Урок Тема: Цитология наука о клетке




Скачать 39.79 Kb.
НазваниеУрок Тема: Цитология наука о клетке
Дата публикации05.04.2013
Размер39.79 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Биология > Урок
Урок 1.

Тема: Цитология – наука о клетке

Цель: создать условия для развития аналитического мышления учащихся.

Задачи:

  • формирование понятий «наука», «научное познание», «научное мировоззрение»;

  • развитие навыков работы со световым микроскопом;

  • воспитывать уважение к чужой точке зрения в создании клеточной теории.

Формы организации: эвристическая беседа, «дебаты», ролевая игра, практикум.

Материал и оборудование: стакан молока, вата, лист традесканции, волос, горная порода (гранит); компьютер, мультимедийная презентация (18 слайдов); световой микроскоп; цифровой микроскоп; набор лабораторного оборудования для приготовления микропрепаратов.

Ход урока:

    1. Организационный момент. Настрой на урок.

    2. Изучение нового материала

Эвристическая беседа.

Слайд 1. Цитология – наука о клетке. Ее становление стало возможным с изобретения микроскопа. В настоящее время цитология считается одной из прогрессивных биологических наук (обсуждение).

Слайд 2. Любой многоклеточный организм изучают на организменном, тканевом, клеточном и молекулярном уровнях. Познание, например, человека невозможно без элементарных знаний о строении и жизнедеятельности клетки. Клетка – единая, структурная, функциональная единица (обсуждение).

^ Актуализация знаний о научном и ненаучном мировоззрении.

Слайд 3. На кафедре стакан молока, лист традесканции, волос, горная порода (гранит).

«Дебаты». В споре рождается истина.

Класс делится на три группы:

1 группа учащихся представляет гипотезу «Все состоит из клеток». Дети должны абстрагироваться, доказывать свое мнение, основываясь на информации из средств массовой информации, «кто-то» сказал, «нам так кажется», представить ненаучный взгляд на проблему.

2 группа учащихся представляет гипотезу «Все живое состоит из клеток». Дети опровергают ненаучные доказательства первой гипотезы, используя межпредметные связи: знания химии (молоко – набор химических веществ), физики (гранит – кристаллическая решетка), анатомии и биохимии (волос – белок кератин).

Учащиеся 3-й группы после дебатов должны отдать предпочтение той или иной гипотезе по силе убедительности ее представления, объяснить свой выбор.

^ Изучение нового материала.

Слайд 4. Уровни научного познания клетки. Эмпирический уровень основан на практической деятельности, что включает в себя наблюдение, эксперимент, моделирование. На основе результатов эмпирического изучения клетки строятся научные гипотезы, которые анализируются, обобщаются, вследствие чего и появляется научная теория.

Слайд 5. История открытия и создания клеточной теории.

Ролевая игра. Звучит музыка 17 века. За столом сидит ученик в роли Роберта Гука. Он смотрит в микроскоп, и радостный что-то пишет на листе бумаги.

Слайд 6. На фоне слайдов учитель произносит:

17 век, век открытий, противоречий и взлетов в науке. 1665 год – английский физик Роберт Гук рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление.

Учащийся «Р.Гук»: Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее плотными рядами в моем поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Слайд 7. Появляется Антонио ван Левенгук (учащийся).

Учитель. Антонио Ван Левенук в 1680 году открывает клетки простейших.

Учащийся «А.Левенгук». Это капелька застоявшейся воды, что в ней я увижу? (садится за микроскоп). О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» очень забавлялись, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, они очень счастливы в жизни. Да и по форме «зверушки» довольно симпатичные, шарики, спирали, палочки крутятся в понятном только одним им танце.

Слайд 8. Входит Т.Шванн и М.Шлейден, дискутируя о чем-то. У одного ученика в руках книга.

Учащийся «Т.Шванн». 1839 год – знаменитый год в моей жизни. Вот труд, созданный за многие лета моей жизни «Микроскопические исследования о соответствии структуре и росту животных и растений». Я благодарен известному всем ботанику М.Шлейдену. Сотрудничая с ним, вот, что у нас получилось. Слайд 9. Посмотрите, почтенные граждане, на интереснейшие постулаты из моей книги.

Слайд 10. Появляется Р.Вирхов. «Минуточку, друзья мои, это не совсем точно. Позвольте внести некоторую поправку в последний постулат. «Всякая клетка происходит из другой клетки».

Слайд 11. Учитель. А вот как трактуется современная клеточная теория.

Обсуждение. Итог обсуждения: единство происхождения мира на Земле.

Слайд 12. С изобретением электронного микроскопа цитология шагнула далеко вперед.

Слайд 13. Практическая работа. Актуализация знаний о строении светового микроскопа. У всех на столах микроскопы, учащиеся повторяют правила работы с микроскопом, вычисляют разрешающую способность микроскопа.

Слайд 14. Приготовление временного микропрепарата. Учащиеся сначала слушают и смотрят на слайде, как готовят микропрепарат, затем все действия повторяют самостоятельно.

Слайд 15. Алгоритм выполнения лабораторной работы напоминает следующий слайд. Примите к сведению критерии оценивания лабораторной работы.

Оформление лабораторной работы «Устройство светового микроскопа. Приготовление микропрепарата».

3. Итог урока. Обсуждение.

  • Что обозначают понятия «наука», «научное познание», «научное мировоззрение»?

  • Назовите современные положения клеточной теории.

  • Какие методы исследования клетки известны?

  • Каковы этапы подготовки к работе со световым микроскопом?

Домашнее задание.

  • п.7, рассказ по плану урока, инд. задание.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Урок литературы 10 класс тема: какова же русь гоголя?( заключительный...
Тема: какова же русь гоголя?( заключительный урок по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

Урок по теме: “ слово веселит, огорчает, утешает
Дети! У нас сегодня необычный урок! У нас гости, родители! И тема урока необычная!

Урок по теме «Поэтическая тетрадь» д\з составить акростих тема «Снег»
Тема «Правописание окончаний имен существительных 1 и 3 скл в родительном и дательном падежах»

Урок музыки, 2-й класс. Тема "Колыбельные"
...

Магия Нумерология
Нумерология древняя эзотерическая наука о числах. Еë нередко называют магией чисел, на самом же деле, эта наука гораздо ближе к астрологии,...

1. Предмет философии, объекты ее исследования и основной вопрос философии
Дает ли философия новые знания, которые невозможно получить иным путем? (то есть наука ли она – или не наука?)

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Урок  в 8-классе.  Тема:  Обобщающий урок
Слово учителя. Итак, мы прочли  последнее  большое произведение  А. С. Пушкина,  которое было завершено   19 октября 1836 года. На...

Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Петровна. Сегодня я у вас проведу урок чтения. Девиз нашего урока урока: «Учиться надо весело,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница