1 Социологические взгляды О. Конта




Скачать 54.29 Kb.
Название1 Социологические взгляды О. Конта
Дата публикации03.04.2013
Размер54.29 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Биология > Документы
1) Социологические взгляды О. Конта.
Социология начала существовать в 40-х годах XIX столетия после опубликования О. Контом третьего тома его работы «Курс позитивной философии» (1839 г.), где автор впервые использует термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Он предложил свою классификацию наук. Во-первых, он разделил все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки должны были раскрывать законы определенной сферы явлений, а конкретные должны были находить для этих законов какое-либо практическое применение. Например, Конт рассматривал биологию как абстрактную науку, а медицину как конкретную.

Кроме того, он выделил пять абстрактных теоретических дисциплин и расположил их в виде своего рода лестницы, где каждая последующая наука отчасти опиралась на результаты предыдущей. Эта последовательность научных дисциплин приобрела у Конта следующий вид:

  1. Астрология

  2. Физика

  3. Химия

  4. Биология

  5. Социология


То есть социология должна была завершать всю систему позитивного научного знания. Для обозначения этой новой науки Конт использовал в начале такой термин как «социальная физика», а затем ввел для неё название социология, определив корни двух слов из латинского и греческого языков.

С точки зрения Конта, социология— абстрактная теоретическая дисциплина, которая должна была раскрывать законы общественной жизни. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была рассматривать общество в относительно устойчивом неизменном состоянии. Социальная динамика должна была выявлять закономерности происходящих в обществе изменений. В работах Конта важное место занимает понятие социального прогресса, то есть общество развивалось от более простого состояния в более совершенное состояние.
Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая "воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы...". Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. По Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности.
Также Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития человека:

  • теологическая (религиозная);

  • метафизическая (философская);

  • позитивная (научная).


Теологическая стадия связана с господством в обществе религии. На этой стадии все явления природы и общественной жизни объясняются с позиций какого-либо религиозного учения. Этой стадии соответствовало средневековое феодальное общество.
Метафизическая стадия характеризуется преобладанием абстрактных философских теорий, не основанных на данных опыта. По мнению Конта, во Франции этой стадии соответствовала эпоха просвещения (18 век). В этот период подрыв традиционных религиозных верований приводит к усилению нестабильности в социальной и политической жизни, что нашло выражение в революции 1789 года.
Наконец, на рубеже 18–19 веков наступает новая позитивная стадия. В этот период возрастает роль научного знания и широкое использование достижений науки способствует формированию индустриального общества. На этой стадии человек отказывается оперировать абстрактными сущностями и начинает наблюдать за явлениями и фиксировать связи между ними.
Согласно Конту, переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. Чем проще объект изучения, тем быстрее устанавливается позитивное знание. Именно поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, лишь позднее в биологии, а социология - вершина позитивного знания. Она опирается на позитивный метод - это опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, эксперименте и в сравнительном исследовании.
Конт также в своей работе формулирует закон разделения и коопераций труда. Благодаря появлению в обществе различных социальных и профессиональных групп растет разнообразие в обществе и повышается благосостояние людей.
Но эти же факторы ведут и к разрешению фундамента общества, к "однобокой профессионализации": социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим; возникают корпорации и внутри корпоративная эгоистическая мораль, которые способны разрушить основу общества - чувство солидарности.
Разделение и кооперация труда способствуют в исторической перспективе повышению производительности труда и уровня материального благосостояния населения, приводят к разнообразию форм экономической жизни. В то же время важнейшим следствием действия данного закона становится усложнение социальной структуры по причине появления в обществе различных профессиональных групп. Профессионализация в итоге приводит к обеднению содержания труда и, соответственно, обеднению самой личности. Но самое главное состоит в том, что разделение труда и его профессионализация порождают конкуренцию и разрушают общественную солидарность, заменяя ее узкопрофессиональной. В результате противопоставления отдельных социальных групп, созданных по профессиональному признаку и действующих в обществе в рамках собственной корпоративной морали, возникает угроза разрушения единства общества и общественного согласия. Единственной силой, способной поддерживать социальную солидарность, является, по мнению Конта, государство.
Вывод: социология призвана по Конту способствовать установлению солидарности и согласия в обществе. Огюст Конт делит социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Социальная статика изучает условия, законы функционирования общественной системы. В разделе социальной динамики изучаются изменения, происходящие в социальной системе, динамика ее развития, тенденции развития и т.д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. Б. Павлов эсеры максималисты в первой российской революции
Философские, социологические и политико-экономические воззрения максималистов

Требования к урок
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения

Классный час «Моя семья»
Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды, и мне очень приятно

Диалог первый
Но не только с нею – было еще одно знакомство, невероятное и фантастическое, изменившее и жизнь мою, и мнение о человечестве, и взгляды...

1 Социологические взгляды О. Конта iconПубликации
Взгляды, представленные в данной публикации, принадлежат автору и необязательно отражают мнение Программы развития ООН

Основные и неосновные направления философии (продолжение)
...

Профессия, в которой сочетались бы
Развитие речи оказывает благоприятное влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения речь человека...

Пальчиковый театр "Заюшкина избушка". Показывают дети старшей логопедической группы
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции,...

Хавер без моадона
Израилю, маленькой точке на карте. Стране, словно бы специально помещенной в самое сердце мира. Не только географически, но и духовно....

Хавер без моадона
Израилю, маленькой точке на карте. Стране, словно бы специально помещенной в самое сердце мира. Не только географически, но и духовно....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница