Рабочая программа предполагает возможность реализации в педагогическом процессе актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют




Скачать 478.75 Kb.
НазваниеРабочая программа предполагает возможность реализации в педагогическом процессе актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют
страница1/5
Дата публикации04.04.2013
Размер478.75 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ВВЕДЕНИЕ

Вариативность содержания образования диктует необходимость существования Государственного образовательного стандарта, определяющего цели обучения учебному предмету, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников. Назначением этого документа является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования, преемственности образования и единства образовательного пространства.

Государственный образовательный стандарт общего образования, принятый в марте 2004 года, определяет, помимо общей концепции образования, цели и содержание обучения по предметным областям. Обязательный минимум содержания среднего (полного) биологического образования включает набор тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в авторские программы по биологии и обеспечивающих формирование природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетенций.

Обязательный минимум среднего (полного) биологического образования представлен пятью крупными содержательными блоками (предметными темами), которые в разной степени детализируются в программе среднего (полного) образования (базовый уровень).

Для отбора элементов содержания при формулировании требований к уровню подготовки выпускников было соотнесено содержание учебного материала авторской программы с Госстандартом и Примерной программой, определяя недостающий и избыточный информационный материал, необходимые дополнительные справочные и учебные материалы и уточняя требования к подготовке в отношении поверяемых видов деятельности. Это продиктовано необходимостью не допустить превышения требований к результатам обучения и перегрузки обучающихся избыточным информационным материалом.

В рабочей программе требования к результатам обучения конкретизированы, даны в деятельностной формулировке и в последовательности их усложнения. Конкретно сформулированные требования позволят спланировать виды учебной деятельности обучающихся, что обеспечит усвоение учебного материала на уровне требований Госстандарта.

В программе приведены примерные измерители достижения требований к уровню подготовки: вопросы и задания в учебниках входящих в состав авторских УМК.

Рабочая программа предполагает возможность реализации в педагогическом процессе актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения биологии:

- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинноследственные связи;

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;

  • умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;

  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

При планировании уроков по рабочей программе были предусмотрены различные виды деятельности в их единстве и взаимосвязи, позволяющие оптимально достигать результатов обучения, отраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников. Доминирующие виды деятельности могут определить тип и вид учебного занятия.

При разработке, в рабочих программах применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок актуализации знаний и умений, урок контроля и коррекции знаний и умений. Структура каждого учебного занятия отражает логику процесса усвоения знаний и умений. Но такое выделение уроков достаточно условно: часто урок сочетает в себе элементы разных типов (комбинированный урок) и охарактеризовать тип урока можно по тому, какой тип оказывается доминирующим.

В пояснительной записке программы указан достаточно полный перечень учебной и учебно-методической литературы для учащихся и учителя.


^ Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, т.е. 32 часа за год.

В рабочей программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методахнаучного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.


^ Содержание курса

Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира. Отличительные признаки живой природы.

Основные уровни организации живой природы. Свойства живого. Дискретность и целостность. Наследственность и изменчивость. Открытость. Ритмичность. Адаптация. Метаболизм. Саморегуляция. Размножение Раздражимость и движение. Клетки эукариот и прокариот. Вирусы. Развитие знаний о клетке. Этапы создания клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Паразитизм на генетическом уровне. Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Дополнение Р. Вирхова. Основные положения современной клеточной теории. Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека. Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы. Липиды. Липоиды. Углеводы. Классификация жиров. Классификация углеводов. Роль липидов, липоидов в клетке. Роль углеводов в клетке. Белки. Пространственная структура. Роль белков в клетке. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации. Денатурация и ренатурация. Причины денатурации. Нуклеиновые кислоты. Описание структуры ДНК. ДНК - носитель наследственной информации. Виды РНК. Удвоение молекулы ДНК. Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. АТФ, АДФ, АМФ. Химические свойства АТФ. Реакции расщепления АТФ. Значение АТФ в клетке. Другие органические соединения клетки. Органоиды клетки Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности. Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны. Клеточное ядро. Хромосомы. Четко сформированное ядро – обязательный компонент клеток эукариот. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Ген. Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белка. Вирусы, бактериофаг. Строение вируса. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Паразитизм на генетическом уровне. Реализация наследственной информации. Анаэробные и аэробные организмы. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Организм – открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. Локализация реакций энергетического обмена. Эффективность энергетического процесса аэробов. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Обмен веществ и превращение энергии. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Типы питания. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий. Фотосинтез. Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Деление клетки – митоз. Типы бесполого размножения. Размножение: бесполое, половое. Мейоз, сущность и значение. Фазы первого и второго мейотического деления. Строение половых клеток. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Биологическое значение оплодотворения. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения развития организмов. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Индивидуальное развитие (онтогенез) человека. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель -основоположник генетики. Статистический характер законов Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования, закон расщепления. Закон чистоты гамет. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования. Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Сцепленное наследование. Перекрест хромосом. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы. Наследование заболеваний, сцепленных с полом. Генетическое определение пола у человека. Факторы и механизмы. Сцепленное с полом наследование. Закон сцепленного наследования. Современные представления о гене и геноме. Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Взаимодействие генов и их множественное действие. Влияние внешней среды на взаимодействие генов. Наследственная (генотипическая) и ненаследственная (модификационная). Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций по месту возникновения. Типы мутаций по уровню изменения генетического материала. Групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины. Генные болезни. Хромосомные болезни. Профилактика наследственных заболеваний. Генетика - теоретическая основа селекции. Основные методы селекции. Достижения и направления современной селекции. Гетерозис (жизненная сила). Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО). Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных (ГМ) организмов. Эксперименты по клонированию животных и растений. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонирование человека). Клонирование. Этапы. Значение.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

^ Перечень лабораторных и практических работ

.

Название лабораторной работы



^ Название практической работы

1.

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1.

Сравнение строения клеток растений, животных.

2.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.







3.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

2.

Составление простейших схем скрещивания.







3.

Решение простейших генетических задач.





4.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.





5.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

^ Итого: 3 лабораторные работы.

Итого: 5 практических работ.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предполагает возможность реализации в педагогическом...
Назначением этого документа является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования, преемственности...

Новые подходы в обучении детей государственным языкам
На смену традиционным методам организации педагогического процесса доу пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального...
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г в содержании рабочей программы предполагается реализовать...

Урок по математике с географией в 6 классе. Тема : «Масштаб»
Цель: формирование успешной личности в условиях деятельностного, компетентностно-ориентированного подходов и интеграции двух школьных...

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования...
Технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества)...

Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации...
В совре­менной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного об­разования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированный...

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный...
Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие...

В настоящее время метод проектов широко применяется в современной...
Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе...

Тема: Дифференцированное обучение детей в специальной
«Личностно-ориентированный подход в обучении,коррекции, воспитании учащихся с тяжелыми нарушениями речи.»,так как одним из основополагающих...

Общая информация о реализации в Жердевском районе целевых программ за 2012 год
Одним из направлений реализуемой в настоящее время административной реформы является внедрение механизмов управления по результатам,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница