На прошлом занятии начали разбирать психофизиологическую проблему, и остановились на учении Павлова о высшей нервной деятельности




Скачать 29.27 Kb.
НазваниеНа прошлом занятии начали разбирать психофизиологическую проблему, и остановились на учении Павлова о высшей нервной деятельности
Дата публикации05.04.2013
Размер29.27 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Биология > Документы
На прошлом занятии начали разбирать психофизиологическую проблему, и остановились на учении Павлова о высшей нервной деятельности.

Павлов исследовал сущность деятельности животного. Он имел в виду не только процессы в коре головного мозга животного, но и само поведение животного. Для того чтобы выжить, каждый организм должен реагировать на воздействие внешней среды, необходимо удовлетворять инстинктам питания, размножения и самосохранения, которые обеспечивают сохранение вида.

Изучены были пути возбуждения нервных имульсов. Деление рефлексов на две категории: условные и безусловные (когда не нужен предварительные опыт и присущи всем особям вида). Условные рефлексы приобретаются во время жизни животного и являются индивидуальными. Эти рефлексы могут в том числе и угасать (когда теряется причинно-следственная связь между составляющими частями рефлекса).

Поведение животного условно-рефлекторно. Никакой психической деятельности животных нет. Поведение животных исчерпывающе описывается физиологией.

А можно ли подобный подход распространить на человека? После долгих колебаний Павлов пришел к выводу, что и у человека н

ет никаких психических процессов, а только сложные системы условных рефлексов. То есть получалось, что все войны, революции, великие изобретения объясняются просто физиологией? С. говорит, что, Павлов в этом был не прав.

Да и правда, Павлову приходилось изобретать инстинкты человека к свободе, к знаниям и прочее. Есть существенное отличие между рефлекторной и волевой деятельностью. Однако у животных нет волевой деятельности. Животное – это только организм, биологическое существо.

В Советском Союзе было огромное количество точек зрения на эту проблему. Семенов выделяеть пять решений

  1. Теория Павлова (психическая деятельность и есть высшая нервная деятельность; в философии это приводит к элиминативному материализму). Точка зрения неверная, но последовательная.

  2. Высшая нервная деятельность и физиологическая и психическая. Крайне непоследовательная точка зрения, скорее, вызванная боязнью отойти от учения Павлова.

  3. Психические и физиологические процессы – принципиально различные.

    1. Психическая деятельность – идеальная, и ее нельзя сводить к материальным процессам.

    2. Психическая деятельность также имеет материалистическое объяснение.

  4. Сознание есть свойство материи вообще. Приверженцы этой теории очень часто пользовались понятиями информатики об информации.

В общем, нет никакого общепринятого решения этой проблемы.

Что такое идеальное и какое отношение оно имеет к психофизическим процессам? Два вида идеального (высшее – социоидеальное, которое есть только у человека, и низшее – биоидеальное).

Природа низшей формы идеального – биоидеального.

Какой-то американский автор «Конец науки». Утверждение о том, что мы живем в последнее десятилетие науки. Проблема соотношения материального и идеального – одна из таких неразрешимых проблем сегодняшней науки.

Для решения этой проблемы необходимо обратиться к теории информации (в этом прав был Дубровский). В чем коренное отличе нервных процессов от остальных? Процессы пищеварения и прочие важны сами по себе, а нервные процессы нужны благодаря информации. Аналогия с ЛЭП и линиями связи.

Итак, нервная деятельность – это информационный процесс, который важен только потому, что он несет информацию о внешних процессах.

Понятия информатики

  1. Объект информации

  2. Получатель информации (нас интересует только человек)

  3. Носитель информации (это материальный процесс, или материальный объект). Для того чтобы процесс мог быть носителем информации, он должен иметь множество состояний. Для материального объекта аналогичное требование – множественность составляющего его элементов. Но ни носитель ни элементы не являются информацией; информация – это порядок расположение элементов носителя информации.

Проблема природы информации. Информация – это не материя и не энергия (Виннер). Кстати, информация объективна, она существует на самом деле, но в то же самое время она нематериальна.

Два вида объективного бытия:

  1. Самобытие (существование просто материальных объектов)

  2. Порядок расположения материальных объектов (бытие в чем-то и через что-то) – инобытие. Семенов его называет объектальным.

Время и пространство – это порядок расположения вещей, то есть это объектальные понятия.

Декодирование информации (создание материального или объектального дубля (иконичесого знака) информации).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция «Связь психики с анатомией центральной нервной системы (цнс)...

Тема: «Леворукость — норма или отклонение»
Эту проблему мы начали исследовать в 1 классе и выступали с ней на конференции в прошлом году. В этом учебном году продолжили исследование....

Как и на нашем прошлом занятии, давайте снова подумаем над вопросом:...
Этот вопрос очень практически

Решение о награждении обучающихся переводных классов похвальным листом...
Настоящее Положение устанавливает порядок награждения выпускников и обучающихся школы, проявивших способности и трудолюбие в учении...

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер...
Ременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье,...

"Устройство компьютера"
Математика и информационные технологии в начальных классах. В прошлом году началось наше знакомство с операционной системой Linux...

Тема: «Введение в язык программирования Basic»
На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими...

Заболевания нервной системы, их
При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями

Формирование познавательной деятельности и интереса к исследовательской...
Ационная и художественно-эстетическая деятельность, общение, а также путем выполнения различных предметно практических действий в...

На прошлом занятии выясняли, как философы пришли к выводу, что мир...
Это было борьбой против стихийного материализма. Семенов говорит, что это одно из величайших открытий философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница