Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья?




Скачать 266.3 Kb.
НазваниеМожно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья?
Дата публикации04.04.2013
Размер266.3 Kb.
ТипВопрос
odtdocs.ru > Биология > Вопрос
МБОУ СОШ № 89 Ленинского района г.Красноярска.

Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся

«ЗДОРОВЫМ БЫТЬ — ЗДОРОВО!» 

1 .Введение

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически - да, практически - не получается. Врачи, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале 20 века основоположник отечественной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т. к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4- 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Опыт школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому и предлагается эта программа «Здоровье» , направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровым — быть здорово !» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинские работники и технический персонал.

^ 2. Цель программы

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

3. Задачи

1.       Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и
целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2.       Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3.       Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение
кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4.       Организовать систему профилактических работ по предупреждению
детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости
учащихся школы.

5.       Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

^ 4. Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

5. Участники программы

- учащиеся;

-классные руководители; -учителя - предметники;

  • врачи - специалисты, закреплённые за учреждение

  • родители.



  1. Основные направления деятельности


Учебно - воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.

№ п/п


^ НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПРОВЕДЕНИЯ

1.

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

Сентябрь- ноябрь

2.

Валеологический анализ расписания уроков

В течении всего учебного года

3.

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 классы)

В течении всего учебного года

4.

Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

В течении всего учебного года

5.

Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физической культуре и ДР.

В течении всего учебного года

6.

Контроль за выполнением норм самообслуживания

Октябрь, декабрь, март

7.

Контроль за правильным использованием ТСО.

Ноябрь, февраль

8.

Валеологический анализ урока.

Декабрь

9.

Повышение валеологической грамотности учителей.

Январь

10.

Структуирование учебных программ на основе валео логических принципов.


май


^ Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.



№ п/п


Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Создание «Паспорта здоровья»

Сентябрь - ноябрь

2.

Осуществление контроля за соблюдением норм нагрузки (дневной, недельной, годовой)

Октябрь - март

3.

Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп

Сентябрь - март

4.

Запуск медико - педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учётом сложности программы обучения)

Апрель - май


^ Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких - либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

№ п/п


Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Плановый медосмотр

По графику

2.

Мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов

Сентябрь - октябрь

3.

Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов

В течение всего учебного года

4.

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения - отопление, вентиляция, освещённость, водоснабжение, канализация

В течение всего учебного года

5.

Плановая диспансеризация учащихся

В течение всего учебного года

6.

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

Ноябрь - декабрьЯнварь, май


7.

Контроль за состоянием рабочей мебели

Ноябрь, февраль

8.

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации

Январь, май


9.

Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы

По графику

^ Научно - методическая и опытно - экспериментальная работа - скорейшее
внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления
здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных
программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

№ п/п

^ Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей. В практику учебно – воспитательного процесса.

Декабрь - январь

2.

Контроль за недопустимостью использования в
отношении учащихся и учителей непроверенных
оздоровительных систем и методов.

Сентябрь - ноябрь




^ Информационно - просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

№ п/п

^ Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Использование различных форм массовой
пропаганды здорового образа жизни: организация
лекций, проведение дня здоровья

В течение всего учебного года

2.

Использование наглядной агитации: выпуск
стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

В течение всего учебного года

 



^ 7. Функции различных категорий работников школы в контексте

реализации программы

7.1.Функции медицинской службы:

-проведение диспансеризации учащихся школы;

-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

-выявление учащихся специальной медицинской группы;

-организация работы кабинетов.

^ 7.2.Функции директора и его заместителей:

-общее руководство реализацией программы: организация, координация,

контроль;

-общее руководство по организации валеологической службы в школе;

-общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в

школе;

-организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

-организация контроля уроков физической культуры;

-обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

-разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического

здоровья учащихся и её контроль;

-организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и

обеспечение поддержки детей из таких семей;

-организация работы психологической службы и социальной службы в школе.

^ 7.3. Функции классного руководителя:

-санитарно - гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в

школе;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике

частых заболеваний учащихся;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике

детского травматизма на дорогах;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике

наркомании, токсикомании, табакокурения;

-организация и проведение профилактической работы с родителями;

-организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов,

работников ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;

-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции,

КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;

-организация и проведение исследования уровня физического и

психофизического здоровья учащихся;

-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися

правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

^ Сотрудничество школы с другими учреждениями

 

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

Взрослая районная поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, игры для учащихся

Школьный медицинский кабинет

Профилактика заболеваний

Осмотры, лекции, беседы, медицинская помощь

9.  План реализации программы «Здоровье»

на 2012-2014 учебные годы

Первый этап (2012-2013 учебный год)

^ 1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика

 

№ п\п

Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп.

сентябрь

1-11-й

Классные руководители, учитель физкультуры –Никитина О.В.,Янов А.А.,Колпаков А.В.

2.

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь-апрель

2-11-й

Медицинская сестра, прикреплённые врачи

3.

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра, ШуклинаЕ.А.-зам. директора по воспитательной работе

4.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1-11-й

Завуч школы –КолпаковаГ.В., Классные руководители

^ 2. Мониторинг психофизического здоровья учащихся

 

1.

Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

В течение

года

5-11

Учителя физкультуры:

Колпаков А.В.,

Янов А.А.

2.

Психологический мониторинг здоровья учащихся : тест на адаптациюв начальной школе, средней школе ; тест на тревожность.

Сентябрь-

январь

1,3,5,10-ый

Зам. Директора по воспитательной работе — Шуклина Е.А

^ 3. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима в школьном учреждении

 

1.

Эстетическое оформление класса и школы

В течение

года

1-11-й

Классные руководители, зам. Директора

 школы по воспитательной

 работе -Шуклина Е.А.

2.

Рациональное расписание уроков, не

допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение

года

1-11-й

Завуч школы -

Колпакова Г.В.

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: -проветривание;

-освещение; -отопление; -вентиляция; -уборка

Ежедневно 1 раз в неделю

Ежедневно

Все помещения

Директор школы - Белоусова Е.В.

4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом


Ежедневно




Директор школы - Белоусова Е.В.

5.

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

В течение

года




Завуч школы -

Колпакова Г.В.

6.

Организация

активного отдыха на переменах

постоянно

1-4-й

Классные

руководители

^ 4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

2.

Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

 5. Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга


1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года

1-11-й

Учителя физкультуры –НикитинаО.В.,Янов А.А.,КолпаковА.В.

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала

В течение года

1-11-й

Учитель физкультуры-НикитинаО.В.,КолпаковА.В.,ЯновА.А.Учителя начальных классов

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных , краевых соревнованиях


В течение года

1-11-й

Классные руководители, учителя физкультуры

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий

В течение года

1-11-й

Учителя физкультуры -Классные руководители, Зам.директора по воспитательной работе и СМиС

5.

Работа спортивных секций

В течение года

1-11-й

Учителя физкультуры ,тренеры.

^ 6. Профилактика травматизма

 

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-11-й

Учитель ОБЖ Янов А.А

Зам. директора по воспитательной Работе.

2.

Тематические уроки по

По профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ

По программе

1-11-й

Учителя начальных классов, Учитель ОБЖ Янов А.А

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

сентябрь

1-11-й

Учитель ОБЖ Янов А.А

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Учитель ОБЖ Янов А.А

^ 7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, биологии

В течение года

5-11-й

Учитель ОБЖ –Янов А.А.Учитель биологии Шмидт Н.Н.

2.

Тематические классные часы (Приложение №1)

В течение года

1-11-й

Классные руководители

3.

Вопросы здоровья учащихся на родительских собраниях (Приложение

№2)

В течение года

1-11-й

Классные руководители, координаторы по работе с родителями Семёнова О.В.,Шуклина Е.А.

4.

Встречи с сотрудниками наркологического диспансера

По плану

8-11-й

Зам. директора по воспитательной работе- Шуклина Е.А.

5.

Конкурсы, викторины (Приложение №3)

По плану

1-11-й

Классные руководители Зам. директора по воспитательной работе.

^ 7. Развитие материально - технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

 



Оборудование спортзала

Директор школы –Белоусова Е.В.



Оборудование спортивной площадки во дворе школы

Директро школы –Белоусова Е.В.



Оборудование кабинетов школы

Директор школы –Белоусова Е.В.



Обеспечение учебно - методической литературой

Библиотекарь школы



Приобретение ТСО


Директор школы –Белоусова Е.В.



Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей


Директор школы –Белоусова Е.В.

^ 2 этап (2013-2014 учебный год)

На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2012-2013 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2013-2014 учебный год.

Заключение

Данная программа «Здоровье» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

-отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения; -создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни; -просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно - оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тематические классные часы 1-4 классы

1.  Режим дня.

2.           Закаливание организма.

3.           Культура поведения в общественных местах.

4.           Культура поведения за столом.

5.           Культура питания.

6.           Мой друг - Мойдодыр.

7.           Культура одежды.

8.           Профилактика простудных заболеваний.

9.           Берегите здоровье смолоду.

5-8 классы 1.Режим дня. 2.Что такое здоровье? 3.Способы укрепления здоровья. 4. Культура питания. 5 . Культура одежды.

6.      Гигиена мальчика и девочки.

7.      Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.

8.      О вредных привычках.

9.      О вреде никотина.
10.0 вреде алкоголя.

 

11.      Имя беды -наркотик.

12.      Покончить с грубостью.

13.      Определение здорового образа жизни.

9-11 классы

1. Береги здоровье смолоду.

2.      О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

3.      Гармония тела.

4.      Роль спорта в жизни человека.

5.      Как одеваться: стильно, модно, удобно?

 

6.      Система питания старшеклассника.

7.      Культура гигиены девушки.

8.      Культура гигиены юноши.

9.      Покончить с грубостью.

 

10.      Победить зло.

11.      Стресс.

12.      Традиции и табакокурение.

13.      Исторические аспекты винопития на Руси.

14.      Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

15.      Почему принимают наркотики.

16.      Когда возникает интерес к наркотикам.

17.      Наркотики и жертвы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематика вопросов на родительских собраниях

1.  Психологические особенности учащегося разного возраста.

2.           Режим дня и гигиенические нормы.

3.           Режим питания.

4.           Как уберечь вашего ребёнка от вредных привычек.

5.           Лекции медицинской сестры.

6.           Семейные конфликты.

Конкурсы, викторины

1. Конкурсы рисунков:

-   «Осторожно, дети» (по правилам дорожного движения)

-   «Я за здоровый образ жизни!»

-   «Зелёная аптека».

2. Конкурс плакатов:

-   «Жизнь без наркотиков!»

-   «Нет вредным привычкам!»

3. Викторины:

- «Красный, жёлтый, зелёный»;
-«Кушайте на здоровье».

4.      Весёлые старты.

5.      Товарищеские встречи по разным видам спорта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цветные фантазии или как влияют цвета на поведение детей
Существует даже специальная диагностика, позволяющая с помощью цвета измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость,...

Чем можно занять ребёнка на прогулке весной?
Как сделать так, чтобы весенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной?

Готов ли ваш ребенок к школе
Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растет напряженность. И...

Утверждена
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...

«Использование бисероплетения для развития мелкой моторики рук»....
Они на практике познакомились с техникой плетения бисерных изделий. Для педагогов доу была подготовлена выставка работ детей, посещающих...

Литературные загадки и шарады
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных...

Несомненно, чтобы использовать Нейро-Лингвистическую Полит-Технологию...
И даже не имеет значение как Вы представляете материальный мир, всё равно Вам придется что-то делать чтобы донести свои идеи, мысли...

Скоординированный план работы школы-интерната в октябре 2012-2013 учебного года
Предварительный анализ итогов приема детей в 1 класс (состояние здоровья, школьная готовность) ппппппппппппппппппппппппппппппп30....

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?
Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница