитным возбуждением для автомобилей и сель- хозмашин, например, 2102, 3701, бесщеточные генераторы переменного тока с укороченными полюсами, например, 45.3701, 49.3701. В настоящее время на смену генераторам постоянного тока пришли ге- нераторы переменного тока, которые удовлетворяют выше перечисленным требованиям. Генераторы Г 250-А, Г 270-А от генератора Г 250 отличаются сепараторами, что предупреждает выброс смазки на контактные кольца, и герметизированной установкой кремниевых диодов в алюминиевые оребренные теплоотводы. В 24-В генераторе Г 270-А обмотка возбуждения и каждая катушка обмотки статора намотаны более тонким проводом с боль- шим числом витков. Сердечник статора 21 для уменьшения нагрева вихревыми токами набирают из тонких стальных пластин, изолированных друг от друга лаком. Устройство и принцип действия регуляторов Регулятор напряжения служит для автоматического поддержания в за- данных пределах напряжения автомобильного генератора, работающего в широком диапазоне изменения скоростей вращения ротора и тока нагрузки. Основным техническим требованием в регулирующим устройством яв- ляется поддержание в весьма узких пределах выходного напряжения генера- тора, что в свою очередь диктуется надежностью работы и долговечность различных потребителей. Регулирование напряжения до недавнего времени осуществляли вибра- ционные регуляторы. В последние годы на автомобилях устанавливают кон- тактно-транзисторные и бесконтактные регуляторы, выполненные как на дискетных элементах, так и по интегральной технологии. В контактно-транзисторных регуляторах напряжения функцию регули- рующего элемента, включенного в цепь обмотки возбуждения генератора, выполняет транзистор, а управляющего и измерительного – вибрационное реле. Бесконтактные регуляторы в дискретном и интегральном исполнении в качестве регулирующего и управляющего элементов используют транзи- сторы и тиристора, а измерительного – стабилизаторы. Замена вибрационных регуляторов напряжения транзисторными позволила удовлетворить требова- ния, предъявляемые к электрооборудованию. Стало возможным увеличить возбуждение генераторов до 3 А и более; достичь высокой точности и ста- бильности регулируемого напряжения; повысить срок службы регулятора напряжения; упростить техническое обслуживание системы электропитания автомобиля. В настоящее время применяют транзисторные реле – регуляторы напряжения РР-362 и РР-350 в схемах с генераторами типа Г 250. Транзи- сторный регулятор напряжения РР-356 предназначен для работы с генерато- ром Г272. Интегральные регуляторы напряжения Я 112А предназначены для работы с 14 – вольтовым генератором. Интегральный регулятор Я 120 предназначен к генератору Г272 больше- грузных автомобилей. Регулятор состоит из транзистора Т (регулирующий элемент), вибрационного реле-регулятора напряжения РН (управляющий элемент) и реле защиты РЗ. Реле-регулятор имеет одну шунтовую обмотку РНо, включенную на вы- прямленное напряжение генератора через запирающий диод Д2, ускоряющий резистор Rу и резистор термокомпенсации Rт. Реле имеет нормально разомк- нутые контакты, включенные в цепь управления транзистора. Когда скорость вращения ротора генератора не велика и напряжение ге- нератора еще не достигло заданной величины, контакты РН разомкнуты, транзистор Т отперт. База транзистора соединяется с полюсом источника питания и транзи- стор запирается. В этом случае ток возбуждения проходит через добавочный Rд и ускоряющий Rу резисторы, шунтирующие транзистор, что вызывает снижение тока возбуждения и, следовательно, напряжение генератора. Коммутирующая и установочная аппаратура Коммутирующая и установочная аппаратура автомобиля: выключатели и переключатели; электромагнитные реле и контакторы; разъемные и соеди- нительные панели. Основным узлом коммутационных устройств является контактная часть, имеющая в конструкции изделий первой группы механиче- ской (ручной, пневматический и др.) привод и в конструкции второй группы – электромагнитный привод. По схеме коммутации выключатели и переклю- чатели отличаются количеством коммутационных цепей, количеством пози- ций, числом выводов, исполнением привода – клавишные, кнопочные, по- вторные, вытяжные. Основными параметрами выключателей и переключателей являются но- минальное напряжение, номинальный ток, схема коммутации, величина па- дения напряжения на контактах, ресурс по количеству циклов включения, от- ключения. По функциональному назначению можно выделить: главный выключа- тель; центральный переключатель света; многофункциональный подрулевой переключатель; переключатель системы стеклоочистки; переключатель ото- пления; переключатель указателей поворота; выключатель стоп-сигнала; вы- ключатель аварийной световой сигнализации; выключатель различных управляющих и исполнительных устройств. В схемах электрооборудования автомобилей все больше распростране- ние получают реле. Реле включения стартера; реле сигналов дальнего и ближнего света фар; электровентилятора в системе охлаждения двигателя; обогрева заднего стекла; отопителя; фароочислителей; отключения обмотки возбуждения генератора. Реле-прерыватели применяются в схемах контрольной лампы ручного тормоза стеклоочистителя. Электромагнитные реле делят на три группы по конструктивному исполнению; обычные; малогабаритные; специальные. По схеме коммутации реле подразделяются на замыкающие, размыкающие и пе- реключающие. Реле отличаются по режиму работы: продолжительному и кратковременному. В сильноточных цепях с токами свыше 50 А применяют контакторы на 12 и 24 В. Разъемы и соединительные панели служат для обеспечения монта- жа жгутов и приборов электрооборудования, соединения тягача и прицепом, подключения внешнего питания, подключения переносной лампы и т. д. Основные неисправности и их устранение Электрические неисправности, которые можно определить по показани- ям контрольных приборов. 1. Амперметр показывает разрядный ток при средней частоте вращения вала. Контрольная лампа заряда батареи (ВАЗ) горит полным огнем. Это ука- зывает на неисправность приборов системы генератора, реле - регулятора или цепи зарядного тока, цепи возбуждения. Исправность цепей проверяется на личием и величиной напряжения от аккумуляторной батареи при нерабо- тающем двигателе. Для проверки цепи возбуждения генератора необходимо отсоединить провод от зажима «Ш» генератора и вместо разрыва цепи присоединить вольтметр и включить зажигание. Отсутствие напряжения свидетельствует об обрыве в цепи ОВГ. При исправном генераторе, если амперметр показы- вает зарядный ток, то это указывает на неисправность регулятора напряже- ния. Отсутствие зарядного тока может быть при слабом натяжении ремня привода ротора генератора. 2. Амперметр постоянно регистрирует большую силу зарядного тока. Причиной нарушения может быть неисправность регулятора напряжения, пробой силового транзистора, короткое замыкание проводов между «+» и «Ш» генератора, увеличение сопротивления выключателя зажигания. При обнаружении неисправности до выяснения причины необходимо отключить провод от зажима «Ш» генератора. Состояние цепи возбуждения на увеличение сопротивления можно обнаружить по показанию вольтметра (10 В) между «+» и «Ш». 3. Амперметр показывает малую силу зарядного тока при разряженной аккумуляторной батарее и средней частоте вращения вала. Это может быть при неисправности генератора или нарушении регули- ровки реле регулятора. Замыкают зажимы «+» и «Ш» при отключенном регу- ляторе напряжения и наблюдают показания амперметра. Если амперметр по- кажет зарядный ток, то это указывает на неправильную работу реле регуля- тора, а отсутствие зарядного тока – на неисправность генератора. 4. Стрелка амперметра колеблется, контрольная лампа заряда батареи ми- гает при средней частоте вращения вала. Подобное возможно при периодиче- ских нарушениях в цепи зарядного тока и возбуждении генератора, а так же при пробуксовке приводного ремня. Причиной периодических нарушений может быть плохой контакт между щетками и кольцами. 5.Основные неисправности генераторов: - плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возни- кает при загрязнении и замасливании контактных колец; - обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки кон- цов обмотки с контактным кольцом; - замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора происходит при раз- рушении изоляции обмотки; - межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения; - замыкание обмотки статора на корпус при механическом или тепло- вом повреждении изоляции; - межвитковое замыкание или обрыв в цепях фазных обмоток статора; - плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора в ре- зультате загрязнения и замасливания контактных колец; - обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки кон- цов обмотки с контактным кольцом; - замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора при этом происходит при разрушении изоляции обмотки. При этом генератор не развивает мощно- сти. 6. Основные неисправности выпрямителя: Пробой диодов выпрямительного блока из-за перегрева внешними тока- ми или повышения напряжения генератора, механическом повреждении. В пробитом диоде сопротивление равно нулю и он проводит ток в обоих на- правлениях, что вызовет короткое замыкание фаз обмотки статора. Напряже- ние генератора снижается и аккумуляторная батарея не будет заряжаться; 7. Проверка неисправности интегральных регуляторов напряжения. Подключают регулятор на пониженное напряжения (зажим «В» и «масса») и контрольную лампу к зажимам «В» и «Ш», если лампа горит полным нака- лом - При обнаружении неисправности до выяснения причины необходимо отключить провод от зажима «Ш» генератора. Состояние цепи возбуждения на увеличение сопротивления можно обнаружить по показанию вольтметра (10 В) между «+» и «Ш». 3. Амперметр показывает малую силу зарядного тока при разряженной аккумуляторной батарее и средней частоте вращения вала. Это может быть при неисправности генератора или нарушении регули- ровки реле регулятора. Замыкают зажимы «+» и «Ш» при отключенном регу- ляторе напряжения и наблюдают показания амперметра. Если амперметр по- кажет зарядный ток, то это указывает на неправильную работу реле регуля- тора, а отсутствие зарядного тока – на неисправность генератора. 4. Стрелка амперметра колеблется, контрольная лампа заряда батареи ми- гает при средней частоте вращения вала. Подобное возможно при периодиче- ских нарушениях в цепи зарядного тока и возбуждении генератора, а так же при пробуксовке приводного ремня. Причиной периодических нарушений может быть плохой контакт между щетками и кольцами. 5.Основные неисправности генераторов: - плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возни- кает при загрязнении и замасливании контактных колец; - обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки кон- цов обмотки с контактным кольцом; - замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора происходит при раз- рушении изоляции обмотки; - межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения; - замыкание обмотки статора на корпус при механическом или тепло- вом повреждении изоляции; - межвитковое замыкание или обрыв в цепях фазных обмоток статора; - плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора в ре- зультате загрязнения и замасливания контактных колец; - обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки кон- цов обмотки с контактным кольцом; замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора при этом происходит при разрушении изоляции обмотки. При этом генератор не развивает мощно- сти. 6. Основные неисправности выпрямителя: Пробой диодов выпрямительного блока из-за перегрева внешними тока- ми или повышения напряжения генератора, механическом повреждении. В пробитом диоде сопротивление равно нулю, и он проводит ток в обоих на- правлениях, что вызовет короткое замыкание фаз обмотки статора. Напряже- ние генератора снижается и аккумуляторная батарея не будет заряжаться. 7. Проверка неисправности интегральных регуляторов напряжения. Под- ключают регулятор на пониженное напряжения (зажим «В» и «масса») и контрольную лампу к зажимам «В» и «Ш», если лампа горит полным нака- лом - регулятор исправен, при неисправном – лампа не горит или горит с непол- ным накалом. Второй способ выявления неисправности заключается в под- ключении вместо 12 В 16 В. При исправном регуляторе контрольная лампа не будет гореть. 4. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы деловой человек?
Ваш автомобиль среди тысяч ему подобных и несомненно привлечет особое внимание окружающих. Не менее важен и их дизайн, накидки установленные...

Современные тенденции развития сапр электронных систем (на примере систем фирмы Mentor Graphics)
В настоящее время развитие средств автоматизации проектирования электронных систем определяется следующими факторами

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод...
...

Техническое Задание (сео-рерайт) Цели и задачи текста: а) тексты...
...

Инструкция по экономии тепла и воды в системах горячего водоснабжения
Поэтому экономия топлива, организация рационального использования горячей воды, ликвидация потерь горячей воды и тепловой энергии...

Инструкция по электробезопасности в образовательном учреждении
К работе с использованием переносного электрического оборудования допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный при...

Инструкция n по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним
Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при вывешивании автомобиля и работе под ним

Разработка веб-редактора формализованных электронных документов на основе технологии gwt
Систем документооборота. Преобразуя старые бумажные документы в электронный вид, формализуя их, эти системы берут на себя основную...

Автомобиля
Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при проведении окрасочных работ

Внимание: Здесь приведены Методические материалы по формированию
М-15, 1-Т), приходной накладной (в обычной форме и форме м-4), счета и акта о выполненных работах (оказанных услугах) в произвольной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница